о признании незаконным бездействие ответчика по непринятию мер к устранению нарушений прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества при обеспечении питьевой водой



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2011 года                                                                                                         г.Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Улановой О.К.,

при секретаре Герасименко Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Таймырбыт», Администрации г.Дудинка и ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к устранению нарушений прав граждан на получение коммунальных услуг ненадлежащего качества при обеспечении питьевой водой и возложении обязанности в срок до 01 октября 2012 года произвести работы для приведения качества поставляемой воды в жилой сектор и объекты социального назначения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Таймырбыт» о признании незаконным бездействие ОАО «Таймырбыт» по непринятию мер к устранению нарушений прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества при обеспечении питьевой водой и возложении обязанности в срок до 01 октября 2011 года произвести работы для приведения качества поставляемой питьевой воды жилой сектор и объекты социального назначения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, мотивируя свои требования следующим.

Прокуратурой Таймырского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства ОАО «Таймырбыт», являющегося поставщиком коммунальных услуг в жилой сектор, на объекты социального назначения.

В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, в состав коммунальных услуг входит холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с п. 5 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, (далее -Порядок) обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. Порядком также дано понятие услуг надлежащего качества - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

Как следует из ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В силу п. 1 ст. 19 указанного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. При этом согласно п. 2 приведенной статьи индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

ОАО «Таймырбыт» осуществляет поставку холодной и горячей воды в жилой сектор и объекты социального назначения г. Дудинка, и как поставщик коммунальных услуг обязано обеспечивать потребителей питьевой водой надлежащего качества. Требования к качеству питьевой воды установлены СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 (ред. от 25.02.2010, с изменениями от 28.06.2010). В силу п. 3.5. указанных СанПиН благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам по запасу, привкусу, цветности и мутности. Согласно экспертному заключению № 21 вода из водопроводного крана горячего и холодного водоснабжения не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1 А. Аналогичная питьевая вода подается в весь жилой сектор г. Дудинка и объекты социального назначения.

При этом в соответствии с информацией ОАО «Таймырбыт» общество не может повлиять на изменение качества питьевой воды, т.к. в распределительных сетях города отсутствуют очистные сооружения. Ими разработан план по устранению нарушений качества питьевой воды. Реализация плана запланирована в 2011 - 2015 г.г. Вместе с тем, по мнению прокурора, данный план не может быть принят во внимание, т.к. не имеет финансового обеспечения и соответственно не направлен на реальное устранение нарушений прав жителей г. Дудинка и приезжих, реализация плана носит длительный характер, в период которого подача некачественной питьевой воды будет оказывать негативное воздействие на здоровье, в том числе социально незащищенной категории граждан.

Таким образом, прокурор считает, что ОАО «Таймырбыт» незаконно бездействует, не принимая конкретных мер к устранению нарушений при подаче питьевой воды в жилой сектор и объекты социального назначения, что влечет существенное нарушение прав жителей г.Дудинка, а также приезжих. В связи с чем просит, признать бездействие ОАО «Таймырбыт» по непринятию мер к устранению нарушения прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества при обеспечении питьевой водой незаконным. Обязать ОАО «Таймырбыт» до 01 октября 2011 года произвести работы для приведения качества поставляемой питьевой воды в жилой сектор и объекты социального назначения в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

В качестве соответчиков по делу привлечены Администрации г.Дудинка и ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания».

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Екимова М.А., выступающая на основании доверенности, исковые требования к ОАО «Таймырбыт» о признании незаконным бездействие ОАО «Таймырбыт» по непринятию мер к устранению нарушений прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества при обеспечении питьевой водой и возложении обязанности произвести работы для приведения качества поставляемой питьевой воды жилой сектор и объекты социального назначения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, уточнив срок исполнения возложенной обязанности до 01 октября 2012 года. В иске к Администрации г.Дудинка и ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» просит отказать, поскольку обязанность по обеспечению граждан коммунальными услугами надлежащего качества возложена на Управляющую компанию -ОАО «Таймырбыт».

Представитель ответчика ОАО «Таймырбыт» - Лавыш О.О., выступающая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что ОАО «Таймырбыт», являясь управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг, не имеет своих сетей тепловодоснабжения, и эксплуатирует объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства на основании договора аренды, который был заключен 30 июля 2010 года. Согласно договору ОАО «Таймырбыт» обязалось содержать объекты в полной технической исправности, обеспечивать сохранность переданных объектов, в течение срока договора поддерживать объекты в надлежащем состоянии, производить текущий ремонт, устранять любые аварийные ситуации, производить капитальный ремонт переданных объектов в порядке и в размере, установленном в плане мероприятий по повышению эффективности использования сетей ТВС. Свои обязательства по договору ОАО «Таймырбыт» выполняет в полном объеме, проводит все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы, устраняет возникающие аварийные ситуации на арендуемых объектах, проводит подготовительные мероприятия для проведения запланированных работ капитального характера в рамках плана мероприятий на 2011 год. В 2010 году проведена гидропромывка магистральных тепловых сетей и всех трубопроводов теплосети в многоквартирных домах жилого сектора города. Намеченные работы по ремонту наружных трубопроводов ТВС в 2011 году будут осуществлены ОАО «Таймырбыт» в период остановки отопительного сезона. Однако, арендуемые ОАО «Таймырбыт» объекты имеют очень большой износ систем водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, который составляет более 70%, при этом основная доля износа приходится на сетевую инфраструктуру. Состояние систем теплоснабжения, водоснабжения, находится в неудовлетворительном состоянии, требуется капитальный ремонт и модернизация всей инженерной системы коммуникаций. Инженерные сети города изначально при строительстве не оборудованы очистительными системами, установку которых требует истец. Но это не работы капитального характера, это модернизация и реконструкция сетей ТВС, обязанность по выполнению которой лежит на собственнике - Администрации г.Дудинка. Имея результаты лабораторных исследований, подтверждающих, что поставляемая населению вода не соответствует некоторым параметрам, ОАО «Таймырбыт» неоднократно по этому вопросу направляло письма в Администрацию г.Дудинка, извещала собственников домов в многоквартирном доме о необходимости для поддержания в рабочем состоянии внутридомовых сетей провести замену трубопроводов, промывку системы отопления и горячего водоснабжения специальными химическими реагентами, установить в системе горячего и холодного водоснабжения фильтры, которые возможно провести только по решению собственников, поскольку требуют значительных финансовых затрат. Изначально, качество воды, подаваемой ОАО «НТЭК» не соответствует предъявляемым нормативам, на это также влияет ненадлежащее состояние внутридомовых инженерных сетей, климатические условия, с учетом отсутствия очистных сооружений. Кроме этого, представитель ОАО «Таймырбыт» полагает, что истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие, что населению поставляется некачественная вода. Поскольку истец ссылается на заявления граждан, которые обращались в Роспотребнадзор осенью 2010 года. Истцом исследования воды не проводились. ОАО «Таймырбыт» в январе-феврале 2011 года были проведены лабораторные исследования, по результатам которых качество подаваемой воды соответствовало всем допустимым нормам.

Представитель ответчика - Администрации г.Дудинка Борисова И.А., выступающая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что в соответствии со ст.14 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» районные фонды финансовой поддержки поселений образуются и дотации из них предоставляются исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Вопрос организации водоснабжения населения относится к вопросам местного бюджета. Администрацией района данный вопрос решен, все сети ТВС и иное имущество необходимое для обеспечения водоснабжения населения в 2010 году переданы по договору аренды ОАО «Таймырбыт». С целью реализации полномочий по модернизации, реконструкции системы тепло-, водоснабжения, Решением Городского Собрания от 29.01.2010 года утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования г.Дудинка на 2010-2015 годы, разработан план мероприятий по реконструкции, капитальному ремонт сетей ТВС. Помимо этого, в бюджете города ежегодно закладываются определенные суммы на реализацию полномочий по организации водоснабжения населения. 22 июня 2011 года принято решение о внесении изменений в бюджет города и на капитальный ремонт сетей ТВС выделено 13 000 000 руб., которые пойдут на вынос аварийной теплосети из коллектора по ул.Строителей. На совещаниях при руководителе Администрации города, его заместителе неоднократно поднимался вопрос по улучшению качества воды поставляемой населению. Для решения этого вопроса необходим комплекс мероприятий. По итогам совещания утвержден технический план мероприятий по улучшению качества горячей и холодной воды в г.Дудинка, выполнение которых рассчитано до конца 2015 года. Данный план подписан представителями Администрации г.Дудинка, ОАО «НТЭК» и ОАО «Таймырбыт», предусматривает разработку проекта реконструкции открытой системы теплоснабжения объектов жилой зоны г.Дудинка с переходом на закрытую систему, и реконструкцию открытой системы теплоснабжения; замену распределительных трубопроводов холодного водоснабжения от магистральных трубопроводов до ввода в многоквартирный дом в соответствии с проектом; реконструкцию внутридомовой системы водоснабжения. Вопрос финансирования будет решаться поэтапно при формировании бюджетов на 2012-2015 годы. Для выполнения плана мероприятий установлены реальные сроки. Таким образом, Администрация города в вопросах обеспечения населения водоснабжением и улучшения качества воды не бездействует.

Представители ответчика - ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» Шукшин Д.Ю. и Кузнецов Д.Н., выступающие на основании доверенности, иск не признали и пояснили, что в городе Дудинка находится обособленное подразделение ОАО «НТЭК» - предприятие тепловых и электрических сетей, которое обеспечивает производство, преобразование, распределение и отпуск электрической энергии и тепла для нужд теплоснабжения города Дудинка. Восполнение потерь системы теплоснабжения открытого типа осуществляется подпиточной водой с качеством, соответствующим требованиям заключенного между ОАО «НТЭК» и ОАО Таймырбыт» договора теплоснабжения, что подтверждается протоколами проведенных лабораторных исследований поверхностных источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. С началом циркуляции вода (теплоноситель), проходя по внутридомовым системам теплоснабжения и горячего водоснабжения, в частности, по тем, которые обслуживает ОАО Таймырбыт», теряет свои органолептические и санитарно-химические качества (по цветности, мутности, содержанию железа) и возвращается к границе эксплуатационной ответственности ОАО НТЭК» с показателями в разы превышающими нормируемые значения. ОАО «Таймырбыт» претензии по несоответствию нормативам качества воды, подаваемой ОАО «НТЭК» в системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, не предъявляло. Имеющиеся отступления от санитарных норм и правил вызваны, в первую очередь, тем, что распределительные и внутридомовые сети ОАО «Таймырбыт» отработали свой нормативный срок: на протяжении всего срока службы не подвергались качественной гидравлической промывке, в том числе и с применением химических реагентов. Возвращаясь в котельную №7 ПТЭС, вода проходит через фильтры-грязеуловители, установленные на входе в сетевые насосы котельной №7 ПТЭС и далее, разбавляется путём добавления подпиточной воды нормального качества для восполнения потерь из-за водоразбора в системе горячего водоснабжения г. Дудинка, присоединенной к системе центрального теплоснабжения открытого типа. Таким образом, ОАО «НТЭК» не оказывает влияние на ухудшение качества питьевой воды по гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть на границе эксплуатационной ответственности. ОАО «НТЭК» не осуществляет подачу горячей питьевой воды в точки водоразбора по системе горячего водоснабжения, присоединенной к открытой системе теплоснабжения города, поскольку точки водоразбора города Дудинка расположены в зоне эксплуатационной ответственности ОАО «Таймырбыт». Обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг надлежащего качества, которая должна выражаться в принятии необходимых мер, направленных на приведение в соответствие поставляемой потребителям холодной и горячей воды санитарным требованиям путем своевременного ремонта трубопроводов, замены участков тепловых сетей, водоводов и запорной арматуры с истекшим сроком службы, установки очистных сооружений и т.д., возлагается на исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги. ОАО «НТЭК» является ресурсоснабжающей организацией и не является «исполнителем» - лицом, оказывающим коммунальные услуги населению.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

На основании пунктов 5, 9, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни и здоровья, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю. Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества, то есть услуг, отвечающих требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг, возникают у исполнителя перед всеми потребителями.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в состав коммунальных услуг входит холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу пунктов 1 и 2 статьи 19 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового снабжения, а также иных систем, обязаны обеспечивать соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Пунктом 6 приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, также предусмотрено, что не допускается отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных правил и норм.

Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 года №554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые гигиенические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

СанПин 2.1.4.1074-01 устанавливает гигиенические требования к качеству питьевой воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.

Пунктом 3.4 СанПин 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение, в том числе железа (таблица 2); содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3); содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (приложение №2).

В силу пункта 3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам по запаху, привкусу, цветности и мутности, указанным в таблице 4 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПин 2.1.4.1074-01», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001.

Как установлено, ОАО «Таймырбыт» на основании ст.161 ЖК РФ выбрано собственниками помещений в многоквартирном доме г.Дудинка Управляющей компанией, которая в силу пунктов 3 и 49 Правил оказания коммунальных услуг гражданам наделено статусом исполнителя коммунальных услуг, и на основании заключенных с собственниками договоров управления многоквартирным домом оказывает населению города Дудинка и учреждениям социального назначения коммунальные услуги, в том числе, услуги по холодному и горячему водоснабжению.

При этом, на основании договора аренды №22 от 30 июля 2010 года (л.д.29-34 том 1) ОАО «Таймырбыт» осуществляет эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса города Дудинка и в силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона №52-ФЗ обязано обеспечить соответствие качества поставляемой питьевой воды санитарным правилам.

Однако в нарушение федерального законодательства, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, заключенных с собственниками помещений многоквартирных домов договоров, ОАО «Таймырбыт» обязанность по обеспечению соответствия качества поставляемой гражданам (потребителям) питьевой воды установленным санитарным нормам и правилам, надлежащим образом не выполняет.

Согласно экспертным заключениям №16, 17, от 01 октября 2010 года, №21 от 04 октября 2010 года (л.д.13-14, 17-18, 23-24 том 1) основанным на лабораторных исследованиях проб водопроводной горячей и холодной воды, взятых в квартирах по адресу: <адрес>; <адрес>, в <адрес>, проведенных в рамках административного производства, возбужденного по жалобам потребителей, выявлены изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01» по физико-химическим показателям: превышение мутности от 2,2 раза до 2,7 раза; железа от 1,6 раза до, 4,1 раза; цветности от 2,28 раза до 2,7 раза от допустимых величин. За что ОАО «Таймырбыт» 26 октября 2010 года привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (л.д.25-28 том 1).

Факт не выполнения обязанности по обеспечению питьевой водой соответствующей по качеству установленным санитарным нормам и правилам, подтверждается также представленными представителем ответчика санитарно-эпидемиологическими оценками к протоколам лабораторных исследований №109-1423, №109-1434, №109-1430 (л.д.84-86 том 1) от 30.09.2010 года, проведенным специалистами Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в Таймырском Долгано-Ненецком районе, согласно которым, при исследовании отобранных проб из распределительных систем по <адрес>, <адрес>, <адрес>, согласно которым результаты физико-химического исследования воды холодной питьевой не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по превышению цветности на 4,2 градуса; физико-химического исследования воды горячей из водопроводной сети, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01» по превышению мутности от 1,5 раза до 4,7 раза, железа от 4,7 раза до 5,5 раза, цветности от 2,93 раза до 3.2 раза.

Согласно санитарно-эпидемиологическим оценкам к протоколам лабораторных исследований образов горячей водопроводной воды, отобранной из распределительной сети по адресу: <адрес>: №109-69 от 21.01.2011 года, отмечено превышение норматива цветности воды на 9,7 градусов, содержание железа на 0,37 мг/дм.куб.; №109-158 от 28.01.2011, отмечено превышение норматива цветности на 7.3 градуса, содержание железа на 0,59 мг/дм.куб., мутности на 0,36 мг/дм.куб.; №109-236 от 03 февраля 2011 года - превышение норматива цветности на 34,7 градусов, содержание железа на 0,11 мг/дм.куб.; №109-303 от 10.02.2011 - превышение норматива цветности на 6,6 градусов, содержание железа на 0,15 мг/дм.куб, №109-400 от 17 февраля 2011 года отмечено превышение величины допустимого уровня цветности на 1,63 градуса, содержания железа на 0,12 мг/дм.куб. (л.д.51-55 том 2).

Аналогичные превышения нормативов по цветности, мутности, содержанию железа отмечены в санитарно-эпидемиологических оценках к протоколам лабораторных исследований образцов горячей воды из водопроводной сети, отобранной из распределительной сети в районе ГИБДД, №109-162 от 28.01.2011; №109-73 от 21.01 2011, №109-240 от 03.02.2011, №109-307 от 10.02.2011; №109-404 от 17.02.2011 (л.д.46-50 том 2); в санитарно-эпидемиологических оценках к протоколам лабораторных исследований образцов холодной воды, отобранной из распределительной сети в районе <адрес> по цветности: №109-293 от 10.02.2011; №109-226 от 03.02.2011; №109-148 от 28.01.2011; №109-59 от 21.01.2011 9л.д.56-59 том 2); отобранной из распределительной сети в районе <адрес>, по мутности, цветности: №109-150 от 28.01.2011 года (л.д.61 том 2); №109-295 от 10.02.2011 (л.д.64 том 2); отобранной из распределительной сети в районе ГИБДД, по цветности №109-396 от 17.02.2011, №109-233 от 03.02.2011; №109-155 от 28.01.2011; №109-66 от 21.01.2011 (л.д.66-69 том 2).

Несмотря на это, после выявления не соответствия качества поставляемой воды установленным нормативам и правилам, надлежащие меры к устранению выявленных нарушений санитарных норм и правил ОАО «Таймырбыт», как исполнитель оказания населению коммунальных услуг, не принимает.

Доказательства, подтверждающие эффективность проведенных в 2010 году в период остановки отопительного сезона ремонтных работ на наружных трубопроводных сетях, эффективность гидропромывки магистральных тепловых сетей, трубопроводов теплосети жилых домов, в результате которых качество поставляемой гражданам питьевой воды стало соответствовать требуемым нормативам, либо улучшилось, представителем ОАО «Таймырбыт» не представлены.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что надлежащий контроль за качеством выполненных ремонтных работ на сетях тепловодоснабжения, в том числе на внутридомовых инженерных системах холодного и горячего водоснабжения, а также за качеством поставляемой гражданам питьевой воды, ОАО «Таймырбыт», как исполнителем по оказанию гражданам коммунальных услуг, не осуществляет.

Доводы представителя ответчика - ОАО «Таймырбыт» о том, что энергоснабжающая организация ОАО «НТЭК», с которой в 2007 году заключен договор теплоснабжения (л.д.56-59 том 1), и договор на отпуск холодной воды (л.д.52-55 том 1) сроком на 5 лет, поставляет ОАО «Таймырбыт» воду, не соответствующую качеству, подтверждают бездействие ОАО «Таймырбыт» в части оказания гражданам коммунальных услуг надлежащего качества, поскольку доказательства, подтверждающие, что в период действия договоров ОАО «Таймырбыт», в установленном законом порядке предъявляло претензии к ОАО «НТЭК» по качеству поставляемой воды, принимало меры по обязанию ОАО «НТЭК» выполнять условия договора, суду не представлены, как не представлены и доказательства, с достоверностью подтверждающие доводы представителя ОАО «Таймырбыт» в этой части.

Не представлены представителем ОАО «Таймырбыт» и доказательства, подтверждающие доводы о том, что на качество поставляемой питьевой воды негативное влияние оказывает также плохое состояние внутридомовых инженерных сетей, содержание которых в силу закона возложено на собственников жилых помещений. Лабораторные исследования в этой части не проводились. Утверждения о необходимости промывки внутридомовых сетей специальными химическими реагентами, которая, по мнению представителя ОАО «Таймырбыт», может повлиять на улучшение качества поставляемой питьевой воды, ничем не обоснованы.

Кроме этого, согласно пункту 13 Правил оказания коммунальных услуг гражданам обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственника помещений в многоквартирном доме, а также на привлекаемых ими исполнителей, в соответствии с договором.

В силу пунктов 2.1, 2.4, 3.1.1 договора управления многоквартирным домом, заключаемого ОАО «Таймырбыт» с собственниками помещений многоквартирных домов (л.д.60-65 том 1), «Управляющая организация» несет обязанности по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых сетей, обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме; обязаны обеспечить предоставление коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение; водоотведение; электроснабжение). Собственник в силу п.3.4.1 имеет право получать коммунальные услуги, отвечающие параметрам качества.

Помимо этого, осуществляя длительную эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса города Дудинка, с июля 2010 года на основании договора аренды, а ранее по иным договорам, ОАО «Таймырбыт», метод промывки сетей тепловодоснабжения специальными химическими реагентами не применяет, несмотря на то, что согласно пункту.2.3.3. договора аренды обязано содержать переданные в аренду объекты в полной технической исправности и надлежащем санитарном состоянии в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического надзора, данные обязанности.

Таким образом, ОАО «Таймырбыт» при оказании коммунальных услуг по обеспечению граждан питьевой водой не принимает все возможные меры, для обеспечения соответствие качества поставляемой питьевой воды санитарным правилам, что свидетельствует о бездействии ОАО «Таймырбыт», которое влечет нарушение права и законные интересы граждан.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования, предъявленные к ОАО «Таймырбыт», заявлены обосновано и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ОАО «Таймырбыт» о том, что Общество не имеет своих мощностей по производству тепловой энергии и подаче ее в горячей воде; оказание жителям города услуг по горячему водоснабжению осуществляется им за счет тепловой энергии в горячей воде, которой ОАО «Таймырбыт» обеспечивает ОАО «НТЭК», отпуск холодной воды также обеспечивает ОАО «НТЭК», на основании заключенных договоров; ОАО «Таймырбыт» является только арендатором объектов сетей тепло и водоснабжения на основании договора аренды, не являются основанием для отказа в иске.

В силу вышеприведенного пункта 2 статьи 19 Федерального закона №52-ФЗ обязанность обеспечить соответствие качества питьевой воды централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем санитарным правилам возлагается на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию соответствующих сетей.

Факт эксплуатации сетей на основании договора аренды представителем ОАО «Таймырбыт» не оспаривается.

Согласно пункту 9 и 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни и здоровья, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.

В силу пункта 76 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющий коммунальные услуги освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушения обязательств со стороны контрагентов исполнителя, или действия (бездействия) исполнителя, включая, отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Ссылка представителя ОАО «Таймырбыт» на большой процент изношенности сетей ТВС и отсутствие в распределительных сетях города очистных сооружений, также не является основанием для отказа в удовлетворении требований, заявленных к ОАО «Таймырбыт», поскольку в соответствии с пунктом. 2.3.3. договора аренды ОАО «Таймырбыт» взяло на себя обязательства содержать переданные в аренду объекты в полной технической исправности и надлежащем санитарном состоянии в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического надзора; согласно условиям договора управления многоквартирным домом (пункты 2.1, 2.4, 3.1.1)обязано обеспечить предоставление коммунальных услуг (отопление, горячее и холодное водоснабжение; водоотведение; электроснабжение), отвечающих параметрам качества.

Вопрос разделения границ ответственности за производство тепловой энергии, добычу, очистку питьевой воды, ее поставку потребителем не является предметом данного спора, поскольку исполнителем коммунальных услуг, в том числе по предоставлению питьевой воды, является Управляющая компания - ОАО «Таймырбыт», на которой и лежит обязанность регулировать указанные вопросы с энергоснабжающей организацией, арендодателем, путем заключения договоров, предъявления претензий в установленном законом порядке в случае не исполнения договорных обязательств и т.д.

С учетом указанных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что в иске к Администрации г.Дудинка и ОАО «НТЭК» надлежит отказать, поскольку они не являются исполнителями предоставления коммунальных услуг гражданам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие ОАО «Таймырбыт» по непринятию мер к устранению нарушений граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества при обеспечении питьевой водой.

Обязать ОАО «Таймырбыт» до 01 октября 2012 года произвести работы для приведения качества поставляемой питьевой воды в жилой сектор и объекты социального назначения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: с требованиями пунктов 3.4 и 3.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 №24 (в ред. постановлений от 07.04.2009, 25.02.2010 и 28.06.2010).

Взыскать с ОАО «Таймырбыт» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.

В иске к Администрации г.Дудинка и ОАО «Норильско- Таймырская энергетическая компания» отказать.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Дудинский районный суд.

Председательствующий                                                                 О.К.Уланова

Решение принято в окончательной форме 06 июля 2011 года.