РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 июля 2010 года село Месягутово
Дуванский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Юнусовой Р.С., при секретаре Гареевой В.И., с участием истицы Петровой Л.М., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Дуванском районе РБ Аплесниной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Петровой Людмилы Михайловны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Дуванском районе о признании незаконным решения ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Дуванском районе РБ в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода работы в должности старшей пионервожатой и наложении обязательства включить указанный период в стаж для назначения пенсии, признании за ней права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Петрова Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в Дуванском районе о признании незаконным решения УПФ РФ в Дуванском районе в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы в должности старшей пионервожатой с 17.10.1984 года по 31.08.1986 года, наложении обязательства включить указанный период в стаж для назначения пенсии, признании за ней права на досрочную трудовую пенсию, указав, что она обратилась в УПФ РФ в Дуванском районе с просьбой установить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением Пенсионного фонда ей было отказано, при этом в стаж работы не засчитаны вышеуказанные периоды работы.
С данным решением она не согласна, считает, что данный период работы должен быть включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. При этом она ссылается на Списки, утвержденные Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в соответствие с которыми в специальный стаж включались периоды работы в должности «пионервожатый» и «старший пионервожатый» и на Постановление Конституционного суда РФ №2-П, в соответствие с которым в случае, если на период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы.
В судебном заседании истица Петрова Л.М. поддержала свои исковые требования, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ в Дуванском районе Аплеснина Л.В. исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении отказать, пояснила, что требования не обоснованны и не соответствуют закону. Назначение пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, производиться в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наличии у заявителя не менее 25 лет педагогической деятельности. Учитывая льготный характер указанного вида пенсии, в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, поименованных Списками, а так же Правилами исчисления периодов указанной работы утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002г. и №516 от 11.07.2002г. В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утверждение Списка соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений делегировано Правительству Российской Федерации. Наименование учреждений и должностей, указанных в Списках применяются буквально и не подлежат расширенному толкованию, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001года.
К таким нормативно- правовым актам относятся постановление Совета Министров от 06.09.1991г. №463, которое применяется к периодам работы до 01.11.1999г. К периодам, протекавшим после 01.11.1999г. – Список профессий и должностей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067, а для периодов, протекавших после 12.11.2002г. – Список должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.
Поскольку период работы в должности старшей пионервожатой не предусмотрен ни одним из указанных выше Списков профессий и должностей при подсчете специального стажа он не учитывается.
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 пунктом 2 которого учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, которая дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась работа в школах в качестве штатных пионервожатых.
Истица не принимает во внимание тот факт, что по состоянию на 31.12.2001 года Постановление № 1397 от 17.12.1959г. не применялось на территории РФ в соответствии с постановлением № 953 от 22.09.1993г. Следовательно, применение Постановления № 1397 от 1959г. при определении права на досрочное назначение трудовых пенсий противоречит как действующему пенсионному законодательству, так и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 2-П от 29.01.2004.
Указанная правовая позиция была вновь подтверждена Конституционным Судом РФ в определении от 16.07.2008 № 610-О-О, в котором указано, что вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе применение при этом Постановления № 1397 от 17.12.1959, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П. Их разрешение не может быть осуществлено путем официального разъяснения данного Постановления, поскольку предполагает необходимость формулирования Конституционным Судом РФ новых правовых позиций, связанных с оценкой конституционности положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Учитывая, что никаких законных оснований для применения Постановления № 1397 от 17.12.1959 при исчислении стажа педагогической деятельности, помимо Постановления КС РФ № 2-П от 29.01.2004, нет. Из Определения КС РФ № 610-О-О от 16.07.2008, данное толкование положений указанного Постановления является неверным.
Суд, выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Петровой Л.М. подлежат удовлетворению..
В соответствии с подп.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона (женщины, достигшие возраста 55 лет, мужчины, достигшие возраста 60 лет) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.
В силу п.3 ст.28 данного Федерального закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы, и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В силу ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
При этом, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (пенсионное обеспечение), по смыслу ст.ст. 1, 2, 6, 15, 17-19 и 55 Конституции РФ, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность, и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, необходимо для того, участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действительности их государственной защиты.
Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшего в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в ряде учреждений, в том числе и в школах в качестве штатных пионервожатых.
По свидетельству о заключении брака ФИО11 заключили брак Дата обезличена года, жене присвоена фамилия ФИО12.
Из трудовой книжки Петровой Л.М. усматривается, что она в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года работала в должности старшей пионервожатой Михайловской средней школы Дуванского районного отдела образования.
Согласно справке Дуванского районного отдела образования администрации МР Дуванский район РБ Петрова Л.М. работала в течение полного рабочего дня в ... средней школе в должности старшей пионервожатой с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
Факт работы Петровой Л.М. в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года на должности старшей пионервожатой в ... средней школе, сторонами признается и не оспаривается.
Согласно решению об отказе в установлении пенсии Номер обезличен от Дата обезличена года, период работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности старшей пионервожатой не зачтён в период, включаемый в педагогическую деятельность.
Оценив все доказательства в совокупности, суд считает, что периоды работы заявителя в должности старшей пионервожатой подлежат включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию на основании постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, согласно которого в стаж работы учителей, дающий право на досрочное назначение пенсии засчитывается работа в школах в качестве пионервожатых.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком работ, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за пенсией считается день принятия заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что первоначально Петрова Л.М. обратилась в ГУ УПФ РФ в Дуванском районе РБ Дата обезличена года, что не оспаривается сторонами. При этом основанием отказа в назначении трудовой пенсии послужило только отсутствие требуемой продолжительности специального стажа.
При таких обстоятельствах, при включении Петровой Л.М. периода работы её в должности старшей пионервожатой в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, её стаж составляет более 25 и достаточен для назначении пенсии.
Согласно ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворённым исковым требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Дуванском районе от Дата обезличена года Номер обезличен об отказе Петровой Л.М. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Дуванском районе включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Дуванском районе назначить Петровой Л.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с Дата обезличена года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Дуванском районе в пользу Петровой Л.М. в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Дуванский районный суд РБ в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий
судья Юнусова Р.С.
СПРАВКА
На Дата обезличена года решение не вступило в законную силу.
Судья: Юнусова Р.С.
Секретарь: ФИО16