Дело № ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 декабря 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Фирсовой Е.М., при секретаре Воронцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Шмориной И.В. о защите прав потребителей, УСТАНОВИЛ: Нижегородская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» обратилась с указанным иском, мотивируя тем, что согласно п.2 ст.45 Закона РФ от 07.02.1992 года № «О защите прав потребителей» и письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июня 2005г. № «О полномочиях общественных объединений потребителей», предусматривающих право осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, а также вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. НООО «Комитет по защите прав потребителей», пройдя надлежащую регистрацию в органах юстиции, осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными актами нормативного характера. Члены организации НООО «Комитет по защите прав потребителей» осуществляют общественный контроль на территории муниципальных образований Нижегородской области по соблюдению, при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями прав потребителей, установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» и правил торгового и иных видов обслуживания, утвержденных Правительством РФ, вне зависимости от какой-либо принадлежности торговых организаций. 17 августа 2011г. в ходе проведения общественного контроля за соблюдением прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей различными торговыми предприятиями, проводили визуальный осмотр в торговых точках, расположенных в магазине <данные изъяты> по адресу: <адрес>, а также общались с продавцами и их представителями о возможности ознакомления с документами, которые по требованию должны предъявляться потребителю, в том числе в торговой точке <данные изъяты> Шмориной И.В. В ходе визуального осмотра и общения с контактным лицом, осуществляющим продажу, торговой точки <данные изъяты> Шмориной И.В. был обнаружен ряд нарушений Законодательства Защиты Прав Потребителей: 1. Отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав; 2. Возможность ознакомления потребителя с правилами торговли или 3. Необеспечено наличие, доступность и достоверность обязательной информации 4. Ценники оформлены не должным образом, на некоторых - отсутствует подпись По результатам контроля было составлено Заключение № от 17.08.2011, в котором отражены выявленные нарушения. Указанные в Заключении нарушения свидетельствуют о том, что Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г № 55, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-«О защите прав потребителей» исполняются ненадлежащим образом. По результатам проведенного общественного контроля были приняты меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждению, посредством проведения разъяснительных и просветительских работ с указанием на необходимость устранения причин и условий, способствующих совершению нарушений, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в дальнейшей деятельности. 28 сентября 2011 г повторно проводились мероприятия общественного контроля в вышеуказанном магазине, в ходе которого было обнаружено, нарушения, выявленные в торговой точке <данные изъяты> Шмориной И.В., не устраняются. По результатам контроля было составлено Заключение № от 28.09.2011 в котором отражены выявленные нарушения: Отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав. Возможность ознакомления потребителя с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания отсутствует. Необеспеченно наличие, доступность и достоверность обязательной информации о продавце (исполнителе работ, услуг), юридический адрес, фирменное наименование, режим работы. Ценники оформлены не должным образом, на некоторых - отсутствует подпись материально ответственного лица и дата оформления. На основании изложенного просят суд прекратить действия <данные изъяты> Шмориной И.В. путем возложения обязанности устранить вышеперечисленные нарушения. В судебном заседании представитель НООО «Комитет по защите прав потребителей» по доверенности Верхолетова Е.С. исковые требования поддержала. Ответчик <данные изъяты> Шморина И.В. в судебное заседание не явилась о времени и месте проведения судебного заседания уведомлена своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Причина неявки суду не известна. Суд, учитывая согласие представителя истца, находит возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика с вынесением заочного решения. Суд, выслушав представителя истца, проверив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 9 Закона РФ « О защите прав потребителей»: 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. 2. Изготовитель (исполнитель, продавец) - <данные изъяты> - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. 3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). Согласно ст. ч. 1, абз. 10, 11 ч.2 ст. 10 Закона РФ « О защите прав потребителей»: 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. 2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги). Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей (п.9 Правил). Согласно п. 10 данных Правил продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах. В соответствии с п. 19 указанных Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Согласно ст. 45 Закона: 1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. 2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). Согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей»: общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. Установлено, что <данные изъяты> Шморина И.В. имеет торговую точку в магазине <данные изъяты> НООО «Комитет по защите прав потребителей» 17.08.2011г. проведена проверка <данные изъяты> Шмориной И.В., по указанному адресу. При проверке были установлены следующие нарушения: Отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав. Возможность ознакомления потребителя с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания отсутствует. Необеспеченно наличие, доступность и достоверность обязательной информации о продавце (исполнителе работ, услуг), юридический адрес, фирменное наименование, режим работы. Ценники оформлены не должным образом, на некоторых - отсутствует подпись материально ответственного лица и дата оформления. Данные обстоятельства подтверждены актом проверки № 28 сентября 2011 г повторно проводились мероприятия общественного контроля в вышеуказанном магазине, в ходе которого было обнаружено, что нарушения установленные 17.08.2011г. <данные изъяты> Шмориной И.В. устранены не были, что подтверждается актом №, имеющимся в материалах дела. На основании изложенного суд считает возможным удовлетворить требования Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей». Руководствуясь ст.ст. 233-235 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» удовлетворить. Обязать <данные изъяты> Шморину И.В. - обеспечить возможность ознакомления потребителей с их правами и необходимыми действиями по защите их прав, с правилами торговли; - обеспечить наличие, доступность и достоверность обязательной информации о продавце, юридическом адресе, фирменном наименовании, режиме работы <данные изъяты> Шмориной И.В.; - надлежащим образом оформить ценники на товары. Заочное решение может быть пересмотрено по заявлению ответчика в течение 7 дней, но может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского облсуда в течение 10 дней по истечении указанного срока. Судья: п/п Фирсова Е.М. Копия верна: Судья: Секретарь:
соответствующего вида обслуживания отсутствует;
о продавце (исполнителе работ, услуг), юр.адрес, фирменное наименование, режим работы;
материально ответственного лица и дата оформления.