Решение по иску Шалаева А.А. к УПФ РФ по г. Дзержинску о включении периодов работы в стаж перерасчете пенсии (не вступило в законную силу)



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2011 года Дзержинский городской суд в составе председательствующего судьи Бочаровой Е.П.,

при секретаре Ерастовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалаева А.А. к УПФ РФ по г. Дзержинску о включении периодов работы в стаж и перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

    Шалаев А.А. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что с 25 июня 2011г. ему назначена трудовая пенсия по старости. При исчислении продолжительности трудового стажа не учтены периоды работы: с 01.01.1999 г. по 31.12.1999 г. в <данные изъяты>, с 01.01.2005 г. по 1.04.05 г. в <данные изъяты> (<адрес>). По сведениям, полученным в УПФР по г.Дзержинску указанные периоды не включены в трудовой стаж в связи с тем, что они отсутствуют в выписке из его индивидуального лицевого счета. С решением Управления ПФ он не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Основным документом, подтверждающим стаж является трудовая книжка. Вышеназванные периоды работы отражены в его трудовой книжке без каких-либо исправлений и уточнений. Кроме того, период работы с 01.1999 г. по 31.12.1999 г. подтверждается справкой о заработной плате от 28.04.11 г. В настоящее время организации, в которых он работал, изменили свое местонахождения, и он не имеет возможности обратиться к ним с просьбой откорректировать сведения в пенсионном фонде. Данное обстоятельство не может служить основанием для ущемления его пенсионных прав. В связи с чем просит обязать ответчика включить в трудовой стаж периоды работы: с 01.01.99 по 31.12.99 г., с 01.01.2005 по 01.04.2005 г., произвести перерасчет пенсии с 25.06.11 г.

В судебном заседании Шалаев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - УПФ РФ по г. Дзержинску - по доверенности Михайлычева Е.Н. - в судебном заседании пояснила, что с иском не согласна, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала следующее. 25.06.2011г. в УПФР по г. Дзержинску обратился Шалаев А.А. за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ.

Согласно указанной статьи право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

При рассмотрении расчета размера пенсии в соответствии с законом № 173-ФЗ необходимо учитывать следующее.

Процесс установления трудовой пенсии осуществляется с применением двух видов трудового стажа страховой и общий трудовой стаж. При этом каждый вид стажа используется в определенной части пенсионного процесса: страховой стаж при реализации права на трудовую пенсию, общий трудовой стаж- при конвертации пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002г.

Страховой стаж это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002г.

Основным требованием для начисления страхового стажа является не трудовая деятельность в широком смысле слова, а начисление страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования. Так, в соответствии со ст. 10 Закона № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с п.2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 -ФЗ от 17.12.2001г., п. 34 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии», с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица Шалаев А.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 28.10.1997г. В данной выписке лицевого счета сведения о периоде работы с 01.01.1999г. по 31.12.1999г. в <данные изъяты> и о периоде работы с 01.01.2005г. по 01.04.2005г. в <данные изъяты> <адрес> отсутствуют.

В соответствии с п.2 ст. 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ. Кроме того, на основании ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже на основании приказов и других кадровых документов. За нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, а также представление недостоверных сведений страхователи несут ответственность.

Таким образом, считает, что требования истца о включении спорных периодов работы не законны и не обоснованы. С требованием истца о перерасчете пенсии с момента первоначального обращения, т.е. с 25.06.2011г. УПФР не может согласиться по следующим основаниям.

Федеральный законодатель установил в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» порядок назначения, выплаты и правила перерасчета трудовых пенсий. В соответствии с п.2 ст.20 данного Федерального закона заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов. Поэтому без обращения пенсионера с соответствующими документами перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.

Эти правила не ущемляют пенсионные права граждан, напротив, закрепленный в оспариваемой норме срок, с которого производится перерасчет пенсии в сторону увеличения, как и возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о ее перерасчете, обеспечивают им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за перерасчетом пенсии.

Шалаев А.А. письмом УПФР от 27.09.2011г. был поставлен в известность об исключении спорного периода работы при назначении трудовой пенсии по старости, а также были даны все соответствующие разъяснения по подтверждению трудового стажа. Однако, никаких подтверждающих документов до настоящего времени истцом представлено не было. Таким образом, считает, что произвести перерасчет пенсии с первоначального назначения правовых оснований не имеется.

Изучив и проверив материалы дела, выслушав участников процесса, установив юридически значимые для данного дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

При этом в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Так, статьей 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

На основании части 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу части 1 статьи 10 указанного Федерального закона суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В первоначальной редакции Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, частью 1 статьи 10 было предусмотрено, что суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

В соответствии со ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного Закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно ст. 15 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователь обязан представить в установленные сроки в территориальные органы страховщика сведения о застрахованных лицах.

Пунктом 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что сведения о каждом работающем у него застрахованном лице страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта.

Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на формирование расчетного размера пенсии влияет среднемесячный заработок, застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Так, судом установлено, что с 25.06.2011 г. Шалаеву А.А. назначена трудовая пенсия по старости. При исчислении продолжительности трудового стажа не учтены периоды его работы: с 01.01.1999 г. по 31.12.1999 г. в <данные изъяты>, с 01.01.2005 г. по 1.04.05 г. в <данные изъяты> (<адрес>). В соответствии с ответом из УПФР по г.Дзержинску от 27.09.11 г. указанные периоды не включены в трудовой стаж в связи с тем, что они отсутствуют в выписке из его индивидуального лицевого счета (л.д.23). С решением Управления ПФ он не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Просит обязать ответчика включить спорные периоды в трудовой стаж и произвести перерасчет пенсии. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.25 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии.

Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая неоплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.

Согласно записи в трудовой книжке с 10.04.2003 г. по 5.03.2008 г. истец работал в <данные изъяты> (л.д.18-19).В соответствии со справкой от 28.04.2011 г. <данные изъяты>, на основании приказа от 2.07.1999 г. <данные изъяты> образовано в <данные изъяты>(л.д.22). Те же самые записи имеются и в трудовой книжке истца (л.д.18). Данная справка содержит сведения о заработной плате истца за 1995-1999 г.г., согласно примечания, отчисления в ПФР производились полностью (л.д.22). Согласно представленных выписок из лицевого счета застрахованного лица и материалов его пенсионного дела, отсутствуют сведения о начислении страховых взносов в периоды за 1999 г. и с 01.01.2005 г. по 1.04.2005 г.(л.д.25-45).

Однако, суд полагает возможным включить данные периоды в страховой стаж истца, поскольку факт его работы в данных организациях подтверждается записями в трудовой книжке, которая является основным документом, подтверждающим факт трудовой деятельности гражданина (л.д.17-20). Кроме того, нельзя ставить в вину истца обстоятельства того, что работодатели ненадлежащим образом исполняли свои обязанности по перечислению и начислению страховых взносов, поэтому суд полагает возможным применить в данном случае положения Постановления Конституционного Суда РФ № 9-П от 10.07.09 г., которым урегулированы вопросы включения в страховой стаж периодов работы граждан в тех случаях, когда работодатели не производили либо несвоевременно производили начисления и отчисления страховых взносов в бюджет ПФР. Данные организации были зарегистрированы в качестве страхователей в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, причины, по которым данными организациями не выполнялись возложенные на них законодательством обязанности по страховым взносам, в настоящее время установить не представляется возможным, из-за их перерегистраций и смены руководства(л.д.63).

При указанных обстоятельствах, оценивая в совокупности представленные документы, суд приходит к выводу, что в силу ст.56 ГПК РФ, истцом представлено достаточно доказательств в обоснование его исковых требований, и невключение ответчиком в страховой стаж периода работы с 01.09.99 по 31.12.99 г., 01.01.2005 г. по 1.04.2005 г. является необоснованным, хотя незаконным данный отказ в полной мере признать нельзя, т.к. истцом ответчику документы, подтверждающие перечисление взносов, были представлены на момент подачи заявления не в полном объеме,, в частности, справка за период работы в 1999 г. (справка от 28.04.11 г.), была представлена лишь в ходе судебных заседаний.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Шалаева А.А. о включении в его трудовой стаж периодов работы с 01.09.99 по 31.12.99 г., 01.01.2005 г. по 1.04.2005 г. следует удовлетворить, тем более, что включение данных периодов в его страховой стаж будет являться основанием к перерасчету размера пенсии истца и возможности получить звание «<данные изъяты>».

Таким образом, учитывая, что на момент назначения истцу пенсии, вышеуказанные обстоятельства объективно существовали, следует обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 25.06.2011 г., т.е. с момента ее назначения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.39 Конституции РФ, ст.ст. 12,55-56,60,67,192-198 ГПК РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд                                     

РЕШИЛ:

Исковые требования Шалаева А.А. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Дзержинску включить в страховой стаж Шалаева А.А. период его работы в <данные изъяты> с 01.09.1999 по 31.12.1999 г. и период работы в <данные изъяты> с 01.01.2005 г. по 1.04.2005 г.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г.Дзержинску произвести перерасчет трудовой пенсии по старости Шалаева А.А. с учетом вышеуказанного периодов с 25.06.2011 г.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Федеральный судья:п.п.                                                       Е.П. Бочарова

Копия верна:

Федеральный судья:                                                             Е.П.Бочарова.

Секретарь:                                                                              Н.А.Ерастова.