Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 декабря 2011г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего федерального судьи Казаковой М.М. при секретаре Мякининой Е.В. с участием представителя истца по доверенности Вашаткиной А.В., ответчика Шибориной Н.Е., ее представителя Копова М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Шибориной Н.Е. о защите прав потребителей У С Т А Н О В И Л : Нижегородская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» (далее - НООО «КПЗПП») обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 01.08.2011г. по адресу: <адрес> была проведена проверка деятельности <данные изъяты> Шибориной Н.Е., в результате которой выявлены следующие нарушения: отсутствуют Закон «О защите прав потребителей», «Правила продажи отдельных видов товаров», отсутствует информация о продавце; не обеспечено наличие и доступность для потребителя контрольно-измерительного оборудования, отсутствует информация о товарах и изготовителе, а также о контактном лице, осуществляющем продажу товаров, на ценниках не указана дата оформления и подпись материально ответственного лица. Данные обстоятельства подтверждены заключением №. Выявленные в результате проверки недостатки являются нарушением ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст.19 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. Ответчику указано на необходимость устранения недостатков. 20.09.2011г. комитет провел повторную проверку торговой точки ответчика, при которой обнаружилось, что часть недостатков не устранена: отсутствуют закон «О защите прав потребителей», «Правила продажи отдельных видов товаров», ценники оформлены не должным образом. По результатам контроля составлено заключение №. НООО «КПЗПП» просит прекратить действия <данные изъяты> Шибориной Н.Е. путем возложения обязанности устранить допущенные нарушения. В судебном заседании представитель НООО «КПЗПП» по доверенности Вашаткина А.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Ответчик Шиборина Н.Е. исковые требования не признала, пояснила, что проверка проведена с нарушениями требований закона, о ней <данные изъяты> не известили, распоряжения о проведении проверки представлено не было, заключения по результатам проверки составлены в одном экземпляре, <данные изъяты> они не вручались. В заключениях не указано, на какой именно товар не должным образом оформлены ценники, закон «О защите прав потребителей» и «Правила продажи отдельных видов товаров» вывешены на общем стенде в торговом зале и доступны всем потребителям для ознакомления. Выслушав лиц, участвующих в деле, установив юридически значимые обстоятельства по делу, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему. Согласно ст.3 Закона «О защите прав потребителей» Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»: 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - <данные изъяты> - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. 2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство. 3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). В силу п.1 ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. (ред. от 27.01.2009) № 55 утверждены «Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Согласно п.8 данных Правил, продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей (п. 9 Правил). Согласно п.10 Правил продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - <данные изъяты> должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах. Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца. В силу п. 11 Правил, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; Согласно п.16 Правил, потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы). В соответствии с п.19 Правил, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг. Согласно ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей": 1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. 2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). Согласно ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей": Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. Судом установлено, что Нижегородская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» (далее комитет) создан на основании собрания его учредителей от 25.10.2010г. Согласно п.1 Устава комитета его целью является содействие в общественной защите прав потребителей в сфере приобретения товаров, работ и услуг. Согласно приказу по комитету от 28.04.2011г. за номером 6 членам комитета поручено проводить проверки магазинов и составлять акты проверок с выявленными нарушениями. Изданию приказа предшествовало соответствующее решение собрания учредителей комитета от 28.04.2011г. Судом установлено, что Шиборина Н.Е. зарегистрирована в качестве <данные изъяты> 24.10.2001г., поставлена на учет в <данные изъяты> 26.10.2001г. По договору от 01.05.2007г., заключенному с <данные изъяты> Шиборина Н.Е. арендует часть нежилого помещения по адресу <адрес>, магазина <данные изъяты> где осуществляет <данные изъяты>. 01.08.2011г. комитетом проводилась проверка деятельности <данные изъяты> Шибориной Н.Е. в указанной торговой точке, в результате которой были установлены следующие нарушения: отсутствуют Закон «О защите прав потребителей», «Правила продажи отдельных видов товаров», отсутствует информация о продавце; не обеспечено наличие и доступность для потребителя контрольно-измерительного оборудования, отсутствует информация о товарах и изготовителе, а также о контактном лице, осуществляющем продажу товаров, на ценниках не указана дата оформления и подпись материально ответственного лица. Данные обстоятельства подтверждены заключением № При повторной поверке торговой точки 20.09.2011г. комитетом зафиксированы нарушения: отсутствуют Закон «О защите прав потребителей», «Правила продажи отдельных видов товаров», ценники оформлены не должным образом. По результатам контроля составлено заключение № Из пояснений представителя истца следует, что ответчик о проведении проверки не извещался, заключения о нарушениях составлены в одном экземпляре, их копии ответчику не вручались, объяснения от него относительно обнаруженных нарушений не запрашивалось. Ответчик и его представитель утверждают, что указанные в заключениях нарушения не имели места, все документы, в том числе закон «О защите прав потребителе», «Правила продажи отдельных видов товаров…», контрольные весы в магазине имеются. В подтверждение своих доводов ответчик представил справку <данные изъяты> о том, что в магазине <данные изъяты> имеется уголок потребителя, где расположена следующая информация: закон «О защите прав потребителей», «Правила торговли», номера телефонов вышестоящих организаций, контрольные весы. В материалы дела ответчиком представлены фотографии торговой точки, из которых следует, что информация о продавце в ней имеется. Данные обстоятельства представителем истца не опровергнуты. В заключениях указано, что на часть товаров ценники оформлены не должным образом, однако, на какой именно товар, в заключениях не указано, не дала таких пояснений и представитель истца. Таким образом, кроме представленных в материалы дела заключений указанные в них нарушения ничем не подтверждаются, к ним суд относится критически, поскольку они составлены заинтересованным лицом-представителем комитета. Кроме того, в заключении от 20.09.2011г. не указано место нахождения проверяемой организации, не указано, что проводится повторная проверка, что ставит под сомнение сам факт проведения комитетом проверки торговой точки ответчицы по адресу <адрес> 20.09.2011г. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истцом не представлено неоспоримых, относимых и достоверных доказательств в обоснование заявленного требования. Основываясь на изложенном, руководствуясь ст.12, 57 ГПК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей», заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Шибориной Н.Е. о защите прав потребителей оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд. Федеральный судья п/п М.М. Казакова Копия верна: Федеральный судья Секретарь