о признании бездействия в неисполнении предписания должностного лица



Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

20 декабря 2010 года г.Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Улановой О.К.,

при секретаре Герасименко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №<данные изъяты> по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Таймыргаз» о признании бездействия по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Таймыргаз» о признании бездействия по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, мотивируя свои требования следующим.

В период с 10 июня 2009 года по 08 июля 2009 года специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю на основании годового плана было проведено мероприятие по надзору за соблюдением норм действующего законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ОАО «Таймыргаз».

При проведении данного мероприятия были выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: ОАО «Таймыргаз» не разработана программа производственного контроля, не осуществляется производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований, за соблюдением санитарных правил при выполнении работ и оказания услуг; не представлены результаты лабораторных исследований производственных факторов присутствующих на рабочих местах, что является нарушением: п. 1 ст. 32 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г.; п. 1.5, п. 2.2, п.2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий»; п. 6.3, СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»; п. 4.2, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»; п.3.1, СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений»; п. 14.4, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; п. 1.14. СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин»; п. 1.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в части организации и проведения производственного лабораторного контроля.

Указанные нарушения являются не выполнением ст.50 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, 04.08.2009 года главным специалистом - экспертом территориального отдела ответчику было выдано предписание об устранении выявленных нарушений до 04.08.2010 года.

По истечению срока исполнения предписания, территориальным отделом была проведена внеплановая выездная проверка ОАО «Таймыргаз», в ходе которой было установлено невыполнение выданного предписания: не разработана программа производственного контроля, не осуществляется производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований, за соблюдением санитарных правил при выполнении работ и оказания услуг; не представлены результаты лабораторных исследований производственных факторов присутствующих на рабочих местах, что является нарушением: п. 1 ст. 32 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; п. 1.5, п. 2.2, п.2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий»; п. 6.3, СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»; п. 4.2, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»; п. 3.1, СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений»; п. 14.4, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; п. 1.14. СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин»; п. 1.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в части организации и проведения производственного лабораторного контроля.

За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, 24 сентября 2010 года был составлен протокол об административном правонарушении и возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На момент предъявления иска, указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Согласно ст. 8, ст. 11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Нарушения требований санитарного законодательства, допущенные ответчиком, создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе профессиональных заболеваний, а именно: неисполнение п. 1.5, п. 2.2, п. 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий», п. 6.3, СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», п. 4.2, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», п.3.1, СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений», п. 14.4, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», п. 1.14. СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин», п. 1.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в части организации и проведения производственного лабораторного контроля, может повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и окружающей среде, а именно возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний у работников ОАО «Таймыргаз», в связи с отсутствием надлежащего контроля неблагоприятных факторов производственной среды, оказывающих негативное воздействие на организм работающих.

Деятельность ответчика связана с геологическим изучением недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведкой, добычей и переработкой полезных ископаемых, в т.ч. нефти, газа, газового конденсата и нефтепродуктов, и ведения связанных с этим работ, транспортировкой, хранением и реализацией полезных ископаемых, эксплуатационным и поисково - разведочным бурением скважин.

В этой связи, исполнение обязанностей по соблюдению указанных требований санитарного законодательства, в части разработки программы производственного контроля и осуществления производственного контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований, за соблюдением санитарных правил при выполнении работ и оказания услуг, является первоочередной обязанностью ответчика. Данные требования направлены на своевременное выявление и отстранения от контакта с вредными производственными факторами работников, при подозрении у них возникновения и развития профессиональных заболеваний, обусловленных воздействием повышенных уровней неблагоприятных факторов производственной среды. Отсутствие результатов лабораторных исследований производственных факторов присутствующих на рабочих местах, по мнению истца, может свидетельствовать о наличии у работников ОАО «Таймыргаз» соответствующих заболеваний и создавать реальную угрозу возникновения и развития профессиональных заболеваний. Понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. В связи с чем, истец просит признать бездействие ответчика в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор незаконным; и обязать ОАО «Таймыргаз» исполнить п. 1.5, п. 2.2, п. 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий», п. 6.3, СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», п. 4.2, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», п.3.1, СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений», п. 14.4, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», п. 1.14. СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин», п. 1.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1 ст. 32 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 - разработать программу производственного контроля и организовать проведение необходимого объёма лабораторно - инструментальных исследований и измерений по всем неблагоприятным факторам производственной среды. В соответствии со ст. 212 ГПК РФ обратить решение уда к немедленному исполнению.

В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

Представитель ответчика - ОАО «Таймыргаз» Никитин М.В., выступающий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал и пояснил, что в целях исполнения пунктов предписания ОАО «Таймыргаз» 15 октября 2010 года утвердило Программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ОАО «Таймыргаз». В 4 разделе Программы определены номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний в рамках проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, о чем был уведомлен истец. Кроме этого во исполнение п.1 предписания от 04 августа 2009 года в части организации производственного контроля на рабочих местах посредством проведения инструментальных измерений, ОАО «Таймыргаз» 25 июня 2010 года заключило с ООО «Инженерный центр «Экспертиза» договор. В соответствии с п.4.4 договора ОАО «Таймыргаз» 26 июля 2010 года произвела предварительную оплату услуг в размере 50% на основании выставленного 05 июля 2010 года счета. Результаты произведенных замеров, согласно п.3.1 договора ООО «Инженерный центр «Экспертиза» представит к концу года.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители уполномочены предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Согласно ст. 8, ст. 11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания, и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Как установлено, в ходе проведения в период с 10 июня 2009 года по 08 июля 2009 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю мероприятие по надзору за соблюдением норм действующего законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ОАО «Таймыргаз», были выявлены нарушения санитарного законодательства, изложенные в 13 пунктах, которые свидетельствовали о невыполнении ОАО «Таймыргаз» ст.50 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в связи с чем, ОАО «Таймыргаз» 04 августа 2009 года было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений до 04 августа 2010 года (л.д.21-24).

В ходе внеплановой проверки выполнения ранее вынесенного предписания было установлено, что нарушения, изложенные в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10,11, 12, 13 устранены, срок исполнения требований предписания, изложенных в пункте втором, перенесен по согласованию до 01 февраля 2011 года. Не были устранены нарушения, изложенные в п.1 и п.8 предписания, что подтверждается актом проверки от 15 сентября 2010 года (л.д.16-20).

Нарушения, изложенные в п.8, были выявлены на Пеляткинском ГКМ, требования по устранению данного нарушения истцом не заявлены.

Как следует из материалов гражданского дела по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Таймырском Долгано-Ненецком районе в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Таймыргаз» о признании бездействия по устранению нарушений санитарного законодательства на Пеляткинском ГКМ, выявленном в ходе проверки в период с 08.07.2010 года по 04.08.2010 года, незаконным и возложении обязанности по их устранению, где также указано нарушение, изложенное в п.8 предписания, все нарушения устранены, в связи с чем, представитель истца отказался от заявленных требований и производство по делу 26 ноября 2010 года прекращено.

Согласно пункту 1 предписания ОАО «Таймыргаз» было обязано до 04 августа 2010 года устранить нарушения п. 1.5, п. 2.2, п. 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий», п. 6.3, СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», п. 4.2, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», п.3.1, СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений», п. 14.4, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», п. 1.14. СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин», п. 1.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1 ст. 32 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, для чего разработать программу производственного контроля, организовать производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований за соблюдением санитарных правил при выполнении работ и оказании услуг; представить результаты лабораторных исследований производственных факторов, присутствующих на рабочих местах.

Во исполнение п.1 предписания от 04 августа 2009 года в части организации производственного контроля на рабочих местах посредством проведения инструментальных измерений, ОАО «Таймыргаз» 15 октября 2010 года утвердило Программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ОАО «Таймыргаз». В 4 разделе Программы определены номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний в рамках проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий.

Ранее, 25 июня 2010 года ОАО «Таймыргаз» заключило договор с ООО «Инженерный центр «Экспертиза» на оказание услуг по аттестации рабочих мест (РМ) по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда ОАО «Таймыргаз», в том числе на проведение инструментального контроля рабочих мест, проведение лабораторных исследований за соблюдением санитарных правил при выполнении работ и оказания услуг договор. В соответствии с п.4.4 договора ОАО «Таймыргаз» 26 июля 2010 года произвела предварительную оплату услуг в размере 50% на основании выставленного 05 июля 2010 года счета.

Согласно письма директора ООО «ИЦ «Экспертиза» от 17 декабря 2010 года в период с 03 августа 2010 года по 11 августа 2010 года (летние замеры) и с 08 ноября 2010 года по 15 ноября 2010 года (зимние замеры) ООО «ИЦ «Экспертиза» проведены лабораторные замеры условий труда на рабочих местах в ОАО «Таймыргаз». В настоящее время проводится работа по оформлению результатов замеров и материалов аттестации рабочих мест, все материалы будут представлены до 30 декабря.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ОАО «Таймыргаз» приняты меры по устранению нарушений санитарного законодательства, указанных в предписании, о чем свидетельствует факт своевременного устранения нарушений, изложенных в 11 из 13 пунктов предписания. Кроме этого, приняты меры к выполнению требований п.1 предписания.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца заявлены не обоснованно и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Таймыргаз» о признании бездействия по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Дудинский районный суд.

Судья О.К.Уланова

Решение принято судом в окончательной форме в совещательной комнате 27 декабря 2010 года.