Решение по иску Беляниной З.Н., Жуковой С.Н. к Администрации г.Дзержинска о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения (вступило в законную силу)



г. Дзержинск Дело №Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

22 апреля 2011 годаДзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,

при секретаре Андриановой Е.А.,

с участием представителя истцов Жукова С.В., представителя истца адвоката Нескиной Т.Ф., представителя ответчика Щетинина Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляниной З.Н., Жуковой С.Н., действующей в интересах ФИО1 к Администрации города Дзержинска о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения,

Установил:

Истцы обратились с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что являются собственниками по 1\2 доли квартиры, расположенной на 5 этаже 9-этажного дома по адресу Адрес1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.10.2006 года. 16.12.2010 года с целью согласования в установленном статьей 26 ЖК РФ порядке проведения переустройства принадлежащей истцам на праве собственности квартиры - установке газового теплогенератора, истцами были поданы в Администрацию г. Дзержинска следующие документы: заявление о переустройстве, зарегистрированное в журнале под № от 16.12.2010 года, свидетельства о государственной регистрации права собственности, проект переустройства жилого помещения, подготовленный лицензированной организацией ООО <данные изъяты>, технический паспорт жилого помещения, составленный Дзержинским филиалом ГП НО «Нижтехинвентаризация». 27 января 2011 года истцами было получено письмо Администрации города Дзержинска № от 27.01.2011 года об отказе в согласовании переустройства принадлежавшей им на праве собственности квартиры, в котором указано, что переход их квартиры на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии в настоящее время запрещен, а так же истцами не представлено согласие собственников помещений дома на использование общего имущества многоквартирного дома. Считают, что данное решение Администрации г. Дзержинска об отказе в согласовании переустройства является незаконным и существенно нарушает права собственников жилого помещения в области жилищных отношений, так как частью 2 статьи 26 ЖК РФ не предусмотрено предоставление такого документа, как решение общего собрания собственников. Кроме того, часть 3 статьи 26 ЖК РФ запрещает органу, осуществляющему согласование, требовать предоставление других документов, кроме документов, установленных частью 2 статьи 26 ЖК РФ. Тем более, что ТСЖ <данные изъяты>, которое осуществляет эксплуатацию дома истцов, не возражает против установки в квартире газового котла, о чем имеется письмо управляющего. Ссылка Администрации в отказе на ч. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 года № 190 о запрещении перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников тепловой энергии несостоятельна, так как до настоящего времени Правительством РФ не утверждены Правила подключения к системам теплоснабжения, а так же отсутствует утвержденный (запрещенный) перечень квартирных источников тепловой энергии. Так же несостоятельна ссылка Администрации на письмо технического директора ОАО <данные изъяты> о том, что дом подключен к городской системе централизованного отопления, так как это письмо по действующему законодательству не является основанием для отказа в переустройстве квартиры. Просит признать незаконным решение Администрации города Дзержинска № от 27.01.2011 года об отказе в согласовании переустройства принадлежащей истцам на праве собственности квартиры, обязать Администрацию города Дзержинска выдать истцам решение о согласовании переустройства принадлежащей истцам на праве собственности квартиры.

В судебном заседании представитель истцов по доверенностям Жуков С.В. исковые требования поддержал, подтвердив изложенные в иске обстоятельства, пояснил, что отказ Администрации города Дзержинска в согласовании переустройства квартиры истцов со ссылкой на Федеральный закон «О теплоснабжении» незаконен, поскольку на момент подачи истцами заявления на согласование переустройства установленный статьей 14 закона запрет еще не вступил в законную силу. Требование о согласии общего собрания собственников дома не предусмотрено статьей 26 ЖК РФ, и данное требование Администрации города Дзержинска неправомерно. Квартира истцов расположена в 9-этажном доме, но в той части, где дом имеет 5 этажей, то есть на последнем этаже. Над квартирой истцов находится чердачное помещение. Дом имеет централизованное отопление и централизованное горячее водоснабжение, газовой колонки в квартирах не было, поэтому дымовых шахт в доме не предусмотрено. В рабочем проекте на установку газового теплогенератора предусмотрено устройство дымохода. Для обустройства дымохода для газового котла необходимо пробить два отверстия - одно в перекрытии технического этажа, другое в крыше, дымоход пройдет через технический этаж. После установки дымохода силами заказчиков устраняются все демонтажные работы, крыша восстанавливается за счет заказчиков, в случае протечки они будут так же устраняться за счет заказчиков, средства на ремонт крыши из ТСЖ изыматься не будут. Проведенная строительная экспертиза подтверждает факт возможности устройства дымохода без затрагивания характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства, без оказания угрозы жизни и здоровья людей. Истцы хотят установить в квартире газовый котел с целью регулирования теплового режима своей квартире независимо от центрального отопления. На настоящее время переустройство не сделано.

Представитель ответчика Администрации города Дзержинска по доверенности Щетинин Е.И. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что поддерживает представленный суду отзыв, согласно которому в соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, установление совокупность юридических фактов: нарушены ли права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав или свобод или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ). Кроме того, согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действию (бездействию) относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Таким образом, существенным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя. Материалами дела не подтверждается несоответствие решения органа местного самоуправления закону либо иному нормативно правовому акту. Оспариваемое решение в согласовании переустройства жилого помещения является законным и обоснованным, подготовленным в строгом соответствии с действующим законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Пунктом 3 и 11 ч. 1 ст. 4 названного закона утверждением правил подключения к системам теплоснабжения относится к полномочиям Правительства РФ. До настоящего времени указанные правила Правительством РФ не утверждены. Таким образом, перечень квартирных источников тепловой энергии, с использованием которых может осуществляться отопление жилых помещений, в настоящее время так же отсутствует. На основании письма технического директора ОАО <данные изъяты> многоквартирный дом Адрес1 подключен к городской системе централизованного отопления. Таким образом, переход квартир на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии является нарушением норм действующего законодательства. Проектом № «Установка газового теплогенератора для горячего водоснабжения и отопления в кухне Адрес1, выполненным ООО <данные изъяты> в 2010 году, предусмотрено устройство коаксиального дымохода с выводом на крышу дома через технический этаж. Статьей 36 ЖК РФ определен перечень общего имущества, технический этаж является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном доме. Пунктом 2 ст. 40 ЖК РФ установлено, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Множественность субъектов права собственности на одно и то же имущество предполагает необходимость согласования их воли по осуществлению правомочий в отношении его, что предусмотрено статьями 246 (пунктом 1) и 247 (пунктом 1) ГК РФ. Так же в судебном заседании пояснил, что Жилищный кодекс РФ предусматривает срок согласования переустройства или перепланировки в течение 45 дней, этот срок Администрацией города Дзержинска нарушен не был, ответ был дан в период вступления в законную силу ч. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении», запрещающего установку индивидуального отопительного прибора. По факту имеет место захват общего имущества собственников многоквартирного дома в случае установки газового котла, поскольку отвод газов от работы котла будет происходить через общее имущество.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив и изучив материалы дела, отзыв ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Белянина З.Н. и ФИО1, являются собственниками жилого помещения, общей площадью 61,90 кв. метров, по 1\2 доли в праве общей долевой собственности каждая, расположенного по адресу Адрес1, что соответствует свидетельствам о государственной регистрации права от 30.10.2006 года.

16 декабря 2010 года Белянина З.В. и Жукова С.Н., действующая от лица ФИО1, с целью согласования в установленном статьей 26 Жилищного кодекса РФ порядке проведения переустройства принадлежащий на праве собственности квартиры (установка газового теплогенератора) обратились в Администрацию города Дзержинска с заявлением, предоставив необходимые документы, перечень которых установлен п. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ: заявление о переустройстве, зарегистрированное в журнале под № от 16.12.2010 года, свидетельства о государственной регистрации права собственности, проект переустройства жилого помещения, подготовленный лицензированной организацией ООО <данные изъяты>, технический паспорт жилого помещения, составленный Дзержинским филиалом ГП НО «Нижтехинвентаризация».

Решением Администрации города Дзержинска № от 27.01.2011 года истцам было отказано в согласовании переустройства принадлежащей Беляниной З.В. и ФИО1 на праве собственности квартиры. Как указано Администрацией города Дзержинска в решении об отказе в согласовании переустройства жилого помещения № от 27.01.2011 года, в соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Пунктом 3 и 11 ч. 1 ст. 4 названного закона утверждением правил подключения к системам теплоснабжения относится к полномочиям Правительства РФ. До настоящего времени указанные правила Правительством РФ не утверждены. На основании письма технического директора ОАО «Нижегородские коммунальные системы» многоквартирный дом Адрес1 подключен к городской системе централизованного отопления. Таким образом, переход квартир на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии в настоящее время запрещен. Представленным проектом № «Установка газового теплогенератора для горячего водоснабжения и отопления в кухне Адрес1, выполненным ООО <данные изъяты> в 2010 году, предусмотрено устройство коаксиального дымохода с выводом на крышу дома через технический этаж. Изложенное предполагает получение согласия собственников помещений в многоквартирном доме на использование общего имущества многоквартирного дома для устройства дымохода, выраженного в соответствии со ст. ст. 44-48 ЖК РФ согласия представлено не было.

В силу статьи 209 пункта 2 ГК РФ, собственник по своему усмотрению вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

По статье 25 Жилищного Кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В силу статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (пункт 1).

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (пункт 2).

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование (пункт 3).

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (пункт 4).

В пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ установлены особенности правового режима общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

Множественность субъектов права собственности на одно и то же имущество предполагает необходимость согласования их воли по осуществлению правомочий в отношении него, что предусмотрено статьями 246 (пунктом 1) и 247 (пунктом 1) Гражданского кодекса РФ.

К распоряжению имуществом относятся так же действия по изменению объекта. Согласно пункту 3 статьи 36, пункту 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, в то числе при реконструкции дома либо реконструкции, переустройстве, перепланировке помещений.

Учитывая названные нормы права в их взаимной связи, обращаясь с заявлением о переустройстве жилого помещения, кроме документов, указанных в части 2 статьи 26 ЖК РФ, следует представлять согласие всех участников по пользованию общей долевой собственности многоквартирного дома, в случае, если предполагаемое переустройство жилого помещения невозможно без изменения общего имущества в многоквартирном доме.

Отказ органа, уполномоченного принимать решение о согласовании переустройства жилого помещения может быть признан неправомерным, если гражданином были представлены указанные в части 2 статьи 26 ЖК РФ документы, а произведение переустройства соответствует требованиям законодательства.

Из рабочего проекта на установку газового теплогенератора для горячего водоснабжения и отопления в кухне квартиры Адрес1, составленного ООО <данные изъяты> следует, что истцы намерены установить в квартире газовый теплогенератор для горячего водоснабжения и отопления с присоединением к существующему газопроводу низкого давления, и с обустройством коаксиального дымохода с выводом на крышу дома через технический этаж.

В соответствии с п. 5.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170), самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускается. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией.

Из технического паспорта на жилое помещение истцов следует, что в квартире имеется газоснабжение, следовательно, для выполнения переоборудования системы газопотребления в принадлежащей истцам квартире требуется заключение предприятия, обслуживающего газовое хозяйство, поскольку переоборудование затрагивает действующие газовые сети. В связи с обращением истцов за разрешением на переустройство системы газопотребления, ООО <данные изъяты> выдало технические условия, указав, что разрешается переоборудование системы газопотребления в связи с установкой газового теплогенератора в квартире истцов при условии, в том числе, наличия обособленных дымового и вентиляционного каналов обязательно с предоставлением акта на пригодность их к эксплуатации.

Как указано представителем истцов, в квартире истцов имеется горячее водоснабжение, наличие проточного газового водонагревателя не предусмотрено, поэтому дымоход в многоквартирном доме отсутствует. По рабочему проекту предусмотрено обустройство индивидуального дымохода для газового теплогенератора путем выполнения отверстий под дымоход в перекрытии 5 этажа и перекрытии технического этажа жилого дома с выводом на крышу.

Согласно представленному заключению строительно-технической экспертизы ООО <данные изъяты> № от 20.04.2011 года, выполнение отверстий под дымоход диаметром, указанном в проекте возможно, и не затрагивает характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства и не оказывает угрозу жизни и здоровью людей. Одновременно указано, что при выполнении работ по устройству отверстий для прохода дымохода необходимо соблюсти требования, обеспечивающие надежность и безопасность объектов капитального строительства: плиты перекрытий работают на изгиб, в таких плитах нельзя нарушать целостность несущей арматуры (продольных арматурных прутков, расположенных в нижней части плиты). В пределах одной пустоты можно, не затрагивая несущей арматуры, делать отверстия под коммуникации, максимально возможный диаметр отверстия в межреберном пространстве пустотной плиты составляет 159 мм, то есть наружный диаметр футляра для пропуска трубы дымохода не должен превышать 159 мм. Категорически не допускается нарушение целостности крайнего продольного ребра плиты.

С учетом данных рекомендаций рабочим проектом обустройство и расположение дымохода не предусмотрено. Оборудование дымохода через отверстия в перекрытиях 5 этажа многоквартирного дома и технического этажа уменьшает площадь несущих конструкций многоквартирного дома.

По смыслу статьи 36 части 1 ЖК РФ, технический этаж и крыша жилого дома относится к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома Адрес1, поэтому на их изменение требуется согласие всех собственников либо решение по этому вопросу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, которые у истцов отсутствуют.

Ссылка истцов на согласие управляющего ТСЖ <данные изъяты> не может быть принята во внимание в виду отсутствия полномочий управляющего ТСЖ <данные изъяты> на решение рассматриваемого вопроса от имени собственников помещений многоквартирного дома.

В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, установление совокупность юридических фактов: нарушены ли права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав или свобод или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Администрация города Дзержинска, отказывая истцам в согласовании переустройства жилого помещения, действовала в рамках предоставленных ей полномочий и в соответствии с действующим жилищным законодательством.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований, в связи с чем, в их удовлетворении истцам следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Беляниной З.Н., Жуковой С.Н., действующей в интересах ФИО1 к Администрации города Дзержинска о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства жилого помещения отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Дзержинский городской суд.

Судья п.п. Н.А.Воробьева

Копия верна:

Судья Н.А.Воробьева

Секретарь: Е.А.Андрианова