Решение по жалобе Галыниной Г.В. на постановление ДМО регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ (вступило в законную силу)



Р Е Ш Е Н И Е

20 января 2012 г. судья Дзержинского городского суда Нижегородской области Швецов Д.И., при секретаре Поникаровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» Галыниной Г.В. на постановление Дзержинского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 07 декабря 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Дзержинского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды от 07 декабря 2011 года <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» Галынина Г.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Галынина Г.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора Дзержинского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды от 07.12.2011 года отменить, дело производством прекратить.

В судебном заседании Галынина Г.В. доводы жалобы поддержала, считает постановление незаконным, поскольку нарушаются ее права, кроме того, данное постановление вынесено с грубым нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии с требованиями ст.ст. 26.2. 28.2. KoAП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В нарушение требований действующего законодательства протокол по данному делу не оформлялся, в тексте указанного постановления наличие протокола не упоминается.

Никаких объяснений с заявителя не запрашивалось, объяснений по факту совершения заявителем административного правонарушения она не давала, права при проведении административного расследования ей не разъяснялись.

О дате, времени и месте составления протокола и вынесении постановления она надлежаще не уведомлялась, дело было рассмотрено незаконно в ее отсутствие, что является грубым нарушением законных прав на защиту. Копия протокола заявителю не направлялась и у заявителя данная копия отсутствует.

Также на заявителя возложена административная ответственность за ненадлежащее исполнение договора на вывоз ТБО, стороной которого она не является. Кроме того, административная ответственность за несоблюдение или ненадлежащее соблюдение договора на вывоз ТБО законодательством не предусмотрена и данное обстоятельство вменено ей незаконно.

Также заявитель не является субъектом вмененного в вину деяния относительно отсутствия у ООО «<данные изъяты>» паспорта на отходы и отчетности об образовании и размещении отходов.

Иных обстоятельств объективной стороны вмененного правонарушения в постановлении не содержится.

В соответствии с требованиями ч.3 ст.26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Все перечисленные в постановлении доказательства не имеют отношения к вмененному заявителю деянию, составляющему объективную сторону административного правонарушения, были собраны и зафиксированы с нарушением требований проведения проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В действиях Дзержинского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.6.1. КоАП РФ «Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре)».

В судебном заседании Галынина Г.В. также пояснила, что протокол составлялся. От подписи в протоколе отказалась, т.к. считала, что ответственность за нарушение должны нести руководители ООО «<данные изъяты>». Определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении получала и знала о дате и времени рассмотрения дела. Однако на рассмотрение дела не явилась, т.к. считала себя не виновной, и ее явка ни как бы не повлияла на исход дела. От подписи в определении отказалась по причине своей не виновности.     

Руководитель Дзержинского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО1 в судебном заседании возражал против доводов жалобы, считает данную жалобу не обоснованной, в удовлетворении просил отказать. Считает, что вина <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» Галыниной Г.В. доказана материалами дела, постановление вынесено в соответствии с действующим законодательством. В материалах дела имеется приказ о назначении Галыниной Г.В. ответственной за <данные изъяты>. Кроме того, Галыниной Г.В. вручались все документы. О совершении всех процессуальных действий Галынина Г.В. была надлежащим образом и своевременно извещена.

Выслушав Галынину Г.В., руководителя Дзержинского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО1, изучив и проверив материалы данного административного дела, суд находит жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что постановлением государственного инспектора Дзержинского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды от 07 декабря 2011 года <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» Галынина Г.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

           В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. (п.1) Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (п.2) Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Государственным инспектором Дзержинского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ФИО2 установлено, что 03.11.2011 в Дзержинский межрайонный отдел регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды поступило заявление от директора ООО <данные изъяты> ФИО3 о привлечении к административной ответственности ООО <данные изъяты> за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, по признакам нарушения ст.8.2 КоАП РФ.

Обращение с отходами производства и потребления на территории городского округа Дзержинск регламентируется следующими нормативно правовыми актами:

-в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» М:89-Ф3 от 22.05.1998, отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

- в соответствии со ст. 1 Закона Нижегородской области «Об отходах производства и потребления» №226 от 23.11.2001, бытовые отходы - это отходы потребления,
образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения;

- в соответствии со ст.2 Федерального закона «Об отходах производства и
потребления», правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами;

- п.2.1 «Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области» утвержденных
постановлением Правительства Нижегородской области №309 от 12.12.2005, вводит понятие мусора - это любые отходы производства и потребления, включая твердые бытовые отходы (ТБО), образующиеся в результате жизнедеятельности населения, крупногабаритный мусор(КГМ);

-в соответствии со ст.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.4 Закона Нижегородской области «Об отходах производства и потребления», право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались; право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов; собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности;

в соответствии со ст.4.1 Федерального закона «Об отходах производства и
потребления», ст.4.1 Закона Нижегородской области «Об отходах производства и
потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы;

в соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и
потребления», ст. 10 Закона Нижегородской области «Об отходах производства и
потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации
предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с
отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования,
установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и
потребления», ст. 14 Закона Нижегородской области «Об отходах производства и
потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе
деятельности которых образуются отходы 1 - IV класса опасности, обязаны подтвердить
отнесение данных отходов к конкретному классу опасности; на отходы I - IV класса
опасности должен быть составлен паспорт;

в соответствии со ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и
потребления», ст. 17 Закона Нижегородской области «Об отходах производства и
потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке;

- в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и
потребления», юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с

-отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами,

в соответствии со ст.26 Закона Нижегородской области «Об отходах производства и потребления», порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти Нижегородской области (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами;

в соответствии со ст. 13 Закона Нижегородской области «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека, порядок сбора и вывоза отходов на территории муниципального образования определяется Генеральной схемой очистки территории населенного пункта в составе градостроительной документации;

в соответствии со п.3.1.1 «Типовых правил санитарного содержания территорий,
организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской
области», утилизация и обезвреживание отходов в соответствии с утвержденными
среднегодовыми нормами накопления ТБО и КГМ производится на основании договоров на вывоз ТБО и КГМ, заключаемых в установленном порядке с подрядными мусоровывозящими организациями или со специализированными организациями;

в соответствии со ст.67 ФЗ «Об охране окружающей среды» субъекты хозяйственной деятельности обязаны в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды организовать производственный контроль.

В ходе административного расследования установлено, что ООО <данные изъяты> является мусоровывозящей (специализированной) организацией, оказывающей на основании договоров услуги по вывозу твердых бытовых (ТБО) и крупногабаритных отходов (КТО). С юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории г.Дзержинска ООО <данные изъяты> заключает договора по нормам рекомендованным Постановлением Администрации г.Дзержинска от 14.10.2009. Договора с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключаются на вывоз ТБО, в пунктах данных договоров прописывается, что запрещается складировать в контейнерах ящики, тару, картон, отходы производства и прочие не бытовые отходы. В нарушение законодательства и принятых на себя договорных обязательств юридические лица и индивидуальные предприниматели размещают на контейнерные площадки картонные и деревянные коробки, ящики, полиэтиленовую тару, упаковку. Данные виды отходов относятся к отходам производства или КГО.

ООО «<данные изъяты>» согласно Устава общества от 26.09.2006 является юридическим лицом, осуществляет следующие виды деятельности: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

В соответствии с п.3.1.1 «Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области» утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области №309 от 12.12.2005, утилизация и обезвреживание отходов в соответствии с утвержденными среднегодовыми нормами накопления ТБО и КГМ производится на основании договоров на вывоз ТБО и КГМ, заключаемых в установленном порядке с подрядными мусоровывозящими организациями или со специализированными организациями.

Между ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> заключен договор от 01.03 2009 на оказание услуг по вывозу ТБО на торговую площадь расположенную по адресу: <адрес> Согласно пп. 2.1.1 указанного договора на ООО <данные изъяты> возложена обязанность не заполнять контейнеры сметом от подметания дворовых территорий, строительным мусором, ящиками, тарой, картоном, отходами производства и прочими не бытовыми отходами. Согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. № 155 (ред. от 01.02.2005 г.) твердых бытовые отходы это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В процессе хозяйственной деятельности и эксплуатации помещения <данные изъяты> образуются выше указанные отходы.

Смет от подметания дворовых территорий, строительный мусор, ящики, тара, картон, согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786, относятся к отходам IV-V классам опасности.

Субъекты хозяйственной деятельности согласно ст.67 ФЗ «Об охране окружающей среды» обязаны в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды организовать производственный контроль. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно: отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

В соответствии с приказом генерального директора ООО <данные изъяты> от 01.06.2011 г. <данные изъяты> Галынина Г.В. является ответственной за <данные изъяты> в <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>.

03.11.2011 г. <данные изъяты> ООО <данные изъяты> Галынина Г.В., в отсутствие договора на вывоз образующихся в результате хозяйственной деятельности аптеки отходов 4-5 класса опасности (упаковочная тара, картон), допустила их размещение на контейнерной площадке расположенной по адресу: <адрес>

Галынина Г.В. являясь должностным лицом, нарушила правовые акты в сфере охраны окружающей среды.

В отношении Галыниной Г.В. 06.12.2011 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

Вина правонарушителя полностью доказана материалами дела, подтверждается, протоколом об административном правонарушении от 06.12.2011 года (л.д. 17,18), заявлением ООО <данные изъяты> (л.д. 16), определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 19), определением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 23), актом натурного обследования экологической обстановки на территории г. Дзержинска от 03.11.2011 г. (л.д. 24-26), протоколом изъятия вещей и документов (л.д. 27), приказом о назначении Галыниной Г.В. ответственной за <данные изъяты> от 01.06.2011 г. (л.д. 54), должностной инструкцией (л.д. 55, 56), договором на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 01.03.2009 г., заключенный с <данные изъяты> (л.д. 57,58), письменными объяснениями ФИО4, Галыниной Г.В., пояснениями Галыниной Г.В., руководителя Дзержинского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО1 Не доверять указанным доказательствам у судьи оснований не имеется.

        Судом не принимаются доводы Галыниной Г.В. о том, что совершение данного правонарушения вменено ей незаконно, поскольку данные доводы опровергаются имеющимися материалами дела, а также пояснениями сторон.

Доводы Галыниной Г.В. о том, постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, суд пересматривающий дело также не принимает во внимание, поскольку, данные доводы по существу сводятся к переоценке доказательств по делу, однако оснований к этому не имеется. Выводы инспектора Дзержинского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды, изложенные в постановлении, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основании представленных доказательств, которым государственный инспектор дал соответствующую оценку.

Также, доводы Галыниной Г.В. о том, что в нарушение требований действующего законодательства протокол по данному делу не оформлялся, никаких объяснений с заявителя не запрашивалось, объяснений по факту совершения заявителем административного правонарушения она не давала, права при проведении административного расследования ей не разъяснялись, о дате, времени и месте составления протокола и вынесении постановления она надлежаще не уведомлялась, дело было рассмотрено незаконно в ее отсутствие, что является грубым нарушением законных прав на защиту, копия протокола заявителю не направлялась и у заявителя данная копия отсутствует, суд также не принимает во внимание, поскольку доводы опровергаются пояснениями самой Галыниной Г.В., данными ею в судебном заседании, а также материалами дела.

Кроме того, суд пересматривающий дело не принимает во внимание доводы Галыниной Г.В о не виновности ее как должностного лица в совершении данного правонарушения, поскольку данные доводы надуманы, не согласуются с объективно установленными доказательствами и направлены с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение.

При таких обстоятельствах, Государственный инспектор Дзержинского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ФИО2, правомерно пришел к выводу о совершении <данные изъяты> административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - т.е. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

        При назначении вида административного наказания инспектор, учел личность Галыниной Г.В., характер совершенного правонарушения, то, что данное правонарушение носит повышенную общественную опасность, так как ставит под угрозу безопасность и здоровье людей, наказание назначено в пределах санкции статьи.

Судья считает, что правильно и обоснованно государственным инспектором, применены нормы и санкции действующего КоАП РФ. Оснований для отмены или изменения постановления не имеется.          

На основании изложенного, руководствуясь ст. 8.2, ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья

                                                            р е ш и л :

Постановление государственного инспектора Дзержинского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ФИО2 от 07 декабря 2011 года о назначении административного наказания <данные изъяты> Галыниной Г.В. в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за административное правонарушение, предусмотренное ст. 8. 2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Галыниной Г.В.. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения через Дзержинский городской суд Нижегородской области.

Судья                                           п/п                                                      Д.И. Швецов

Копия верна.

Судья -