о признании незаконным и отмене акта освидетельствования



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

г. Дудинка 11 мая 2011 года

Дудинский районный суд Красноярского края, в составе:

председательствующего судьи - А.В. Кобец,

секретаря - Ю.Г. Обороча,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №, по иску Лаврентьева Анатолия Анатольевича к Бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю (филиал №43) и Главному бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю, о признании незаконным акта освидетельствования, наложении обязанности выдать справку установленного образца,

УСТАНОВИЛ:

Лаврентьев А.А. обратился в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Решением Дудинского районного суда от 18 ноября 2010 года признан незаконным и отменен акт освидетельствования Лаврентьева А.А., составленный 23 апреля 2010 года Бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю (филиалом № 43), а также акт № 143 освидетельствования Лаврентьева А.А., оставленный 09 июня 2010 года Главным Бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю. Бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю (филиал № 43) обязано провести освидетельствование Лаврентьева А.А. на предмет потребностей в мерах социальной защиты. 09 февраля 2011 года Бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю (филиалом № 43) было проведено освидетельствование Лаврентьева А.А. (акт № 68 от 23 апреля 2010 года), после чего ему была выдана справка, аналогичная справке после освидетельствования 23 апреля 2010 года. Заявитель с выданной справкой не согласен, просит суд признать незаконным и отменить акт освидетельствования № 68 от 23 апреля 2010 года, составленный Бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю (филиалом № 43), обязать Бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю (филиал № 43) провести освидетельствование Лаврентьева А.А. и выдать справку по установленной форме, соответствующую акту освидетельствования.

В представленном письменном отзыве ответчик иск не признал, по следующим основаниям:

18.11.2010 года Дудинским районным судом Красноярского края удовлетворены исковые требования Лаврентьева А.А. о признании незаконным акта освидетельствования от 23.04.2010 г. №279, поскольку в акте освидетельствования филиала №43 имелась подпись Пановой Т.И., которая не являясь работником Учреждения была на стажировке в филиале №43, а подпись работающего терапевта - отсутствовала. Таким образом, судом акт освидетельствования был отменен на основании вывода, о том, «что при проведении медико-социальной экспертизы 23 апреля 2010 года специалистами Бюро МСЭ по Красноярскому краю (филиал № 43) были грубо нарушены требования действующего законодательства, регламентирующие порядок проведения экспертизы...».

Во исполнение решения суда заявитель был приглашен на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы №43. 09.02.2011 г. Лаврентьеву А.А. проведено очное освидетельствование по медико-экспертным документам от 23.04.2010 года: заявлению, направлению на медико-социальную экспертизу, выпискам из стационара, рентгеновским снимкам. Нового заявления на медико-социальную экспертизу не требовалось, так как освидетельствование проводилось по определению суда. В акте освидетельствования и в журнале записи граждан на освидетельствование, записи о заявлении о проведении медико-социальной экспертизы от 09.02.2011г. Лаврентьева А.А. нет. Датой начала экспертизы указано 23.04.2010 г., так как согласно постановления Правительства Российской Федерации №95 от 20.02.2006г. п. 24 медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

По результатам медико-социальной экспертизы, проведенной 09.02.2011 г. специалистами принято решение об установлении заявителю третьей группы инвалидности с причиной «общее заболевание» сроком на один год. В соответствии с п. 29 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95, оформлен акт освидетельствования № 68, подписанный руководителем бюро и специалистами, принимавшими решение, а также заверенный печатью.

В соответствии с пунктом 36 Правил Лаврентьеву А.А. выдана справка серии МСЭ -2009 № 1975085, подтверждающая факт установления инвалидности. В строке «дата установления инвалидности» указана дата подачи заявления 23.04.2010 г., что регламентировано п. 11 Правил, в котором указано, что в случае признания гражданина инвалидом, датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. В форме акта освидетельствования для указания дат предусмотрены пункты: 2.2. Дата начала экспертизы, 2.3. Дата освидетельствования. 2.4. Дата окончания экспертизы. В связи с вышеуказанным, в акте освидетельствования №68 датой начата экспертизы указано 23.04.2010 г., а датой окончания экспертизы 09.02.2011 г.

Поскольку признан незаконным акт освидетельствования за 2010 год и медико-социальная экспертиза проводилась по документам, представленным заявителем на освидетельствование 23.04.2010 г. (заявление, направление и др. медицинские документы), то дата установления инвалидности 23.04.2010 г. в справку МСЭ внесена обоснованно.

Кроме того, согласно Уставу Учреждения бюро медико-социальной экспертизы №43 является филиалом и соответственно согласно ГК РФ не может быть ответчиком в суде, в связи с чем ответчик считает, что требование «Обязать Бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю (филиал №43) провести освидетельствование Лаврентьева Анатолия Анатольевича и выдать справку установленного образца, соответствующую акту освидетельствования», противоречит гражданскому законодательству.

На основании вышеизложенного, ответчик требования истца считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании Лаврентьев А.А., его представитель Лаврентьева С.В. поддержали заявленные требования, добавили, что незаконность выданного акта заключается в том, что датой начала экспертизы указано 23 апреля 2010 года, хотя фактически экспертиза была начата и проведена 09 февраля 2011 года. Дата начала экспертизы влияет на группу инвалидности, установленную Лаврентьеву С.В. и соответственно на объем мер социальной защиты.

Представитель ответчика - руководитель Бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю (филиал №43) Монгуш В.Н. иск не признала, полагает, что все действий работников филиала являются законными и обоснованными.

Представитель Главного бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю, в судебное заседание не прибыл.

Изучив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

23 апреля 2010 года в Бюро МСЭ по Красноярскому краю (филиал №43) была проведена медико-социальная экспертиза Лаврентьева А.А., результат которой отражен в акте освидетельствования от 23.04.2010 года №279. Экспертным решением (раздел 8) Лаврентьеву А.А. установлена третья группа инвалидности по причине - общее заболевание.

Решением Дудинского районного суда от 18 ноября 2010 года признан незаконным и отменен акт освидетельствования Лаврентьева А.А., составленный Бюро МСЭ по Красноярскому краю (филиал №43) 23.04.2010 года №279, а также акт освидетельствования Лаврентьева А.А. составленный Главным Бюро МСЭ по Красноярскому краю 09.06.2010 года №143.

На Бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю (филиал №43) возложена обязанность, провести освидетельствование Лаврентьева Анатолия Анатольевича, на предмет определения его потребностей в мерах социальной защиты.

09 февраля 2011 года в помещении филиала №43 в отношении Лаврентьева А.А. проведено освидетельствование.

По результатам освидетельствования составлен акт №68, которым Лаврентьеву А.А. установлена третья группа инвалидности.

Датой начала экспертизы указано 23 апреля 2010 года, датой освидетельствования и датой окончания экспертизы - 09 февраля 2011 года.

На основании акта освидетельствования №68, Лаврентьеву А.А. выдана справка МСЭ-2009 №1975085, в которой указано, что третья группа инвалидности установлена с 23 апреля 2010 года по 01 мая 2011 года.

В силу статьи 7 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок производства медико-социальной экспертизы регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», приказом Минздравсоцразвития от 17.11.2009 года №906н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года, №1013н, утвердившим «Классификацию и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан».

Согласно п.п. 24, 25 постановления Правительства РФ от 20.02.2006 года №95, медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Пунктом 11 постановления Правительства РФ от 20.02.2006 года №95 предусмотрено, что в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

Установлено, что с заявлением о проведении экспертизы Лаврентьев А.А. обратился 23 апреля 2010 года. На основании его заявления филиалом №43 был вынесен акт освидетельствования №279.

Поводом для признания решением Дудинского районного суда от 18 ноября 2010 года акта освидетельствования №279 незаконным, послужило то обстоятельство, что при его вынесении были грубо нарушены требования действующего законодательства, регламентирующие порядок проведения экспертизы, а именно п.25 постановления Правительства РФ от 20.02.2006 года №95, п.4 приказа Минздравсоцразвития от 17.11.2009 года №906н, которые выразились в участии в комиссии лица, не являющегося работником учреждения и не участия штатного специалиста.

На Бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю (филиал №43) судом возложена обязанность провести освидетельствование Лаврентьева А.А.

То есть в данном случае судом установлено, что права Лаврентьева А.А. были нарушены и их защита осуществлена путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (ст.12 ГК РФ).

В целях исполнения решения суда Бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю (филиал №43) 09 февраля 2011 года провело освидетельствование Лаврентьева А.А.

При этом в акте освидетельствования ответчик обоснованно, в соответствии с п.11 постановления Правительства РФ от 20.02.2006 года №95, указал дату начала освидетельствования - 23 апреля 2010 года, то есть дату поступления заявления Лаврентьева А.А. в Бюро, поскольку проведенная 09 февраля 2011 года экспертиза не является повторной или дополнительной, она призвана восстановить права Лаврентьева А.А., путем устранения тех процедурных нарушений, которые были допущены при проведении экспертизы №279. По этой причине является необоснованной ссылка истца и его представителя на то, что поскольку акт освидетельствования №279 признан незаконным, следовательно являются незаконными и все документы, на основании которых он вынесен, в том числе первоначальное заявление Лаврентьева А.А.

Иных нарушений при проведении освидетельствования ответчиком не допущено, выданный им акт №68 и справка об инвалидности МСЭ-2009 №1975085 соответствуют установленным требованиям.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого акта освидетельствования и справки об инвалидности незаконными.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лаврентьеву Анатолию Анатольевичу к Бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю (филиал №43) и Главному бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю, о признании незаконным акта освидетельствования, наложении обязанности выдать справку установленного образца, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья А.В. Кобец

В полном объеме решение изготовлено 16 мая 2011 года.