Заочное решение по иску НООО `Комитет по защите прав потребителей` в интересах неопределенного круга лиц к Некрученковой Н.П. о прекращении действий путем возложения обязанности устранить нарушения (не вступило в законную силу)



Дело

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2011г. Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего федерального судьи Бочаровой Е.П.

при секретаре Безусовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Некрученковой Н.П. о прекращении действий путем возложения обязанности устранить нарушения

У С Т А Н О В И Л :

Нижегородская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» (далее - НООО «КПЗПП») обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Согласно п.2 ст.45 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июня 2005г. «О полномочиях общественных объединений потребителей», предусматривающих право осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, а также вправе (ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей») предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Из данных правовых норм следует, что право выбора конкретного способа защиты прав неопределенного круга потребителей принадлежит общественному объединению потребителей (их ассоциациям, союзам). НООО «Комитет по защите прав потребителей» пройдя надлежащую регистрацию в органах юстиции, приобрел объем прав, предусмотренных статьями 45, 46 вышеназванного закона и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными актами нормативного характера.

Члены организации НООО «Комитет по защите прав потребителей» осуществляют общественный контроль на территории муниципальных образований Нижегородской области по соблюдению, при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями прав потребителей, установленных Законом РФ «О защите прав потребителей» и правил торгового и иных видов обслуживания, утвержденных Правительством РФ, вне зависимости от какой-либо принадлежности торговых организаций. В процессе проведения общественного контроля, участники НООО КПЗПП осуществляют визуальный осмотр в месте обслуживания, общаются с продавцом, исполнителем работ(услуг), либо его представителем на момент проведения общественного контроля(контактным лицом, осуществляющем продажу), в качестве потребителя.

17 августа 2011г. в ходе проведения общественного контроля за соблюдением прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей различными торговыми предприятиями, проводили визуальный осмотр в торговых точках, расположенных в магазине ТЦ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, а также общались с продавцами и их представителями о возможности ознакомления с документами, которые по требованию должны предъявляться потребителю, "в том числе в торговой точке <данные изъяты> Некрученковой Н.П.

В ходе визуального осмотра и общения с контактным лицом, осуществляющем продажу торговой точки <данные изъяты> Некрученковой Н.П. был обнаружен ряд нарушений Законодательства Защиты Прав Потребителей:

1. Отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты
потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав (ст. 3 Закон «О защите прав потребителей»);

2. Возможность ознакомления потребителя с правилами торговли
соответствующего вида обслуживания отсутствует (п.9 Правила продажи отдельных видов товаров);

  1. Не обеспечено наличие, доступность и правильность оформления «Книги жалоб и предложений» (п.8 Правила продажи отдельных видов товаров);
  2. Не обеспечено наличие, доступность и достоверность обязательной информации о продавце (исполнителе работ, услуг), ОГРН, ИНН (ст.9 Закон РФ «О защите потребителей», п. 10 Правила продажи отдельных видов товаров);
  3. Не обеспечено наличие, доступность и достоверность обязательной информации о товарах и изготовителе, а именно отсутствует информация о контактном лице осуществляющем продажу (ст. 10 Закон РФ «О защите прав потребителей», п. 11 Правила продажи отдельных видов товаров);
  4. Ценники оформлены не должным образом, на некоторых - отсутствует подпись материально ответственного лица и дата оформления (п. 19 Правила продажи отдельных видов товаров);

По результатам контроля было составлено Заключение от 17.08.2011г. в
котором отражены выявленные нарушения.

Указанные в Заключении нарушения свидетельствуют о том, что Правила продаж: отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период, ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г № 55, Закон РФ от 07.02.1992 №2300 «О защите прав потребителей» исполняются ненадлежащим образом.

По результатам проведенного общественного контроля были приняты меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждению, посредством проведения разъяснительных и просветительских работ с указанием на необходимость устранения причин и условий, способствующих совершению нарушений, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в дальнейшей деятельности.

28 сентября 2011 г. повторно проводились мероприятия общественного контроля в вышеуказанном магазине, в ходе которого было обнаружено,что нарушения, выявленные в торговой точке <данные изъяты> Некрученковой Н.П. не устранены.

По результатам контроля было составлено Заключение от 28.09.2011 в котором отражены выявленные нарушения:

1. Отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав (ст. 3 Закон РФ «О защите прав потребителей»);

2. Возможность ознакомления потребителя с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания отсутствует (п.9 Правила продажи отдельных видов товаров);

3. Не обеспечено наличие, доступность и правильность оформления «Книги жалоб и предложений» (п.8 Правила продажи отдельных видов товаров);

4. Ценники оформлены не должным образом, на некоторых - отсутствует подпись материально ответственного лица и дата оформления (п. 19 Правила продажи отдельных видов товаров).

В связи с чем истец просит прекратить действия <данные изъяты> Некрученковой Н.П. путем возложения обязанности устранить вышеперечисленные нарушения. В судебном заседании представитель НООО «КПЗПП» по доверенности Слукин Д.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что дважды лично выходил на место проверки, при повторной проверке все нарушения не были устранены в полном объеме,продавец от подписи отказался.

Ответчик <данные изъяты> Некрученкова Н.П. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещалась своевременно, направленные судебные повестки были возвращены в суд с пометкой «Истек срок хранения» (л.д.24, 35-37).

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

В силу ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Из материалов дела видно, что ответчику направлялось извещение о дне рассмотрения спора заказным письмом с уведомлением. Однако извещение вернулось в суд связи с невручением адресату по причине "истек срок хранения", что свидетельствует о намеренном уклонении от получения судебных повесток, что является злоупотреблением предоставленным правом.

Выслушав мнение представителя истца, который согласен на рассмотрение дела в отсутствие неявившегося ответчика с вынесением заочного решения, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика с вынесением заочного решения.

Выслушав представителя истца, установив юридически значимые обстоятельства по делу, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.

Согласно ст.3 Закона «О защите прав потребителей»

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

В соответствии со ст. 9 Закона о защите прав потребителей:

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

В силу п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

Согласно п.16 Правил, потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы).

В соответствии с п. 19 Правил, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

В силу ст. 45 Закона о защите прав потребителей в редакции, от 18.07.2011 г., Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.

Статьей 46 названного Закона о защите прав потребителей, регулирующей судебный способ защиты прав неопределенного круга потребителей, установлено, что орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Судом установлено, что Нижегородская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» создана на основании собрания ее учредителей от 25.10.2010 г. Согласно п. 1 Устава данной общественной организации его целью является содействие в общественной защите прав потребителей в сфере приобретения товаров, работ и услуг.

Согласно приказу по Комитету от 28.04.2011 г. за членам комитета поручено проводить проверки магазинов и составлять акты проверок с выявленными нарушениями. Изданию приказа предшествовало соответствующее решение собрания учредителей комитета от 28.04.2011 г. (л.д.11 оборот)

Судом установлено, что Некрученкова Н.П зарегистрирована в качестве <данные изъяты> с 28.08.03 г., ИНН в МИФНС России № 2, о чем в <данные изъяты> внесена соответствующая запись (л.д.26), и осуществляет торговую деятельность по адресу: <адрес>.

17.08.2011 г. НООО «КПЗПП» проводилась проверка торговой точки <данные изъяты> Некрученковой Н.П. по указанному адресу, в результате которой были установлены следующие нарушения:

1. Отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты
потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав (ст. 3 Закон «О защите прав потребителей»);

2. Возможность ознакомления потребителя с правилами торговли
соответствующего вида обслуживания отсутствует (п.9 Правила продажи отдельных видов товаров);

  1. Не обеспечено наличие, доступность и правильность оформления «Книги жалоб и предложений» (п.8 Правила продажи отдельных видов товаров);
  2. Не обеспечено наличие, доступность и достоверность обязательной информации о продавце (исполнителе работ, услуг), ОГРН, ИНН (ст.9 Закон РФ «О защите потребителей», п. 10 Правила продажи отдельных видов товаров);
  3. Не обеспечено наличие, доступность и достоверность обязательной информации о товарах и изготовителе, а именно отсутствует информация о контактном лице, осуществляющем продажу (ст. 10 Закон РФ «О защите прав потребителей», п. 11 Правила продажи отдельных видов товаров);
  4. Ценники оформлены не должным образом, на некоторых - отсутствует подпись материально ответственного лица и дата оформления (п. 19 Правила продажи отдельных видов товаров)

По результатам контроля было составлено заключение от 17.08.11 г. (л.д.17).

28 сентября 2011 г повторно проводились мероприятия общественного контроля в вышеуказанном магазине, в ходе которого было обнаружено,что нарушения, выявленные в торговой точке <данные изъяты> Некрученковой Н.П. не устранены в полном объеме.

По результатам контроля было составлено Заключение от 28.09.2011 в котором отражены выявленные нарушения:

1. Отсутствует возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав (ст. 3 Закон РФ «О защите прав потребителей»);

2. Возможность ознакомления потребителя с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания отсутствует (п.9 Правила продажи отдельных видов товаров);

3. Не обеспечено наличие, доступность и правильность оформления «Книги жалоб и предложений» (п.8 Правила продажи отдельных видов товаров);

4. Ценники оформлены не должным образом, на некоторых - отсутствует подпись материально ответственного лица и дата оформления (п. 19 Правила продажи отдельных видов товаров) (л.д.18).

Судом полагает, что допущенные нарушения ответчиком не устранены, доказательств обратного ответчиком не представлено, факт отсутствия в торговой точке ответчика на момент проведения проверки 17.08.2011 г. и 28.09.11 г. Закона «О защите прав потребителей», «Правил продажи отдельных видов товаров», «Книги жалоб и предложений», наличие недооформленных ценников подтвержден вышеуказанными заключениями по результатам проверок, а также фотографиями торговой точки ответчицы, никаких доказательств, подтверждающих обратное, не представлено, в то время как по общему правилу, закрепленному в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, лежит на ответчике.

Учитывая наличие нарушений законодательства со стороны ответчика на момент проведения истцом повторной проверки 28.09.2011 г., суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Основываясь на изложенном, руководствуясь ст.ст.12,55- 57,60,192-198,233-237 ГПК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" суд

Р Е Ш И Л :

       Исковые требования Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей», поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

      Прекратить действия <данные изъяты> Некрученковой Н.П. путем возложения на нее обязанности устранить допущенные нарушения, а именно: обеспечить наличие в доступном для ознакомления месте Закона «О защите прав потребителей», «Правил продажи отдельных видов товаров», «Книги жалоб и предложений», единообразно оформить ценники с указанием на них даты их оформления и подписи материально ответственного лица.

Решение суда может быть пересмотрено по заявлению ответчика в течение 7 суток со дня получения его копии либо обжаловано сторонами в течение 10 суток со дня истечения срока на подачу заявления о его отмене путем подачи кассационной жалобы в Нижегородский облсуд через Дзержинский горсуд.

Федеральный судья:п.п.                                    Е.П.Бочарова

Копия верна:

Федеральный судья:                                                             Е.П.Бочарова.

Секретарь:                                                                              О.В.Безусова.