о признании бездействия по устранению нарушений санитарного законодательства противоправными незаконными и возложении обязанности по устранению допушенных нарушений



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дудинка 28 января 2011 года

Судья Дудинского районного суда Красноярского края Васильев А.В., при секретаре Пантюшевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» и Министерству социальной политики Красноярского края о признании бездействия по устранению нарушений санитарного законодательства противоправными и возложении обязанности по их устранению,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе обратился в суд с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» и Министерству социальной политики Красноярского края, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Поводом для обращения в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц является возбуждение дела об административном правонарушении в связи с невыполнением предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства.

В период с 02.09.2009г. по 29.09.2009г. специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю на основании годового плана было проведено плановое мероприятие по надзору в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский», расположенного по адресу: <адрес>.

По результатам мероприятий по контролю, было выявлено 13 нарушений санитарного законодательства, касающиеся нарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, требований к условиям воспитания и обучения.

За совершение нарушений действующих санитарных правил и гигиенических нормативов директор Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» Мананкова Н.Н. была привлечена к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 6.7, 6.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения, возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) детей (людей) по итогам плановой проверки было вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 29.09.2009г. № 121 со сроком исполнения 01.10.2010г. Ответственность за выполнение настоящего предписания возлагалась как на юридическое лицо, так и на директора Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» Мананкову Нину Николаевну.

В соответствии с ч.2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в отношении Ответчика по истечении срока исполнения Предписания территориальным отделом была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения Предписания от 29.09.2009г. №121. В ходе проведения проверки обнаружено невыполнение в установленный срок пунктов 1,10, 11, 12, 13 вышеуказанного Предписания, а именно:

1. Нарушения п.п. 2.2.6.3, 2.2.9.1 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части оборудования в учреждении санпропускника, кабинета врача, изолятора, процедурного кабинета. В учреждении не были оборудованы: санпропускник, кабинет врача, изолятор, процедурный кабинет.

2. Нарушения п. 2.2.8.3 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части оборудования на пищеблоке учреждения заготовочных, моечных столовой и кухонной посуды. На пищеблоке не оборудованы заготовочные и моечные для столовой и кухонной посуды.

3. Нарушения п. 3.8 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части оборудования пищеблока трехсекционной моечной ванной для мытья столовой посуды. Пищеблок не оборудован трехсекционной моечной ванной для мытья столовой посуды.

4. Нарушения п. 3.2 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части оборудования цельнометаллическими столами или столами покрытыми оцинкованным железом (с закругленными краями) пищеблока для обработки сырого мяса, сырых кур и сырой рыбы. Пищеблок не оборудован цельнометаллическими столами или столами покрытыми оцинкованным железом (с закругленными краями) для обработки сырого мяса, сырых кур и сырой рыбы.

5. Нарушения п. 8.9 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в части обработки сырой птицы на отдельном столе.

То есть нарушения требований санитарного законодательства юридическим лицом не устранены, требование об их устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, возбуждено дело об административном правонарушении.

Постановлением мирового судьи от 22.11.2010г. в отношении должностного лица директора Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» Мананковой Нины Николаевны производство по делу было прекращено в связи с малозначительностью совершенного деяния, должностному лицу объявлено устное замечание. Не привлечение к административной ответственности должностного лица не освобождает юридическое лицо от выполнения санитарных правил и нормативов.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что до настоящего времени санитарно-эпидемиологическое состояние Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» не было приведено в соответствие с предъявляемыми требованиями.

Кроме того, по итогам плановой проверки, проводимой в 2009 году территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе было вынесено Представление № 10 от 02.10. 2010г. об устранении причини и условий способствовавших совершению административного правонарушения, которое было направлено в адрес Министерства социальной политики

Красноярского края. В ответ на данное Представление Министерством социальной политики были предоставлены следующие сведения: «Для приведения помещений социально-реабилитационного центра в соответствие с требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов в 2009 года за счет краевого бюджета для Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» приобретены дополнительные помещения на сумму 900 тыс. рублей общей площадью 120,6 кв.м., в которых в настоящее время проводится капитальный ремонт на сумму 765,0 тыс. рублей». При проверке выполнения Предписания данный факт не нашел своего подтверждения. Тем самым, у должностного лица директора Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» Мананковой Н.Н. имелась возможность для выполнения Предписания в срок в части оборудования помещений пищеблока, медицинских помещений (п.п. 1,10 Предписания от 29.09.2010г. № 121), но выделенные материальные средства были применены указанным должностным лицом на другие нужды. Вышеуказанные нарушения выявлены в 2009 году и до настоящего времени не устранены, являются длительно сохраняющимися нарушениями. В результате невыполнения требований норм санитарного законодательства Краевым государственным бюджетным учреждением социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» создается реальная угроза для здоровья детей, возникновения и распространения среди воспитанников данного учреждения таких инфекционных заболеваний, как сальмонеллез, иерсиниоз, острые кишечные инфекции и другие.

Все вышеуказанные нарушения норм санитарных правил и нормативов является серьезными нарушениями требований санитарного законодательства, влекущими нарушения прав воспитанников и работников социального приюта на безопасную среду обитания, а также создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). В частности:

- нарушения п.п. 2.2.6.3, 2.2.9.1 СанПиН 2.4.1201-03 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части оборудования в учреждении санпропускника, кабинета врача, изолятора, процедурного кабинета. Санпропускник предназначается для осмотра и проведения первичной санитарной обработки воспитанников поступающих в учреждение, с целью не допущения в учреждение детей с признаками инфекционных заболеваний. Изолятор предназначается для своевременной изоляции заболевших детей и детей с подозрением на инфекционное заболевание. Отсутствие изолятора приводит к несвоевременной изоляции больных детей, к контакту здоровых детей с заболевшими детьми, и как следствие к распространению инфекционных заболеваний среди воспитанников данного учреждения. Кабинет врача предназначен для ежедневного амбулаторного приема, осмотра воспитанников учреждения и оказания им медицинской помощи. Процедурный кабинет предназначен для проведения медицинских процедур, должен быть оснащен необходимым медицинским оборудованием, инструментарием и медикаментами для оказания медицинской помощи. Недостаточный набор помещений медицинского назначения не позволяет оказать квалифицированную помощь воспитанникам учреждения, своевременно предотвратить возникновение и распространение инфекционных заболеваний среди воспитанников учреждения.

- нарушения п.п. 2.2.8.3 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части оборудования на пищеблоке учреждения заготовочных, моечных столовой и кухонной посуды. Заготовочные в составе помещений пищеблока необходимы для обработки сырых продуктов (мяса, рыбы, птицы, сырых овощей), которые должны быть отделены от кухни оборудованием или перегородками-экранами высотой 2 м. В настоящее время обработка сырых и готовых продуктов осуществляется в одном помещении на пищеблоке учреждения, не исключены встречные потоки сырой и готовой продукции, что может привести к обсеменению готовой продукции патогенными микроорганизмами, и как следствие к возникновению и распространению массовых инфекционных заболеваний среди воспитанников данного учреждения. Моечные для раздельного мытья столовой и кухонной посуды не оборудованы, мытье столовой посуды осуществляется совместно с кухонной посудой, в тех же моечных ваннах, где осуществляется мытье сырых продуктов (сырых овощей, мяса, рыбы, птицы), в связи с чем, нарушается режим мытья посуды, что не позволяет предупредить микробное обсеменение готовых блюд и может привести к возникновению и распространению массовых инфекционных заболеваний среди воспитанников данного учреждения.

- нарушения п. 3.8 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части оборудования пищеблока трехсекционной моечной ванной для мытья столовой посуды. Пищеблок не оборудован трехсекционной моечной ванной для мытья столовой посуды, в связи с чем нарушается режим мытья столовой посуды, что может привести к возникновению и распространению массовых инфекционных заболеваний среди воспитанников данного учреждения.

- нарушения п. 3.2 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в части оборудования цельнометаллическими столами или столами покрытыми оцинкованным железом (с закругленными краями) пищеблока для обработки сырого мяса, сырых кур и сырой рыбы. Пищеблок не оборудован цельнометаллическими столами или столами, покрытыми оцинкованным железом (с закругленными краями) для обработки сырого мяса, сырых кур и сырой рыбы. На кухне для сырой продукции установлен один стол с деревянной крышкой, качественная обработка которого не возможна, что способствует размножению и накоплению болезнетворных микроорганизмов в трещинах деревянного покрытия и попаданию их на пищевые продукты, и как следствие может привести к возникновению и распространению массовых инфекционных заболеваний среди воспитанников данного учреждения.

- нарушения п. 8.9 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в части обработки сырой птицы на отдельном столе. На пищеблоке не выделен отдельный стол для обработки сырой птицы - обработка сырой птицы осуществляется на одном столе с другими продуктами, что может привести к возникновению и распространению среди воспитанников заболевания сальмонеллезом.

Кроме того, деятельность Ответчика при оказании услуг социального приюта детям непосредственно связана с приготовлением пищи и организацией ежедневного питания, проживания воспитанников. Несоблюдение установленных норм санитарных правил, связанных с приготовлением блюд, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний и пищевых отравлений среди детей. В последующем воспитанники кроме нахождения в приюте посещают учебные заведения, контактируют с другими детьми и слоями населения (родителями, родственниками, учителями, другими детьми, не находящимися в данном учреждении). В этой связи соблюдение указанных санитарных правил является первоочередной обязанностью Ответчика. Таким образом, в данном случае несоблюдение санитарного законодательства Краевым государственным бюджетным учреждением социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский», оказывает негативное воздействие на среду обитания, в первую очередь детей.

На основании изложенного истец просит признать бездействия Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» по устранению нарушений санитарного законодательства противоправными в отношении неопределённого круга лиц, обязать ответчика устранить нарушения п.п. 2.2.6.3, 2.2.9.1 СанПиН 2.4.1201-03 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» и оборудовать в учреждении санпропускник, кабинет врача, изолятор, процедурный кабинет, устранить нарушения п. 2.2.8.3 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» и оборудовать на пищеблоке учреждения заготовочные, моечные столовой и кухонной посуды, устранить нарушения п. 3.8 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» и оборудовать пищеблок трехсекционной моечной ванной для мытья столовой посуды, устранить нарушения п. 3.2 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» и оборудовать цельнометаллическими столами или столами покрытыми оцинкованным железом (с закругленными краями) пищеблока для обработки сырого мяса, сырых кур и сырой рыбы, устранить нарушения п. 8.9 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» и осуществлять обработку сырой птицы на отдельном столе. Обязать устранить вышеуказанные нарушения санитарных правил в срок до 01 декабря 2011 года.

В зале суда представитель истца - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Таймырском муниципальном районе, Кокорина С.С., действующая на основании доверенности от 25.10.2010 года № СК-23856 исковые требования поддержала в полном объёме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика - директор Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» Мананкова Н.Н., исковые требования в части признания бездействия незаконным и оборудования в учреждении санпропускника, кабинета врача, изолятора и процедурного кабинета не признала, пояснив, что учреждением принимались и в настоящее время принимаются все необходимые меры, направленные на устранение выявленных Роспотребнадзором нарушений, в частности, в октябре 2009 года разработан план мероприятий по их устранению, в апреле 2010 года в отдел бюджетного планирования Министерства социальной политики края направлены предложения по статейному распределению бюджетных средств, в рамках бюджета учреждения на приобретение недостающего оборудования, 26 августа 2010 года Центр обратился в Министерство с письмом в связи с не включением учреждения в краевую целевую программу, по которой возможно было бы приобрести данное оборудование. На все письма и устные переговоры 15.11.2010 года было получено письмо, подписанное заместителем министра, в котором указано, что дополнительные средства в сумме 50.000 рублей на приобретение мойки и столов будут выделены в 2011 году. В настоящее время эта сумма уже заложена в бюджет учреждения на 2011 год на 1-й квартал. После покупки и установки мойки и столов одновременно будут установлены перегородки - экраны, отделяющие мойку и разделочные столы. Оборудование санпропускника, кабинета врача, процедурного кабинета не представляется возможным в связи с недостатком помещений. Во втором полугодии 2009 года из штатного расписания Центра Министерством были выведены 1,5 ставки медицинских сестёр и заменены на социальных работников. Это было продиктовано сложной экономической обстановкой и нецелесообразностью содержать штат медицинских работников в учреждении с небольшим количеством детей. При этом учитывалась непосредственная близость расположения Центра к детским медицинским учреждениям - детской больнице, детской поликлинике, а также к станции скорой медицинской помощи. За 9 лет работы Центра не было ни одного случая отказа медицинских работников оказать медицинскую помощь воспитанникам. С 2006 года ежегодно воспитанники Центра проходят диспансеризацию в детской поликлинике, где осматриваются и обследуются всеми специалистами детской поликлиники, при выявлении хронических заболеваний ставятся на диспансерный учёт и проходят лечение в детской больнице. Ведение документации по кухне, осмотр работников пищеблока перед началом смены, ежедневный осмотр детей вменены в должностные обязанности двум социальным работникам, имеющим среднее медицинское образование. В остальной части с заявленными исковыми требованиями представитель ответчика согласилась.

Представитель соответчика - Министерства социальной политики Красноярского края Евстифеева Н.Г., действующая на основании доверенности № 14233 от 27 декабря 2010 года, в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. Представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства и отзыв на исковое заявление, из которого следует, что согласно п. 3.8. Положения о Министерстве социальной политики Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства социальной политики Красноярского края от 07.08.2008 года № 30-п, Министерство осуществляет управление подведомственными краевыми государственными учреждениями. Министерство по отношению к краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» является главным распорядителем бюджетных средств. Министерство, согласно ст. 158 БК РФ утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств, осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств. В соответствии с уставом Учреждения, его директор осуществляет оперативное руководство деятельностью Учреждения, организует его уставную, финансовую, социальную и иную деятельность в соответствии с действующим законодательством. Согласно результатов проверки территориальным отделом Роспотребнадзора выявлены нарушения, которые указаны в пунктах 1,10-13 предписания от 29.09.2009 года. По пункту 1 предписания от 29.09.2009 года в части оборудования в Учреждении санпропускника, кабинета врача, изолятора, процедурного кабинета, следует отметить, что Учреждение не осуществляет медицинскую деятельность и, соответственно, не имеет лицензии на оказание медицинских услуг. В настоящее время оборудована комната для помещения заболевших детей, ожидающих предоставление скорой медицинской помощи. С целью устранения нарушений по пунктам 10-13 предписания от 29.09.2009 года, в части оборудования на пищеблоке заготовочных, моечных столовой и кухонной посуды, трехсекционной ванны, цельнометаллических столов для обработки сырого мяса, сырой птицы, сырой рыбы, в смете Учреждения на 1 квартал 2011 года предусмотрены дополнительные средства на приобретение и установку указанного оборудования. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении исковых требований территориального отдела Роспотребнадзора отказать.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Устава Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский», утверждённого приказом министерства социальной политики Красноярского края от 31.10.2008г. за № 120-ОД, учредителем Учреждения является министерство социальной политики Красноярского края. Учреждение является государственной собственностью Красноярского края на основании ст. 6 Федерального Конституционного Закона от 14.10.2005 № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник. Целями создания Учреждения являются реализация государственной семейной политики, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание помощи несовершеннолетним и их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации и для достижения указанных целей, Учреждение, помимо прочих, осуществляет такой вид деятельности, как организация медицинского обслуживания ( п. 2.2. Устава).

В соответствии с п. 2.2.6.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03, введённых в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.03.2003 N 13 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03 (вместе с "СанПиН 2.4.1201-03. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2003, приемное отделение предназначается для проведения первичной санитарной обработки воспитанников; для проведения медицинского осмотра и направления их при наличии показаний на лечение в стационарно-медицинское учреждение; для оказания первичной психологической и медицинской помощи, при этом, в состав приемного отделения входят: санпропускник (приемник, помещение для первичного осмотра, кладовая для сбора одежды, бывшей на детях при поступлении в приют, дезинфекционная камера (при отсутствии дезинфекционной камеры в учреждении используют дезинфекционную камеру в близлежащих учреждениях по договору), душевая, санитарный узел); кабинет врачебного осмотра площадью не менее 12 м2; изолятор (не менее 2 палат, площадью по 9 м2 каждая); помещение для обработки против педикулеза площадью не менее 6 м2; буфет-раздаточная с 3-секционной мойкой площадью не менее 6 м2; санитарный узел с ванной комнатой или душевой площадью не менее 8 м2 и помещение для одевания воспитанников площадью не менее 5 м2; раздевалка для персонала площадью не менее 5 м2.

Кроме того, согласно п. 2.2.9.1. вышеуказанных Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03, в состав медицинских помещений должны входить: кабинет врача-педиатра площадью не менее 12 м2; кабинет психоневролога-психолога площадью не менее 14 м2; кабинет психотерапии площадью не менее 18 м2; кабинет медицинской сестры площадью не менее 14 м2; процедурный кабинет площадью 18 м2; санитарный узел для персонала; изолятор не менее чем на 2 палаты (не более чем на 2 койки каждая) с санитарным узлом.

Как установлено в зале суда, по итогам обследования Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский», 29.09.2009 года в адрес директора вышеуказанного учреждения направлено предписание № 121 об устранении выявленных нарушений, в том числе указано о необходимости в срок до 01 октября 2010 года оборудовать в учреждении санпропускник, кабинет врача, изолятор, процедурный кабинет, оборудовать на пищеблоке учреждения заготовочные, моечные столовой и кухонной посуды, оборудовать в учреждении пищеблок трехсекционной моечной ванной для мытья столовой посуды, оборудовать пищеблок учреждения цельнометаллическими столами или столами, покрытыми оцинкованным железом (с закругленными краями) для обработки сырого мяса, сырых кур и сырой рыбы, осуществлять обработку сырой птицы на отдельном столе.

02 октября 2009 года главным государственным санитарным врачом по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району в адрес Министра социальной политики Красноярского края, в связи с выявленными нарушениями Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Таймырский» действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

08 ноября 2010 года, в связи с невыполнением в установленный срок предписания главного государственного санитарного врача по Таймырскому району № 121 от 29.09.2009 года, в отношении директора Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Таймырский» Мананковой Н.Н. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка № 161 в Таймырском Долгано-Ненецком районе от 22 ноября 2010 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Мананковой Н.Н. было прекращено в связи с малозначительностью совершённого деяния и ей объявлено устное замечание.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о длительном неисполнении законных требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю об устранении нарушений санитарного законодательства Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Таймырский».

Однако, как установлено в зале суда, в дальнейшем, с целью устранения выявленных Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе нарушений санитарного законодательства, руководством Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Таймырский» был разработан план по устранению нарушений, который был направлен в Министерство социальной политики и в управление социальной защиты населения Таймырского муниципального района. В апреле 2010 года в отдел бюджетного планирования Министерства социальной политики края направлены предложения по статейному распределению бюджетных средств в рамках бюджета учреждения на приобретение необходимого оборудования. В августе 2010 года в адрес Министерства направлено письмо о не включении Центра в долгосрочную Краевую целевую программу, по которой возможно было бы приобрести недостающее оборудование. В результате вышеуказанных действий, в бюджет учреждения на первый квартал 2011 года заложена сумма 50 000 рублей на приобретение мойки и столов.

Таким образом, установлено, что Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Таймырский» принимаются меры к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует о том, что доводы истца о бездействии Центра по устранению нарушений санитарного законодательства, являются не обоснованными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Территориального отдела Роспотребнадзора в части признания противоправным бездействия Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Таймырский».

Однако, суд полагает, что требования Территориального отдела Роспотребнадзора в части возложения обязанности на Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» в срок до 01 декабря 2011 года оборудовать в учреждении санпропускник, кабинет врача, изолятор, процедурный кабинет, оборудовать на пищеблоке учреждения заготовочные, моечные столовой и кухонной посуды, оборудовать в учреждении пищеблок трехсекционной моечной ванной для мытья столовой посуды, оборудовать пищеблок учреждения цельнометаллическими столами или столами, покрытыми оцинкованным железом (с закругленными краями) для обработки сырого мяса, сырых кур и сырой рыбы, осуществлять обработку сырой птицы на отдельном столе, являются обоснованными по следующим основаниям.

Так, допрошенная в качестве свидетеля главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Черных Т.И. пояснила, что в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Таймырский» необходимы санпропускник, кабинет врача, изолятор и процедурный кабинет, так как там пребывают дети. В целях профилактики инфекционных заболеваний и своевременного выявления заболеваний детей, необходим их постоянный осмотр медицинскими работниками. Более того, наличие в учреждении санпропускника, кабинета врача, изолятора и процедурного кабинета предусмотрено п.п. 2.2.6.3, 2.2.9.1 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Все нарушения норм санитарных правил и нормативов являются серьёзными нарушениями требований санитарного законодательства, влекущими нарушения прав воспитанников и работников социального приюта на безопасную среду обитания, а также создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний и отравлений.

Доводы ответчиков о том, что Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» не осуществляет медицинскую деятельность, и соответственно не имеет лицензии на оказание медицинских услуг, в связи с чем, нецелесообразно содержать штат медицинских работников в учреждении и в оборудовании санпропускника, кабинета врача, процедурного кабинета, также, нет необходимости, суд находит несостоятельными, так как п.п. 2.2.6.3, 2.2.9.1 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», наличие таковых является обязательным.

Кроме того, суд полагает, что требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Красноярском крае в части возложения обязанности на Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский» в установленный срок устранить выявленные нарушения санитарных правил, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как предусмотренная в бюджете Учреждения сумма на приобретение оборудования не снимает с данного Учреждения обязанности по реальному приобретению и установлению данного оборудования в кратчайшие сроки.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе удовлетворить частично.

Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский», в срок до 01 декабря 2011 года, оборудовать в учреждении санпропускник, кабинет врача, изолятор, процедурный кабинет.

Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский», в срок до 01 декабря 2011 года, оборудовать на пищеблоке учреждения заготовочные, моечные столовой и кухонной посуды.

Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский», в срок до 01 декабря 2011 года, оборудовать в учреждении пищеблок трехсекционной моечной ванной для мытья столовой посуды.

Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский», в срок до 01 декабря 2011 года, оборудовать пищеблок учреждения цельнометаллическими столами или столами, покрытыми оцинкованным железом (с закругленными краями) для обработки сырого мяса, сырых кур и сырой рыбы.

Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Таймырский», в срок до 01 декабря 2011 года, осуществлять обработку сырой птицы на отдельном столе.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Решение изготовлено в полном объёме «31» января 2011 года.

Судья А.В. Васильев