РЕШЕНИЕ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Дудинский районный суд <адрес> в составе председательствующего - судьи Васильева А.В., при секретаре Гонштейн С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском <адрес> к Муниципальному унитарному предприятию «Комплекс бытовых услуг» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений санитарного законодательства и возложении обязанности по устранению выявленных нарушений санитарных правил, УСТАНОВИЛ: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском <адрес> обратился в суд к Муниципальному унитарному предприятию «Комплекс бытовых услуг» с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Поводом для обращения в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц является возбуждение дела об административном правонарушении в связи с невыполнением предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе было проведено плановое мероприятие по надзору в отношении муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг». По результатам планового мероприятия по контролю было выявлено двадцать шесть нарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. За выявленные нарушения действующих нормативно-правовых актов, санитарных правил и гигиенических нормативов юридическое лицо муниципальное унитарное предприятие «Комплекс бытовых услуг» было привлечено к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 6.4, ч.1 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе было вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения: ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение настоящего предписания возлагалась на юридическое лицо. В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Руководствуясь данным положением, в отношении муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг» по истечении срока исполнения Предписания территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения Предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проведения внепланового мероприятия по надзору было обнаружено невыполнение в установленный срок пунктов 1,2,3,4 вышеуказанного Предписания, а именно: п.1. Нарушения таблицы 2 п.3.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в части доведения уровня искусственной освещенности в номерах 312, 318, 320, 322, 302 гостиницы «<данные изъяты>» до нормируемых значений. Представить копии протоколов измерений искусственной освещенности, подтверждающих соответствие уровней искусственной освещенности в номерах 312, 318, 320, 322, 302 гостиницы «<данные изъяты>» требованиям санитарных правил и нормативов в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе. Срок до ДД.ММ.ГГГГ - не выполнен, копии протокола измерений искусственной освещенности, подтверждающие соответствие уровней искусственной освещенности в номерах 312, 318, 320, 322, 302 гостиницы «<данные изъяты>» требованиям санитарных правил и нормативов не представлены; п.2. Нарушения п.4.2 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в части доведения до санитарных норм уровней искусственной освещенности в магазине инструментов на рабочем месте индивидуального предпринимателя ФИО2, в магазине «<данные изъяты>» на рабочем месте продавца ФИО3 (индивидуальный предприниматель ФИО4) торгового комплекса «<данные изъяты>». Представить копии протоколов измерений искусственной освещенности, подтверждающих соответствие уровней искусственной освещенности в магазине инструментов на рабочем месте индивидуального предпринимателя ФИО2, в магазине «<данные изъяты>» на рабочем месте продавца ФИО3 (индивидуальный предприниматель ФИО4) торгового комплекса «<данные изъяты>» требованиям санитарных правил и нормативов в адрес Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе. Срок до ДД.ММ.ГГГГ- не выполнен, копии протоколов измерений искусственной освещенности, подтверждающие соответствие уровней искусственной освещенности в магазине инструментов на рабочем месте индивидуального предпринимателя ФИО2 в магазине «<данные изъяты> на рабочем месте продавца ФИО3 (индивидуальный предприниматель ФИО4) торгового комплекса «Торговый Центр» требованиям санитарных правил и нормативов не представлены. п.3. Нарушения п. 4.2 СанПиН 2.2.1/ДД.ММ.ГГГГ8-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в части доведения в складских помещениях бакалейной базы до санитарных норм уровней искусственной освещенности в складском помещении для хранения пищевых продуктов ИП ФИО5 и в складском помещении для хранения пищевых продуктов ИП ФИО1 представить копии протоколов измерений искусственной освещенности, подтверждающих соответствие уровней искусственной освещенности в складском помещении для хранения пищевых продуктов ИП ФИО5 и в складском помещении для хранения пищевых продуктов ИП ФИО1 требованиям санитарных правил и нормативов в адрес Территориального Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе. Срок до ДД.ММ.ГГГГ-не выполнен, копии протоколов измерений искусственной освещенности, подтверждающее соответствие уровней искусственной освещенности в складском помещении для хранения пищевых продуктов ИП ФИО5 и в складском помещении для хранения пищевых продуктов ИП ФИО1 бакалейной базы требованиям санитарных правил и нормативов не представлены. п. 4. Нарушения п.4.2 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в части доведения в торговом комплексе «На строителей» до санитарных норм уровней искусственной освещенности на рабочем месте фармацевта в аптечном киоске ООО «<данные изъяты>», на рабочем месте продавца в магазине «<данные изъяты>» ИП ФИО6 представить копии протоколов измерений искусственной освещенности, подтверждающих соответствие уровней искусственной освещенности в торговом комплексе «На строителей» на рабочем месте фармацевта в аптечном киоске ООО «<данные изъяты>», на рабочем месте продавца в магазине «<данные изъяты>» ИП ФИО6 требованиям санитарных правил и нормативов в адрес Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе. Срок до ДД.ММ.ГГГГ- не выполнен, копии протоколов измерений искусственной освещенности, подтверждающие соответствие уровней искусственной освещенности в торговом комплексе «На строителей» на рабочем месте фармацевта в аптечном киоске «<данные изъяты>», на рабочем месте продавца в магазине «<данные изъяты>» ИП ФИО6 требованиям санитарных правил и нормативов не представлены. Соответственно, нарушенные требования санитарного законодательства юридическим лицом не устранены. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица. Дело передано на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка №. В соответствии со ст.11 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, тнаспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, траспортировке, хранении и реализации продукции, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания, своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Однако вышеуказанный факт свидетельствуют о том, что до настоящего времени санитарно-эпидемиологическое состояние муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг» не приведено в соответствие с предъявленными требованиями. Доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства на момент подачи настоящего иска не представлено. В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Данные положения Конституции РФ развиваются в ст.8 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» согласно которой, граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. У факторам среды обитания относятся: биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Таким образом, несоблюдение санитарного законодательства, оказывает негативное воздействие на среду обитания человека. Согласно ч.3 ст.39 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ч.1 ст.24 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Допущенные муниципальным автономным учреждением «Дудинский спортивный комплекс» нарушения свидетельствуют о невыполнении данного требования и создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения. Свет является естественным условием жизнедеятельности человека, играющим важную роль в сохранении здоровья и высокой работоспособности, существенно влияет на состояние высших психических функций и физиологические процессы в организме. Указанные выше нарушения действующих санитарных правил и нормативов являются серьезными нарушениями требований санитарного законодательства, влекущими нарушение прав человека на обеспечение санитарной безопасности. Низкий уровень искусственного освещения снижает остроту зрения, скорость зрительного восприятия, способствует нарушению адаптации к разным уровням освещенности, вызывает нарушения со стороны зрительного анализатора, опосредовано воздействует на физиологические процессы в организме человека, вызывая сдвиги в обменных процессах. Недостаточное искусственное освещение рабочего места снижает видимость рабочего поля, предметов, оборудования, способствует производственному травматизму, вызывает напряжение зрительного анализатора и соответственно быстрое зрительное утомление, которое негативно сказывается на здоровье трудящихся. Хранение пищевых продуктов в складских помещениях при соответствующих уровнях искусственной освещенности является залогом соблюдения требований хранения продуктов питания и продовольственного сырья, обеспечивает надлежащий контроль за соблюдением сроков годности. В связи с тем, что состав лиц, получающих услуги муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг» является непостоянным, индивидуализировать их не представляется возможным, то необходимо применение нормы права о нарушении интересов неопределенного круга лиц. В связи с изложенным, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском <адрес> просит признать бездействия Муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг» по устранению нарушений санитарного законодательства незаконными в отношении неопределенного круга лиц и обязать Муниципальное унитарное предприятие «Комплекс бытовых услуг» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил, а именно: Устранить нарушения таблицы 2 п.3.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» довести уровни искусственной освещенности в номерах 312, 318, 320, 322, 302 гостиницы «Енисейские огни» до нормируемых значений и представить копии протоколов измерений искусственной освещенности, подтверждающих соответствие уровней искусственной освещенности требованиям санитарных правил и нормативов; Устранить нарушения п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» довести уровни искусственной освещенности в магазине инструментов на рабочем месте индивидуального предпринимателя ФИО2, в магазине «Рыболов» на рабочем месте продавца ФИО3 (индивидуальный предприниматель ФИО4) торгового комплекса «Торговый Центр» до нормируемых значений и представить копии протоколов измерений искусственной освещенности, подтверждающие соответствие уровней искусственной освещенности требованиям санитарных правил и нормативов; Устранить нарушения п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» -довести в складских помещениях бакалейной базы уровни искусственной освещенности в складском помещении для хранения пищевых продуктов ИП ФИО5 и в складском помещении для хранения пищевых продуктов ИП ФИО1 до нормируемых значений и представить копии протоколов измерений искусственной освещенности, подтверждающие соответствие уровней искусственной освещенности требованиям санитарных правил и нормативов; Устранить нарушения п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» - довести в торговом комплексе «На строителей» уровни искусственной освещенности на рабочем месте фармацевта в аптечном киоске ООО «Вита-Плюс», на рабочем месте продавца в магазин «Корн» ИП ФИО6 до нормируемых значений и представить копии протоколов измерений искусственной освещенности, подтверждающие соответствие уровней искусственной освещенности требованиям санитарных правил и нормативов; В судебном заседании начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском <адрес> Першин А.Ю. исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, указанным выше. Представитель ответчика - Муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг» Чистякова Т.Л., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, а также представляющая интересы третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика -Администрации <адрес> ( доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ), с исковыми требованиями согласилась частично, пояснив, что постановлениями по делам об административных правонарушениях №, 24, 25, 26 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенными Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, МУП «КБУ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4. КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. За каждое правонарушение предприятию назначен административный штраф в размере 10 000 рублей. Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ № МУП «КБУ» необходимо устранить выявленные нарушения таблицы 2 п. 3.3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий в части доведения уровней искусственной освещённости в номерах №№ 312, 318, 320, 322, 302 гостиницы «Енисейские огни» до нормируемых значений. Указанным предписанием необходимо также устранить выявленные нарушения п. 4.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещённому освещению жилых и общественных зданий» в части доведения до нормируемых значений уровней искусственной освещённости в магазине инструментов на рабочем месте индивидуального предпринимателя ФИО2, в магазине «Рыболов» на рабочем месте продавца ФИО3 (ИП ФИО4) торгового комплекса «Торговый центр»; в складских помещениях бакалейной базы в складском помещении для хранения пищевых продуктов ИП ФИО5, ИП ФИО1; в торговом комплексе «На строителей» в аптечном киоске «Вита-Плюс», на рабочем месте продавца в магазине «Корн» ИП ФИО6 Предписано копию протоколов измерений уровня искусственной освещённости, подтверждающие соответствие уровня освещённости нормируемым значениям, представить в срок до ДД.ММ.ГГГГ в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе. До установленного срока МУП «КБУ» протоколы измерений уровня искусственной освещённости в Управление Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе не представило, после чего в отношении предприятия был составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка № в Таймырском <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МУП «КБУ» привлечено к административной ответственности. Указанное постановление в законную силу не вступило и будет обжаловано предприятием в установленном законом порядке. Для приведения уровня искусственной освещённости в номерах №№ 312, 318, 320, 322, 302 гостиницы «Енисейские огни» до нормируемых значений МУП «КБУ» закупило оборудование и материалы, что подтверждается товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время предприятием производится и оплата поставленных товаров. Вредных последствий для лиц, проживающих или работающих в гостинице «Енисейские огни» и работающих на арендуемых объектах, не наступило. Нарушений санитарных норм на рабочих местах продавцов и в складских помещениях, арендуемых организациями и индивидуальными предпринимателями, МУП «КБУ» не допущено, поскольку в договорах аренды складских помещений и договорах о предоставлении права осуществления предпринимательской деятельности в помещениях предприятия установлена обязанность арендаторов содержать используемые помещения в полной исправности и удовлетворительном санитарном состоянии в соответствии с санитарными нормами. Так, в договоре о предоставлении права осуществления предпринимательской деятельности в «Торговом центре» от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенном с ИП ФИО2, такая обязанность установлена в п. 2.4.2. Аналогичное положение закреплено в п. 2.4.2. договора о предоставлении права осуществления предпринимательской деятельности в «Торговом центре» от ДД.ММ.ГГГГ №, заключённого с ИП ФИО4 (магазин «Рыболов», в п. 2.4.2. договора о предоставлении права осуществления предпринимательской деятельности в Торговом комплексе «На строителей» от ДД.ММ.ГГГГ №, заключённого с ИП ФИО6 (магазин «Корн»). Пунктом 2.2.3. договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с ИП ФИО5, установлена обязанность арендатора содержать объект аренды в образцовом санитарном состоянии в соответствии с требованиями законодательства РФ. Такая же обязанность установлена в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с ИП ФИО1 и в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Вита-Плюс» (аптечный киоск в торговом комплексе «На строителей»). В связи с изложенным, просила в удовлетворении исковых требований отказать, за исключением требований о доведении уровня искусственной освещённости в номерах №№ 312, 318, 320, 322, 302 гостиницы «Енисейские огни» до нормируемых значений с предоставлением подтверждающих документов. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и иные представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований. В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе вправе обращаться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц. Федеральный орган исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека, подавший заявление в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, пользуется всеми процессуальными правами, и несет все процессуальные обязанности истца. Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе согласно разделу I «Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе» является территориальным органом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители уполномочены предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ч.3 ст.39 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно п. 1.6. Устава Муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг», утверждённого распоряжением руководителя Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, Предприятие является юридическим лицом, имеет находящиеся на праве хозяйственного ведения обособленное имущество, самостоятельный баланс и сметы, расчётный счёт, печать, штамп и бланки установленного образца. В соответствии с п. 1.2. Устава, учредителем Предприятия является муниципальное образование «город Дудинка». Полномочиями учредителя обладает Администрация <адрес>, а также Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> в пределах компетенции, предусмотренной правовыми актами <адрес>. В соответствии со ст.11 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания. Как установлено в судебном заседании, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе было проведено плановое мероприятие по надзору в отношении Муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг», расположенного по адресу: <адрес>. По результатам проведённого мероприятия был выявлен ряд нарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в числе которых нарушение таблицы 2 п.3.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в части недостаточного уровня искусственной освещенности в номерах 312, 318, 320, 322, 302 гостиницы «Енисейские огни»; нарушения п.4.2 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в части недостаточного уровня искусственной освещенности в магазине инструментов на рабочем месте индивидуального предпринимателя ФИО2, в магазине «Рыболов» на рабочем месте продавца ФИО3 (индивидуальный предприниматель ФИО4) торгового комплекса «Торговый Центр»; нарушения п. 4.2 СанПиН 2.2.1/ДД.ММ.ГГГГ8-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в части недостаточного уровня освещённости в складских помещениях бакалейной базы, в складском помещении для хранения пищевых продуктов ИП ФИО5 и в складском помещении для хранения пищевых продуктов ИП ФИО1; нарушения п.4.2 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в части недостаточного уровня искусственной освещённости в торговом комплексе «На строителей» на рабочем месте фармацевта в аптечном киоске ООО «Вита-Плюс», на рабочем месте продавца в магазине «Корн» ИП ФИО6 В связи с выявленными нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства, МУП «Комплекс бытовых услуг» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.4. КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административных штрафов в сумме 10 000 рублей по каждому выявленному нарушению, что подтверждается постановлениями №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ. Все указанные постановления вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и ответчиком не обжаловались ( л.д. 12-22). Кроме этого, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было внесено предписание № с требованием устранить выявленные нарушения СанПиН., со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-24). В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП «Комплекс бытовых услуг», в ходе проведения которой было обнаружено невыполнение в установленный срок пунктов 1,2,3,4 ранее выданного предписания должностного лица, что подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-27). Вышеуказанные факты свидетельствуют о неисполнении ответчиком законных требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> об устранении нарушений санитарного законодательства. Выявленные нарушения действующих санитарных правил и нормативов являются серьезными нарушениями требований санитарного законодательства, влекущими нарушение прав человека на обеспечение санитарной безопасности, так как низкий уровень искусственного освещения снижает остроту зрения, скорость зрительного восприятия, способствует нарушению адаптации к разным уровням освещенности, вызывает нарушения со стороны зрительного анализатора, опосредовано воздействует на физиологические процессы в организме человека, вызывая сдвиги в обменных процессах, недостаточное искусственное освещение рабочего места снижает видимость рабочего поля, предметов, оборудования, способствует производственному травматизму, вызывает напряжение зрительного анализатора и соответственно быстрое зрительное утомление, которое негативно сказывается на здоровье трудящихся, хранение пищевых продуктов в складских помещениях при соответствующих уровнях искусственной освещенности является залогом соблюдения требований хранения продуктов питания и продовольственного сырья, обеспечивает надлежащий контроль за соблюдением сроков годности. Однако, как установлено в зале суда, с целью устранения выявленных Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе нарушений санитарного законодательства и для приведения уровня искусственной освещённости в номерах №№ 312, 318, 320, 322, 302 гостиницы «Енисейские огни» до нормируемых значений, ответчиком закуплены необходимые оборудование и материалы, что подтверждается товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, установлено, что Муниципальным унитарным предприятием «Комплекс бытовых услуг» принимаются меры к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует о том, что доводы истца о бездействии Предприятия по устранению нарушений санитарного законодательства, являются необоснованными. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Территориального отдела Роспотребнадзора в части признания противоправным бездействия ответчика. Также, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что нарушений санитарных норм на рабочих местах продавцов и в складских помещениях, арендуемых организациями и индивидуальными предпринимателями МУП «КБУ» допущено не было, так как в договорах о предоставлении права осуществления предпринимательской деятельности в помещениях предприятия обязанность содержать используемые помещения в полной исправности и удовлетворительном санитарном состоянии в соответствии с санитарными нормами лежит на арендаторах. Как следует из содержания п. 2.4.2. договоров № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении права осуществления предпринимательской деятельности в «Торговом Центре» ИП ФИО2, № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении права осуществления предпринимательской деятельности в «Торговом Центре» ИП ФИО4 и № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении права осуществления предпринимательской деятельности в Торговом Комплексе «На Строителей» ИП ФИО6, обязанность содержания помещений «Торгового центра» и Торгового комплекса «На строителей» в полной исправности и удовлетворительном санитарном состоянии в соответствии с санитарными нормами, лежит на «Исполнителе», которым по условиям указанных договоров является Муниципальное унитарное предприятие «Комплекс бытовых услуг». Таким образом, требования истца в части устранения нарушений п.4.2 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в части доведения до санитарных норм уровней искусственной освещенности в магазине инструментов на рабочем месте индивидуального предпринимателя ФИО2, в магазине «Рыболов» на рабочем месте продавца ФИО3 (индивидуальный предприниматель ФИО4) торгового комплекса «Торговый Центр», на рабочем месте продавца в магазине «Корн» ИП ФИО6, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Кроме того, суд полагает, что требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в <адрес> в части возложения обязанности на МУП «Комплекс бытовых услуг»в установленный срок устранить нарушения таблицы 2 п.3.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в части доведения уровня искусственной освещенности в номерах 312, 318, 320, 322, 302 гостиницы «Енисейские огни» до нормируемых значений, также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как сам факт приобретения необходимого оборудования не снимает с ответчика обязанности по его установлению в кратчайшие сроки. В свою очередь, согласно п. 2.2.3. договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ заключённого между «Арендодателем» в лице МУП «Комплекс бытовых услуг» и «Арендатором» в лице ИП ФИО5, обязанность по содержанию части теплого склада № в полной исправности и образцовом санитарном состоянии в соответствии с требованиями законодательства РФ возложена на Арендатора; согласно п. 2.2.3. договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ заключённого между «Арендодателем» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> и «Арендатором» в лице ИП ФИО1, обязанность по содержанию части теплого склада № в полной исправности и образцовом санитарном состоянии в соответствии с требованиями ЦГСЭН, возложена на Арендатора; п. 2.2.4. договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключённого между «Арендодателем» в лице МУП «Комплекс бытовых услуг» и «Арендатором» в лице ООО «Вита плюс», обязанность по содержанию части нежилых помещений № в полной исправности и образцовом санитарном состоянии в соответствии с СЭС и требованиями законодательства РФ, возложена на Арендатора. При таких обстоятельствах исковые требования к МУП «Комплекс бытовых услуг» об устранении нарушений п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в складских помещениях бакалейной базы, в складском помещении для хранения пищевых продуктов ИП ФИО5, в складском помещении для хранения пищевых продуктов ИП ФИО1, а также на рабочем месте фармацевта в аптечном киоске ООО «Вита-Плюс», являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, так как такая обязанность по условиям договоров аренды возложена на самих Арендаторов, а не на ответчика. Срок для исполнения требований территориального отдела Роспотребнадзора, до ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является разумным и достаточным. В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ также рассматриваются и разрешаются иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"). На основании вышеизложенного, доводы представителя ответчика о том, что исковое заявление подано с нарушением норм ГПК РФ, в связи с тем, что дело по заявлению о признании бездействий какого-либо органа, должностного лица вытекает из публичных правоотношений, суд находит несостоятельными, так как МУП «Комплекс бытовых услуг» не является федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления МУП «Комплекс бытовых услуг» не наделено, каких-либо решений, носящих обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены МУП «Комплекс бытовых услуг» не принималось. Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском <адрес> удовлетворить частично. Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Комплекс бытовых услуг» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения таблицы 2 п.3.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» довести уровни искусственной освещенности в номерах 312, 318, 320, 322, 302 гостиницы «Енисейские огни» до нормируемых значений; устранить нарушения п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» довести уровни искусственной освещенности в магазине инструментов на рабочем месте индивидуального предпринимателя ФИО2, в магазине «<данные изъяты>» на рабочем месте продавца ФИО3 (индивидуальный предприниматель ФИО4) торгового комплекса «Торговый Центр», на рабочем месте продавца в магазине «<данные изъяты>» ИП ФИО6 Представить в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе копии протоколов измерений искусственной освещенности, подтверждающих соответствие уровней искусственной освещенности требованиям санитарных правил и нормативов. В остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение 10 дней с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда. Судья А.В. Васильев Решение изготовлено в полном объёме ДД.ММ.ГГГГ.
Именем Российской Федерации