Постановление о назначении административного наказания в отношении ООО `Синтез Ока` (вступило в законную силу)



Дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

г.Дзержинск                                                                          12 апреля 2011 г.                                                             

Судья Дзержинского городского суда Нижегородской области, Фроловичев А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «Синтез ОКА» (юридический адрес: Адрес 1)

У С Т А Н О В И Л :

В ходе проведенной Нижегородской транспортной прокуратурой проверки установлено, что ООО «Синтез ОКА» осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность, применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте с целью производства конечного продукта.

В 2010 году на подъездных путях ООО «Синтез ОКА» произведена разгрузка 264 цистерн и погрузка 120 цистерн.

Согласно ст.17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 №134 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утверждено положение о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности, применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. В нарушение указанных требований закона у ООО «Синтез ОКА» отсутствует необходимая лицензия.

Осуществление указанной деятельности без лицензии может повлечь возникновение неблагоприятных последствий, поскольку в соответствии с лицензионными условиями осуществления погрузо-разгрузочной деятельности с опасными грузами, предприятие должно иметь в штате подготовленных работников, чтобы обеспечить безопасность при работе с опасными грузами на железнодорожном транспорте, а также выполнять иные мероприятия, направленные на недопущение создания угрозы безопасности движения железнодорожного транспорта и причинения ущерба окружающей среде.

По результатам проверки 24 февраля 2011 года Нижегородской транспортной прокуратурой в отношении ООО «Синтез ОКА» возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, несвязанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна.

В судебном заседании прокурор пояснил, что ООО «Синтез ОКА» на принадлежащих им на праве собственности подъездных железнодорожных путях осуществляет погрузо-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. В течение 2010 года обществом осуществлена разгрузка 264 железнодорожных цистерн с опасным грузом и погрузка 120 железнодорожных цистерн с опасным грузом. Данная деятельность обществом осуществлена в нарушение ст.17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Постановления Правительства РФ от 15.03.2006 №134 «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым утверждено положение о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности, применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Доводы представителя ООО «Синтез ОКА» об отсутствии предусмотренных законом оснований в получении лицензии на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в связи с наличием лицензии на эксплуатацию химических опасных производственных объектов является несостоятельным, поскольку данная лицензия выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Однако, в компетенцию данной службы не входит выдача лицензий на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не связано с извлечением обществом прибыли. Таким образом, в действиях ООО «Синтез ОКА» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.     

Представитель ООО «Синтез ОКА» Софонова Е.В., которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.1, 25.5 КоАП РФ, пояснила, что не согласна с доводами прокурора о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ. ООО «Синтез ОКА» зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации от 09.10.2007) и в соответствии со ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» имеет лицензию на эксплуатацию опасных производственных химических объектов, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 29.10.2007 , т.е. эксплуатацию опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества. Участок транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом включен в перечень опасных производственных объектов ООО «Синтез ОКА» за регистрационным номером от 15.12.2006. Надзор в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, зарегистрированных в Государственном реестре опасных производственных объектов, осуществляется Ростехнадзором на основании постановления Правительства РФ от 30.07.2004 №401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». Пунктом 17 данного положения Ростехнадзору предоставлены полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований безопасности при эксплуатации и транспортировании опасных химических веществ на производственных объектах. По мнению Ростехнадзора, если организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, имеющая лицензию Ростехнадзора, в полной мере исполняет установленные требования и процедуры в области промышленной безопасности, то это для нее является достаточным условием для исполнения функций и деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и в получении дополнительной лицензии нет необходимости. Считает, что исходя из анализа действующего законодательства, требование о необходимости иметь лицензию на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте предъявляется только к тем предприятиям, для которых такой вид деятельности является основным. Погрузо-разгрузочная деятельность ООО «Синтез ОКА» применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не является отдельным видом деятельности предприятия, а представляет собой неотъемлемую часть производственно - технологического процесса, т.е. является составной частью осуществляемой обществом деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов. При этом, деятельность общества по выгрузке (сливу) пришедшего в его адрес груза (сырья) и загрузке (наливу) готового продукта в железнодорожные цистерны не может расцениваться как указанная в ст.21 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта» погрузо-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам. Кроме того, в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении не указано, что в 2010 году на подъездных путях ООО «Синтез ОКА» произвело погрузку и разгрузку цистерн именно с опасными грузами. В качестве даты и времени совершения правонарушения указаны январь - февраль 2011 года. Однако данные об осуществлении ООО «Синтез ОКА» в указанный период погрузочно-разгрузочной деятельности опасных грузов - отсутствуют. Кроме того, истек срок давности привлечения ООО «Синтез ОКА» к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ.

Выслушав мнение участвующих лиц, которые отводов суду не имели, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со стст.1 и 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», железнодорожный транспорт в РФ состоит, в том числе, из железнодорожного транспорта необщего пользования, к которому относятся железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Статья 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» определяет опасный груз как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранения может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Как установлено в судебном заседании объяснениями прокурора, представителя ООО «Синтез ОКА» Софоновой Е.В., объяснениями <данные изъяты> ООО «Синтез ОКА» ФИО1, письмом <данные изъяты> ФИО2, письмом начальника станции <адрес>, свидетельствами о праве собственности ООО «Синтез ОКА» на железнодорожные пути, постановлением Нижегородской транспортной прокуратуры от 24.02.2011, ООО «Синтез ОКА» в 2010 году осуществило выгрузку 264 железнодорожных вагонов с опасными грузами: <данные изъяты>, а также осуществило погрузку 120 вагонов с опасными грузами: <данные изъяты>.

Данные доказательства, устанавливающие факт осуществления ООО «Синтез ОКА» в 2010 году погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте являются последовательными и непротиворечивыми, вследствие чего у суда не имеется оснований недоверять им.

При этом, к доводам представителя ООО «Синтез ОКА» Софоновой Е.В. о том, что деятельность общества по выгрузке (сливу) пришедшего в его адрес груза (сырья) и загрузке (наливу) готового продукта обществом в железнодорожные цистерны не может расцениваться как погрузо-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте применительно к опасным грузам, поскольку данная деятельность обществом осуществляется в отсутствие договоров с грузополучателями и грузоотправителями, в ее процессе не происходит перемещение груза из одного транспортного средства в другое, а также не применяются погрузочно-разгрузочные сооружения и подъемно транспортное оборудование, суд относится критически, поскольку данные доводы противоречат фактическим обстоятельствам дела и не основаны на законе: «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ст.49 ГК РФ, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ст.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензируемым видом деятельности признается вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с данным законом.

Исходя из прямого предписания пп.70 п.1 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 №134 «О лицензировании отдельных видов деятельности», подлежит лицензированию погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Как установлено в судебном заседании объяснениями прокурора, представителя ООО «Синтез ОКА» Софоновой Е.В., объяснениями <данные изъяты> ООО «Синтез ОКА» ФИО1, ООО «Синтез ОКА» не имеет лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Доводы представителя ООО «Синтез ОКА» Софоновой Е.В., а также показания представителя Ростехнадзора Мусинова Н.А. о том, что поскольку общество имеет лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию химически опасных производственных объектов от 29.10.2007 , которая включает в себя деятельность по транспортированию токсичных и опасных веществ, вследствие чего нет необходимости в получении дополнительной лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, являются несостоятельными, не основанными на требованиях закона.

Как следует из п.17 «Положения о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.05.2005 №303, Ростехнадзору представлены полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований безопасности при эксплуатации и транспортировании опасных химических веществ на производственных объектах, т.е. внутри технологического процесса. При этом, в соответствии с Постановлением правительства РФ от 26.01.2006 №45, «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте осуществляет Ространснадзор.

Таким образом, деятельность ООО «Синтез ОКА» по разгрузке железнодорожных вагонов - цистерн с опасным грузом, поступающих в его адрес железнодорожным транспортом и деятельность по погрузке обществом в железнодорожные вагоны - цистерны опасного груза, отправляемого третьим лицам является лицензируемым видом деятельности и относится к компетенции Ространснадзора.

При этом, в соответствии со ст.20 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта», перед наливом цистерн грузоотправители - ООО «Синтез ОКА» обязан проверить техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.

Согласно пояснениям в судебном заседании представителя Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Гусева А.Е., для осуществления ООО «Синтез ОКА» погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в штате должны иметься работники, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, которые должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года.

Данные показания Гусева А.Е. согласуются с «Положением о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 №134 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Таким образом, осуществление ООО «Синтез ОКА» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии, выданной в установленном законом порядке Ространснадзором может повлечь возникновение неблагоприятных последствий, угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта и причинения ущерба окружающей среде.

Поскольку осуществление ООО «Синтез ОКА» в 2010 году погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии не связано с извлечением обществом прибыли, в действиях ООО «Синтез ОКА» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна.

Доводы представителя ООО «Синтез ОКА» Софоновой Е.В. о том, что в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении не указано, что в 2010 году на подъездных путях ООО «Синтез ОКА» произведена разгрузка и погрузка цистерн именно с опасными грузами, а также указано время совершения правонарушения: январь - февраль 2011 года, вследствие чего производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, являются несостоятельными. Как следует из описательной части постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 24.02.2011: «Так, ООО Синтез ОКА» осуществляется погрузочно-разгрузочная деятельность, применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, с целью производства конечного продукта. В 2010г. на подъездных путях ООО «Синтез ОКА» произведена разгрузка 264 цистерн и погрузка 120 цистерн… В нарушение названных требований законодательства, у предприятия отсутствует необходимая лицензия». Таким образом, в постановление об административном правонарушении указано время - 2010 год и событие административного правонарушения - осуществление погрузо-разгрузочной деятельности, применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. При таких обстоятельствах, допущенная техническая ошибка в постановлении в графе время совершения правонарушения: январь - февраль 2011 года не может являться основанием к прекращению производства по делу, поскольку не нарушает право ООО «Синтез ОКА» на защиту.

Также несостоятельны доводы представителя ООО «Синтез ОКА» Софоновой Е.В. о том, что истек срок давности привлечения ООО «Синтез ОКА» к административной ответственности, поскольку согласно письму от 27.12.2010 начальника Приволжского управления желдорнадзора на имя Приволжского транспортного прокурора, а также предоставления в Нижегородскую транспортную прокуратуру 28.01.2011 ООО «Синтез ОКА» пояснительной записки, уже 28.01.2011 прокурором фактически установлено отсутствие лицензии у ООО «Синтез ОКА» на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Постановление Нижегородской транспортной прокуратуры о возбуждении производства об административном правонарушении от 24.02.2011 соответствует требованиям, предъявляемым к нему ст.28.4 КоАП РФ и вынесено после получения 24.02.2011 объяснений с <данные изъяты> ООО «Синтез ОКА» ФИО1, т.е. немедленно после выявления административного правонарушения.

Таким образом, сроки давности привлечения ООО «Синтез ОКА» к административной ответственности, предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ не истекли.

Обсуждая вопрос об административном наказании за совершенное правонарушение, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, суд считает справедливым назначение ООО «Синтез ОКА» наказания в виде штрафа в сумме сто семьдесят тысяч рублей.

С учетом изложенного, руководствуясь ч.1 ст.19.20, ст.ст. 29.7-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ООО «Синтез ОКА», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить административное наказание - в виде штрафа в сумме сто семьдесят тысяч рублей.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Дзержинский городской суд Нижегородской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Дзержинского городского суда

Нижегородской области                                                             А.В. Фроловичев

В соответствии со ст. 32.2 КОАП РФ Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В соответствии со ст. 20.25 КОАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.