Решение по иску Хасьяновой Н.М. к ГУ УПФ по г.Дзержинску об обязании включения периодов в трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости (вступило в законную силу)



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,

при секретаре Андриановой Е.А.,

с участием истца Хасьяновой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хасьяновой Н.М. к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ по г.Дзержинску об обязании включения периодов в трудовой стаж и назначении досрочной пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью,

Установил:

Истец обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она имеет право на получение трудовой пенсии в связи с осуществлением <данные изъяты> деятельности с 18.08.1981 по 31.08.2011 г.г. 30.08.2011 года истец обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсией в связи с <данные изъяты> деятельностью. Решением комиссии от 05.09.2011 года ей в назначении такой пенсии было отказано. Ответчик не включил в ее специальный стаж курсы повышения квалификации с 04.10.2000 года по 04.11.2000 года, с 10.04.2006 по 02.06.2006 года, с 04.04.2011 года по 27.05.2011 года (продолжительностью 4 мес.18 дней). С решением комиссии о назначении пенсии она не согласна, так как без курсов повышения квалификации она не получила бы сертификат и не смогла бы заниматься <данные изъяты> деятельностью. Просит суд обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период учебы на курсах и назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью с 30.08.2011 года.

В судебное заседание истец Хасьянова Н.М. исковые требования поддержала, суду пояснила, что была командирована на курсы повышения квалификации на основании приказов руководителя учреждения, в котором она работала. Пунктом 4 статьи 196 ТК РФ определено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Следовательно, периоды курсов повышения квалификации подлежат зачету в специальный стаж истца.

Представитель ответчика по доверенности Михайлычева Е.Н. в судебное заседание не явилась, суду представила отзыв на исковое заявление, согласно которому, исковые требования не признала, указав, что в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью обратилась Хасьянова Н.М. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим законом. Досрочное назначение пенсии по старости <данные изъяты> работникам осуществляется в соответствии со ст. 27 п. 1 пп.20 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ. Пенсия в связи с <данные изъяты> в учреждениях <данные изъяты> устанавливается при специальном стаже не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.02 года № 516, период нахождения на курсах повышения квалификации не указан в числе периодов, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. ПФР и его территориальные органы являются правоприменительными органами и осуществляют свою деятельность в соответствии с полномочиями, определенными законодательством, и не в праве расширительным образом толковать законы и нормативные правовые акты, которые принимались в соответствии с законами и в рамках представленных Правительству РФ полномочий. В соответствии с Правилами № 516 от 11.07.02 года периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено иными нормативными актами. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. Кроме того, законодатель сохранил для ряда категорий лиц льготные условия приобретения права на трудовую пенсию, и это право связывается с такой работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. При нахождении на курсах повышения квалификации такое неблагоприятное воздействие отсутствует. Только лишь факт получения истцом в спорные периоды заработной платы, с которой производились отчисления в бюджет в ПФР, не может служить достаточным основанием для включения периодов обучения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж. Специальный стаж истца составил 29 лет 07 месяцев 12 дней.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, отзыв ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

На основании п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) лицам, осуществлявшим <данные изъяты> в учреждениях <данные изъяты> не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 ст. 27 данного Закона, Спискисоответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ранее действовавшая редакция п.п. 11 п. 1 и п. 3 статьи 28 указанного Закона предусматривала аналогичные нормы.

29.10.2002 года Постановлением Правительства РФ № 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствие с п.п. 11 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы при назначении такой пенсии.

11.07.2002 года Постановлением Правительства РФ № 516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как следует из записей в трудовой книжке и имеющихся в материалах дела документов истец работала:

  • с 12.11.1974 года по 15.03.1975 года в должности <данные изъяты>
  • с 18.08.1981 года по 26.09.1986 года в должности <данные изъяты>
  • с 08.10.1986 года в должности <данные изъяты>
  • с 01.01.1988 года по настоящее время в должности <данные изъяты>

30.08.2011 года истец обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по городу Дзержинску с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты>. Ответчиком на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12.09.2011 года из подсчета специального стажа истца исключены периоды отпуска без сохранения заработной платы с 26.04.2010 г. по 27.04.2010 г. продолжительностью 2 дня, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04.10.2000г. по 04.11.2000г., с 10.04.2006г. по 02.06.2006г., с 04.04.2011г. по 27.05.2011г. продолжительностью 04 месяца 18 дней. При этом ответчик исчислил специальный стаж истца как 29 лет 07 месяцев 12 дней. Истец не оспаривает такой порядок исчисления ее специального стажа, за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации продолжительностью 04 месяцев 18 дней.

Представленными в материалы дела документами, уточняющих работу в должностях и учреждениях, дающих право на досрочную трудовую пенсию в связи с <данные изъяты>, справкой <данные изъяты> подтверждается, что в оспариваемые периоды истец находилась на курсах повышения квалификации на основании приказов работодателя от 03.10.2000 года, от 30.03.2011года.

В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы при назначении такой пенсии, утв. Постановлением Правительства РФ № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Данные гарантии предусматривались также действующей до введения Трудового кодекса Российской Федерации статьей 112 КЗоТ РСФСР.

В соответствие со статьей 196 Трудового кодекса РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об <данные изъяты> от 22.07.1993 года № 5487-1 (с изменениями и дополнениями), установлено, что <данные изъяты> работники могут быть допущены к практической <данные изъяты> деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы <данные изъяты>, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных <данные изъяты> ассоциаций и подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании чего <данные изъяты> работникам выдается требуемый законодательством сертификат.

Повышение квалификации работников юридического лица, осуществляющих <данные изъяты> деятельность, один раз в пять лет является одним из лицензионных требований при осуществлении организацией <данные изъяты> деятельности (пункт 5 Положения о лицензировании <данные изъяты> деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30). Кроме того, <данные изъяты> работникам необходимо повышать квалификацию в связи с истечением срока действия сертификата специалиста, который позволяет работать по <данные изъяты> специальности. Обязательное повышение квалификации предусмотрено, в частности для <данные изъяты> работников приказом <данные изъяты> от 5 июня 1998 года № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним <данные изъяты> образованием».

По сути, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель производит необходимые отчисления в Пенсионный фонд. Истец направлялась на усовершенствование работодателем, что подтверждается представленными истцом приказами о направлении ее на курсы повышения квалификации, в период прохождения усовершенствования истец повышала свою квалификацию по <данные изъяты> специализации с целью осуществления <данные изъяты> деятельности, прохождение курсов повышения квалификации являлось обязанностью истца в связи с занимаемой должностью. В указанные периоды за истцом сохранялась средняя заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом включенных судом периодов работы истца в специальный стаж, а также с учетом включенных ответчиком периодов работы истца, справки <данные изъяты> о продолжении работы истца с 01.01.1988 года по настоящее время, усматривается, что истец на 30.08.2011 года имеет необходимый стаж работы - 30 лет - для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением <данные изъяты>. Ответчика следует обязать назначить истцу трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением <данные изъяты> ранее достижения установленного возраста с 31.08.2011 года, поскольку исходя из заявленных требований, а также с учетом установленных судом обстоятельств и включенных периодов 30 - летний стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости наступает 30.08.2011 года.

Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом при обращении в суд были понесены судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 57, 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Хасьяновой Н.М. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ по городу Дзержинску Нижегородской области включить Хасьяновой Н.М. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04.10.2000г. по 04.11.2000г., с 10.04.2006г. по 02.06.2006г., с 04.04.2011г. по 27.05.2011г. продолжительностью 04 месяца 18 дней, и назначить Хасьяновой Н.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с <данные изъяты> в учреждениях <данные изъяты> с 31.08.2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по городу Дзержинску Нижегородской области в пользу Хасьяновой Н.М. расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Дзержинский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:                                                               Н.А.Воробьева