Дело № 2-85/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 февраля 2012 года г. Духовщина Духовщинский районный суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Евсеева А.А., при секретаре Яковлевой Л.В., с участием помощника прокурора Духовщинского района Смирнова М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Прокурора Духовщинского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Добринское сельское поселение» Духовщинского района Смоленской области и Совету депутатов МО «Добринское сельское поселение» Духовщинского района о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Духовщинского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Добринское сельское поселение» Духовщинского района Смоленской области и Совету депутатов МО «Добринское сельское поселение» Духовщинского района о понуждении к совершению действий. В обосновании иска указав, что прокуратурой Духовщинского района в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле на территории МО «Добринское сельское поселение» Духовщинского района выявлены существенные нарушения законодательства. Так, согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, расположенных на территории поселения. Из информации Главы администрации МО «Добринское сельское поселение» от 02.12.2011 г. следует, что кадастровый паспорт на земельный участок в д.Свиты, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, отсутствует и на балансе участок не состоит. В связи с тем, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения, следовательно, финансирование расходов, связанных с оформлением и определением границ и постановкой на балансовый учет земельного участка в д.Свиты Духовщинского района, предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, должно осуществлять из бюджета Добринского сельского поселения Духовщинского района, формирование и утверждение которого является исключительной компетенцией Совета депутатов Добринского сельского поселения Духовщинского района. Неосуществление администрацией МО «Добринское сельское поселение» Духовщинского района юридических действий. Связанных с формированием, определением границ и постановкой на балансовый учет земельного участка в д.Свиты Духовщинского района, предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, противоречит действующему законодательству. Бездействие Администрации МО «Добринское сельское поселение» Духовщинского района ущемляет права граждан на погребение. Просит обязать Совет депутатов Добринского сельского поселения Духовщинского района предусмотреть в бюджете МО «Добринское сельское поселение» на 2012-2013 г.г. расходы, связанные с формированием и определением границ земельного участка в д.Свиты Духовщинского района, предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Обязать администрацию муниципального образования «Добринское сельское поселение» Духовщинского района Смоленской области в срок до 31 декабря 2013 года осуществить юридические действия, связанные с формированием, определением границ и постановкой на балансовый учет земельного участка в д.Свиты Духовщинского района, предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. В судебном заседании помощник прокурора Духовщинского района Смирнов М.И. заявленные требования поддержал. Представитель ответчика Администрации МО «Добринское сельское поселение» Духовщинского района Смоленской области в судебном заседании не участвует, в своем ходатайстве просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представитель ответчика Совета депутатов МО «Добринское сельское поселение» Духовщинского района в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Совета депутатов МО «Добринское сельское поселение» Духовщинского района и представителя Администрации МО «Добринское сельское поселение» Духовщинского района. Кроме того стороны по делу вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. Заслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Из копии информации Главы администрации МО «Добринское сельское поселение» от 02.12.2011 г. следует, что кадастровый паспорт на земельный участок в д.Свиты, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, отсутствует и на балансе участок не состоит (л.д.4). Согласно Уставу Добринского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области, принятым решением Совета депутатов Добринского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области от 31 октября 2005 года №3, к вопросам местного значения Добринского сельского поселения в том числе: п.1 - формирование, утверждение, исполнение бюджета сельского поселения и контроль за исполнением данного бюджета; п.23 - организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Пункт 2 части 2 статьи 22 Устава предусматривает, что в исключительной компетенции Совета депутатов Добринского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. В соответствии со ст.6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки. Согласно ст.11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Согласно ст.130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам. В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст.130,131,132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Пунктом 22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, расположенных на территории поселения. Согласно ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для погребения умерших. В соответствии со ст.18 указанного Закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления. Статьями 16 и 17 этого же Закона установлены санитарные и экологические требования к размещению и содержанию мест захоронения. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 года №35 с 15.06.2003 года введены в действие «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 года. Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков. Судом установлено, что на территории Добринского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области имеется земельный участок, расположенный в д.Свиты Духовщинского района, предназначенный для захоронения. Вместе с тем, указанный земельный участок в установленном законом порядке не отведен, на кадастровый учет не поставлен, межевание занимаемого кладбищем земельного участка не проведено, не определены его границы, и он не поставлен на балансовый учет Добринского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области. Таким образом, Администрацией МО «Добринского сельское поселение» Духовщинского района Смоленской области не реализуются закрепленные в законе и Уставе муниципального образования полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка, на котором расположено кладбище, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. В связи с тем, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения, следовательно, финансирование расходов, связанных с формированием и определением границ и постановкой на балансовый учет земельного участка в д.Свиты Духовщинского района Смоленской области, предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, должно осуществлять из бюджета Добринского сельского поселения Духовщинского района, формирование и утверждение, которого является исключительной компетенцией Совета депутатов Добринского сельского поселения Духовщинского района Смоленской области. На основании изложенного, суд считает иск прокурора обоснованным, подтвержденным исследованными в судебном заседании доказательствами и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Духовщинского района Смоленской области удовлетворить. Обязать Совет депутатов Добринского сельского поселения Духовщинского района предусмотреть в бюджете МО «Добринского сельское поселение» на 2012-2013 г.г. расходы, связанные с формированием и определением границ земельного участка в д.Свиты Духовщинского района, предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Обязать администрацию муниципального образования «Добринского сельское поселение» Духовщинского района Смоленской области в срок до 31 декабря 2013 года осуществить юридические действия, связанные с формированием, определением границ и постановкой на балансовый учет земельного участка в д.Свиты Духовщинского района, предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд, через Духовщинский районный суд, в течение 30 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий судья А.А.Евсеев