о признании незаконным бездействие Администрации г.Дудинка по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                               <адрес>

Дудинский районный суд <адрес> в составе председательствующего - судьи Васильева А.В.,

с участием старшего помощника прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Екимовой М.А.,

при секретаре Гонштейн С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Таймырского района в защиту законных прав и интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и возложении обязанности в 6 месячный срок с момента вынесения решения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке в <адрес> в 50 метрах по левой стороне от <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обратился в суд с вышеуказанным заявлением к Администрации <адрес>, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на земельном участке, расположенном в <адрес> примерно в 50 метрах по левой стороне от <адрес>, размещается свалка бытовых отходов - бочки, жестяные банки, стеклянные и пластиковые бутылки. Размер захламления участка составляет примерно 100 м2. Установленная в указанном месте свалка является несанкционированной. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ, одним из вопросов местного значения поселения является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичный вопрос местного значения <адрес> закреплен в ст. 16 Устава муниципального образования «Город Дудинка». Как следует из ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Таким образом, обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов федеральным законодательством возложена на муниципальное образование <адрес>. Вместе с тем, свалка до настоящего времени не убрана. По мнению заявителя, ненадлежащее исполнение со стороны Администрации <адрес> указанной обязанности по соблюдению природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами приводит к захламлению территории возле жилого дома, что создаёт опасность причинения вреда окружающей среде, а также нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с изложенным, прокурор просит признать бездействие Администрации <адрес> по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды незаконным и обязать Администрацию <адрес> в 6-ти месячный срок с момента вынесения решения по настоящему заявлению ликвидировать несанкционированную свалку площадью 100 м2 расположенную на земельном участке в <адрес> примерно в 50 метрах по левой стороне от <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Екимова М.А. исковые требования поддержала в полном объёме по вышеуказанным основаниям.

Представитель Администрации <адрес> Иванов Д.Е., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями прокурора не согласился, пояснив, что данные требования являются необоснованными, так как органами местного самоуправления <адрес> и их должностными лицами в течение периода с 2009 года по настоящее время предпринимался в пределах своей компетенции ряд мер, касающихся приведения территории города в соответствие с природоохранным законодательством. В соответствии с планом мероприятий по благоустройству территории города в 2011 году, указанная заявителем несанкционированная свалка должна была быть ликвидирована, однако, по личному указанию <адрес> ФИО2, который при вертолетном облете города указал конкретные места, которые необходимо очистить в первоочередном порядке, указанный план претерпел корректировки. При этом, комитетом ЖКХ Администрации города постоянно проводилась работа по очистке территории города, в том числе путем применения мер принуждения к хозяйствующим субъектам. В результате более десятка несанкционированных свалок было ликвидировано, о чем был оформлен доклад главе города. Одновременно, в результате организации в 2011 году Администрацией города проведения субботников, территория города была очищена от 325 кубометров бытового мусора и 272 тонн строительного мусора и металлолома. В сентябре текущего года планировалось очистить ещё 7 объектов, был объявлен аукцион, запланированы финансовые средства в размере 600 000 рублей, однако, аукцион не состоялся в связи с отсутствием заявок (заявки не были поданы предполагаемыми подрядчиками ввиду технических проблем: отсутствие электронной подписи для участия на торгах или отсутствие ее авторизации). Повторное объявление аукциона также не принесло результатов. В настоящее время решается вопрос о повторном проведении аукциона, учитывая окончание бесснежного периода. Таким образом, Администрацией города планомерно предпринимается достаточный комплекс действий по очистке территории города от несанкционированных свалок. Указанные свалки были образованы в течение нескольких десятков лет, однако, мероприятия по их ликвидации начали реализовываться лишь при нынешнем руководстве органов местного самоуправления города. Одномоментно указанный вопрос не решить. С другой стороны, по мнению представителя ответчика, требование заявителя о ликвидации конкретной свалки является вмешательством во внутреннюю деятельность органов местного значения. В связи с изложенным, просил в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав доводы сторон, опросив свидетеля ФИО1, исследовав материалы дела и иные представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

На основании ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 51 вышеуказанного федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, закрепленных в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Старшим помощником прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой был выявлен земельный участок, расположенный в <адрес>, примерно в 50 метрах по левой стороне от <адрес>, на котором размещена свалка бытовых отходов, при этом размер захламленного участка местности составляет около 100 м2.

Указанное обстоятельство подтверждается актом обследования земельного участка от 19.08.2011 года, составленного старшим помощником прокурора Таймырского района Екимовой М.А. и главным специалистом отдела инфраструктуры комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> ФИО1, в котором указано, что в результате обследования установлено, что территория участка расположенного примерно в 50 метрах по левой стороне от <адрес>, захламлена, на ней размещается свалка бытовых отходов - бочки, жестяные банки, стеклянные и пластиковые бутылки. Размер захламления участка составляет примерно 100 м2.

Кроме того, вышеуказанный факт подтверждается показаниями главного специалиста отдела инфраструктуры комитета ЖКХ Администрации <адрес> ФИО1, допрошенного судом в качестве свидетеля, который пояснил, что участок местности, расположенный на склоне оврага в районе жилого <адрес> в <адрес> под свалку определен не был, о данной свалке известно давно, однако, это не первоочередной объект, который необходимо ликвидировать, так как в городе имеются свалки с большей территорией захламления и которые хорошо просматриваются при въезде в город, которые, по мнению свидетеля, необходимо убрать в первую очередь.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что земельный участок под размещение вышеуказанной свалки не отводился, в связи с чем, свалка является несанкционированной, что не оспаривалось представителем администрации <адрес>.

Как следует из ст. ст. 14, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что в области обращения с отходами организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Согласно ст. 2 Устава муниципального образования «Город Дудинка», принятого Решением Совета городского поселения Дудинка от ДД.ММ.ГГГГ , в состав <адрес> входят населенные пункты: <адрес> и поселки Волочанка, Левинские пески, Потапово, Усть-Авам, Хантайское озеро, не являющиеся муниципальными образованиями. В соответствии со ст. 16 Устава, к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Неисполнение Администрацией <адрес> требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <адрес> и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

При таких обстоятельствах, требования прокурора в части возложения обязанности на администрацию <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке примерно в 50 метрах по левой стороне от <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В то же время, суд принимает во внимание доводы представителя Администрации                 <адрес> о том, что установленный прокурором 6-ти месячный срок для исполнения требований, изложенных в заявлении, является необоснованным, так как в период осеннее - зимнего периода, в условиях Крайнего Севера выполнение работ по ликвидации свалки будет затруднительно, в связи с чем, суд считает возможным увеличить срок для исполнения требований, указанных в исковом заявлении до 9-ти месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения.          

Кроме того, не подлежат удовлетворению требования заявителя о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды, по следующим основаниям.

Согласно п. 18 имеющегося в материалах дела плана мероприятий по благоустройству территории <адрес> в 2011 году, утвержденного руководителем Администрации <адрес>, органом местного самоуправления намечено изыскание средств для очистки бесхозной территории - склона оврага в районе жилого <адрес>, которая захламлена бытовым и строительным мусором. Также, согласно представленных служебных записок исполняющей обязанности председателя комитета ЖКХ Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, председателя комитета ЖКХ Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, подготовлены аукционная документация и проект муниципального контракта на выполнение работ по очистке территорий города от строительного мусора и металлолома, при этом аукцион объявлялся дважды, заявок от участников размещения заказа не поступило. Выполнение мероприятий по уборке бесхозной территории в районе жилого <адрес> будет перенесено в план мероприятий по благоустройству территории города в 2012 году. Кроме того, в план мероприятий на 2011 год включено 17 земельных участков, требующих очистки, из которых 7 участков подлежит очистке за счёт местного бюджета и в период субботников.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Администрацией <адрес> принимаются меры к устранению выявленных проверкой нарушений законодательства об охране окружающей среды, что свидетельствует о том, что доводы заявителя о незаконном бездействии органа местного самоуправления, являются необоснованными.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,                                                     

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района удовлетворить частично.                

Обязать Администрацию <адрес> в 9-ти месячный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения суда ликвидировать несанкционированную свалку, площадью 100 м2, расположенную на земельном участке в <адрес> в 50 метрах по левой стороне от <адрес>, путем сбора и вывоза незаконно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон твердых бытовых отходов.

В остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение 10 дней с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда <адрес>.

       Решение изготовлено в полном объёме «15» сентября 2011 года.

Судья                                                                          А.В. Васильев