05.03.2010 года - Решение об отмене постановления об отказе в проведении референдума. 13.04.2010 года - Определение Смоленского об.суда решение в части отменено и направлено на новое судебное рассмотрение



Гражданское дело года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Духовщинский районный суд <адрес> в составе;

Председательствующего судьи Евсеева А.А.

С участием заместителя прокурора <адрес> ФИО1

При секретаре ФИО2

А так же при участии представителя инициативной группы – ФИО13

Представителя избирательной комиссии МО «Духовщинский район» - ФИО4

Представителя администрации МО «Духовщинский район» и Совета депутатов МО «Духовщнский район» - ФИО3

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению инициативной группы «По проведению референдума на территории МО «Духовщинкий район»» с требованиями; обязать избирательную комиссию МО «Духовщинский район» провести регистрацию инициативной группы и выдать регистрационное свидетельство; о признании бездействия <адрес> Совета депутатов, при рассмотрении и принятии решения по материалам избирательной комиссии; и об отмене постановлений ,434,435 от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации МО «Духовщинский район».

У С Т А Н О В И Л:

Представитель инициативной группы, ФИО13 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5), обратился в суд с заявлением оспаривая действия Избирательной комиссии МО «Духовщинский район», а так же бездействия районного Совета депутатов и действия администрации Муниципального образования «Духовщинский район» с требованиями об отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума» и обязать избирательную комиссию провести регистрацию инициативной группы с выдачей регистрационного свидетельства.

В последствии в своих дополнительных заявлениях представитель инициативной группы уточнил требования и просит;

1) Признать бездействие <адрес> Совета депутатов при рассмотрении и принятии решения по материалам избирательной комиссии.

2) Отменить Постановления , 434 и 435 от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации МО «Духовщинский район».

3) Обязать избирательную комиссию зарегистрировать инициативную группу и выдать регистрационное свидетельство согласно п. 10 п. 7 Областного закона – 3 от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца ФИО13 настаивает на уточненных требованиях и просит отменить постановления , 434 и 435 от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации МО «Духовщинский район», а так же обязать избирательную комиссию провести регистрацию инициативной группы с выдачей регистрационного свидетельства.

От требования об отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссии МО «Духовщинский район», представитель заявителя ФИО13 в судебном заседании отказался, в связи с отменой обжалуемого постановления в добровольном порядке.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в этой части было прекращено. В связи с отказом от иска.

Представитель ответчиков; администрации МО «Духовщинский район» и <адрес> Совета депутатов; ФИО3 заявление представителя инициативной группы не признала и просит в его удовлетворении отказать. ФИО3 указала, что ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Совет депутатов принял решение по документам инициативной группы и признал поставленный инициативной группой вопрос не противоречащим требованиям ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». И в настоящее время препятствий для регистрации инициативной группы и выдачи им свидетельства о регистрации не имеется. Полагает, что каких либо нарушений при принятии постановлений в отношении выделения и месторасположения земельного участка Главой администрации МО «Духовщинский район» допущено не было. Решения, касающиеся выделению земельного участка принимались в соответствие с нормами международного права, в соответствие с межправительственным соглашением по уходу и содержанием мест захоронений.

Представитель избирательной комиссии ФИО4 пояснила, что в данном случае, с учетом принятого районным Советом решения по документам инициативной группы она не может провести регистрацию и выдать регистрационное свидетельство. Поскольку решение было принято за пределами установленного срока.

Суд, выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора полагавшего, что заявление представителя инициативной группы подлежит удовлетворению, находит заявление ФИО13 поданного на основании доверенности и в интересах инициативной группы подлежащим удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

Регистрация инициативной группы и выдача регистрационного свидетельства производится в соответствие с п.п. 4-8 п. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гола -з (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «О местном референдуме в <адрес>».

В судебном заседании было установлено и не оспаривается сторонами, что инициативная группа представила документы в избирательную комиссию, а последняя в установленные сроки, не имея претензий по оформлению и содержанию документов направила их в представительный орган муниципального образования «Духовщинский район».

В соответствие с п. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гола -з (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «О местном референдуме в <адрес>», представительный орган в течение 20-ти дней обязан проверить соответствие вопроса предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствие с п. 6 этого - же закона, если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос выносимый на референдум, отвечает требованиям ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», комиссия местного референдума осуществляет регистрацию инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство, а так же сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на местный референдум.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в настоящее время документы инициативной группы рассмотрены в представительном органе местного самоуправления, по данному вопросу проводилось обсуждение и голосования, и ДД.ММ.ГГГГ принято решение о том, что вопрос выносимый на местный референдум не противоречит требованиям ст. 12 Федерального закона – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Что является основанием для регистрации и выдачи свидетельства о регистрации избирательной комиссией МО «Духовщинский район».

Таким образом, районный Совет депутатов своим Решением от ДД.ММ.ГГГГ признал, что вопрос о строительстве воинского захоронения требует обсуждения среди жителей муниципального образования.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что принятие решений по рассматриваемым вопросам представительным органом местного самоуправления является исключительной компетенцией этого представительного органа, и должно было быть принято в течение 20 дней со дня поступления документов, требование инициативной группы о признании бездействия районного Совета депутатов МО «Духовщинский район», суд находит обоснованными, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов не принял ни какого решения, а был обязан это сделать в течение 20-ти дней. И в течение 15 дней избирательная комиссия обязана либо зарегистрировать инициативную группу и выдать свидетельство о регистрации, либо отказать в регистрации, если на это будут иметься основания.

Как установлено в судебном заседании, инициативная группа по проведению местного референдума представила в избирательную комиссию документы, к которым не было ни каких претензий и документы в последствие были своевременно направлены на рассмотрение в Совет депутатов МО «Духовщинский район», вследствие бездействия которого не было принято решение. Именно бездействие Совета депутатов и явилось основанием для отказа в регистрации инициативной группы, а соответственно были нарушены и права граждан на проведение референдума. Таким образом, суд находит требования представителя инициативной группы - обязать избирательную комиссию зарегистрировать инициативную группу и выдать регистрационное удостоверение законным и обоснованным.

Требования об отмене Постановления Главы администрации муниципального образования «Духовщинский район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения строительства сборного кладбища немецких военнослужащих»; Постановления Главы администрации муниципального образования «Духовщинский район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте»; Постановления Главы администрации муниципального образования «Духовщинский район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в постоянное (бессрочное пользование Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» земельного участка, расположенного в <адрес>» подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно сведений, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес> установлено, что земельный участок, кадастровый номер 67:07:0200426:37 расположенный по адресу: <адрес>, в 400 метрах по направлению на юго-восток от <адрес> международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» на основании Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39).

В соответствие с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствие со ст. 255 ГПК РФ. К решениям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, суд находит, что в силу ч. 1 ст. 254 и ст. 255 ГПК РФ инициативная группа представляя интересы граждан, жителей МО «Духовщинский район», с учетом, что земельный участок был выделен исключительно под строительство сборного кладбища немецких военнослужащих (постановление л.д. 59), необходимость в строительстве которого вызывает сомнение, вправе обжаловать указанные постановления Главы администрации муниципального образования «Духовщинский район» , 434. 435 от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку само по себе создание сборного кладбища немецких военнослужащих может быть предметом обсуждения среди жителей муниципального образования, и разрешение данного вопроса может быть поставлено на местный референдум.

В судебном заседании было отклонено ходатайство прокурора о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы», которому был выделен земельный участок, и было зарегистрировано право на этот земельный участок. Поскольку в данном судебном заседании предметом судебного рассмотрения являлось не право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, а законность и обоснованность его выделения администрацией МО «Духовщинский район».

На основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок из земель с-за «Федоровский» переданный в резервный фонд района был передан Духовщинскому городскому Совету народных депутатов под пастбище личного скота граждан (л.д. 158), согласно плана расположения границ усматривается, что земельный участок, выделенный под строительство кладбища расположен в черте земель городского поселения (л.д. 159). <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждена черта <адрес> и поселковая черта поселка городского типа Озерный в пределах, установленных решением Духовщинского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.157).

Таким образом, доводы представителя инициативной группы ФИО13, что земельный участок под строительство кладбища немецких военнослужащих был выделен из сельскохозяйственных земель ТСО «Федоровский» не нашел своего подтверждения.

В соответствие с п. 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах реализации межправительственных Соглашений об обеспечении сохранности и порядка содержания российских (советских) воинских захоронений за рубежом и иностранных воинских захоронений в Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов РФ поручено определить земельные участки иностранных воинских захоронений. Взять их на учет и обеспечить передачу в постоянное (бессрочное) пользование организации, уполномоченной Правительством РФ на выполнение упомянутых соглашений.

В апреле 2009 года к Главе администрации МО «Духовщинский район» обратился с письмом генеральный директор Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» ФИО5 с просьбой о создании административной комиссии по выбору и согласованию земельного участка, так же был предложен перечень работ и административных решений, которые необходимо выполнить для решения в целом вопроса о землеотводе (л.д. 148-149).

Из копии постановления от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Глава администрации МО «Духовщинский район» рассмотрев письмо Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» назначил комиссию по выбору земельного участка (л.д. 152). Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ согласовал место размещения строительства сборного кладбища немецких военнослужащих (л.д. 153), постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердил схему расположения земельного участка на кадастровой карте, сформированного из категории земель населенных пунктов (л.д. 154) и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ предоставил ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью 50000 кв.м. под кадастровым номером 67:07:0200426:37, расположенный в 400-х метрах от <адрес>, с разрешенным использованием под строительство сборного кладбища немецких военнослужащих (л.д. 155).

В судебном заседании, представитель администрации МО «Духовщинский район пояснила, что решение о выделение земельного участка под строительство сборного захоронения немецких военнослужащих было принято в соответствие с нормами международного права, сославшись на постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о реализации межправительственных соглашений об обеспечении сохранности и порядке содержания российских (советских) за рубежом и иностранных захоронений в Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ) пунктом 2 указано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации определить земельные участки для иностранных воинских захоронений, взять их на учет и обеспечить предоставление этих участков в постоянное пользование организациям, уполномоченным правительством российской Федерации на выполнение задач по реализации указанных соглашений.

Доводы представителя инициативной группы ФИО13, что на территории <адрес> в населенном пункте Нижняя Дубровенка имеется немецкое военное кладбище (л.д. 72) заслуживает внимание. И в соответствие с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) это кладбище администрацией <адрес> может быть передано ассоциации «Военные мемориалы», по прямому назначению, реализации достигнутого межправительственного соглашения.

Каких либо прямых указаний администрации МО «Духовщинский район» не содержит, ни Постановление правительства , ни переписка с Главой администрации ФИО6 (л.д. 148-150).

Единственным свидетельством, что Главе администрации муниципального образования «Духовщинский район» было направлено письмо Генерального директора Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы», в которому ему было указано, «о принятых мерах сообщить до ДД.ММ.ГГГГ» (л.д. 150).

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Советом депутатов было принято Решение о проведении референдума по вопросу о выделении участка для захоронения останков немецких солдат (л.д. 32). В последствие Решением от ДД.ММ.ГГГГ по протесту прокурора Решение было отменено (л.д. 75).

При этом Глава администрации ФИО6, зная о конфликте интересов, ДД.ММ.ГГГГ издает Постановления , 234 и 435 касающиеся выделению земельного участка под строительство немецкого кладбища.

В соответствие с п. 3 статья 31 Земельного кодекса РФ Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ)

В соответствие с п. 9 этой же статьи Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

И в силу п. 1 ст. 61 Земельного кодекса РФ Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В соответствие с п. 3 ст. 72 Земельного кодекса РФ. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решений, затрагивающих предусмотренные настоящим Кодексом права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

В соответствие со ст. 3 (часть 3) Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья 130 (часть 2) Конституции РФ предусматривает, что местное самоуправлением осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Наделяя органы местного самоуправления достаточной свободой в принятии решений по вопросам местного значения. Законодатель вместе с тем исходит из необходимости ограничения этой свободы, когда вопрос касается обеспечения реализации высших форм непосредственного народовластия.

Органы местного самоуправления должны строго следовать конституционным основам института референдума как одной из форм непосредственного выражения принадлежащей народу власти и не могут принимать решения, совершать действия (бездействие), отменяющие или умаляющие само принадлежащее гражданам РФ право на участие в референдуме. Вводить несоразмерные его ограничения.

Конституционные гарантии реализации высших форм непосредственного народовластия конкретизированы в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ, статья 75 которого предоставляет инициативной группе или её уполномоченным представителям право обжаловать в суде любые действия (бездействия) органов государственной власти или органов местного самоуправления, нарушающие права граждан на участие в референдуме.

При вынесении Постановлений ,434 и 435 от ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации МО «Духовщинский район» не учел вышеуказанных требований Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законов субъекта РФ, об избирательных правах граждан и права на референдум, а так же Земельного Кодекса РФ, не проинформировал население муниципального образования о предстоящем строительстве сборного захоронения немецких солдат, и не учел мнения населения по данному вопросу. При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах невозможно признать выделение земельного участка Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» - законным и обоснованным. И как следствие регистрация права пользования на земельный участок подлежит аннулированию.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 253,258 ГПК РФ, суд.

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие районного Совета депутатов МО «Духовщинский район», при рассмотрении материалов инициативной группы по проведению местного референдума - незаконным.

Обязать избирательную комиссию МО «Духовщинский район» зарегистрировать Инициативную группу «По проведению местного референдума на территории МО «Духовщинский район» <адрес>», и выдать свидетельство о регистрации.

Признать Постановления Главы администрации МО «Духовщинский район» № , 434, 435 от ДД.ММ.ГГГГ - недействительными с момента их вынесения.

Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ - аннулировать.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Смоленский областной суд, через Духовщинский районный суд, в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья А.А. Евсеев.

В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

в 10 часов

судья А.А. Евсеев.

Судья Евсеев А.А. Дело

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи ФИО7,

судей ФИО8 и ФИО9,

рассмотрев- в открытом судебном. заседании дело по кассационному представлению

прокурора <адрес> на решение Духовщинского районного суда

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

Установила:

¦ ФИО13 A.M., являющийся членом инициативной группы по проведению референдума и имеющий также доверенность других членов инициативной группы на право представления их интересов, обратился в Духовщинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании индивидуальных правовых актов Администрации МО «Духовщинский район», бездействия избирательной комиссии и <адрес> Совета депутатов. В обоснование заявленных требований указал, что постановлениями Главы администрации МО «Духовщинский район» , 434, 435 от ДД.ММ.ГГГГ Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок по адресу: <адрес>, примерно в :.¦...:. 400 м от <адрес>. под создание сборного захоронения (кладбища) останков немецких солдат, погибших в годы ВОВ на территории <адрес>. Названные постановления нарушают права жителей района, и его в том числе, поскольку приняты без учета положений земельного законодательства. По мнению ФИО13 A.M., вопросы создания подобных кладбищ, которые по существу увековечивают память немецко-фашистских захватчиков, должны решаться на местном референдуме. С этой целью их инициативная группа направила ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию района протокол собрания граждан <адрес> с предложением вынести на референдум вопрос «Согласны ли Вы с созданием сборного захоронения (кладбища) немецко-фашистским захватчикам на территории <адрес> с целью увековечивания их памяти?» и ходатайство о регистрации инициативной группы. Комиссия, не найдя в оформлении документов никаких нарушений, передала их ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение <адрес> Совета депутатов, который обязан был в 20-дневный срок принять решение о соответствии или несоответствии предлагаемого вопроса требованиям законодательства. <адрес> Совет депутатов решение по указанному вопросу не принимает, что фактически блокирует регистрацию инициативной группы и лишает жителей района права на проведение местного референдума. Ввиду такого неправомерного бездействия <адрес> Совета депутатов постановлением избирательной комиссии МО «Духовщинский район» от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации инициативной группы было отказано. После уточнения требований просил признать постановления Главы администрации МО «Духовщинский район» , 434, 435 от ДД.ММ.ГГГГ о выделении земельного участка недействительными, признать бездействие <адрес> Совета депутатов незаконным и обязать избирательную комиссию района произвести регистрацию инициативной группы.

В судебном заседании от своего требования об оспаривании постановления избирательной комиссии МО «Духовщинский район» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 A.M. отказался, и определением суда от 24.32.2009 г. производство по делу в этой части было прекращено.


Представитель Администрации МО «Духовщинский район» и <адрес> Совета депутатов ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Советом депутатов было принято решение по документам инициативной группы и предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос признан отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12,06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По ее мнению, юридических препятствий для регистрации инициативной группы и выдачи им соответствующего. свидетельства в настоящее время не существует. Считала также, что каких-либо нарушений при принятии постановлений о выделении земельного участка под создание сборного захоронения немецких солдат Главой администрации МО «Духовщинский район» допущено не было.

Обжалуемым решением заявление ФИО13 A.M. было удовлетворено. Суд признал бездействие <адрес> Совета депутатов, допущенное при рассмотрении материалов инициативной группы по проведению местного референдума, незаконным. Обязал избирательную комиссию МО «Духовщинский район» зарегистрировать инициативную группу и выдать ей соответствующее свидетельство. Признал постановления Главы администрации МО «Духовщинский район» , 434, 435 от ДД.ММ.ГГГГ недействительными. Постановил аннулировать выданное (Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы») Свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на земельный участок.

В рассматриваемом кассационном представлении прокурор просит отменить решение, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права и допустил нарушение норм процессуального права. Считает, что суд должен был дать оценку предлагаемому для вынесения на местный референдум вопросу на предмет его относимости к числу вопросов местного значения и корректности формулировки. Указывает также, что, аннулировав выданное Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» Свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на земельный участок, суд по существу разрешил вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.

Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения ФИО13 A.M., его представителя ФИО10. объяснения представителя <адрес> Совета депутатов ФИО3, объяснения Главы МО «Духовщинский район» ФИО11, заключение прокурора ФИО12, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационного представления и возражений относительно представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 (часть 3) Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья 130 (часть 2) Конституции РФ предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Конституционные гарантии реализации высших форм непосредственного народовластия конкретизированы в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ), пунктом 5 статьи 15 которого установлено, что местный референдум назначается в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Согласно статье 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования, в частности, по инициативе граждан, имеющих право на участие в референдумах. Инициатива проведения референдума оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум. В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, "референдум назначается судом на основании обращения граждан. В силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума должна представить в орган, установленный законом субъекта РФ, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -з «О местном
референдуме в <адрес>» (далее - <адрес> от
ДД.ММ.ГГГГ -з) определено, что инициативная группа по проведению местного
референдума обращается с ходатайством о регистрации группы в избирательную
комиссию муниципального образования, которая со дня такого обращения действует
в качестве комиссии местного референдума и обязана в течение 15 дней рассмотреть
ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение о направлении
документов в представительный орган муниципального образования,
уполномоченный принимать решение о назначении местного референдума, либо
отказать в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос,
выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, избирательная комиссия в 15-дневный срок осуществляет
регистрацию инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство, а
также сообщает об этом в средства массовой информации. Если представительный
орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос
не отвечает требованиям статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ,
избирательная комиссия отказывает инициативной группе в регистрации.
Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации
может быть только нарушение инициативной группой Конституции РФ, федеральных
законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального
образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Статьей 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ инициативной группе или ее уполномоченным представителям предоставлено право обжаловать в суде и любые другие действия (бездействие) органов государственной власти или местного самоуправления, нарушающие права граждан на участие в референдуме. Аналогичная норма содержится в статье 259 ГПК РФ. Статья 258 ГПК РФ обязывает суд в случае признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными (неправомерными) вынести решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Судом установлено и в представлении не оспаривается, что предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос был передан в <адрес> Совет депутатов ДД.ММ.ГГГГ. Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -з установлен предельный срок проверки представительным органом местного самоуправления подобных вопросов 20 дней. Решение же по данному вопросу было принято только ДД.ММ.ГГГГ.

При указанных обстоятельствах суд сделан правильный вывод о том, что такие действия (бездействие) <адрес> Совета депутатов "являлись незаконными.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям и может выйти за пределы этих требований лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Поскольку ФИО13 A.M. оспаривалось только бездействие представительного органа местного самоуправления, и требование о проверке самого предлагаемого для вынесения на референдум вопроса никем не заявлялось, доводы представления о том, что суду следовало дать оценку названному вопросу на предмет его относимости к числу вопросов местного значения и корректности формулировки, несостоятельны.

Решение в указанной части является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам представления не имеется.

В то же время судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части, относящейся к оспариванию постановлений Главы администрации МО «Духовщинский район» , 434, 435 от ДД.ММ.ГГГГ о выделении земельного участка Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы».

Признавая названные постановления недействительными и аннулируя выданное Ассоциации Свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на земельный участок, суд по существу разрешил вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.

И хотя прокурор в силу статей 45 и 257 ГПК РФ не наделен правом участвовать в деле дб оспаривании индивидуальных правовых актов и, соответственно, приносить представления на решения по таким делам, решение в данном случае подлежит отмене на основании пункта 4- части 2 статьи 364 ГПК РФ независимо от доводов представления как принятое с нарушением норм процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).

Допущенные нарушения по своему характеру не могут быть устранены судом кассационной инстанции, поэтому дело в указанной части следует направить в суд первой инстанции, который при новом рассмотрении обязан учесть изложенное.

Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила :

Решение Духовщинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части, относящейся к оспариванию постановлений Главы администрации МО «Духовщинский район» , 434, 435 от ДД.ММ.ГГГГ о выделении земельного участка Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» и аннулировании выданного ей Свидетельства о государственной регистрации права, отменить, и дело в указанной части направить на новое рассмотрение в тот же суд.

В остальной части решение оставить без изменения, а кассационное представление прокурора <адрес> без удовлетворения.

Председательствующий Судьи