о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

31 января 2011 года г.Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Улановой О.К.,

при секретаре Герасименко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Щукиной Татьяны Михайловны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, включении периода работы в педагогический трудовой стаж и наложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента подачи заявления

УСТАНОВИЛ:

Щукина Т.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, включении периода работы в педагогический трудовой стаж, и наложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента подачи заявления, мотивируя свои требования следующим.

25 октября 2010 года истицей было подано заявление в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края о назначении досрочно трудовой пенсии по старости, в связи с наличием 25- летнего стажа педагогической работы. При подсчете педагогического стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии, ответчиком был исключен период работы с 04 октября 2004 года по 31 августа 2006 года с указанием на сведения из трудовой книжки, согласно которым 04 октября 2004 года она была переведена на должность заместителя директора средней общеобразовательной школы №4 на 0,5 ставки; 01 сентября 2006 года - учителем в этой же школе; и решением от 12 ноября 2010 года №550 ей было отказано в назначении трудовой пенсии досрочно. С данным решением она не согласна, так как с 12 августа 1985 года она работала учителем биологии в Минусинской средней школе №10; с 27 августа 1993 года - учителем биологии в средней школе №4 в г.Дудинка, где продолжает работать до настоящего времени. В октябре 2004 года директор школы Клименова Л.П. предложила ей дополнительно, кроме обязанностей учителя биологии, исполнять 0,5 ставки по должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, с чем она согласилась. Продолжая работать учителем биологии, с 04 октября 2004 года по 01 сентября 2006 года, она одновременно исполняла обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, что подтверждается справкой о заработной плате, согласно которой ей выплачивалась заработная плата, как учителю биологии, так и за выполнение обязанностей заместителя директора по учебно-воспитательной работе за 0,5 ставки; приказом №192-К по отделу образования от 11 октября 2004 года, согласно которому при назначении ее на должность заместителя директора по УВР за ней сохранилась педагогическая нагрузка; выписками из тарификационного списка ТМОУ «Дудинская средняя школа №4» за 2004-2006 годы, из которых видно, что она тарифицировалась не только как заместитель директора по УВР, но и как учитель биологии.

В судебном заседании истица Щукина Т.М. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.

Представители ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края, Котляров В.В. и Крулькина В.А., выступающие на основании доверенности, исковые требования не признали и пояснил, что истице правомерно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку на момент обращения у Щукиной Т.М. не имелось достаточного льготного стажа, дающего право на назначение пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 Закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Из льготного стажа истицы был исключен период трудовой деятельности с 04 октября 2004 года по 31 августа 2006 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и периоды отпусков без сохранения заработной платы, командировок и курсов повышения квалификации. В соответствии с п.п.8 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, засчитываются периоды работы при занятии штатной должности и при условии выполнения нормальной продолжительности рабочего времени на полную ставку. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Согласно трудовой книжки, истица с 04 октября 2004 года по 31 августа 2006 года работала заместителем директора по воспитательной работе на 0,5 ставки. Из представленных документов также следует, что она одновременно в этой же школе осуществляла педагогическую деятельность, имела нагрузку учителя биологии более 18 часов, но без занятия штатной должности. Поэтому, указанный период не был включен истице в стаж педагогической деятельности. В случае включения периода работы с 04 октября 2004 года по 31 августа 2006 года, у истицы, на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, стаж работы, связанный с педагогической деятельностью будет более 25 лет, что будет основанием для назначения ей пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».

Выслушав объяснения истицы и представителей ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Согласно пункту 2 статьи 27 данного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации Постановлением №781 от 29 октября 2002 года утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей; и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В соответствии с пунктом 3 Правил, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 -1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте.2 раздела "Наименование учреждений" Списка (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2009 года №449).

Согласно вышеуказанным Спискам, школы всех наименований указаны в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений», должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, и учителя также указаны в пункте 1 раздела «Наименование должностей».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1-1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.05.2006 года №266, от 18.06.2007 №381, от 26.05.2009 №449, с изменениями, внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 №261-О) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, работа в должности учителя и заместителя директора по учебно-воспитательной работе в школе, при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, предоставляет право при достижении 25 летнего стажа педагогической деятельности на досрочное пенсионное обеспечение по выслуге лет.

Как установлено, Щукина Т.М. в 1985 году окончила Абаканский государственный педагогический университет. С 12 августа 1985 года по 25 августа 1993 года работала учителем биологии в Минусинской средней школе №10. Приказом №121 от 30 августа 1993 года с 27 августа 1993 года принята на работу в Отдел образования администрации г. Дудинка учителем биологии в среднюю школу №4, переименованную в дальнейшем в Таймырское муниципальное образовательное учреждение «Дудинская средняя общеобразовательная школа №4», что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.6-8).

Приказом №192-К от 11 октября 2004 года (л.д.23) истица с 04 октября 2004 года была переведена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, с сохранением педагогической нагрузки учителя биологии. И в оспариваемый период с 04 октября 2004 года по 31 августа 2006 года истица работала в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и одновременно осуществляла обязанности учителя биологии, при этом продолжительность рабочего времени истицы как учителя биологии общеобразовательного учреждения в указанный период составляла более 20 часов, что превышает утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации №191 от 03 апреля 2003 года норму часов педагогической работы за ставку заработной платы (18 часов).

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей Клименовой Л.П., Юриновой С.В, Ланшиной В.Н., и исследованными в судебном заседании письменными доказательствами.

Так, допрошенная в качестве свидетеля директор ТМОУ «Дудинская средняя школа №4» Клименова Л.П. пояснила, что истица с 1993 года работает в Дудинской средней школе №4 учителем биологии. В октябре 2004 года ей было предложено наряду с обязанностями учителя биологии, исполнять обязанности заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 ставки. В оспариваемый период истица работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учителем биологии, вела также классное руководство. Педагогическая нагрузка истицы по должности учителя биологии в оспариваемый период составляла до 30 часов в неделю, что значительно превышало норму часов педагогической работы за ставку заработной платы, которая составляет 18 часов. В оспариваемый период согласно штатному расписанию, в школе была одна ставка учителя биологии, которую занимала истица. С 1 сентября 2006 года 0,5 ставки заместителя директора по учебно-воспитательной работе было сокращено, и истица продолжила работать учителем биологии.

Свидетель Юринова С.В. показала, что с 2003 года она работает с истицей в ТМОУ «Средняя общеобразовательная школа №4». С 04 октября 2004 года по 31 августа 2006 года истица исполняла в школе обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, и одновременно работала учителем биологии, имея при этом нагрузку учителя не менее 20 часов, при норме - 18 часов; осуществляла также классное руководство.

Из показаний свидетеля Ланшиной В.Н. следует, что она работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе в ТМОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», с истицей знакома с 2001 года. Истица работает учителем биологии в ТМОУ «Средняя общеобразовательная школа №4». В период с октября 2004 года по август 2006 года истица работала учителем биологии, и исполняла обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки. Работая учителем в оспариваемый период, несмотря на то, что истица исполняла также обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, она имела педагогическую нагрузку свыше установленной. Свидетелю об этом известно, так как они часто встречались на совещаниях, научных конференциях, олимпиадах и других общешкольных мероприятиях.

Факт работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе с одновременным выполнением обязанностей по должности учителя биологии с педагогической нагрузкой выше установленной подтверждается также справкой, выданной 25 октября 2010 года Таймырским муниципальным образовательным учреждением «Дудинская средняя общеобразовательная школа №4» (л.д.9-10), из которой следует, что истица с 27 августа 1993 года на основании приказа № 121 от 30 августа 21993 года была принята на работу учителем биологии в среднюю школу №4; 04 октября 2004 года приказом №192-к от 11 октября 2004 года была переведена заместителем директора средней общеобразовательной школы №4; приказом №225 от 25 августа 2006 года с 01 сентября 2006 года переведена учителем в Таймырском муниципальном образовательном учреждении «Дудинская средняя общеобразовательная школа №4. Недельная нагрузка истицы при норме недельной нагрузки 18 часов в период с 01 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года составляла 33 часа в неделю, в период с 01 сентября 2005 года по 31 августа 2006 года - 22 часа в неделю. Справкой о заработной плате истицы за период с 01 октября 2004 года по 31 августа 2006 года (л.д.13) согласно которой Щукиной Т.М. из фонда заработной платы учреждения выплачивалась заработная плата по ставке учителя и 0,5 ставки заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Выписками из тарификационных списков ТМОУ «Дудинская средняя школа №4 за 2004-2006 годы (л.д.14-20), из которых следует, что Щукина Т.М. за период с 04 октября 2004 года по 31 августа 2006 года была протарифицирована как учитель биологии, имела педагогическую нагрузку учителя биологии свыше установленной (свыше18 часов), и одновременно выполняла обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки.

Согласно справки архивного отдела Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 16 декабря 2010 года, в документах архивного фонда «Отдела образования Администрации города Дудинка» в тарификационных списках средней школы №4 имеются следующие сведения о педагогической нагрузки Щукиной Т.М.: на 01.09.2004 года - учитель биологии 13 разряда: в графе «Основные классы» в графе число часов в неделю» V-IX классы - 12 часов, X-XI классы -10 часов; в графе «Коррекционные классы», в графе «Число часов в неделю» V-IX классы - 11,00 час, в графе «Индивидуальное обучение», в графе «Число часов в неделю» V-IX классы - 1.00 час.;

на 01.01.2005 года - учитель биологии 13 разряда: в графе «Основные классы», в графе «Число часов в неделю» V-IX классы - 12,00 час., X-XI классы - 10.00 час.; в графе «Коррекционные классы», в графе «Число часов в неделю» V-IX классы - 11,00 час, в графе «Индивидуальное обучение», в графе «Число часов в неделю» V-IX классы - 1.00 час.;

на 01.04.2005 года - учитель биологии 13 разряда: в графе «Основные классы», графе «Число часов в неделю» V-IX классы - 12,00 час., X-XI классы - 10.00 час.; в графе «Коррекционные классы», в графе «Число часов в неделю» V-IX классы - 6,00 час.; в графе «Индивидуальное обучение», в графе «Число часов в неделю» V-IX классы - 1.00 час.

Таким образом, истица с 04 декабря 2004 года по 31 августа 2006 года работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе с одновременным выполнением обязанностей учителя биологии. При этом только продолжительность рабочего времени истицы как учителя общеобразовательного учреждения в оспариваемый период превышала утвержденную Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года №191 норму часов педагогической работы за ставку заработной платы (не менее 18 часов). Из чего следует, что в оспариваемый период Щукиной Т.М., установленная за ставку заработной платы норма рабочего времени (педагогическая нагрузка), выполнялась.

Занимаемая истицей должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе и должность учителя, указаны в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Согласно пункту 1.1. раздела «Наименование учреждений» указанного Списка к учреждениям, работа заместителем директора по учебно-воспитательной работе и учителем в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.

При таких обстоятельствах, период работы истицы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя биологии с 04 октября 2004 года по 31 августа 2006 года подлежит включению в специальный педагогический стаж Щукиной Татьяны Михайловны, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" этому не препятствует, поскольку исключение соответствующей возможности, как следует из решений Конституционного Суда Российской Федерации, привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства, и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Такой вывод вытекает и из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение, и тем самым нарушит предписание статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Как установлено, Щукина Т.М. на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, с учетом периода работы с 04 октября 2004 года по 31 августа 2006 года, имела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицо, осуществлявшее педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей более 25 лет.

В соответствии с п.1 ст. 19 закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью 25 октября 2010 года, что подтвердили в судебном заседании представители ответчика, и на момент подачи заявления имела необходимый стаж работы для назначения данной пенсии.

При таких обстоятельствах, исковые требования истицы о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, включении периода работы в педагогический трудовой стаж и наложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 25 октября 2010 года заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Щукиной Татьяны Михайловны удовлетворить.

Признать отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края в назначении Щукиной Т.М. досрочной трудовой пенсии незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края включить в специальный педагогический стаж Щукиной Татьяны Михайловны период ее работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя биологии средней общеобразовательной школы №4 с 04 октября 2004 года по 31 августа 2006 года, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 25 октября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья О.К.Уланова

Решение принято судом в окончательной форме 07 февраля 2011 года.