о признании бездействия ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 года г.Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Улановой О.К.,

при секретаре Герасименко Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю по не финансированию проведения аттестации рабочих мест в ПЧ №138 ГУ «ОФПС-31» и возложении обязанности в срок до 01 сентября 2011 года устранить нарушения путем финансирования проведения аттестации рабочих мест, о признании незаконным бездействия ГУ «ОФПС-31» по несоблюдению трудового законодательства, выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест в ПЧ №138 ГУ «ОФПС-31», и возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства путем организации проведения аттестации рабочих мест в ПЧ №138 ГУ «ОФПС-31» в срок до 01 ноября 2011 года

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого района обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю по не финансированию проведения аттестации рабочих мест в ПЧ №138 ГУ «ОФПС-31» и возложении обязанности в срок до 01 сентября 2011 года устранить нарушения путем финансирования проведения аттестации рабочих мест; о признании незаконным бездействия ГУ «ОФПС-31» по несоблюдению трудового законодательства, выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест в ПЧ №138 ГУ «ОФПС-31», и возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства путем организации проведения аттестации рабочих мест в ПЧ №138 ГУ «ОФПС-31» в срок до 01 ноября 2011 года, мотивируя свои требования следующим.

Согласно Положению ГУ «ОФПС-31», утвержденному 26 ноября 2008 года начальником Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю, ГУ «ОФПС-31» является юридическим лицом, которое вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность (платные услуги); работодателем для начальника ГУ «ОФПС-31» и его заместителей является главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю; начальник ГУ «ОФПС-31» является представителем работодателя для сотрудников рядового и младшего начальствующего состава; источниками формирования имущества учреждения являются средства федерального бюджета, а также доход от платных услуг (п. 14, 16, 18, 21).

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ и пункта 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569, на работодателя возложена обязанность по обеспечению проведения за счет собственных средств аттестации всех имеющихся в организации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ.

Прокуратурой Таймырского Долгано-Ненецкого района в ходе проведенной проверка исполнения трудового законодательства в пожарной части № 138 ГУ «ОФПС-31» установлено, что в нарушение требований федерального законодательства в пожарной части № 138 ГУ «ОФПС -31» аттестация рабочих мест не проведена. Причиной не исполнения указанной обязанности является отсутствие средств на данные цели, что, по мнению заявителя не освобождает работодателя от обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. 29 марта 2011 года прокурором начальнику ГУ «ОФПС-31» вносилось представление об устранение нарушений трудового законодательства, в котором потребовано организовать проведение аттестации рабочих мест в ПЧ № 138, которое не исполнено.

Заявитель полагает, что Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю, являющееся распорядителем бюджетных средств, допускает бездействие, выражающееся в не предоставлении средств на проведение аттестации рабочих мест в ПЧ № 138 ГУ «ОФПС-31», что порождает бездействие ГУ «ОФПС-31», выражающееся в не проведении аттестации рабочих мест в указанной пожарной части, что затрагивает интересы работников данного предприятия, работающих в настоящее время, и неопределенного круга лиц, которые вправе вступать с ответчиками в трудовые отношения.

В судебном заседании представитель заявителя старший помощник прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района Ганин К.Ю. заявленные требования поддержал.

Представитель Главного управления МЧС России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, и возражения по заявленным требованиям, указывая на то, что требования ст.212 ТК РФ и Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно которому каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет, Главным управлением выполняется поэтапно во всех подразделениях и службах Главного управления. В ПЧ-138 ГУ «ОФПС-31» согласно графику и с учетом, выделения денежных средств проведение аттестации рабочих мест по условиям труда запланировано на первое полугодие 2012 года, что обусловлено финансовыми затруднениями, и тем, что данное подразделение было принято в состав Главного управления 08 августа 2007 года во исполнения Федерального конституционного закона от 14.10.2005 №6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа». До указанного времени ГУ «ОФПС-31» подчинялось Главному управлению МЧС России по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу. В соответствии с приказом МЧС России от 06.08.2004 №372 Главное управление МЧС России по Красноярскому краю является территориальным органом МЧС России - органом, специально уполномоченным решать задачи в области гражданской обороны, зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Красноярского края; и распорядителем бюджетных средств ГУ «ОФПС-31», финансируемого из федерального бюджета. Средства, поступающие на внебюджетный счет от арендаторов и субабонентов, расходуются на возмещение эксплуатационных, коммунальных и необходимых административно - хозяйственных услуг; направление и использование данных денежных средств возможно только на эти цели. Других источников формирования дохода ГУ «ОФПС-31» не имеет. Поэтому, представитель Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, считает, что нарушения требований трудового законодательства допущены не были. Кроме этого, полагает, что прокурор не имел законных оснований для обращения в суд, так как им заявлены требования в защиту интересов работников и сотрудников ПЧ-138 ГУ «ОФПС-31», которые являются трудоспособными, дееспособными и могут сами защищать свои трудовые права; его ссылка о заявлении требований в защиту неопределенного круга лицо является необоснованной, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований просит прокурору отказать.

Представитель Государственного учреждения «31 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» Аврамова Л.В., выступающая на основании доверенности, с требованиями прокурора не согласилась, и пояснила, что представление прокурора по итогам проверки соблюдения трудового законодательства было рассмотрено, направлены соответствующие документы прокурору, а также 08 апреля 2011 года была направлена заявка в Главное управление МЧС России по Красноярскому краю по аттестации рабочих мест в ПЧ-138 ГУ «ОФПС-31», поскольку ГУ «ОФПС-31» является бюджетополучателем средств федерального бюджета, и в силу ст. 162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, имеют право на использование бюджетных средств лишь на определенные распорядителем (главным распорядителем бюджетных средств) цели и задачи. Согласно приказу Минсоцздравразвития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569 аттестация рабочих мест проводится специализированными организациями, имеющими аккредитацию, и не реже одного раза в пять лет. Государственное учреждение «ОФПС-31», ранее ГУ «Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу»), создано 08.11.2006 г. на основании постановления Администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 09.11.2006 г. № 324 с финансированием за счет средств окружного бюджета. Вышестоящей организацией было Главное управление МЧС России по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу. В соответствии с постановлением Администрации Таймырского (Долгано- Ненецкого) автономного округа от 28.11.2006 г. № 338, ГУ «ОГПС МЧС России по ТАО» было реорганизовано путем присоединения к нему Пожарно-спасательной части № 3 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа по охране города Дудинка (в настоящее время - 138 Пожарная часть ГУ «ОФПС-31»), о чем выдано свидетельство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Красноярскому краю от 12.04.2007. Во исполнение Федерального конституционного закона от 14.10.2005 г. № 6- ФКЗ, учреждение в августе 2007 года было подчинено Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю. В связи с чем, представитель ГУ «ОФПС-31», полагает, что пятилетний период для проведения аттестации рабочих мест истекает в 2012 году. Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю запланировано выделение денежных средств на проведении аттестации рабочих мест ГУ «ОФПС-31» в начале 2012 года.

Выслушав объяснения представителя заявителя старшего помощника прокурора Ганина К.Ю., представителя ГУ «ОФПС-31» Аврамовой Л.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, в силу ст.212 ТК РФ возложена на работодателя.

В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №569 от 31 августа 2007 года, и вступившим в силу с 1 сентября 2008 года; аттестации рабочих мест по условиям труда - оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, подлежат все имеющиеся в организации рабочие места не реже одного раза в пять лет; вновь организованные рабочие места аттестуются после вода в эксплуатацию (пункты 1, 5, 7).

Аналогичные требования содержало Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации №12 от 14 марта 1997 года, которое утратило силу с 1 сентября 2008 года в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28 августа 2008 года №454н.

Как установлено, государственное учреждение «31 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» (ранее ГУ «Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу») создано и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 08 ноября 2006 года. 12 апреля 2007 года данное учреждение было реорганизовано в форме присоединения. В результате реорганизации была присоединена, в том числе, ПСЧ №3 Управления по делам ГОЧС Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, которая впоследствии получила названия ПЧ 138 ГУ «ОФПС-31». С 08 августа 2007 года ГУ «ОФПС-31» было принято в состав Главного управления МЧС России по Красноярскому краю.

Данные обстоятельства подтверждаются постановление Администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 09 ноября 2006 года №324 «О создании государственного учреждения «Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу; свидетельством о государственной регистрации данного учреждения 08 ноября 2006 года; постановлением Администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 28 ноября 2006 года №338 «О реорганизации государственного учреждения «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу» путем присоединения, в том числе, ПСЧ №3 Управления по делам ГОЧС Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа; свидетельством о внесении 12 апреля 2007 года записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ПСЧ-3 Управления по делам ГОЧС Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа путем реорганизации в форме присоединения; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе ГУ «ОФПС-31»; и не оспариваются сторонами.

Согласно Положению ГУ «ОФПС-31», утвержденному 26 ноября 2008 года начальником Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю, ГУ «ОФПС-31» является юридическим лицом, которое вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность (платные услуги); работодателем для начальника ГУ «ОФПС-31» и его заместителей является главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю; начальник ГУ «ОФПС-31» является представителем работодателя для сотрудников рядового и младшего начальствующего состава; источниками формирования имущества учреждения является средства федерального бюджета, а также доход от платных услуг (п. 14, 16, 18, 21), распорядителем бюджетных средств ГУ «ОФПС-31» является Главное управлении МЧС России по Красноярскому краю.

В нарушение требований ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации, с момента создания и до настоящего времени в ГУ «ОФПС-31» и его подразделениях, в том числе в ПЧ 138 ГУ «ОФПС-31» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, и надлежащие меры по ее проведению работодателем ГУ «ОФПС-31» не принимаются. Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю в течение длительного времени не принимаются меры по финансовому обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в ГУ «ОФПС-31». 29 марта 2011 года в адрес ГУ «ОФПС-31» прокурором Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность доказывания законности действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган или лиц, действия (бездействия) которых оспариваются.

Главное управление МЧС России по Красноярскому краю доказательства, подтверждающие, что с момента переподчинения в 2008 году ГУ «ОФПС-31» Главному управлению, последним принимались какие-либо меры по обеспечению финансирования для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, не представило.

ГУ «ОФПС-31» также не представило доказательства, подтверждающие, что с момента организации данного учреждения и последующей реорганизации принимались надлежащие меры для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе в ПЧ 138.

Таким образом, установлено, что в нарушение трудового законодательства, администрацией ГУ «ОФПС-31» не проведена аттестация рабочих мест, не приняты надлежащие меры для ее проведения и выделения для этих целей денежных средств; Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю, являющемся распорядителем бюджетных средств ГУ «ОФПС-31», не принимались меры по финансовому обеспечению аттестации рабочих мест в подразделениях ГУ «ОФПС-31».

Не проведение аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, за работу, протекающую во вредных условиях труда (ст.219 ТК РФ), основанием для предоставления которых согласно письму Минфина России от 21 августа 2007 года №03-04-07-02/40 в настоящее время служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.). которая проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 №12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".

При таких обстоятельствах, требования прокурора о признании незаконным бездействия ГУ «ОФПС-31» и Главного управления МЧС России по Красноярскому краю и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, с учетом необходимости решения вопроса финансирования аттестации рабочих мест, порядка формировании бюджета, суд приходит к выводу, что срок, который просит прокурор установить для устранения нарушений трудового законодательства повлечет заведомое неисполнение решения суда, в связи с чем, суд считает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений для Главного управления МЧС России по Красноярскому краю до 02 февраля 2012 года, для ГУ ОФПС-31» - до 01 марта 2012 года.

Доводы представителя Главного управления МЧС России по Красноярскому краю о том, что проведение аттестации рабочих мест ПЧ 138 ГУ «ОФИС-31» запланировано на первое полугодие 2012 года, не подтверждены никакими доказательствами. Согласно письму заместителя начальника Главного управления от 11 мая 2011 года, денежные средства на аттестацию рабочих мест не выделялись, планирование расходов на финансирование мероприятий на 2012 год будет произведено в октябре 2011 года.

Отсутствие в ГУ «ОФПС-31» и Главном управлении МЧС России по Красноярскому краю выделенных на аттестацию рабочих мест денежных средств, не указывает на отсутствие бездействия со стороны администрации данных учреждений, поскольку не представлены доказательства, подтверждающие, что с момента создания, и в последствии с момента реорганизации администрацией ГУ «ОФПС-31», и с момента переподчинения ГУ «ОФПС-31» Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю, администрацией Главного управления принимались надлежащие меры, направленные на решение вопроса о финансировании аттестации рабочих мест по условиям труда с целью ее своевременного проведения.

Представленные представителем ГУ «ОФПС-31» письма от 18 июня 2008 года о направлении по запросу в Главное управления МЧС России по Красноярскому краю расчета финансовых затрат, необходимых для проведения аттестации рабочих мест ГУ «ОФПС-31» и его структурных подразделений; от 08 апреля 2011 года в адрес Главного управления о рассмотрении вопроса о выделении лимитов денежных обязательств на проведение аттестации рабочих мест в сумме 140 000 руб., и заявки потребности денежных средств в отдел медицинского обеспечения и охраны труда ГУ «ОФПС-31» на 2009, 2010 и 2011 год с учетом длительного не проведения аттестации рабочих мест и непринятия всех необходимых мер для ее проведения, не свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия ГУ «ОФПС-31» и Главного управления МЧС России по Красноярскому краю в проведении аттестации рабочих мест, влекущего нарушение конституционного права неограниченного круга лиц.

Доводы представителя ГУ «ОФПС-31» и ГУ МЧС России по Красноярскому краю о том, что сроки проведения аттестации рабочих мест не нарушены, являются не состоятельными, поскольку в силу п.7 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации №569 от 31 августа 2007 года, вновь организованные рабочие места аттестуются после вода в эксплуатацию.

Доводы представителя Главного управления МЧС России по Красноярскому краю о том, что прокурор не имел законных оснований для обращения в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку, по его мнению, им заявлены требования в защиту интересов работников и сотрудников ПЧ-138 ГУ «ОФПС-31», которые являются трудоспособными, дееспособными и могут сами защищать свои трудовые права, являются не состоятельными по следующим основаниям.

Согласно ст.210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

В соответствии с ч.4 ст.353 ТК РФ на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с Федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, заявлениях, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга лиц, поскольку действует в их интересах.

Право на заключение трудовых договоров с работодателем, а, следовательно, и на выполнение трудовых обязанностей на рабочих местах имеет неограниченное количество граждан, что свидетельствует о том, что невыполнение работодателем требований по проведению аттестации рабочих мест затрагивает интересы как работников данного учреждения, так и неопределенного круга лиц, которые вправе вступать с ответчиком в трудовые отношения.

Исходя из этого, прокурор вправе в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к работодателю о признании незаконным бездействия по проведению аттестации рабочих мест и возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю в части не предоставления финансирования для проведения аттестации рабочих мест в ПЧ №138 ГУ «ОФПС -31».

Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю устранить нарушение путем финансирования проведения аттестации рабочих мест в ПЧ №138 ГУ «ОФПС-31» в срок до 02 февраля 2012 года.

Признать незаконным бездействие государственного учреждения «31 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» по несоблюдению трудового законодательства, выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест в ПЧ №138.

Обязать государственное учреждение «31 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» устранить нарушение трудового законодательства, организовать проведение аттестации рабочих мест в ПЧ №138 в срок до 01 марта 2012 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Председательствующий О.К.Уланова

Решение принято судом в окончательной форме 20 мая 2011 года.