Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 мая 2011 года г.Дудинка Дудинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего - судьи Улановой О.К. при секретаре Козловой А.С., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по иску Маничевой Нины Федоровны к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании незаконным решения комиссии Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по распределению жилья и социальных выплат от 30 ноября 2010 года об отказе в признании участником долгосрочной целевой программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации на 2011-2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 26 октября 2010 года №532-п, и признании права на участие в 2012 году в Программе, У С Т А Н О В И Л: Маничева Н.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании незаконным решения комиссии Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по распределению жилья и социальных выплат от 30 ноября 2010 года об отказе в признании участником долгосрочной целевой программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации на 2011-2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 26 октября 2010 года №532-п, признании права на участие в 2012 году в указанной Программе, и восстановлении в очередности на предоставление жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с 1986 года, мотивируя свои требования следующим. С 1976 года истица проживает в г.Дудинка, имеет северный стаж работы 21 год, ранее работала в Эвенкии и Туруханском районе, общий стаж работы с учетом этого составляет 31 год. В г.Дудинка она с семьей проживала в ведомственном жилом доме по адресу: ул.Советская, дом 7 «а», кв.4. В виду признания 10 сентября 2002 года дом №7 «а» по ул.Советской грозящим обвалом, семья истицы была переселена в квартиру <адрес>, собственником которой является ОАО «Таймыргеофизика», на условиях коммерческого найма, с чем они вынуждены были согласиться, так как другое жилое помещение им предложено не было. В собственности, и по договору социального найма она квартиры не имеет. С 1986 года истица состоит в очередности по переселению. 01 декабря 2010 года отделом по миграционной и жилищной политике Администрации ТДН района ей было направлено сообщение об отказе в признании ее участником Программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации на 2011-2020 года», по тем основаниям, что она не имеет жилого помещения, которое могла бы передать в муниципальную собственность. С данным решением истица не согласна, полагает, что отсутствие у нее возможности передать занимаемое жилое помещение администрации района, не является основанием для отказа ей в признании участником программы, что следует из ст. 6 Федерального закона РФ №125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которой не предусмотрен отказ в выдаче государственного жилищного сертификата в случае не передачи гражданином жилого помещения; и п. 16, 16.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», которыми предусмотрен норматив при расчете размера социальной выплаты, в том числе, и для граждан - участников подпрограммы и членов его семьи, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания. Из текста указанной Подпрограммы следует, что во исполнение определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2002 года № КАС 02-380 в число участников подпрограммы были включены не только граждане, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания, но и граждане, имеющие жилые помещения, площадь которых в расчете на одного члена семьи ниже учетной нормы площади жилого помещения. Основанием для признания граждан - участников подпрограммы не имеющими жилых помещений являются: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в общежитии или служебном помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Истица ранее проживала по договору социального найма, при признании дома, где проживала ее семья непригодным для проживания и подлежащем сносу, им было предоставлено жилое помещение, принадлежащее ОАО «Таймыргеофизика». Таким образом, у нее отсутствует жилое помещение для постоянного проживания, она лишена возможности передать в муниципальную собственность жилое помещение, которое она занимает на условиях поднайма. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика судом по ходатайству представителя истицы привлечено Министерство строительства и архитектуры Красноярского края. В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом. Представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии и допуске в качестве ее представителя на основании доверенности адвоката Чахвадзе К.С., и письменное заявление об отказе от иска в части восстановления в очередности на предоставление жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с 1986 года, по тем основаниям, что с очередности она снята не была. Отказ от иска Маничевой Н.Ф. в части восстановления в очередности на предоставление жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с 1986 года, принят судом и производство по делу в этой части прекращено, о чем судом вынесено определение. Представитель истицы адвокат Чахвадзе К.С. в судебном заседании исковые требования Маничевой Н.Ф. поддержала. Представитель ответчика - Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Волощук Л.А., выступающая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что Маничева Н.Ф. с 25 марта 1992 года состоит в очередности на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В настоящее время осуществляется работа с гражданами-очередниками по распределению социальных выплат на приобретение жилья в 2011 году в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации на 2011-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 26.10.2010 № 523-п. В соответствии с пунктом 1 раздела 2.3.7. Программы предоставление гражданину социальной выплаты на приобретение жилья (готового жилого помещения) осуществляется при условии передачи им занимаемого жилого помещения в собственность муниципального района (в собственность ОАО «ГМК «Норильский никель»). Применительно к условиям Программы Маничева Н.Ф. обязана передать в собственность муниципального района занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Однако, данное жилое помещение является собственностью ОАО «Таймыргеофизика», и не может быть передано в собственность муниципального района. Поэтому решением районной комиссии было принято решение об отказе в признании истицы участником Программы в связи с неполным предоставлением документов, поскольку отсутствовало обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность. Вместе с тем, Маничева Н.Ф. сохраняет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и состоит в списке граждан - очередников под номером 46. В настоящее время в рамках вышеуказанного закона социальные выплаты предоставляются гражданам категории инвалиды, в последующем планируется выделение социальных выплат пенсионерам. По условиям закона у граждан может отсутствовать жилое помещение для передачи в муниципальную собственность. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Министерства строительства и архитектуры Красноярского края в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства строительства и архитектуры Красноярского края, указав, что Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района решением районной комиссии от 30 ноября 2010 года, отказала Маничевой Н.Ф. в связи с непредставлением документа, подтверждающего передачу занимаемого жилья в муниципальную собственность, в признании участником долгосрочной целевой Программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации на 2011-2020 года», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 26 октября 2010 года №523-п. Истица Маничева Н.Ф. в настоящее время проживает в жилом помещении по адресу <адрес> по договору коммерческого найма от 01.12.2005 № 01/0112. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2.3.1. долгосрочной программы, для участия в программе гражданин должен приложить к заявлению определенный перечень документов. В случае непредставления или неполного представления документов орган местного самоуправления вправе отказать в признании гражданина участником долгосрочной программы согласно подпункту 10 пункта 2.3.1 долгосрочной программы. Для участия в долгосрочной программе Маничевой Н.Ф., следует представить все документы, перечисленные в подпункте 6 пункта 2.3.1 долгосрочной программы, в том числе: документ об отсутствии жилых помещений, принадлежащих Маничевой Н.Ф. и членам ее семьи на праве собственности либо по договору социального найма; документ о заключении договора коммерческого найма; и обязательство о расторжении договора коммерческого найма, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи. Таким образом, отсутствие у гражданина жилых помещений, принадлежащих ему по договору социального найма или на праве собственности, не является основанием для отказа в признании участником долгосрочной программы. Долгосрочной программой предусмотрен тот случай, когда гражданин занимает помещение по коммерческому найму. Но необходимо учитывать, что для участия в долгосрочной программе гражданин обязан представить документ о заключении договора коммерческого найма и обязательство о расторжении договора коммерческого найма, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи. В случае предоставления всех вышеперечисленных документов и соответствии всем критериям, необходимым для признания гражданина участником долгосрочной программы, министерство не возражает против признания Маничевой Н.Ф. участником долгосрочной программы. Выслушав объяснения представителя истицы, представителя ответчика - Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено, Маничева Н.Ф. с 1976 года проживает в г.Дудинка Красноярского края, с декабря 2000 года в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на условиях коммерческого найма (л.д.19-21). Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ОАО «Таймыргеофизика» (л.д.12). Согласно договору коммерческого найма, заключенному 01 декабря 2000 года между ОАО «Таймыргеофизика» и Маничевым Л.А., жилое помещение было предоставлено Маничеву Л.А. и его членам семьи, в том числе Маничевой Н.Ф., сроком на 5 лет, с условием передачей в собственность по истечению срока договора. По истечению установленного договором срока ни одна из сторон не отказалась от его продления, вопрос о передачи жилого помещения в собственность нанимателя в установленном законом порядке не разрешался. С 25 марта 1992 года Маничева Н.Ф. состоит в очередности в отделе по миграционной и жилищной политике Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». После утверждения Постановлением Правительства Красноярского края от 26 октября 2010 года №523-п долгосрочной целевой программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации» на 2011-2020 года, Маничева Н.Ф. обратилась с заявлением о признании участником данной долгосрочной Программы. 30 ноября 2010 года решением комиссии Администрации Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района по распределению жилья и социальных выплат (л.д.50) на основании абзаца 2 пункта 10 раздела 2.3.1. Программы, истице было отказано в признании участником Программы, в связи с неполным предоставлением документов, поскольку Маничева Н.Ф. в нарушение условий предоставления социальной выплаты в рамках данной Программы не представила обязательство о расторжении договора коммерческого найма и передаче занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность. Суд, на основании исследованных документов и анализа нормативных правовых актов приходит к выводу, что решение комиссии Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по распределению жилья и социальных выплат от 30 ноября 2010 года об отказе Маничевой Н.Ф. в признании участником указанной Программы вынесено законно по следующим основаниям. Федеральный закон от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» закрепляет право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих соответствующий стаж работы в этих районах и местностях, на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (статья 1); предусматривает, что право указанных граждан на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (статья 4). Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 г. №1355-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Казанцевой В.Н. на нарушение ее конституционных прав статьей 6 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», требования о предоставлении такой выплаты, как жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на строительство или приобретение жилья, и определяя условия его возникновения, вправе, как это следует из статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты «в», «е» и «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для выдачи субсидии. В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социального обеспечения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно ст.103 Устава Красноярского края к полномочиям Правительства края отнесены вопросы по разработке и осуществлению мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития края в пределах предметов исключительного ведения края, а также участия в проведении единой в Российской Федерации государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и иных областях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении Российской Федерации и совместном ведении Российской Федерации и края. В силу ст.179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Постановлением Правительства Красноярского края от 03 декабря 2008 года №211-п «Об утверждении Порядка принятия решения о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ, Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ» утвержден Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации. 26 октября 2010 года Правительством Красноярского края утверждена долгосрочная целевая программа «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации» на 2011-2020года (Постановление Правительства Красноярского края №523-п). Как следует из Программы, она разработана на основании ст.179 Бюджетного кодекса РФ, Постановления Правительства Красноярского края от 03 декабря 2008 года №211-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формированию и реализации долгосрочных целевых программ, Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ»; и соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством регионального развития Российской Федерации, Красноярским краем, муниципальным образованием г.Норильск и ОАО «ГМК»Норильский никель» по переселению граждан, проживающих в городах Норильске и Дудинки в районы с благоприятными природными и социально-экономическими условиями от 31.08.2010 года. Финансирование Программы производится за счет средств федерального бюджета, средств краевого бюджета, средств местных бюджетов городского округа города Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, и за счет средств ОАО «ГМК «Норильский никель». Распорядителями средств являются Министерство строительства и архитектуры Красноярского края, органы местного самоуправления городского округа город Норильск, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, и ОАО «ГМК «Норильский никель». Задачами Программы является оказание мер социальной поддержки при переселении граждан: путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья на территории Российской Федерации; предоставление готовых к проживанию жилых помещений, приобретенных (построенных) ОАО «ГМК «Норильский Никель» на территории Российской Федерации; предоставление единовременной материальной помощи для оплаты расходов по проезду и провозу багажа (контейнера); высвобождение для повторного заселения в районах отселения жилых помещений, сдаваемых семьями, выезжающими в результате реализации мероприятий программы, и предоставление этих помещений гражданам, в первоочередном порядке, проживающим в домах аварийного жилищного фонда, в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания, и иным гражданам, в соответствии с действующим жилищным законодательствам. В связи с чем, одним из условий получения социальной выплаты в рамках данной Программы в соответствии с пунктом 2.3.1 является предоставление обязательства о сдаче (безвозмездном отчуждении) занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления при предоставлении социальной выплаты или ОАО «ГМК «Норильский никель» при предоставлении жилого помещения. Таким образом, социальные выплаты в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации» на 2011-2020 года, установлены Правительством Красноярского края дополнительно к мерам, предусмотренным Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В рамках предоставленных полномочий, с учетом финансовой возможности, целей и задач долгосрочной целевой Программы субъектом Российской Федерации установлены специальные условия для выдачи указанных социальных выплат. Истица, при подаче пакета документов для участия в долгосрочной целевой программе, не представила обязательство о расторжении договора коммерческого найма и сдаче занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления, чем не выполнила условия Программы. Данная Программа противоречащей федеральному законодательству не признана. При таких обстоятельствах требования истицы заявлены не обоснованно и не подлежат удовлетворению. Доводы представителя истицы о том, что истица не может представить обязательство о сдаче занимаемого жилья органу местного самоуправления, поскольку данное жилье принадлежит ОАО «Таймыргеофизика», а другого жилья она не имеет, не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку одним из условий долгосрочной целевой Программы является передача органу местного самоуправления жилого помещения для реализации задачи высвобождения для повторного заселения в районах отселения жилых помещений, сдаваемых семьями, выезжающими в результате реализации мероприятий Программы, и предоставление этих помещений гражданам в первоочередном порядке, проживающим в домах аварийного жилищного фонда, в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания, и иным гражданам в соответствии с действующим законодательством. Ссылка истицы и ее представителя на Федеральный закон Российской Федерации №125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 - 2010 годы, как на основания признания ее участником долгосрочной целевой программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации» на 2011-2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 26 октября 2010 года №523-п, является не состоятельной по указанным выше основаниям. Отказ истице в участии в данной Программе не лишает ее права на участие в принятой в рамках реализации Федерального закона Российской Федерации №125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы; краевой целевой программе «Север на Юг», утвержденной Законом Красноярского края от 20 декабря 2007 года №4-1176. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В иске Маничевой Нины Федоровны к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о признании незаконным решения комиссии Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по распределению жилья и социальных выплат от 30 ноября 2010 года об отказе в признании участником долгосрочной целевой программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации на 2011-2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 26 октября 2010 года №532-п, и признании права на участие в 2012 году в Программе, отказать. Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Дудинский районный суд. Председательствующий О.К.Уланова Решение принято в окончательной форме 27 мая 2011 года.