Заочное решение по иску Прокурора г. Дзержинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО `ДзержинскВолгонефтехиммонтаж` об обязании выделения рабочих мест (не вступило в законную силу)



Дело №

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Тихомировой С.А.,

с участием прокурора Архиповой И.В.,

при секретаре Николаевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО «ДзержинскВолгонефтехиммонтаж» об обязании выделения рабочих мест,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Дзержинска Нижегородской области обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, по поручению прокуратуры Нижегородской области прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства трудоустройстве инвалидов. В ходе проверки установлено, что в соответствии со ст.21 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.

Согласно ч.1 и ч 4 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007г. № 191-З «О квотировании рабочих мест», квота устанавливается работодателем, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяются уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы ежегодно в соответствии с ч.1 ст.4 Закона. В соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ООО «ДзержинскВолгонефтехиммонтаж» в счет квоты составляет 13 человек с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, их них 9 инвалидов и 4 гражданина моложе 18 лет.

Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с
установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия
решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.

В соответствии с отчетом ООО «ДзержинскВолгонефтехиммонтаж» за январь-февраль 2011 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 7 человек (инвалиды), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0. То есть, из 9 рабочих мест, которые должны были быть выделены (созданы) для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 4 рабочих места, которые должны быть выделены (созданы) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, фактически заквотировано: 0- для трудоустройства инвалидов, 0-для трудоустройства работников моложе 18 лет.

Таким образом, ООО «ДзержинскВолгонефтехиммонтаж» были нарушены указанные выше положения законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов.

В данном случае Прокурор г. Дзержинска обращается в суд в защиту прав и законных интересов именно неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретное количество лиц, чьи права подлежат судебной защите не представляется возможным. Просит обязать ООО «ДзержинскВолгонефтехиммонтаж» выделить (создать) в счет квоты 9 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 4 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; в соответствии со ст.206 ГПК РФ, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

Представитель истца -помощник прокурора г.Дзержинска Архипова И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ООО «ДзержинскВолгонефтехиммонтаж» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка в уведомлении. О причине неявки не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика с вынесением по делу заочного решения, о чем вынесено определение и занесено в протокол судебного заседания. Истец и третье лицо не возражают против рассмотрения дела в порядке заочного производства

В представленном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Мельникова Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования признала частично, пояснила, что по состоянию на 01.04.2011г. ООО «ДзержинскВолгонефтехиммонтаж» количество заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 9 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 9 человек (инвалиды), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0 человек. То есть, из 9 рабочих мест, которые должны быть выделены (созданы) для трудоустройства инвалидов, фактически заквотировано 9- для трудоустройства инвалидов. Однако в связи со спецификой работы предприятия ООО «ДзержинскВолгонефтехиммонтаж» не имеет возможности выделить (создать) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот, находящихся в трудной жизненной, ситуации рабочие места. ООО «ДзержинскВолгонефтехиммонтаж» выполняет строительно-монтажные работы повышенной опасности на взрывоопасных производственных объектах химии, нефтехимии и нефтепереработки, кроме того выполняются работы вахтовым методом на объектах <адрес>. На основании аттестации рабочих мест, проведенной ООО <данные изъяты> в организации имеют класс вредности по условиям труда большинство профессий рабочих. Количество работающих во вредных условиях труда составляет 76% от общего числа работников предприятия. В соответствии со ст. 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. В частности, лиц не достигших 18-летнего возраста, нельзя привлекать к работам, выполняемым вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ). Из-за отсутствия объемов строительно-монтажных работ администрацией предприятия принято решение о введении простоя для работников производственных баз и участка механизации с 11.04.2011г., а также проводятся мероприятия по сокращению штата административно-управленческого персонала.

Представитель третьего лица ГУ «Центра занятости населения г.Дзержинска» Шевнина Л.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержала.

Выслушав доводы истца, третьего лица, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 13 Федерального закона от 19.04.1991г. № 1032-1 «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В силу ст.22 данного Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

В силу ст.24 данного Закона работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Согласно части 1 и части 4 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 года № 191-3 «О квотировании рабочих мест» (далее - «Закон о квотировании») квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Перечень работодателей, которым устанавливается квота, и количество граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, определяется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственные полномочия в области занятости населения и защиты от безработицы, ежегодно в соответствии с частью 1 настоящей статьи. В соответствии с установленными квотами работодатели обязаны выделять (создавать) рабочие места для трудоустройства граждан.

Согласно ч.2 ст.7 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-3 "«О квотировании рабочих мест», работодатели в соответствии с
установленными квотами обязаны в течение трех месяцев со дня принятия
решения, указанного в части 4 статьи 4, выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан.

Судом установлено, что в соответствии с приказом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области от 15.11.2010 № 217«Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота, и численность граждан, трудоустраиваемых в счет квоты, на 2011 год», численность граждан, которые должны быть трудоустроены в 2011 году в ООО «ДзержинскВолгонефтехиммонтаж» в счет квоты составляет 13 человек с учетом работающих инвалидов и граждан моложе 18 лет, их них 9 инвалидов и 4 гражданина моложе 18 лет (л.д.9-10). 22.11.2010г. ГУ «Центр занятости населения города Дзержинска» направил ответчику уведомление о создании в 2011г. в счет квоты 13 рабочих мест: из них - 9 инвалидов и 4 гражданина моложе 18 лет (л.д.12).

В соответствии с отчетом ООО «ДзержинскВолгонефтехиммонтаж» за январь-февраль 2011 года, количество фактически заквотированных в отчетном периоде рабочих мест - 0 ед., численность граждан работающих в счет квоты - 8 человек (инвалиды), количество свободных рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты - 0 (л.д.11). То есть, из 9 рабочих мест, которые должны были быть выделены (созданы) для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 4 рабочих места, которые должны быть выделены (созданы) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, фактически заквотировано: 0- для трудоустройства инвалидов, 0-для трудоустройства работников моложе 18 лет.

В соответствии ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов.

На основании установленных квот и с учетом индивидуальных программ реабилитации инвалиды могут работать у нанимателей с обычными условиями труда наравне с другими работниками, могут работать в специализированных организациях, в цехах и на участках, применяющих труд инвалидов, а также заниматься предпринимательской и иной трудовой деятельностью, не запрещенной законом. Для использования труда инвалидов с учетом потребностей инвалидов и местных особенностей создаются специализированные организации, цеха и участки. Для того чтобы применять труд инвалидов, работодателю зачастую необходимо не только изменить само рабочее место, где инвалид занимается производительным трудом, но и изменить отдельные элементы интерьера, которые могут быть неудобны для инвалидов. Кроме того, возможен и пересмотр служебных обязанностей и возможного графика работы под конкретные возможности конкретного сотрудника с инвалидностью. Рабочее место должно быть адаптированным для инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации.

Важнейшее направление социальной защиты состоит в том, чтобы инвалиды были конкурентоспособны на рынке труда. Установление квот для инвалидов обусловлено тем, что им гораздо тяжелее найти работу, нежели обычному гражданину. Государство заботится о том, чтобы крупные организации, прибыль которых является достаточной, принимали на работу инвалидов в количестве 2 - 4% работников.

В соответствии с п.3 ст.25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов…

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" работникам моложе 18 лет предоставляются льготы по квотированию рабочих мест для трудоустройства.

Квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов, для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в размере 1 процента.

Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предусматривает, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

В соответствии с частью 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируется вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведением ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотирование рабочих мест для трудоустройства, расторжение трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", установлено, что компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъекта Российской Федерации.

Таким образом, части 1 и 2 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З "О квотировании рабочих мест" в совокупности с положениями ч. 2 статьи 5 и части 2 статьи 11, частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", как раз и предусматривают реализацию прав ребенка на трудоустройство, квотирование рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, суд приходит к выводу что ООО «ДзержинскВолгонефтехиммонтаж» были нарушены указанные выше положения законодательства о занятости населения и социальной защите несовершеннолетних. Довод представителей ответчика о том, что в связи со спецификой работы предприятия ООО «ДзержинскВолгонефтехиммонтаж» не имеет возможности выделить (создать) для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации рабочие места, суд находит несостоятельным.

Поскольку на момент проведения проверки в соответствии с отчетом ответчика за январь- февраль 2011 года им не было выделено необходимое количество рабочих мест для инвалидов и работников моложе 18 лет, то исковые требования прокурора являются законными и обоснованными. Ответчика ФГУП «НИИ полимеров» следует обязать выделить (создать) в счет квоты 9 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также 4 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Но поскольку в настоящее время ответчиком выделены 9 рабочих мест для инвалидов, то решение в части обязания выделить 9 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, следует считать исполненным.

Для исполнения решения суда в части выделения (создания) рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливают ответчику, с учетом разумности, срок 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу для совершения вышеуказанных действий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г.Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ООО «ДзержинскВолгонефтехиммонтаж» выделить (создать) в счет квоты 9 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а также 4 рабочих места для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда в части выделения 9 рабочих мест для трудоустройства инвалидов считать исполненным.

Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке через Дзержинский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Федеральный судья: п\п С.А.Тихомирова

Копия верна

Федеральный судья С.А.Тихомирова

Секретарь Е.С.Николаева