Решение по иску Погодиной Н.А. к ГУ УПФ РФ по г.Дзержинску о включении периодов работы в специальный стаж (не вступило в законную силу)



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    23 декабря 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Овчинниковой Е.В., с участием истца Погодиной Н.А., представителя истца, действующего на основании доверенности Лудина П.А., представителей ответчика, действующих на основании доверенностей Михайлычевой Е.Н., Лебедевой Ю.Ю., при секретаре Гущиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Погодиной Н.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж

УСТАНОВИЛ:

    Погодина Н.А. обратилась в Дзержинский городской суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж. В обоснование заявленных исковых требований указала, что 27.07.2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с занятостью на работах, предусмотренных Списком . Ответчиком в назначении досрочной трудовой пенсии на льготных условиях было отказано, поскольку при требуемом для назначении пенсии специальном стаже по списку - 7 лет 6 месяцев, ответчик учел стаж 3 года 2 месяца 27 дней и исключил из подсчета специального стажа периоды с 28.09.1999 года по 16.05.2000 года работы в <данные изъяты> по причине того, что <данные изъяты> в указанный период не осуществлял <данные изъяты> и период с 16.05.2000г по 09.06.2004 года в качестве <данные изъяты>, в связи с неподтвержденностью занятости в специальном производстве. Кроме того, из подсчета общего стажа был исключен период с 25.12.1995г по 29.04.1997 года в <данные изъяты> в связи с тем, что в указанный период времени работодатель не производил отчисления страховых взносов в пенсионный фонд. Истец полагает, что исключение из подсчета данных периодов в специальный и общий стаж неправомерно, поскольку период работы в <данные изъяты> в <данные изъяты> на работах <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с 28.09.1999 года по 16.06.2000 года (7 мес. 28 дн) подтверждена записью в трудовой книжке. Согласно раздела VIII подраздела I Постановления Совмина СССР от 22.08.1956г право на получение государственной пенсии на льготных условиях имеют: «Рабочие и инженерно-технические работники, занятые полный рабочий день в <данные изъяты>». Период работы в <данные изъяты> в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с 16.05.2000г по 09.06.2004г (3 года 11 мес. 18 дн.) на работах с <данные изъяты> подтверждается записью в трудовой книжке, а также справкой от 14.10.2011 года которая уточняет особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе. Данный вид работы предусмотрен списком раздела VIII подраздела I Постановления Совмина СССР от 22.08.1956г право на получение государственной пенсии на льготных условиях. Период работы в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с 25.12.1995г по 20.04.1997г не включен в общий трудовой стаж необоснованно, т.к. оценка данного периода работы дана ответчиком на основании установленного законодательства с 01.01.2002г «О трудовых пенсиях в РФ», а не по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства. Истец просит в судебном порядке обязать ответчика включить в страховой стаж период работы в <данные изъяты> с 25.12.1995г по 20.04.1997г в должности <данные изъяты> и с 28.09.1999г по 16.05.2000г в качестве <данные изъяты> и с 16.05.2000г по 09.06.2004г в качестве <данные изъяты> в специальный стаж для назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности с занятостью на работах с <данные изъяты>.

     Истец Погодина Н.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что в спорные периоды времени она работала полный рабочий день с <данные изъяты>. Была принята на работу с 28.09.1999г по 16.05.2000г в качестве <данные изъяты> В течении полного рабочего дня <данные изъяты>. В связи с реорганизацией предприятия была переведена на должность <данные изъяты>. При этом она непосредственно работала во вредном производстве и с вредными условиями труда, <данные изъяты> оказывают негативное воздействие на организм человека. Полагает необоснованным исключение из специального стажа данных периодов работы. Также полагает необоснованным исключении е из общего стажа периода работы в <данные изъяты> с 25.12.1995г по 20.04.1997г в должности <данные изъяты>. Поскольку не перечисление работодателем страховых взносов нарушает ее право на пенсионное обеспечение. Просит исковые требования удовлетворить.

    Представитель Погодиной Н.А., Лудин П.А., действующий на основании доверенности, доводы своего доверителя поддержал в полном объеме.

    Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> Михайлычева Е.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала. В судебном заседании пояснила, что 27.07.2011г. в Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по Списку обратилась Погодина Н.А., которая просит учесть период работы с 28.09.1999г. по 16.05.2000г. в качестве <данные изъяты>. Право на трудовую пенсию по старости, назначаемую досрочно за работу <данные изъяты> имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных пенсионным законодательством. Это право они приобретают при наличии двух условий. Первое условие - наличие страхового стажа, указанного в статьях 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Второе условие - наличие стажа на соответствующих видах работ с тяжелыми и вредными условиями труда, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в организациях определенных отраслей промышленности, в конкретных производствах по профессиям и должностям или периодов на отдельных видах работ, предусмотренных статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001г. В силу п.2 ст. 27 указанного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работ и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002г. «О списках производств, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», установлено, что при досрочном назначении пенсии по старости работникам, занятым <данные изъяты> подлежит применению Список производств, профессий и должностей и показателей, утвержденный Постановлением Кабинета.Министров СССР от 26.01.1991г. . При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с <данные изъяты> - Список производств, профессий и должностей и показателей, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. . Списки и составлены по производственному признаку, т.е. по видам производств. Исходя из этого, право на досрочное пенсионное обеспечение зависит от того, в каком производстве занят тот или иной работник. Производство является основной составляющей структуры Списков и , каждый подраздел и раздел которых соответствует определенному виду производства. Под термином «<данные изъяты>», употребляемым в Списках и понимается <данные изъяты> В отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц УПФР по <адрес> имеются наблюдательные дела организаций и учреждений, в том числе и по <данные изъяты> На основании документов, имеющихся в наблюдательном деле <данные изъяты> осуществлял выпуск продукции до декабря 1998г. <данные изъяты> не работал. Согласно приказа от 06.03.1998г. в целях сокращения затрат на содержание и эксплуатацию оборудования с 01.04.1998г. началась <данные изъяты> Распоряжением от 26.11.1998г. создана инвентаризационная комиссия для снятия остатков сырья, вспомогательных материалов, <данные изъяты>. Согласно указанного распоряжения инвентаризация должна быть проведена в срок до 30.11.98г. Таким образом, на основании указанных документов следует, что <данные изъяты> находился на <данные изъяты> и не осуществлял <данные изъяты>. В соответствии с п.2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 - ФЗ от 17.12.2001г. и п. 34 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии», периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ. Согласно сведений индивидуального персонифицированного учета Погодина Н.А. зарегистрирована в системе ПУ с ДД.ММ.ГГГГ В выписке из индивидуального лицевого счета данные о специальном стаже работы за спорные периоды отсутствуют, следовательно, данные периоды работы не могут быть учтены в специальный стаж по Списку . Норма ст. 13 Закона № 173-ФЗ о подтверждении периодов работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы» (копия приказа).

    2. По требованию Погодиной Н.А. о включении периода работы с 25.12.1995г. по 20.04.1997г. в <данные изъяты> Основным документом при назначении данной пенсии за период, до регистрации в качестве застрахованного лица является трудовая книжка. В трудовой книжке Погодиной Н.А. имеются сведения о работе в <данные изъяты> с 25.12.95г. по 20.04.97г. Однако для назначения пенсии истцом были представлены из <данные изъяты> о получении пособия по безработице за период с 05.01.1996г. по 10.06.1996г. и с 20.06.1996г. по 15.10.1996г. Таким образом, периоды получения пособия по безработице совпадают с периодами работы в <данные изъяты>. Согласно ст.10 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. Согласно справки отдела <данные изъяты>, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности от 12.09.2011г. <данные изъяты> не производило отчисление страховых взносов за спорный период работы. Следовательно, указанный период работы не может быть учтен в страховой стаж истца.

    3. В период с 16.05.2000г. по 22.09.2001г. Погодина Н.А. работала в качестве <данные изъяты> и с 23.09.2001г. по 09.06.2004г. в качестве <данные изъяты> Согласно постоянного технологического       регламента производства <данные изъяты> следовательно работники <данные изъяты>, занятые полный рабочий день в указанном производстве пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку , раздел «<данные изъяты>». Производство <данные изъяты>, в соответствии с Общероссийским классификатором производств, относится к <данные изъяты> Производство <данные изъяты> предусмотрено Списком разделом «<данные изъяты>», позицией «<данные изъяты> Следовательно, работники <данные изъяты>, занятые полный рабочий день в указанном производстве пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку . (акт проверки от 15.07.2011г. копия прилагается). В связи с этим, вопрос о праве на досрочное назначение пенсии по старости работникам данного <данные изъяты> необходимо решать с учетом занятости конкретного работника в указанных выше производствах. Согласно акта проверки от 23.08.2011г. занятость Погодиной Н.А. в производстве <данные изъяты> не установлена. Из представленной должностной инструкции <данные изъяты> следует, что <данные изъяты> обязаны выполнять все анализы и замеры в соответствии с утвержденными нормативными документами. Должностной инструкции <данные изъяты> не имеется. В личном деле Погодиной Н.А. имеются приказы о приеме <данные изъяты> отделения <данные изъяты>. Приказов о закреплении за стадией производства <данные изъяты> в личном деле отсутствует. Согласно табелей учета рабочего времени продолжительность рабочего времени Погодиной Н.А. составляла 8 часов, при этом у других <данные изъяты> продолжительность рабочего времени составляла 7 часов. В связи с тем, что работодатель установил не одинаковую продолжительность рабочего времени для <данные изъяты> усматривается, что не все <данные изъяты> находились в одинаковых условиях труда. На основании представленных для проведения проверки документов занятость Погодиной Н.А. в производстве <данные изъяты> не установлена, в связи с чем, период работы с 23.09.2001г. по 09.06.2004г. не может быть учтен в специальный стаж по Списку . Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213"ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. Федеральный закон от 24.07.2009г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 г. Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. На основании изложенного при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы. Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела либо совершения отдельных процессуальных действий (ч. 3 ст. 1 ГПК). Поэтому после 1 января 2010 г. при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ). Таким образом, действующее законодательство позволяет устанавливать (при определенных условиях) путем свидетельских показаний только общий трудовой стаж и прямо запрещает подтверждать свидетельскими показаниями характер работы. По настоящему делу спора об общем трудовом стаже нет. Предметом спора является характер выполняемой работы. Соответственно, в подтверждение характера выполняемой работы истец не вправе ссылаться на показания свидетелей как на недопустимые доказательства. Кроме того, назначение пенсии кому-либо, даже бывшим работникам этой же организации, также     не     является     подтверждением     выполнения     работы, предусмотренной Списком в течение полного рабочего дня Погодиной Н.А., и не может служить основанием для назначения пенсии истцу. Право на пенсию определяется индивидуально, с учётом индивидуального подтверждения занятости на работах с вредными условиями труда. В соответствии с изложенным, право на льготное пенсионное обеспечение у Погодиной Н.А. отсутствует.

    Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> Лебедева Ю.Ю., действующая на основании доверенности, иск не признала. Поддержала позицию представителя Михайлычевой Е.Н.

    Заслушав доводы сторон, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п/п 1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев <данные изъяты> и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В соответствии с п.2 ст.27 указанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 ст.27, правила исчисления периодов работы и назначения указанных пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

11.07.2002 г. Постановлением Правительства РФ были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

18.07.2002г. Постановлением Правительства РФ установлены Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. при досрочном назначении пенсии по старости работникам, занятым во вредных условиях труда применяются Списки и , утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91г. . При этом время работ, выполнявшихся до 01.01.92г., может засчитываться в специальный стаж в соответствии со Списками и , утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.56г. .

     Судом установлено, что 27.07.2011г. Погодина Н.А. обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой во <данные изъяты> В назначении досрочной трудовой пенсии истцу было отказано. Ответчик не включил в специальный стаж по Списку период работы Погодиной Н.А. с 28.09.1999 г. по 10.04.2000г в качестве <данные изъяты> с 11.04.2000г. по 15.05.200г в качестве <данные изъяты> с 16.05.2000г по 22.09.2001г в качестве <данные изъяты> с 23.09.2001г по 09.06.2004г в качестве <данные изъяты> указав, что согласно «Извлечений из Списков и » по <данные изъяты> выпуск продукции осуществлялся до 19.12.1998г., <данные изъяты> не работал, а право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пункту подразделов «А» разделов VIII и X «<данные изъяты>» соответственно Списков и утв.Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г , установлено рабочим, руководителям и специалистам предприятий <данные изъяты>, занятым в производствах определенной <данные изъяты>, без перечисления их профессий и должностей и в связи с отсутствием сведений о специальном стаже работы по Списку .

Суд находит доводы ответчика необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 9 Постановления N 25 Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (п. 1 ст. 27 и пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

      В соответствии с записями в трудовой книжке истца она работала с 28.09.1999 г. по 10.04.2000г в качестве <данные изъяты> с 11.04.2000г. по 15.05.200г в качестве <данные изъяты> с 16.05.2000г по 22.09.2001г в качестве <данные изъяты> (л.д.13) Данные обстоятельства подтверждены также и архивной справкой от 18.11.2008 года выданной на основании <данные изъяты> из личного дела на имя Погодиной Н.П.и копий извлечений из списка . Данных о простое не имеется.

      Истец в судебном заседании пояснила, что в течении полного рабочего дня в указанные периоды времени работала с <данные изъяты>

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах <данные изъяты> и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Как следует из пункта второго этой же статьи, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначаются трудовые пенсии по старости, предусмотренные названным пп. 1 п. 1 ст. 27, а также Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 "а" Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 24 апреля 2003 г.) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.

В частности, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым <данные изъяты> применяется Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на <данные изъяты> работах, на работах с <данные изъяты>, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г.

В соответствии со Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на <данные изъяты> (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. с учетом пп. "д" п. 1 Разъяснений Минтруда РФ от 23 октября 1992 г. "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 23 октября 1992 г. ) по Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей <данные изъяты>, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать работникам <данные изъяты>, отделов и других подразделений, занятым полный рабочий день с <данные изъяты>

    Ответчик оспаривает, что истец постоянного в течение полного рабочего дня работала с указанными веществами <данные изъяты> в связи с тем, что производство было закрыто. Однако доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства суду не предоставляет. Указанные выводы сделаны на основании представленных суду распоряжения от 26.11.1998 года о создании инвентаризационной комиссии и приказа начале консервации <данные изъяты> с 01.04.1998г. и носят предположительный характер, опровергаются записью в трудовой книжке, архивной справкой. Кроме того, из справки <данные изъяты> от 16.11.2006г, приобщенной к материалам пенсионного дела и обозренного судом следует, что <данные изъяты> был создан приказом от 20.07.1999 года на базе части <данные изъяты>, был расформирован и законсервирован в июле-августе 2001 года. Однако как установлено выше, истец работала полный рабочий день, выполняла свои трудовые обязанности, данных о простое не имеется.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. , нормы Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

     Не являются состоятельными и доводы ответчика о том, что период работы истца с 23.09.2001г по 09.06.2004г в качестве <данные изъяты> не может быть включен в специальный стаж в связи с отсутствием сведений о специальном стаже работы по Списку . Поскольку они опровергаются записью в трудовой книжке (л.д.13) и справкой <данные изъяты> от 10.11.2008 года, от 14.10.2011г. о том, что Погодина Н.А. работала полный рабочий день с 23.09.2001г по 09.06.2004 года в качестве <данные изъяты> за исключением периодов простоя с 01.01.2002г по 20.01.2002 года. Стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, предусмотренную Списком разделом , подраздел позицией . (л.д.9) Акт представленный ответчиком от 23.08.2011 года судом во внимание не принимается поскольку в ходе проверки документальных подтверждений о том, кто конкретно из <данные изъяты> работал на стадии производства <данные изъяты> а кто в производстве <данные изъяты> на момент проверки у работодателя не имелось. Выводы по результатам проверки носят предположительный характер.

Таким образом, требования Погодиной Н.А. о включении в ее специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой во <данные изъяты>, периодов работы его работы с с 28.09.1999 г. по 10.04.2000г в качестве <данные изъяты> с 11.04.2000г. по 15.05.200г в качестве <данные изъяты> с 16.05.2000г по 22.09.2001г в качестве <данные изъяты> с 23.09.2001г по 31.12.2001г., с 21.01.2002г по 09.06.2004г в качестве <данные изъяты> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Период простоя с 01.01.2002г по 20.01.2002г в качестве <данные изъяты> в специальный стаж включению не подлежит.

    Истец просит в судебном порядке включить в страховой стаж период работы в <данные изъяты> с 25.12.1995г по 20.04.1997г в должности <данные изъяты>. Период работы в данной должности подтвержден записью в трудовой книжке. (л.д. 12-13) Ответчик указанный период в страховой стаж не включил по причине отсутствия начислений страховых взносов в указанный период работодателем. Также истцом представлены данные <данные изъяты> о том, что за период с 05.01.1996г по 10.06.1996г и с 20.06.1996г по 15.10.1996г она получала пособие по безработице. Таким образом, периоды получения пособия по безработице совпадают с периодами работы в <данные изъяты>

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу части 2 указанной статьи государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

При этом в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Так, статьей 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

На основании части 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу части 1 статьи 10 указанного Федерального закона суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Погодиной Н.А. было отказано во включении в страховой стаж спорного периода работы с 25.12.1996г по 20.04.1997 года в <данные изъяты> в связи с отсутствием на индивидуальном лицевом счете истца сведений о внесении страховых взносов работодателем, однако, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10.07.2007 г. "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан ФИО1, ФИО2 и ФИО3", неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Это следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованны и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 3 июня 2004 года , от 23 декабря 2004 года и др.).

Таким образом, пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

В Определении Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 г. "По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П" также указано, что из содержания безработице однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.

       Следовательно, неуплата <данные изъяты> страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не может служить основанием для не включения периода, за который такие взносы не уплачивались, в страховой стаж истца, поскольку это нарушает его права и законные интересы и не основано на законе

        Вместе с тем, в указанный период с 05.01.1996г по 10.06.1996г и с 20.06.1996г по 15.10.1996г истец получал пособие по безработице, состояла на учете в <данные изъяты>. п.39 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 (ред. от 20.07.2011) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" установлено, что период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности включается в страховой стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей.

     Таким образом, исковые требования о включении периода работы в <данные изъяты> в страховой стаж подлежат удовлетворению частично. Следует включить периоды с 25.12.1995г по 04.01.1996г., с 11.06.1996г по 19.06.1996г и с 16.10.1996г по 20.04.1997 года.

     В остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

    Исковые требования Погодиной Н.А. удовлетворить частично.

    Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> включить в специальный стаж Погодиной Н.А. необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с работой <данные изъяты> по Списку , период ее работы в качестве <данные изъяты> с 28.09.1999г по 10.04.2000г., в качестве <данные изъяты> с 11.04.200г по 15.05.2000г., в качестве <данные изъяты> с 16.06.200г по 22.09.2001г, в качестве <данные изъяты> с 23.09.2001г по 31.12.2001г и с 21.01.2002г по 09.06.2004 года.

     Включить в страховой стаж Погодиной Н.А. период работы в <данные изъяты> с 25.12.1995г по 04.01.1996г., с 11.06.1996г по 19.06.1996г и с 16.10.1996г по 20.04.1997 года.

    В остальной части исковые требования Погодиной Н.А. оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Дзержинский городской суд Нижегородской области.

Федеральный судья                                                                           Е.В.Овчинникова