Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Дульдурга 18 октября 2011года Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Замиеновой О.В., с участием помощника прокурора Дульдургинского района Эрдынеевой Л.М., представителя ответчика - главы администрации сельского поселения «<данные изъяты>» Жамбалова Б.Н., при секретаре судебного заседания Дылгыровой Ц.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Дульдургинского района в интересах ФИО5, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к администрации муниципального образования сельское поселение «<данные изъяты> о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор Дульдургинского района Забайкальского края обратился в суд в интересах ФИО5, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с выше названным иском к администрации муниципального образования сельское поселение «<данные изъяты>, мотивируя его следующим: ФИО5 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации сельского поселения «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО5 установлено попечительство. Жилое помещение за ФИО5 не закреплялось. ДД.ММ.ГГГГ Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Дульдургинский район», выполняющий функции органа опеки и попечительства поставила на учет ФИО5 в качестве нуждающейся в жилом помещении. ФИО5 состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условии, однако жилое помещение ей не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам они не могут сами обратиться в суд. ФИО5 является лицом из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства. Ст. 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного прав на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 2 част 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В статьях 49 и 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилищного фонда, последующее заключение договора найма является обязанностью органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение предусмотренных законом гарантий для лиц этой категории (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) является расходным обязательством субъектов РФ. Проведенной проверкой установлен факт ненадлежащего финансирования из бюджета края расходов, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи, с чем Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края привлекаются по данному исковому заявлению в качестве ответчиков. Согласно ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Право обращения за судебной защитой имеют сами дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Право на обращение за судебной защитой имеют сами дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители. Просит суд обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «<данные изъяты>» предоставить ФИО5 жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающего санитарным и техническим требованиям вне очереди. Помощник прокурора района Эрдынеева Л.М. в ходе судебного заседания исковые требования прокурора поддержала полностью и суду пояснила, что ФИО5 действительно является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ году. ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ году. Жилое помещение за ней не закреплялось. ФИО5 нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства. Возможности самостоятельно отстаивать свои права в судебном порядке она не имеет в связи с правовой неграмотностью, отсутствием денежных средств на оплату юридической помощи. Жилищные права ФИО5 нарушены. Просит суд обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «<данные изъяты>» предоставить ФИО5 жилое помещение по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям вне очереди. ФИО5 в зал суда не явилась, от нее поступило заявление о рассмотрении данного дела в её отсутствие в связи с семейными обстоятельствами. Исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме. Представитель ответчика Жамбалов Б.Н. в ходе судебного заседания исковые требования признал и суду пояснил, что ФИО5 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и согласно Федеральной программы «Обеспечение жильем детей - сирот» включена в список на предоставление субсидий по строительству жилья и в этом списке она стоит под №1. В 2010 году и в текущем 2011 году, несмотря на то, что они подавали заявки, денежные средства не поступали. По мере финансирования данной программы МО СП «<данные изъяты>» обеспечит ее жильем. Представитель администрации муниципального района «Дульдургинский район» в судебное заседание не явился, хотя должным образом уведомлен о дате и месте судебного заседания. Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства финансов Забайкальского края ФИО9 действующая на основании доверенности, представила в суд пояснения на исковое заявление прокурора Дульдургинского района, в котором указывает, что обязанность по предоставлению жилого помещения детям сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, нормами действующего законодательства возлагается на органы местного самоуправления. В связи с невозможностью выезда представителя на судебное заседание просит суд рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя министерства финансов Забайкальского края. Представитель третьего лица Правительства Забайкальского края ФИО10, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в возражении на исковое заявление прокурора Дульдургинского района в интересах ФИО5 указал, что в соответствии с Законом Забайкальского края от 18.12.2009 года №304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по д опекой(попечительством), жилой площадью» полномочии по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой( попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окнчании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо по возвращении их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация МР «Дульдургинский район». В связи невозможностью выезда представителя на судебное заседание просит суд рассмотреть данное гражданского дела в отсутствие представителя Правительства Забайкальского края. В соответствии со ст. 167 ГПК суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Суд рассматривает данное дела в отсутствие неявившихся представителей администрации МР «Дульдургинский район», Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края. Суд, выслушав представителя прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Статья 40 Конституции РФ гарантирует, что каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО5. Право предъявления исков в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурору предоставлено ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В силу ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Кроме того, в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" прямо указано, что указанная категория детей обеспечивается жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как следует из ст. 1 вышеуказанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Согласно Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года №315-ЗЗК «О детях сиротах и детях оставшихся без попечения родителей» установлено, что предоставление жилого помещения осуществляется исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В данном случае обязанность по предоставлению жилого помещения, должна быть возложена на администрацию сельского поселения «Дульдурга» муниципального района «Дульдургинский район», так как они являются органом исполнительной власти по месту жительства ФИО11 и наделены правом заключать с нуждающимися договоры социального найма, а обязанность финансирования приобретения жилого помещения статьей 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.8 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года №315-ЗЗК возлагается на субъект Российской Федерации. Судом установлено, что ФИО5 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ребенка - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ году (свидетельство о смерти I-СП № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.12), а отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ году (свидетельство о смерти выдано Отделом ЗАГС администрации «<данные изъяты>» <адрес> I-СП № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № главы администрации <адрес> (л.д.10) ФИО12, назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлением главы администрации муниципального образования сельское поселение «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО12, <данные изъяты> года рождения назначена попечителем над несовершеннолетней ФИО5, <данные изъяты> года рождения. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа указанных детей производится во внеочередном порядке по договору социального найма. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. Данная обязанность не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ или, тем более, финансовый орган субъекта РФ. Поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ. При этом обязанности органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края. Отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и при удовлетворении заявленных требований учитывает то обстоятельство, что жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма, и должно отвечать санитарным и техническим требованиям, быть общей площадью не менее 25 кв.м. Учитывая изложенное, суд полагает требования прокурора Дульдургинского района в интересах ФИО5 к администрации СП «<данные изъяты>» муниципального района «Дульдургинский район», администрации муниципального района «Дульдургинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно п.19 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины органы местного самоуправления освобождены. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора Дульдургинского района в интересах ФИО5, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» предоставить ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение общей площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через Дульдургинский районный суд Забайкальского края. Судья: Замиенова О.В.