Дело №
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Тихомировой С.А.,
с участием прокурора Архиповой И.В.,
при секретаре Николаевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к МУ «Социально-досуговый центр детей и молодежи «Созвездие» об обязании выделить рабочие места,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Дзержинска Нижегородской области обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства трудоустройстве инвалидов. В ходе проверки установлено, что в соответствии со ст.21 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.
Согласно ч.1 и ч 4 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007г. № 191- З «О квотировании рабочих мест», квота устанавливается работодателем, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы ежегодно в соответствии с ч.1 ст.4 Закона. В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 02.04.2010 № 99 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в МУ «Социально-досуговый центр детей и молодежи «Созвездие» в счет квоты составляет 3 человека с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, их них 2 инвалида и 1 гражданин моложе 18 лет.
Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с
установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия
решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.
В соответствии с отчетом МУ «Социально-досуговый центр детей и молодежи «Созвездие» за февраль 2011 года, на начало отчетного периода в учреждении работает 110 человек, в том числе 4 инвалида, работников моложе 18 лет -0, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест, всего - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты, всего - 0 человек, из них работников моложе 18 лет - 0 человек, инвалидов - 0 человек, количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0. То есть, при обязанности выделить (создать) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 1 рабочего места, фактически заквотировано - 0.
Таким образом, МУ «Социально-досуговый центр детей и молодежи «Созвездие» были нарушены указанные выше положения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов.
В данном случае Прокурор г. Дзержинска обращается в суд в защиту прав и законных интересов именно неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретное количество лиц, чьи права подлежат судебной защите не представляется возможным. Просит обязать МУ «Социально-досуговый центр детей и молодежи «Созвездие» выделить (создать) в счет квоты 1 рабочее место для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; в соответствии со ст.206 ГПК РФ, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
Представитель истца -помощник прокурора г.Дзержинска Архипова И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика МУ «Социально-досуговый центр детей и молодежи «Созвездие» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка в уведомлении. О причине неявки не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика с вынесением по делу заочного решения, о чем вынесено определение и занесено в протокол судебного заседания. Истец и третье лицо не возражают против рассмотрения дела в порядке заочного производства
Представитель третьего лица ГУ «Центра занятости населения г.Дзержинска» Шевнина Л.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержала.
Выслушав представителя истца, третьего лица, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 13 Федерального закона от 19.04.1991г. № 1032-1 «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу ст.22 данного Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В силу ст.24 данного Закона работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно части 1 и части 4 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-3 «О квотировании рабочих мест» (далее - «Закон о квотировании») квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с частью 1 настоящей статьи. В соответствии с установленными квотами работодатели обязаны выделять (создавать) рабочие места для трудоустройства граждан.
Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с
установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия
решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.
Судом установлено, что в соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в МУ «Социально-досуговый центр детей и молодежи «Созвездие» в счет квоты составляет 3 человека с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, их них 2 инвалида и 1 гражданин моложе 18 лет (л.д. 10-11). 22.11.2010г. ГУ «Центр занятости населения города Дзержинска» направил ответчику уведомление о создании в 2011г. в счет квоты 3 рабочих места для инвалидов и граждан моложе 18 лет, из них 2 инвалида и 1 несовершеннолетний (л.д.13).
В соответствии с отчетом МУ «Социально-досуговый центр детей и молодежи «Созвездие» за февраль 2011 года, на начало отчетного периода в учреждении работает 110 человек, в том числе 4 инвалида, работников моложе 18 лет -0, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест, всего - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты, всего - 0 человек, из них работников моложе 18 лет - 0 человек, инвалидов - 0 человек, количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0 (л.д.12). То есть, при обязанности выделить (создать) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 1 рабочего места, фактически заквотировано - 0.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" работникам моложе 18 лет предоставляются льготы по квотированию рабочих мест для трудоустройства.
Квота рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1 процента.
Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривает, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
В соответствии с частью 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируется вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведением ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотирование рабочих мест для трудоустройства, расторжение трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", установлено, что компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, части 1 и 2 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З "О квотировании рабочих мест" в совокупности с положениями ч. 2 статьи 5 и части 2 статьи 11, частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", как раз и предусматривают реализацию прав ребенка на трудоустройство, квотирование рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что МУ «Социально-досуговый центр детей и молодежи «Созвездие» были нарушены указанные выше положения законодательства о занятости населения и социальной защите несовершеннолетних.
Поскольку у ответчика создано в счет квоты 0 рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, суд считает возможным обязать МУ «Социально-досуговый центр детей и молодежи «Созвездие» выделить (создать) в счет квоты 1 рабочее место для трудоустройства работников моложе 18 лет.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливают ответчику, с учетом разумности, срок 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу для совершения вышеуказанных действий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12.56,194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г.Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать МУ «Социально-досуговый центр детей и молодежи «Созвездие» выделить (создать) в счет квоты 1 рабочее место для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке через Дзержинский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Федеральный судья: п\п С.А.Тихомирова
Копия верна
Федеральный судья С.А.Тихомирова
Секретарь Е.С.Николаева