Решение по заявлению Куликова А.С. об оспаривании распоряжения Администрации Советского района города Нижний Новгород (вступило в законную силу)



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,

при секретаре Андриановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куликова А.С. об оспаривании распоряжения Администрации Советского района города Нижний Новгород,

Установил:

Куликов А.С. обратился с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что он <данные изъяты> с 1964 по 1991 годы. <данные изъяты> в связи с достижением предельного возраста. В 1991 году заявитель подал заявление в <данные изъяты> и Администрацию Советского района. В 1992 году он был поставлен на учет на получение жилого помещения в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На тот период семья заявителя состояла из четырех человек: заявитель, его супруга ФИО1, дочери ФИО2 и ФИО3, проживала в <адрес>. Затем совершили обмен на равноценную квартиру в Адрес1, где и проживают по настоящее время с декабря 1994 года. В 1997 году заявитель обратился в Администрацию Советского района г. Нижний Новгород с заявлением с просьбой считать его семью, состоящей из восьми человек, так как дочери заявителя вышли замуж и были рождены внук и внучка. Письмом жилищной комиссии Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 25.11.1997 года жилищная комиссия решила: считать семью заявителя состоящей из восьми человек. Решением Дзержинского городского суда от 03.02.2011 года, вступившего в законную силу 19.02.2011 года, был установлен факт совместного проживания по адресу Адрес1 качестве членов одной семьи 10 человек, в том числе, заявитель, его супруга, две дочери, два зятя, четыре внука. Письмом из Администрации Советского района г. Нижний Новгород заявитель был уведомлен о внесенных изменениях о составе его семьи в соответствии с решением Дзержинского городского суда от 03.02.2011 года. В конце июля 2011 года заявитель получил письмо из Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 14.07.2011 года , в котором до его сведения была доведена информация о том, что ему необходимо в срочном порядке до 10.08.2011 года подать в орган местного самоуправления заявление по форме с прилагающимися документами. 07.08.2011 года заявитель по почте получил письмо из Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 02.08.2011 года , из которого он узнал, что распоряжением Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 29.07.2011 года снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и ст. 6 ч. 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Из письма не ясно, в чем именно заключается утрата оснований, дающих право на получение помещения по договору социального найма, и есть ли вообще такие основания. Просит признать незаконным распоряжение Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 02.08.2011 года в части снятия Куликова А.С. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принять от Куликова А.С. документы, указанные в письме Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 14.07.2011 года , восстановить Куликова А.С. в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером по состоянию на 02.08.2011 года.

В судебном заседании заявитель Куликов А.С. доводы заявления поддержал, суду пояснил, что из Администрации Советского района г. Нижний Новгород им было получено письмо о необходимости представления документов по месту учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в срок до 10.08.2011 года. Все документы им были подготовлены и предоставлены, кроме выписок <данные изъяты> на каждого члена семьи об отсутствии в собственности жилых помещений. Каждая выписка стоит 550 рублей, на каждого члена семьи в количестве 10 человек требуется своя выписка, которая, кроме того, имеет свой срок действия. Поэтому выписки были заказаны для сдачи в установленный срок до 10.08.2011 года. В конце июля, когда он находился в деревне, на его адрес пришла телеграмма из Администрации Советского района о том, что все документы нужно срочно сдать до 29.07.2011 года, телеграмма датирована 27.07.2011 года. Выписки из <данные изъяты> готовятся в течение 5 дней, 02.08.2011 года им были получены выписки, но их в Администрации Советского района не приняли. Позднее он получил письмо о снятии его с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужден обратиться в суд. До сих пор с семьей в том же составе проживает в муниципальной квартире по адресу Адрес1, жилищные условия не улучшились, снятие с учета незаконно. Основания снятия не указаны, поэтому подлежит восстановлению в очереди с момента снятия, то есть 29.07.2011 года.

Представитель заинтересованного лица Администрации Советского района г. Нижний Новгород в судебное заседание не явился. Согласно представленному заявлению, представитель заинтересованного лица по доверенности Сошкина А.В. просила рассмотреть дело в отсутствии представителя, что суд считает возможным.

Выслушав заявителя, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: в том числе, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (статья 254 ГПК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Согласно пункту 1 статьи 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Пунктом 1 статьи 256 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Судом из материалов дела и объяснений заявителя установлено, что Куликов А.С. совместно с семьей, состоящей из 4-х человек, проживающий в <адрес>, постановлением главы Администрации Советского района от 15.04.1992 года был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как <данные изъяты>. 17 декабря 1994 года заявителем с семьей в результате обмена по договору найма была получена квартира общей площадью 58,84 кв.м, в том числе жилой площадью 41,72 кв.м. 30.10.1997 года Куликов А.С. обратился в Администрацию Советского района г. Нижний Новгород с заявлением с просьбой считать его семью, состоящей из восьми человек. Письмом жилищной комиссии Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 25.11.1997 года сообщено, что жилищная комиссия решила: считать семью заявителя состоящей из восьми человек. Решением Дзержинского городского суда от 03.02.2011 года, вступившего в законную силу 19.02.2011 года, был установлен факт совместного проживания по адресу ФИО16 в качестве членов одной семьи Куликова А.С. в составе 10 человек. По заявлению Куликова А.С. от 21.02.2011 года распоряжением Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 25.02.2011 года было утверждено решение комиссии по жилищным вопросам от 15.02.2011 года, согласно которому комиссия приняла решение считать состав семьи Куликова А.С. 10 человек.

Распоряжением главы Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 29.07.2011 года был утвержден протокол заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации района от 29.07.2011 года . Согласно указанному протоколу сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ лица, состоящие на учете, в том числе заявитель Куликов А.С..

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно части 2 статьи 10 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года № 179 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона и части 2 статьи 10 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года № 179 гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ. При этом, для указанных граждан такие основания снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях как утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, не предусмотрены.

В силу части 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Как следует из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 29.07.2011 года , ссылки на обстоятельства, послужившие основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Куликова А.С., в решении комиссии отсутствуют.

По представленным материалам учетного дела оснований для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Куликова А.С. судом не установлено. Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. В пункте 6.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Нижегородской области, утвержденных решением исполкома областного Совета народных депутатов и президиума областного Совета профессиональных союзов от 9 января 1991 года № 20 (с изменениями и дополнениями), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7,0 кв. метра и ниже. По обеспечению жилой площади и состава членов семьи Куликова А.С. по данным учетного дела основания для снятия Куликова А.С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствуют.

Судом так же установлено, что в 2011 году Администрацией Советского района г. Нижний Новгород в адрес заявителя направлялись письма о необходимости подачи заявления и документов для включения в списки граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 11.03.2011 года № 160, которым был утвержден Порядок организации работы по предоставлению некоторым категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно, жилых помещений по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Нижегородской области в 2011 году. 14.07.2011 года заявителю был направлено письмо из Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 14.07.2011 года , в котором до его сведения была доведена информация о том, что ему необходимо в срочном порядке ля рассмотрения на городской комиссии по утверждению граждан в списки на получение жилых помещений в 2011 году подать в орган местного самоуправления заявление по форме с прилагающимися документами или заявление о снятии с учета до 10.08.2011 года. Телеграммой от 27.07.2011 года заявитель был уведомлен о необходимости представления вышеуказанных документов в срок до 29.07.2011 года. 02.08.2011 года Администрацией Советского района г. Нижний Новгород было направлено письмо, согласно которому распоряжением Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 29.07.2011 года заявитель снят с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако непредставление необходимых документов в качестве основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий законодательством не предусмотрено.

Учитывая изложенное, распоряжение Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 29.07.2011 года в части снятия Куликова А.С. с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий нарушает права заявителя и является незаконным. Администрацию Советского района г. Нижний Новгород следует обязать восстановить Куликова А.С. в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером по состоянию на 29.07.2011 года и принять документы, указанные в письме Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 14.07.2011 года , то есть необходимые для включения в списки граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального бюджета. Заявителем срок на обращение в суд не пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 255, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Куликова А.С. удовлетворить.

Признать распоряжение Администрации Советского района г. Нижний Новгород от 29.07.2011 года в части снятия Куликова А.С. с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным. Обязать Администрацию Советского района г. Нижний Новгород восстановить Куликова А.С. в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером по состоянию на 29.07.2011 года, принять от Куликова А.С. документы, необходимые для включения в списки граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Судья                                                                                            Н.А.Воробьева