Решение по заявлению Умнягина М.А. о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным (не вступило в законную силу)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации                                                     

Дело

31.10.2011 г.                                                                                     

Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Тихоновой В.В. при секретаре Безусовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Умнягина М.А. о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным

У С Т А Н О В И Л:

              Умнягин М.А. обратился в суд с заявлением и просил признать незаконным бездействие Администрации г. Дзержинска, выразившееся в не утверждении схемы расположения земельного участка площадью 453 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, южнее дома , и не предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату, просил также обязать Администрацию г.Дзержинска утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 453 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, южнее дома , подготовленную <данные изъяты> в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, обязать Администрацию г.Дзержинска принять решение о предоставлении земельного участка площадью 453 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, южнее дома , в десятидневный срок с момента утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Умнягин М.А. мотивировал свои требования тем, что ему на праве собственности принадлежит нежилое отдельно стоящее здание общей площадью 2911,20 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный объект недвижимости было им надлежащим образом зарегистрировано в <данные изъяты>, в связи с чем 21.08.2006г. ему было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности серия . 11 апреля 2007г. между ним и <данные изъяты> был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 1353 кв.м., кадастровый номер для эксплуатации указанного выше объекта недвижимости. Право собственности на данный земельный участок было им надлежащим образом зарегистрировано в <данные изъяты>, в связи с чем 13.06.2007г. ему было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности серия . Однако, при уточнении границ земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства выяснилось, что часть нежилого здания выходит за пределы предоставленного ему земельного участка. В данной связи им проведены работы по формированию земельного участка. За его счет <данные изъяты> подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 28 июля 2011г. заявителем направлено заявление в Администрацию г.Дзержинска с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка - площадью 453 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, южнее дома , и предоставить ему указанный земельный участок в собственность за плату. Однако до настоящего времени (а прошло уже более двух месяцев) никакого ответа от Администрации г. Дзержинска он не получил. Считает бездействие Администрации г. Дзержинска незаконным.

            Представитель заявителя в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.

            Представитель заинтересованного лица Администрации г.Дзержинска Нижегородской области в судебное заседание не явился. В суд предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд считает возможным. В отзыве указал, что считает требования заявителя незаконным по следующим основаниям. В соответствие с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами,определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Согласно правил, установленных ст. 258 ГПК РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и свобод граждан. Отказ Администрации г. Дзержинска в предоставлении земельного участка под частью здания соответствует требованиям закона в силу следующего. В соответствие с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане июридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п. 5 ст. 36 ЗК РФ). Пунктом 7 ст. 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Вместе с тем, как следует из материалов дела на испрашиваемом земельном участке расположена лишь часть здания, принадлежащего заявителю на праве собственности. Части объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений) не поименованы в п. 1 ст. 36 ЗК, следовательно, у Администрации г.Дзержинска отсутствует обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка. Обжалуемый отказ Администрации г.Дзержинска не нарушает прав и свобод заявителя. Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленного требования о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления незаконным является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данного акта закону и нарушения ими прав и свобод заявителя. В силу п. 1 ст. 56 ГПК РФ бремя доказывания прав и свобод граждан оспариваемым ненормативным правовым актом возложено на заявителя. Доказательств, свидетельствующих о возможных нарушениях прав и свобод, суду не предоставлено.

          Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

            Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации гражданину предоставлено право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

            В силу части первой ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

           Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

          Из материалов дела и объяснений сторон судом установлено, что заявителю на праве собственности принадлежит нежилое отдельно стоящее здание общей площадью 2911,20 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный объект недвижимости было им надлежащим образом зарегистрировано в <данные изъяты>, в связи с чем 21.08.2006г. ему было выдано свидетельство о государственной права собственности серия /л.д. 7/.                                                                                 

          Судом установлено, что 11 апреля 2007г. между заявителем и <данные изъяты> был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 1353 кв.м., кадастровый номер для эксплуатации указанного выше объекта недвижимости. Право собственности на данный земельный участок было заявителем надлежащим образом зарегистрировано в <данные изъяты>, в связи, с чем 13.06.2007г. ему было выдано свидетельство о государственной права собственности серия /л.д. 8/.

          Из объяснений представителя заявителя установлено, что при уточнении границ земельного участка и расположенного на нем объекта капитального строительства выяснилось, что часть нежилого здания выходит за пределы предоставленного заявителю земельного участка. В данной связи им проведены работы по формированию земельного участка.

          Судом установлено, что за счет заявителя <данные изъяты> подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории /л.д. 12-14/.

          Судом установлено, что 28 июля 2011г. заявителем направлено заявление в Администрацию г.Дзержинска с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка - площадью 453 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, южнее дома , и предоставлении ему указанного земельного участка в собственность за плату.

          Установлено судом и то обстоятельство, что до настоящего времени заявителем не получен ответ из Администрации г.Дзержинска на его заявление.

          Суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

          В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

        В соответствии с ч. 5 указанной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (ч. 7 ст. 36 ЗК РФ).

        В соответствии с ч. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Принцип единства и взаимосвязи объекта капитального строительства, возведенного на земельном участке, и земельного участка, предназначенного для нормальной эксплуатации указанного объекта капитального строительства, является основополагающим в вещном праве Российской Федерации.

          Следовательно, Администрация г.Дзержинска нарушила права заявителя, не выдав ему ответ на его заявление об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, южнее дома , тем самым создав препятствия заявителю в нормальной эксплуатации здания.

         Данный принцип находит свое отражение в правилах о возникновении права собственности на вновь возводимые здания и иные объекты недвижимости (ст. 219, 263 ГК РФ), в правилах о возникновении у приобретателя прав на земельный участок, занятый возведенным на нем объектом недвижимости, при переходе права на такой объект недвижимости (ст. 271, 552 ГК РФ, ст. 35, 36 ЗК РФ), в правилах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), в правилах об образовании земельных участков как объектов вещных прав (ст.36 ЗК РФ).

         В силу правила ч. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

         Применительно к данному делу, указанный принцип означает, невозможность ситуации, когда существует здание, право собственности на которое как на возведенный объект недвижимости признано государством, однако нормальная эксплуатация здания невозможна ввиду того, что оно находится на разных земельных участках, один из которых, не принадлежит собственнику здания ни на каком праве. Обжалуемым бездействием Администрации г.Дзержинска созданы препятствия к осуществлению его гражданских прав по осуществлению правомочий собственника имущества, невозможности нормальной эксплуатации здания.

       Из объяснений представителя заявителя судом установлено, что каких-либо споров по вопросу пользования земельным участком не имеется.            Данный довод представителя заявителя представитель Администрации г.Дзержинска Нижегородской области не опроверг.           

        Учитывая материалы дела, объяснения сторон, суд полагает, что требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 57, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          

          Заявление Умнягина М.А. удовлетворить.

          Признать незаконным бездействие Администрации г. Дзержинска Нижегородской области, выразившееся в не утверждении схемы расположения земельного участка площадью 453 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, южнее дома , и не предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату.

          Обязать Администрацию г.Дзержинска Нижегородской области утвердить и выдать Умнягину М.А. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 453 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, южнее дома , в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

           Обязать Администрацию г.Дзержинска Нижегородской области принять решение о предоставлении Умнягину М.А. земельного участка площадью 453 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, южнее дома , в десятидневный срок с момента утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней с момента вынесения.

Федеральный судья                                                                   Тихонова В.В.