Дело № г. Дзержинск Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 12 декабря 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бочаровой Е.П., при секретаре Ерастовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Малининой М.С. о прекращении действий путем возложения обязанности устранить нарушения, У С Т А Н О В И Л: Нижегородская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» (далее - НООО «КПЗПП») обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Согласно п.2 ст.45 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июня 2005г. № «О полномочиях общественных объединений потребителей», предусматривающих право осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, а также вправе (ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей») предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Из данных правовых норм следует, что право выбора конкретного способа защиты прав неопределенного круга потребителей принадлежит общественному объединению потребителей (их ассоциациям, союзам). НООО «Комитет по защите прав потребителей» пройдя надлежащую регистрацию в органах юстиции, приобрел объем прав, предусмотренных статьями 45, 46 вышеназванного закона и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными актами нормативного характера. Члены организации НООО «Комитет по защите прав потребителей» осуществляют общественный контроль на территории муниципальных образований <адрес> по соблюдению, при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями прав потребителей, установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» и правил торгового и иных видов обслуживания, утвержденных Правительством РФ, вне зависимости от какой-либо принадлежности торговых организаций. В процессе проведения общественного контроля, участники НООО КПЗПП осуществляют визуальный осмотр в месте обслуживания, общаются с продавцом, исполнителем работ(услуг), либо его представителем на момент проведения общественного контроля(контактным лицом, осуществляющем продажу), в качестве потребителя. 08 августа 2011г. в ходе проведения общественного контроля за соблюдением прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей различными торговыми предприятиями, проводили визуальный осмотр в торговых точках, расположенных в магазине ТЦ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, а также общались с продавцами и их представителями о возможности ознакомления с документами, которые по требованию должны предъявляться потребителю, "в том числе в торговой точке <данные изъяты> Малининой М.С. В ходе визуального осмотра и общения с контактным лицом, осуществляющем продажу торговой точки <данные изъяты> Малининой М.С. был обнаружен ряд нарушений Законодательства Защиты Прав Потребителей: 1. Отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты 2. Возможность ознакомления потребителя с правилами торговли По результатам контроля было составлено Заключение № от 08.08.2011г. в котором отражены выявленные нарушения. Указанные в Заключении нарушения свидетельствуют о том, что Правила продаж: отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период, ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г № 55, Закон РФ от 07.02.1992 №2300 «О защите прав потребителей» исполняются ненадлежащим образом. По результатам проведенного общественного контроля были приняты меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждению, посредством проведения разъяснительных и просветительских работ с указанием на необходимость устранения причин и условий, способствующих совершению нарушений, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в дальнейшей деятельности. 30 сентября 2011 г повторно проводились мероприятия общественного контроля в вышеуказанном магазине, в ходе которого было обнаружено,что нарушения, выявленные в торговой точке <данные изъяты> Малининой М.С. не устраняются. По результатам контроля было составлено Заключение № от 30.09.2011 в котором отражены выявленные нарушения: 1. Отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав (ст. 3 Закон РФ «О защите прав потребителей»); 2. Возможность ознакомления потребителя с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания отсутствует (п.9 Правила продажи отдельных видов товаров); 3. Не обеспечено наличие, доступность и правильность оформления «Книги жалоб и предложений» (п.8 Правила продажи отдельных видов товаров); Из-за загруженности по основному направлению деятельности НООО «Комитет по защите прав потребителей» заключен договор на оказание юридических услуг с ООО «<данные изъяты>», в лице генерального директора ФИО1, действующего на основании Устава. Данное обстоятельство подтверждено договором оказания юридических услуг, доверенностью НООО «Комитет по защите прав потребителей», выданной работнику Вашаткиной А.С.. В связи с чем просит прекратить действия <данные изъяты> Малининой М.С. путем возложения обязанности устранить вышеперечисленные нарушения. В предварительном судебном заседании представитель НООО «КПЗПП» по доверенности Вашаткина А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что после первой проверки нарушения были частично устранены. Если нет подписи продавца на втором заключении, то это либо продавец отказался от подписи, либо она не представилась. Возможно, что на продавце не было бейджа. В отделе ответчицы нет информации, а конкретно - нет закона «О защите прав потребителей»,Книги жалоб и предложений и Правил продажи. В последнее судебное заседание представитель истца не явилась, представила заявление, где просит дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д.37), что суд считает возможным. Ответчик <данные изъяты> Малинина М.С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в ее отделе при проведении первой проверки все было. Продавец - девочка была первый день на рабочем месте и даже не работала у нее. Поскольку она сама была занята она попросила свою знакомую побыть вместо нее. Она в судорожном состоянии подписала данное заключение, но почему-то «КПЗПП» не оставили свои данные, ни документы, чтобы узнать какие выявлены нарушения и что они должны устранить. Они с проверкой приходили дважды. Все необходимые документы на точке были, но продавец работала первый день и растерялась. Продавец был на месте с бейджем, и она ей сказала, что при проверке не просили расписаться. Свидетель ФИО2 суду пояснила, что <данные изъяты> Малинину М.С. знает, она у нее подрабатывает на торговой точке в магазине «<данные изъяты>». Работает с 30 сентября 2011 г. по настоящее время. При проведении проверки на точке нарушений не было, она у проверяющих просила номер телефона, по которому можно было бы связаться с ними работодателю. При проведении проверки,молодые люди сказали, что то все хорошо, просили показать книжечки. Когда они пришли, она не смогла сориентироваться в отделе, не могла найти книжки, а именно Закон «О защите прав потребителей», Книга отзывов и предложений, Правила продажи отдельных видов товара. На точке они были, только она их не могла найти, т.к. работала первый день. Выслушав участников процесса, показания свидетеля, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 9 Закона о защите прав потребителей: 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. 2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство. 3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). В силу п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; Согласно п.16 Правил, потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы). В соответствии с п. 19 Правил, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. В силу ст. 45 Закона о защите прав потребителей в редакции, от 18.07.2011 г., Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом. Статьей 46 названного Закона о защите прав потребителей, регулирующей судебный способ защиты прав неопределенного круга потребителей, установлено, что орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. Судом установлено, что Нижегородская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» создана на основании собрания ее учредителей от 25.10.2010 г. Согласно п. 1 Устава данной общественной организации его целью является содействие в общественной защите прав потребителей в сфере приобретения товаров, работ и услуг. Согласно приказу по комитету от 28.04.2011 г. за № членам комитета поручено проводить проверки магазинов и составлять акты проверок с выявленными нарушениями. Изданию приказа предшествовало соответствующее решение собрания учредителей комитета от 28.04.2011 г. (л.д.10 оборот) Судом установлено, что <данные изъяты> Малинина М.С. зарегистрирована в качестве <данные изъяты> и поставлена на учет в налоговой инспекции по г. Дзержинску 10.11.06 г., ИНН № (л.д.36). 8.08.2011 г. по адресу: <адрес>, была проведена проверка деятельности торговой <данные изъяты> Малининой М.С. в ТЦ «<данные изъяты>», в результате которой, как следует из заключения № выявлены нарушения: 1. Отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты 2. Возможность ознакомления потребителя с правилами торговли 6. Ценники оформлены не должным образом, на некоторых - отсутствует подпись материально ответственного лица и дата оформления (п. 19 Правила продажи отдельных видов товаров) (л.д.16). 30 сентября 2011 г. представителями истца была проведена повторная проверка на той же точке <данные изъяты> Малининой С.С., по результатом которой было составлено заключение № в соответствии с которым были выявлены следующие нарушения: 1. Отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав (ст. 3 Закон РФ «О защите прав потребителей»); 2. Возможность ознакомления потребителя с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания отсутствует (п.9 Правила продажи отдельных видов товаров); 3. Не обеспечено наличие, доступность и правильность оформления «Книги жалоб и предложений» (п.8 Правила продажи отдельных видов товаров) (л.д.17). Истец просит прекратить действия <данные изъяты> Малининой М.С. путем возложения обязанности устранить вышеперечисленные нарушения. Суд полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Так, в судебном заседании установлено, что копия заключений ни при первоначальной, ни при повторной проверке ответчику либо его представителю не вручалась, что представителем истца не оспаривается и подтверждено и им, как и показаниями свидетеля со стороны ответчика. В заключении от 30.09.11 г. отсутствует подпись представителя проверяемой организации. Истец указывает, что от подписи продавец отказался, однако ни фамилия продавца, ни лица, которые при этом присутствовали, не указаны и данный отказ иным образом, как того требуют правила документооборота и делопроизводства не оформлен. Установлено, что продавец ФИО2, находящийся в день проверки 30.09.11 г. работала в торговой точке у ответчика первый день, что подтверждается трудовым договором № от 31.08.11 г. (л.д.43). Как пояснила свидетель ФИО2 в судебном заседании на момент проверки вся необходимая информация, а именно Закон «О защите прав потребителей», Правила продажи отдельных видов товаров, а также Книга жалоб и предложений в отделе были, однако в виду того, что она вышла на работу в данную торговую точку первый день, не смогла сразу сориентироваться и представить их проверяющим. Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется. Данные документы были представлены ответчиком в судебное заседание и обозревались судом. Представленные истцом фотографии не свидетельствуют об указанных в заключении нарушениях, а ответчиком не отрицается, что на фотографиях действительно ее отдел. На основании части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При таких обстоятельствах, учитывая то, что ответчик отрицает наличие отраженных в нем нарушений, и предоставляет в обоснование своих возражений надлежащие доказательства, тогда, как истцом кроме заключений от 8.08.11, от 30.09.11 г., последнее из которых оформлено ненадлежащим образом, достоверных и допустимых доказательств в обоснование своих требований не представлено, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 57,60, 67,71,192- 198 ГПК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Малининой М.С. о прекращении действий путем возложения обязанности устранить нарушения - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд. Судья:п.п. Е.П.Бочарова Копия верна: Судья: Е.П.Бочарова. Секретарь: Н.А.Ерастова
потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав (ст. 3 Закон «О защите прав потребителей»);
соответствующего вида обслуживания отсутствует (п.9 Правила продажи отдельных видов товаров);
потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав (ст. 3 Закон «О защите прав потребителей»);
соответствующего вида обслуживания отсутствует (п.9 Правила продажи отдельных видов товаров);