Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Дульдурга 27 октября 2011года Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Замиеновой О.В., с участием помощника прокурора Дульдургинского района Эрдынеевой Л.М., представителя ответчика - юриста администрации сельского поселения «Дульдурга» Бутаковой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ при секретаре судебного заседания Дылгыровой Ц.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО4 к администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Дульдургинского района, третьим лицам на стороне ответчика: администрации МР «Дульдургинский район», Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор Дульдургинского района Забайкальского края в интересах ФИО4 обратился в суд с вышеназванным иском к администрации муниципального образования сельское поселение «<данные изъяты>» Дульдургинского района, мотивируя следующим: ФИО4 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение за ФИО4 не закреплялось. ФИО4 состоит на учете в качестве лиц нуждающихся в улучшении жилищных условии, однако жилое помещение ей не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам они не могут сами обратиться в суд. ФИО4 является лицом из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства. Ст. 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2) органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного прав на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 2 част 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В статьях 49 и 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилищного фонда, последующее заключение договора найма является обязанностью органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение предусмотренных законом гарантий для лиц этой категории (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) является расходным обязательством субъектов РФ. Проведенной проверкой установлен факт ненадлежащего финансирования из бюджета края расходов, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи, с чем Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края привлекаются по данному исковому заявлению в качестве ответчиков. Право обращения за судебной защитой имеют сами дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Право на обращение за судебной защитой имеют сами дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители и прокурор. Просит суд обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «<данные изъяты>» предоставить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 25 кв.м. общей площади, отвечающего санитарным и техническим требованиям вне очереди. В судебном заседании помощник прокурора Дульдургинского района Эрдынеева Л.М. исковые требования прокурора поддержала полностью и суду пояснила, что ФИО4 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители умерли, жилье за ней не закреплялось. ФИО4 нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства. Возможности самостоятельно отстаивать свои права в судебном порядке она не имеет в связи с правовой неграмотностью, отсутствием денежных средств на оплату юридической помощи. Просит суд обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «<данные изъяты> предоставить ФИО4 жилое помещение по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям вне очереди. Представитель ответчика Бутакова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала полностью и суду пояснила, что ФИО4 включена в список на предоставление субсидий по строительству жилья. В 2010 году и в текущем 2011 году, несмотря на то, что они подавали заявки, денежные средства не поступали. По мере финансирования данной программы МО СП «<данные изъяты> обеспечит ее жильем. От <данные изъяты> поступило заявление о рассмотрении данного дела в её отсутствие в связи с семейными обстоятельствами. Исковые требования прокурора поддерживает в полном объем. От представителя третьего лица на стороне ответчика - Базарова Э. Ц., действующего на основании доверенности от имени главы администрации МР «Дульдургинский район» поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г., действующая на основании доверенности, представила в суд пояснение на исковое заявление прокурора Дульдургинского района в котором указывает, что обязанность по предоставлению жилого помещения детям сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, нормами действующего законодательства возлагается на органы местного самоуправления. В связи невозможностью выезда представителя на судебное заседание просит суд рассмотреть данное гражданского дела в отсутствие представителя министерства финансов Забайкальского края. Представитель третьего лица Правительства Забайкальского края Зотов Д.А. действующий на основании доверенности, в возражении на исковое заявление прокурора Дульдургинского района в интересах ФИО4 указал, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация муниципального района «Дульдургинский район» так как возложение обязанности на предоставление жилья ФИО4 из числа детей - сирот и детей,, оставшихся без попечения родителей на администрацию сельского поселения <данные изъяты>» не будет соответствовать нормам действующего законодательства. В связи невозможностью выезда представителя на судебное заседание просит суд рассмотреть данное гражданского дела в отсутствие представителя Правительства Забайкальского края. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Явившиеся представители сторон не возражают против рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся представителей сторон, должным образом уведомленных о месте и дате судебного заседания. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям: Судом установлено, что ФИО2 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти <данные изъяты> № от <данные изъяты>.) (л.д.9), отец - ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.9). ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № главы администрации села <адрес> (л.д.8) ФИО13 назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлением о закреплении жилой площади за несовершеннолетними детьми муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за № за несовершеннолетними ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГг.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГг.р., закреплен жилой дом находящиеся в индивидуальном жилищном фонде ФИО3 расположенного по адресу: <адрес>. Решением жилищной межведомственной комиссии администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за № квартира жилой площадью - 34,7 кв.м., 1960 года постройки расположенное по адресу: <адрес> собственниками которых являются ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГг.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГг.р., включен в реестр ветхого жилья сельского поселения <данные изъяты> (л.д.11). Постановлением Администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за № постановление от ДД.ММ.ГГГГ за № «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними детьми» отменено (л.д.12). Кроме того, в материалах дела имеется уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у ФИО4 сведении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.13). Согласно сообщения, администрации сельского поселения <данные изъяты> ФИО4 зарегистрирована в очереди детей сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.14). Статья 40 Конституции РФ гарантирует, что каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО4. Право предъявления исков в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурору предоставлено ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии со ст. 57 ЖК РФ предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа указанных детей производится во внеочередном порядке по договору социального найма. Кроме того, в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" прямо указано, что указанная категория детей обеспечивается жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как следует из ст. 1 вышеуказанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Согласно Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года №315-ЗЗК «О детях сиротах и детях оставшихся без попечения родителей» установлено, что предоставление жилого помещения осуществляется исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В данном случае обязанность по предоставлению жилого помещения, должна быть возложена на администрацию сельского поселения <данные изъяты> муниципального района «Дульдургинский район», так как они являются органом исполнительной власти по месту жительства ФИО4 и наделены правом заключать с нуждающимися договоры социального найма, а обязанность финансирования приобретения жилого помещения статьей 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.8 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года №315-ЗЗК возлагается на субъект Российской Федерации. В силу ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Кроме того, в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" прямо указано, что указанная категория детей обеспечивается жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как следует из ст. 1 вышеуказанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Согласно Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года №315-ЗЗК «О детях сиротах и детях оставшихся без попечения родителей» установлено, что предоставление жилого помещения осуществляется исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В данном случае обязанность по предоставлению жилого помещения, должна быть возложена на администрацию сельского поселения <данные изъяты> муниципального района «Дульдургинский район», так как они являются органом исполнительной власти по месту жительства <данные изъяты> и наделены правом заключать с нуждающимися договоры социального найма, а обязанность финансирования приобретения жилого помещения статьей 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.8 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года №315-ЗЗК возлагается на субъект Российской Федерации. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. Данная обязанность не может быть возложена на исполнительный орган субъекта РФ или, тем более, финансовый орган субъекта РФ. Поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ. При этом обязанности органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края. Отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. Учитывая изложенное, суд полагает требования прокурора Дульдургинского района в интересах ФИО4 к администрации <данные изъяты> муниципального района «Дульдургинский район», администрации муниципального района «Дульдургинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения, обоснованными и подлежащими удовлетворению. При удовлетворении заявленных требований учитывает то обстоятельство, что жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма, и должно отвечать санитарным и техническим требованиям, быть общей площадью не менее 25 кв.м. Согласно п.19 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины органы местного самоуправления освобождены. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора Дульдургинского района в интересах ФИО4 к администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> <адрес>, третьим лицам на стороне ответчика: администрации МР «Дульдургинский район», Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> предоставить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилое помещение общей площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Дульдургинский районный суд Забайкальского края. Судья: Замиенова О.В.