РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дульдурга 06 октября 2010 года
Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Эрдынеева Д.Б..,
с участием помощника прокурора Дульдургинского района Цымпиловой О.И.,
истца Цыриторова З.Б.,
представителя ответчика Цыбенова Ж.Б., юриста СП «Дульдурга», действующего на основании доверенности от 01 января 2010 года,
при секретаре Дашинимаевой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Дульдурга гражданское дело № 2 – 171 / 2010 по иску прокурора Дульдургинского района в интересах Цыриторова Зоригто Бадмаевича к администрации сельского поселения «Дульдурга», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении Цыриторову Зоригто Бадмаевичу жилого помещения по договору социального найма, площадью не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающего санитарным и техническим требованиям, при невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостачи выделенных денежных средств, предусмотреть возможность взыскания в пользу заявителя стоимость жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края,
УСТАНОВИЛ:
02 сентября 2010 года прокуратура Дульдургинского района обратилась в Дульдургинский районный суд с вышеуказанным иском к ответчикам: администрации сельского поселения «Дульдурга», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивировав его тем, что Цыриторов Зоригто Бадмаевич, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать – FIO6, умерла Дата обезличена года, отец – FIO5 Дата обезличена года. Жилое помещение за Цыриторовым Зоригто Бадмаевичем не закреплялось.
Цыриторов З.Б. состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако жилое помещение ей не предоставлено, чем нарушены его жилищные права.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам они не могут сами обратиться в суд. Цыриторов З.Б. является лицом из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства.
Ст. 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного прав на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
Пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В статьях 49 и 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилищного фонда, последующее заключение договора найма является обязанностью органов местного самоуправления.
Статьей 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
К вопросам местного значения поселения относится обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»).
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение предусмотренных законом гарантий для лиц этой категории (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) является расходным обязательством субъектов РФ. Кроме того, согласно п. 1 ст. 8 Закона обязанности обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Проведенной проверкой установлен факт ненадлежащего финансирования из бюджета края расходов, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края привлекаются по данному исковому заявлению в качестве ответчиков.
Право обращения за судебной защитой имеют сами дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Право на обращение за судебной защитой имеют сами дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители и прокурор.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, 122 ГПК РФ, просит суд обязать администрацию сельского поселения «Дульдурга» предоставить Цыриторову Зоригто Бадмаевичу жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям. При невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостачи выделенных денежных средств, предусмотреть возможность взыскания в пользу заявителя стоимость жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края.
В ходе предварительного судебного заседания заместитель прокурора Дульдургинского района Цыренова Д.В. заявила ходатайство об изменении состава ответчиков по настоящему делу, а именно об исключении Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края из числа ответчиков и признании их третьими лицами на стороне ответчика, а также об отказе от искового требования в части возложения взыскания в пользу заявителя стоимости жилого помещения за счет средств бюджета (казны) Забайкальского края, при невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилого фонда или недостачи выделенных денежных средств у ответчика.
Стороны не возражают против изменения состава ответчиков и изменения искового требования. Суд удовлетворяет заявленное ходатайство и исключает из состава ответчиков Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края и признает их в качестве третьих лиц на стороне ответчика. Также суд принимает отказ представителя истца от части исковых требований.
Не согласившись с исковыми требованиями прокурора Дульдургинского района, третье лицо на стороне ответчика – Правительство Забайкальского края направил в суд письменное объяснение, из которого следует, что, рассмотрев исковое заявление прокурора Дудьдургинского района в интересах Цыриторова Заригто Бадмаевича к Администрации муниципального района «Дульдургинский район», Администрации сельского поселения «Дульдурга», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, о внеочередном предоставлении жилого помещения, Правительство Забайкальского края поясняет следующее: согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей., могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента. Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Забайкальского края от 18.12.2009 г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края осуществляют переданные полномочия в пределах средств, предоставляемых в виде субвенций из бюджета Забайкальского края.
Согласно статье 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Законом Забайкальского края от 3 декабря 2009 года № 285-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрены средства в сумме 30 801,4 тыс, рублей
В соответствии с Законом Забайкальского края от 03.12,2009 N 285-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2009 N 474-а "Об утверждении Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с Законом Забайкальского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством)* жилой площадью", муниципальному району «Дульдургинский район» Министерством финансов Забайкальского края на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью перечислена субвенция в сумме 600,0 тыс. рублей,
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 8 Закона Забайкальского края от 05.10.2009 г. № 226-ЗЗК "О Правительстве Забайкальского края" Правительство Забайкальского края обеспечивает исполнение бюджета Забайкальского края.
Организация исполнения бюджета, возлагается на соответствующий финансовый орган.
Денежные средства, предусмотренные законом Забайкальского края о бюджете на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, выделяются в полном объеме.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 19.01.2010 г. № 12, Министерство финансов Забайкальского края участвует в судебных органах от имени казны
Забайкальского края.
В соответствии со статьями 35, 149, 167 ГПК РФ в связи с невозможностью выезда просят рассмотреть дело по существу в отсутствие его представителя и выслать в их адрес копию решения суда.
Третье лицо на стороне ответчика – Министерство финансов Забайкальского края, также не согласившись с исковым требованием, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление прокурора Дульдургинского района в интересах Цыриторова З.Б. о внеочередном предоставлении жилого помещения, указав следующее: министерство финансов Забайкальского края, рассмотрев исковое заявление прокурора Дульдургинского района в интересах З.Б. Цыриторова к Администрации СП «Дульдурга», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, с исковыми требованиями несогласно по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 №315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Предоставление жилого помещения осуществляется органами местного самоуправления по договору социального найма площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека за счет субвенций бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета Забайкальского края.
Законом Забайкальского края от 18.12.2009 № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» установлено, что финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее – местные бюджеты) субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
На 2010 год Законом Забайкальского края от 03.12.2009 № 285-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья предусмотрено 20 029,4 тыс. руб. (приложение № 9).
Предоставление жилья детям-сиротам, в том числе Цыриторову З.Б. является обязанностью органов местного самоуправления, исходя из положений статьи 3 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», статьями 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как к компетенции данных органов относятся вопросы принятия граждан на учет, предоставление жилых помещений и последующее заключение договора социального найма.
Финансирование указанных обязательств органов местного самоуправления осуществляется, в том числе за счет субвенций из бюджета Забайкальского края.
Указанные правоотношения распространяются только на органы государственной власти и органы местного самоуправления Забайкальского края.
Кроме того, согласно пункта 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Следовательно, исходя из приведенных выше норм законодательства субвенции из бюджета Забайкальского края на обеспечение детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью предоставляются только муниципальным районам, которые, в свою очередь, распределяются между бюджетами городских и сельских поселений района.
Также, согласно абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с преамбулой Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и преамбулой Закона Читинской области «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» настоящие Законы определяет правовые основы деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности в области реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет на территории Забайкальского края.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Следовательно, на момент обращения прокурора Дульдургинского района с иском в суд, З.Б. Цыриторов, 1987 года рождения, является лицом, из числа-детей сирот. Указанной категории лиц жилые помещения вне очереди не предоставляются.
З.Б. Цыриторов вправе требовать от органов местного самоуправления предоставления жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством, в порядке очередности, так как является лицом, нуждающимся в жилом помещении (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании вышеизложенного, просит суд в удовлетворении требований прокурора Дульдургинского района в интересах З.Б. Цыриторова к Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения отказать за необоснованностью.
В судебное заседание третьи лица на стороне ответчика – Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края не явились, своих представителей не направили, просят суд о рассмотрении дела без участия их представителей в судебном заседании.
Стороны не возражают против рассмотрения дела в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, поскольку стороны воспользовались правом, предусмотренным ч.5 ст.167 ГПК РФ.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Цымпилова О.И. заявленное исковое требование поддержала полностью, дополнив требованием об обязании Администрации СП «Дульдурга» предоставить Цыриторову жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, вне очереди.
Истец Цыриторов З.Б. также полностью поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Цыбенов Ж.Б. исковые требования признал в полном объеме.
Заслушав стороны, изучив письменные доводы третьих лиц, на стороне ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
4.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.
Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).
Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 3 указанного закона).
В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Согласно свидетельства о рождении серии I – СП Номер обезличен, выданной Дата обезличена года Дульдургинским отделом ЗАГ..., Цыриторов Зоригто Бадмаевич родился Дата обезличена года в ... района .... В графе «отец» указан ФИО11, в графе «мать» - FIO9 л.д. 6)
Из справки, предоставленной отделом образования Администрации муниципального района «...» видно, что Цыриторов Зоригто Бадмаевич, Дата обезличена года рождения действительно является сиротой. Мать – FIO6 (ФИО12 FIO5 умерла Дата обезличена г. (актовая запись о смерти Номер обезличен от Дата обезличенаг). Отец – ФИО13, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (справка формы Номер обезличен от Дата обезличенаг.). В отношении несовершеннолетнего было учреждено попечительство FIO10, Постановление Главы администрации л.д. 7).
Согласно свидетельства о смерти, FIO6, Дата обезличена года рождения, уроженка ... района ..., умерла Дата обезличена года, о чем Дата обезличена года составлена запись акта о смерти Номер обезличен отделом ЗАГС ... Департамента ЗАГС Забайкальского края л.д. 8).
Согласно свидетельства о смерти, FIO5, Дата обезличена года рождения, уроженец ... района ..., умер Дата обезличена года, о чем Дата обезличена года составлена запись акта о смерти Номер обезличен отделом ЗАГС ... Департамента ЗАГС Забайкальского края л.д. 9).
Таким образом, судом установлено, что Цыриторов З.Б. в период своего несовершеннолетнего возраста остался без попечения родителей.
Из уведомления из Дульдургинского филиала Краевого государственного унитарного предприятия «Забайкальское БТИ», по данным Реестра объектов технического учета на территории Дульдургинского района Забайкальского края Цыриторов З.Б., Дата обезличена года рождения, зарегистрированных прав на объекты жилого назначения не имеет л.д. 10).
Обстоятельство, что жилое помещение до настоящего времени истице Цыриторову З.Б. не предоставлено, в суде не оспаривалось, равно, как не оспаривалась и обоснованность постановки на учет в качестве нуждающегося.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация сельского поселения «Дульдурга». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ - Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа указанных детей производится во внеочередном порядке по договору социального найма. Кроме того, в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" прямо указано, что указанная категория детей обеспечивается жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как следует из ст. 1 вышеуказанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Суд, рассматривая настоящее дело, исходит из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходит к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Поэтому суд, удовлетворяя заявленное требования прокурора в защиту жилищных прав Цыриторова З.Б., оставшегося без попечения родителей, исходит из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое требование прокурора Дульдургинского района в интересах Цыриторова Зоригто Бадмаевича к администрации сельского поселения «Дульдурга» о предоставлении Цыриторову Зоригто Бадмаевичу жилого помещения по договору социального найма, площадью не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающего санитарным и техническим требованиям, вне очереди, удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Дульдурга» предоставить Цыриторову Зоригто БадмаевичуДата обезличена года рождения, уроженцу с. Дульдурга Дульдургинского района Читинской области, проживающему в ..., ..., ..., ..., жилое помещения в черте села Дульдурга по договору социального найма, площадью не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, вне очереди.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Дульдургинский районный суд.
Судья:
Копия верна: Д.Б. Эрдынеев.