РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дульдурга 02 августа 2010 года
Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Замиеновой О.В.,
с участием помощника прокурора Дульдургинского района Цымпиловой О.И.,
истицы FIO5,
представителя ответчика – Базарова Э. Ц., действующего на основании доверенности от 08 апреля 2010 года,
представителя ответчика – Диноченко В.П., действующего на основании доверенности от 01 января 2010 года,
при секретаре Цыденовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Дульдурга гражданское дело № 2 – 115 / 2010 по иску прокурора Дульдургинского района в интересах FIO5 к администрации муниципального района «Дульдургинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дульдургинского района обратился в Дульдургинский районный суд в интересах FIO5 с иском к ответчикам администрации муниципального района «Дульдургинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивировав свое заявление тем, что мать FIO5 – FIO6 решением Дульдургинского районного суда от Дата обезличена г. лишена родительских прав. Отец – FIO14 уклонялся от воспитания дочери и от защиты ее прав и интересов; из воспитательного учреждения свою дочь не забрал. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В связи с отсутствием родительского попечения постановлением руководителя администрации Дульдургинского района от 05.09.2001 FIO5 была помещена в Дульдургинский детский дом.
FIO5 состоит на учете лиц, нуждающихся в обеспечении
жилой площадью, однако жилое помещение не предоставлено, чем нарушены
ее жилищные права.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам они не могут сами обратиться в суд. FIO5 является лицом из детей, оставшихся без попечения родителей и нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства. После выпуска из Дульдургинского детского дома FIO5 вынуждена проживать у родственников.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статьей 8 указанного закона определено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Местом жительства FIO5 до помещения в детский дом являлось ... района.
В статьях 49 и 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма являются обязанностью органов местного самоуправления.
Право каждого человека на жилище установлено ст. 40 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и
гражданина в Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение предусмотренных законом гарантий для лиц этой категории (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Проведенной проверкой установлен факт ненадлежащего финансирования из бюджета края расходов, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи, с чем Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края привлекаются по данному исковому заявлению в качестве соответчиков.
FIO5 после выпуска из Дульдургинского детского дома жилья и постоянной работы не имеет, на иждивении имеет малолетнего ребенка, 2010 года рождения. FIO5 обратилась с заявлением об оказании содействия в защите ее права на жилье. Возможности самостоятельно отстаивать свои права в судебном порядке заявитель не имеет в связи с правовой неграмотностью, отсутствием денежных средств на оплату юридической помощи.
Кроме того, согласно ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Право обращения за судебной защитой имеют сами дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители и прокурор.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать администрацию муниципального района «Дульдургинский район» предоставить FIO5 жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Определением суда, в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст.40 ГПК РФ, к участию по настоящему гражданскому делу привлечена в качестве соответчика – Администрация сельского поселения «Дульдурга».
В судебном заседании помощник прокурора Цымпилова О.И. заявленное требование прокурора района в интересах FIO5 к ответчикам поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении, изменив свои требования в части обязании администрации сельского поселения «Дульдурга» предоставить FIO5жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.
FIO5 также поддержала исковое требование прокурора и суду пояснила, что имеет на иждивении малолетнего ребенка, жилья не имеет, проживает в данное время на съемной квартире.
Представитель ответчика – администрации СП «Дульдурга» Диноченко В.П., действующий на основании доверенности от 01.01.2010 года исковые требования прокурора признал полностью.
Представитель ответчика – администрации Муниципального района «Дульдургинский район» Базаров Э., действующий на основании доверенности от 08 апреля 2010 года исковые требования прокурора не признал, суду пояснив, что в соответствии с ФЗ от 06. 10. 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, то есть предоставление жилого помещения нуждающимся относится к вопросам местного значения, то есть местного поселения. Органы местного самоуправления Муниципального района обеспечивают переданные государственные полномочия за счет предоставляемых бюджету Муниципального района из бюджета Забайкальского края субвенций согласно методике расчета общего объема субвенций. Утвержден порядок предоставления и расходования средств бюджета для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью за счет субвенций из краевого бюджета, согласно которого орган местного самоуправления Сельского поселения направляет сводные заявки на финансирование для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а орган местного самоуправления муниципального района на основании поданных заявок предоставляет финансовые средства из бюджета муниципального района бюджету сельского поселений за счет средств Забайкальского края. Считает, что непосредственное полномочие по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан относится к ведению сельских поселений.
Представитель ответчика – Правительства Забайкальского края - ведущий специалист-эксперт отдела реабилитационной работы специального образования и опеки Министерства образования науки и молодежной политики Забайкальского края - Серебрякова А.Ю., действующая на основании доверенности от 19 мая 2010 года в судебное заседания не явилась, просит суд рассмотреть гражданское дело по иску прокурора Дульдургинского района в интересах FIO5 о внеочередном предоставлении жилого помещения без ее участия и направить копию решения суда.
В своих письменных возражениях суду пояснила, что, рассмотрев исковое заявление прокурора Дульдургинского района в интересах FIO5 о внеочередном предоставлении жилого помещения, Правительство Забайкальского края не согласно с указанным требованием в отношении Правительства Забайкальского края по следующим основаниям:
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Забайкальского края от 18.12.2009 г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных, норм переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края.
Таким образом, Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края осуществляют переданные полномочия в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края.
Согласно статье 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Законом Забайкальского края от 3 декабря 2009 года № 285-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством); не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 20 029,4 тыс. рублей
В соответствии с Законом Забайкальского края от 03.12.2009 N 285-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2009 N 474-а "Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью", муниципальному району «Дульдургинский район» Министерством финансов Забайкальского края на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью перечислена субвенция в сумме 600,0 тыс. рублей. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в отношении Правительства Забайкальского края.
Представитель ответчик – Министерства финансов Забайкальского края, не согласившись с исковым требованием, направил в суд письменное возражение на исковое заявление прокурора Дульдургинского района в интересах FIO5 о внеочередном предоставлении жилого помещения, указав следующее:
Ознакомившись с указанным заявлением, Министерство финансов Забайкальского края, считает, что данные требования органа прокуратуры не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Под расходным обязательством в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, понимается обязанность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства соответствующего бюджета, предоставить средства предусмотренные законом о бюджете на очередной финансовый год.
Законом Забайкальского края от 03 декабря 2009 года № 285-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» (приложение № 10) муниципальным образованиям края предусмотрены субсидии для обеспечения жилым помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 20 029,4 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2009 года № 474-а утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью».
Согласно данного Порядка предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующие цели.
Указанные правоотношения распространяются только между органами государственной власти и органами местного самоуправления Забайкальского края. Выделение денежных средств напрямую гражданам, законодательством не предусмотрено. Заявители имеют право на получение жилого помещения в натуре и не имеют права требовать финансирования из бюджета забайкальского края расходов на его приобретение как в муниципальную собственность (условие для заключения договора социального найма) так и в личную.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти Забайкальского края, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.
Предметом судебного разбирательства не является вопрос о ненадлежащем финансировании органов местного самоуправления со стороны Забайкальского края, следовательно, указание в резолютивной части решения суда на необходимость выделения субвенций, а равно возможность взыскания в пользу заявителя стоимости жилого помещения, за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края, не соответствует законодательству.
Согласно п. 1 ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с п. 4 ст. 140 БК РФ в случае наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления поселений законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению субвенций бюджетам поселений.
Следовательно, исходя из приведенных выше норм законодательства субвенции из бюджета Забайкальского края на обеспечение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью предоставляются только муниципальным районам, который, в свою очередь, распределяются между бюджетами городских и сельских поселений района.
Кроме того, муниципальному району «Дульдургинский район» выделяются субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению детей – сирот жилыми помещениями. В 2010 году муниципальному образованию на указанные цели из бюджета Забайкальского края перечислено 595 000 рублей (платежное поручение от 09.04.2010 г. № 36538).
Обращение прокурора в суд обосновано нарушением интересов FIO5, однако как указано выше, интересы сироты выделением субвенции не затронуты, поскольку не влияют на реализацию права на жилое помещение.
Согласно п.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.49 ЖК РФ указанной категории граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
На основании ст.1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (далее – государственное полномочие)
Статьей 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нем.
Предоставление жилого помещения осуществляется только по договору социального найма и собственником жилого помещения является соответствующий орган местного самоуправления (ст.60 Жилищного кодекса РФ), а не гражданин.
Согласно преамбуле Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Закон определяет правовые основы деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организации и учреждений всех форм собственности в области реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа в возрасте до 23 лет на территории Забайкальского края.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 лет до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Следовательно, в настоящее время FIO5, 1990 года рождения, является лицом из числа детей – сирот, так как на момент обращения прокуратуры с иском в суд ей уже исполнилось 20 лет.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения вне очереди не предоставляются.
FIO5 вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении (ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного, Министерство финансов Забайкальского края просит суд отказать в удовлетворении исковых требований прокуратуры Дульдургинского района о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма за счет бюджета (казны) Забайкальского края.
На основании ст.167 ГПК РФ просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов Забайкальского края и направить им копию решения суда.
В соответствии со ст. ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания.
Явившиеся в суд стороны не возражают против рассмотрения дела в отсутствие представителей ответчиков.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, поскольку стороны воспользовались правом, предусмотренным ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Заслушав стороны, изучив письменные доводы ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Часть 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.
Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).
Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона).
В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Судом установлено, что решением Дульдургинского районного суда от Дата обезличена года мать несовершеннолетней FIO12, родившаяся Дата обезличена года в ... района ..., лишена родительских прав.
Постановлением руководителя администрации Дульдургинского района Агинского Бурятского автономного округа от 05 сентября 2001 года определены в Дульдургинский детский Дом несовершеннолетние FIO5 и FIO13 с Дата обезличена года.
Из свидетельства о рождении серии I – СП Номер обезличен, повторно выдан Дата обезличена года Отделом ЗАГС ... Департамента ЗАГС Забайкальского края видно, что FIO14 родился Дата обезличена года в ... района. В графе «отец» имеется прочерк, в графе «мать» указана FIO5 л.д. 11).
Судом установлено, что FIO5, Дата обезличена года рождения, в период своего несовершеннолетнего возраста осталась без попечения родителей.
После выпуска из Дульдургинского детского дома FIO5 вынуждена проживать у родственников.
Согласно справки из администрации сельского поселения «Дульдурга», FIO5 Дата обезличена года рождения, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно уведомления из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, сведения о правах FIO5 на имеющиеся у неё объекты недвижимости отсутствует.
Обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени истице FIO5 не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация сельского поселения «Дульдурга». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Суд, рассматривая настоящее дело, исходит из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходит к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Поэтому суд, удовлетворяя заявленное требования прокурора в защиту жилищных прав FIO5, оставшейся без попечения родителей, исходит из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Жилое помещение должно находиться в черте села Дульдурга Дульдургинского района, отвечать санитарным и техническим нормам, жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленное требование прокурора Дульдургинского района о предоставлении жилого помещения FIO5 удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Дульдурга» предоставить FIO5, Дата обезличена года рождения, уроженке ... района Читинской области, жилое помещение по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим нормам.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Дульдургинский районный суд.
Судья: О.В. Замиенова.
Копия верна: