25.10.2010 года Решение



Гражданское дело № 2-242/2010 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Духовщина                                                                            25 октября 2010 года.

Духовщинский районный суд, в составе;

Председательствующего судьи Евсеева А.А.

При секретаре Шилиной Т.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комаровского Игоря Эдуардовича к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области о признании права на досрочную трудовую пенсию, включении в специальный стаж периодов работы и обязать назначить трудовую пенсию с момента обращения.

У С Т А Н О В И Л:

    

Комаровский И.Э. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе от 20 августа 2010 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В специальный стаж не были включены следующие периоды трудовой деятельности: с 05 мая 1979 по 13 мая 1981 - служба в рядах Советской Армии, с 11 ноября 2002 года по 16 ноября 2002 года, и с 27 января 2003 года по 07 февраля 2003 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Просит включить спорные периоды в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения.

В судебном заседании истец на иске настаивает.

Представитель ответчика исковые требования не признала и просит в иске отказать, указав, что на день обращения 13.08.2010 года у заявителя имеется специального стажа 22 года 11 месяцев 09 дней. Законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периодов; служба в армии по призыву и нахождение на курсах повышения квалификации.

Суд, заслушав доводы истца, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит требования Комаровского И.Э. подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Отказывая истцу в зачете в специальный стаж период прохождения службы по призыву Отдел пенсионного фонда исходил из того, что в момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силы названного Постановления.

Между тем, с таким выводом ответчика нельзя согласиться по следующим основаниям.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат зачету в специальный стаж.

Разрешая спор о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения работников на курсах повышения квалификации, необходимо иметь в виду, что при определении права на трудовую пенсию учитывается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Согласно пункту 1 статьи 10 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Статьей 187 Трудового кодекса РФ установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичные положения были предусмотрены статьей 112 КЗоТ РФ, который утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с введением в действие Трудового кодекса РФ.

Поскольку в силу приведенных выше норм права с заработной платы, выплачиваемой работникам, направленным для повышения квалификации с отрывом от работы, работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, период нахождения работника на курсах повышения квалификации засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При направлении работника на указанные курсы за ним сохранялись место работы и средняя заработная плата (ст. 112 КЗоТ РФ, ст. 187 ТК РФ), кроме того, при направлении на курсы повышения квалификации работодатель должен был производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

На день обращения в пенсионный орган Комаровский И.Э., с учетом зачета спорных периодов его трудовой деятельности имел специального педагогического стажа более 25 лет, и ответчик обязан был назначить ему пенсию.

При таких обстоятельствах Решение № 13 Отдела ПФ РФ в Духовщинском районе от 20.08.2010 года нельзя признать соответствующим закону, оно подлежит отмене, а требования истца удовлетворению в полном объеме.

    Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     Решение отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации в Духовщинском районе № 13 от 20.08.2010 года - признать не законным.

     Признать за Комаровским Игорем Эдуардовичем право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

     Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ярцевском районе Смоленской области включить в специальный стаж Комаровского Игоря Эдуардовича периоды; с 05.05.1979 по 13.05.1981 года - прохождение военной службы в вооруженных силах по призыву;

                                          с 11.11.2002 по 16.11.2002 года и 27.01.2003 по 07.02.2003 года - нахождение на курсах повышения квалификации.

     Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ярцевском районе Смоленской области в соответствие с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 -ФЗ от 17.12.2001 года назначить Комаровскому Игорю Эдуардовичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением им педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей - с 13 августа 2010 года.

    Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Смоленский областной суд, в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

     Председательствующий судья           подпись                             А.А. Евсеев.

     Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.10.2010 года

                                                                                          в 11 часов 20 минут.

      Судья                         подпись                                                       А.А. Евсеев.