12- 349 / 2010
Р Е Ш Е Н И Е
09 ноября 2010 года судья Дзержинского городского суда Нижегородской области Широкова Т.П., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Жилстрой» на постановление мирового судьи судебного участка № 8 г. Дзержинска, Нижегородской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 г. Дзержинска, Нижегородской области от 24.09.2010 г. ООО «Жилстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
ООО «Жилстрой», оспаривая свою виновность в совершении правонарушения, обратилось в суд с жалобой на указанное постановление и просит его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ООО «Жилстрой» от административной ответственности освободить. Считает постановление мирового судьи незаконным и необоснованным. Свои доводы мотивировало следующим.
ООО «Жилстрой» является управляющей организацией и в соответствии с договором оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, предоставляет коммунальные услуги собственникам жилых помещений в таких домах и осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность.
В процессе повседневной деятельности и в целях достижения целей управления жилым фондом, ООО «Жилстрой» осуществляет обработку персональных данных физических лиц: собственников помещений, лиц, зарегистрированных по месту пребывания и по месту жительства, т.е. в соответствии со ст. З Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» является оператором персональных данных.
В соответствии с п.З. ст.З ФЗ « О персональных данных» (далее Закон) под обработкой персональных данных понимают действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.
11.08.2010 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области (далее Управление) в адрес ООО «Жилстрой» было направлено письмо №. 16.08.2010 г. данное письмо поступило в ООО «Жилстрой».
В письме было указано, что общество, являясь в соответствии со ст. 3 Закона от 27.07.2006 № 152 -ФЗ оператором персональных данных, обязано сообщить в Управление информацию (уведомление об обработки персональных данных), необходимую для осуществления своей деятельности в течение 7 рабочих дней с даты получения такого запроса. В связи с непредставлением данной информации в срок, 03.09.2010 г Управлением необоснованно был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ.
По мнению ООО «Жилстрой», при рассмотрении дела мировой судья неправильно и неполно определила фактические обстоятельства дела. В частности не было принято во внимании то обстоятельство, что обязанность оператора персональных данных, предусмотренная ч.1ст. 22 и ч.4 ст.25 Закона, возникает лишь при отсутствии случаев прямо предусмотренных в Законе. Так согласно ч.1 ст.22 Закона Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии ч.2 ст.22 Закона оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:
3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
4) являющихся общедоступными персональными данными;
5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов
персональных данных;
6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных
данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных
целях;
7)включенных в информационные системы персональных данных, имеющие
в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных
информационных систем, а также в государственные информационные системы
персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и
общественного порядка;
8)обрабатываемых без использования средств автоматизации в
соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению
безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав
субъектов персональных данных.
В подтверждении необоснованности выводов, изложенных в постановлении, утверждают что ООО «Жилстрой» в процессе своей непосредственной деятельности осуществляет обработку персональных данных физических лиц (субъектов персональных данных) только в связи с заключением договоров управления. Данные, полученные при заключении таких договоров используются ООО «Жилстрой» только в рамках договорных отношений, третьим лицам без согласия субъектов персональных данных не предоставляются и не распространяются.
Также, по мнению ООО «Жилстрой», мировым судьей при рассмотрении дела необоснованно не были приняты во внимание доводы ООО «Жилстрой» о том, что общество в соответствии с п.8 ч.2 ст.22 Закона осуществляет обработку персональных данных без использования средств автоматизации, но соблюдением требований к обеспечению безопасности таких данных.
В соответствии со ст. 19 Закона оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий. Требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных законом не регламентируются и в соответствии с ч.2 вышеуказанной статьи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так согласно Постановлению Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 687"Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, (далее Положение) обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных либо извлеченных из такой системы (далее - персональные данные), считается осуществленной без использования средств автоматизации (неавтоматизированной), если такие действия с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов персональных данных, осуществляются при непосредственном участии человека.
Обработка персональных данных не может быть признана осуществляемой с использованием средств автоматизации только на том основании, что персональные данные содержатся в информационной системе персональных данных либо были извлечены из нее.
В соответствии с п.13 Положения обработка персональных данных, осуществляемая без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ. Пункт 15 данного Положения устанавливает, что при хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.
В настоящее время персональные данные хранятся ООО «Жилстрой» в безопасных сейфах с правом обработки таких данных только уполномоченным должностным лицам.
Данные условия хранения позволяют обеспечить должный уровень сохранности таких данных и исключить несанкционированный доступ к ним.
Считают, что, учитывая положения п.2,8 ч.2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ООО «Жилстрой», являясь оператором персональных данных, вправе осуществлять обработку таких данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, а в бездействии ООО «Жилстрой» отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании при рассмотрении жалобы представитель ООО «Жилстрой» -Подгорный Н.А.. жалобу поддержал.
Должностное лицо-составивше6е протокол об административном правонарушении - представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области, в суд не явился, извещен надлежащим образом. Причина неявки не известна.
Суд полагает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ОО «Жилстрой», судья находит жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 г. Дзержинска, Нижегородской области от 24.09.2010 г. ООО «Жилстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. (п.1) Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (п.2) Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Мировым судьей установлено, что 03.09.2009г. в отношении ООО «Жилстрой» государственным инспектором РФ по надзору в сфере информационных технологий и связи главным специалистом - экспертом отдела юридического обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области ФИО1 был составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.7 КоАП РФ.
Установлено, что ООО «Жилстрой» в соответствии со ст. З ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № является оператором персональных данных, обязано сообщить в Управление информацию, необходимую для осуществления своей деятельности в течении 7 рабочих дней с даты получения такого запроса.
Из материалов дела следует, что 11 августа 2010г. Управлением Роскомнадзора по Нижегородской области был направлен запрос на имя руководителя ООО «Жилстрой» ФИО2 по адресу: Адрес1 о предоставлении уведомления об обработке персональных данных в адрес уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных. Согласно почтовому уведомлению о вручении вышеуказанный запрос получен ООО «Жилстрой» 16 августа 2010г. Факт непредставления информации подтверждается отсутствием на 03.09.2010г. уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных о намерении ООО «Жилстрой» осуществлять обработку персональных данных, что фактически не позволило Управлению Роскомнадзора по Нижегородской области внести ООО «Жилстрой» в соответствии со п.З ч.5 ст. 23 ФЗ «О персональных данных» в реестр операторов, обрабатывающих персональные данные, и, соответственно, осуществлять контрольно-надзорную функцию.
Вина ООО ««Жилстрой» полностью доказана материалами дела, подтверждается, протоколом об административном правонарушении № от 03.09.2010г., письмом о предоставлении уведомления, протоколом ознакомления с материалами дела об административном правонарушении от 03.09.2010 г., объяснением должностного лица ООО «Жилстрой». Не доверять указанным доказательствам у судьи оснований не имеется.
Мировой судья обоснованно не принял во внимание доводы представителя ООО ««Жилстрой» о не совершении их предприятием правонарушения по ч. 19.7 КоАП РФ, поскольку они опровергается имеющимися материалами дела.
При таких обстоятельствах, мировой судья правильно пришел к выводу о совершении ООО ««Жилстрой» административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях - Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, -
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 17.06.2010 N 119-ФЗ, от 27.07.2010 N 195-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ)
При назначении вида административного наказания мировой судья учел характер и обстоятельства совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность ООО ««Жилстрой».
Судья считает, что правильно и обоснованно мировым судьей применены нормы и санкции действующего КоАП РФ. Оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 19.5 ч. 1, 30.1-30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 г. Дзержинска, Нижегородской области от 24.09.2010 г. о назначении административного наказания ООО «Жилстрой» за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3000 руб. оставить без изменения, а жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Жилстрой» - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Федеральный судья: п/п ТП. Широкова
Копия верна.
Федеральный судья: Т.П.Широкова