Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Дудинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего - судьи Маймаго Н.В., при секретаре Ивлевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по жалобе Прутовых Виктора Юрьевича на действия (бездействия) ФБУ ИЗ-24/4 <адрес> ГУФСИН России по <адрес> и признании незаконным решения комиссии по проведению профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в Учреждении СИЗО-24/4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о постановке его на профилактический учет, У С Т А Н О В И Л : Прутовых В.Ю. обратился в суд с жалобой на действия Администрации ФБУ ИЗ-24/4 <адрес> о признании незаконными решения комиссии по профилактике правонарушений по постановке его на профилактический учет от ДД.ММ.ГГГГ, просит признать незаконными действия и бездействия в части не исполнения требований Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом № Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ (п.п.26,27,28,29,30,31), постановки его на профучет без соблюдения порядка, регламентированного данной Инструкцией. В судебном заседании Прутовых В.Ю. участия не принимал, отбывает наказание в ОИК-34, от ознакомления с представленными материалами отказался, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Представитель Учреждения ФБУ ИЗ-24/4 <адрес> по доверенности ФИО1 участия не принимал, просил дело рассмотреть без него, представил возражения. Указал, что жалобу Прутовых В.Ю. считает необоснованной, так как Прутовых В.Ю. поставлен на профучет обоснованно, постановка лица на данный учет носит профилактический характер, не меняет его правового статуса, а значит не нарушает его прав, свобод и законных интересов, поскольку объем прав и обязанностей лица не меняется. Требования Приказа Минюста РФ при постановке на учет Прутовых В.Ю. соблюдены. Просит в удовлетворении жалобы отказать. Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие(бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права свободы. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия(бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной инспекции, утвержденной Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № регламентирован порядок организации и проведения мероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы ( далее учреждения УИС). Деятельность Учреждения ФБУ ИЗ-24/4 <адрес> в этом направлении также регламентирована Регламентом комиссии по проведению профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждении, утвержденным Приказом ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Положением о комиссии по проведению профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждении, утвержденным этим же Приказом, Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении состава комиссии по проведению профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждении». Как установлено в судебном заседании осужденный Прутовых В.Ю. содержался в Учреждении ФБУ ИЗ-24/4 <адрес> в течение ряда, в том числе в 2010 году. Как видно из представленных Учреждением ФБУ-ИЗ_24/4 <адрес> материалов, в отношении Прутовых В.Ю. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по проведению профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в Учреждении СИЗО-4 <адрес> ГУФСИН России по <адрес> принято решение о постановке его профилактический учет как лицо, склонное к нападению и захвату заложников, за ним закреплен для проведения профилактической работы старший оперуполномоченный оперативного отдела ФИО2, что подтверждается Протоколом № заседания комиссии по проведению профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в Учреждении от ДД.ММ.ГГГГ. Решение вынесено с участием Прутовых В.Ю. Как видно из Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Прутовых В.Ю., согласно данных оперативного Отдела может совершить нападение на сотрудников для захвата заложников, а также выражает намерения по дезорганизации нормальной деятельности Учреждения (л.д.42). В соответствии со ст.22 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной инспекции, утвержденной Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальная профилактика включает в себя работу с подучетными лицами путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей личности правонарушителей, характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. Согласно п.23 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной инспекции, утвержденной Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на профилактический учет берутся осужденные (подозреваемые и обвиняемые): - организующие и провоцирующие групповые эксцессы; - склонные к нападению на представителей администрации и т.д., - на профилактический учет могут ставиться и другие категории лиц, отрицательно влияющих на состояние правопорядка в учреждении УИС. Согласно пунктов 25, 26 Инструкции: - инициатором постановки на профилактический учет может быть любой работник или сотрудник учреждения УИС, контактирующий с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми) в сфере уголовно-исполнительных отношений; - работник или сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах осужденного (подозреваемого и обвиняемого) на подготовку к совершению противоправных действий или оснований, указанных в п. 40 настоящей Инструкции, готовит мотивированный рапорт (Приложение N 1) на имя начальника учреждения УИС. Согласно п.29 Инструкции начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен этот осужденный (подозреваемый и обвиняемый), приступает к подготовке соответствующего материала для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения осужденного (подозреваемого и обвиняемого) и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебного расследования по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие данное лицо) и предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС. В соответствии с п.31 Инструкции на заседании комиссии в присутствии осужденного (подозреваемого и обвиняемого) заслушиваются начальник отряда (воспитатель), работник или сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет, и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются объяснения самого осужденного (подозреваемого и обвиняемого). Согласно пунктов 32 и 33 Инструкции: - по результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии в обязательном порядке фиксируется в протоколе, утвержденном начальником учреждения УИС и подписанном членами комиссии; - в случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим осужденным (подозреваемым и обвиняемым). В соответствии со ст.8 Инструкции основанием для постановки осужденного (подозреваемого и обвиняемого) на профилактический учет являются достоверные и проверенные сведения о его приготовлении совершить правонарушение либо отрицательная характеристика до осуждения или в период содержания в следственном изоляторе, карантинном помещении. В судебное заседание представлена характеристика на Прутовых В.Ю., согласно которой он характеризуется отрицательно, ранее неоднократно нарушал режим, крайне слабо реагирует на меры воспитательного характера, систематически нарушает установленный порядок, в отношении представителей Администрации Учреждения ведет себя нетактично, грубо, вызывающе, имеет 4 действующих взыскания - 2 выговора, дважды водворялся в карцер, с ним проведены 31 беседа профилактического характера за нарушение внутреннего распорядка и распорядка дня, правил передвижения и невыполнение законных требований сотрудников УИС и использование запрещенных предметов. Сотрудниками ОВР, психологом и другими службами УИС с ним проводится постоянно воспитательная работа. Вышеуказанные данные, изложенные в характеристике, подтверждаются также копиями указанных судебных решений. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что характеристика личности Прутовых В.Ю. и предыдущее поведение давали основания Администрации Учреждения СИЗО-4 <адрес> поставить на комиссии вопрос о постановке Прутовых В.Ю. на профучет в соответствии с п.23 Инструкции. Однако, представленные Учреждением ИЗ-24/4 <адрес> в дело материалы, связанные с принятием решения о постановке осужденного Прутовых В.Ю. на профилактический учет, свидетельствуют о нарушении порядка, предусмотренного пунктами 27-31 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Так, пунктами 27-31 указанной Инструкции предусмотрено, что после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, начальник учреждения УЖ должен дать поручение оперативным службам на их полную и всестороннюю проверку, после чего оперативные сотрудники в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, после окончания проверки в случае согласия визируют рапорт и передают его в воспитательную службу. Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен осужденный, приступает к подготовке соответствующего материала для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебного расследования по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие данное лицо) и предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС, который после ознакомления с указанным материалом, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии и учреждения УИС, на котором в присутствии осужденного заслушиваются начальник отряда (воспитатель), сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профучет, а также заслушиваются объяснения самого осужденного, после чего комиссией учреждения принимается решение о постановке лица на профучет или об отказе в такой постановке, снятии с учета или об отказе в снятии с учета, фиксируемое в протоколе, утвержденном начальником учреждения УИС и подписанном членами комиссии. Как видно из представленной копии рапорта сотрудника Учреждения ИЗ-24/4 <адрес> ФИО2 - инициатора постановки Прутовых В.Ю. на профучет - старшего оперуполномоченного СИЗО-4 ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ Прутовых В.Ю. своими действиями выражает намерение по дезорганизации нормальной деятельности Учреждения, а также нападении и захвату заложников. Полагал бы поставить Прутовых В.Ю. на профилактический учет как лицо, склонное дезорганизации нормальной деятельности Учреждения, захвату заложников и нападению (л.д. 41). Однако, рапорт содержит не основанного на каком-либо конкретном факте противоправного поведения осужденного Прутовых В.Ю. утверждение о том, что последний своими действиями выражает намерение по дезорганизации нормальной деятельности исправительного учреждения, а также нападения и захвату заложников, в связи с чем данное должностное лицо считает необходимым поставить Прутовых В.Ю. на профилактический учет в качестве лица, склонного к противоправным действиям. Таким образом, указанный рапорт является неконкретным и в нем отсутствует как таковая информация о Прутовых В.Ю., которая могла быть всесторонне проверена оперативными службами на предмет ее достоверности и обоснованности в соответствии с требованиями пункта 28 вышеназванной Инструкции. Иные материалы, свидетельствующие о склонности Прутовых В.Ю. к совершению правонарушений, за исключением его характеристики и справки о взысканиях суду не представлены. Такая проверка начальником СИЗО-4 ФИО3 не была инициирована вообще, поскольку уже ДД.ММ.ГГГГ рапорт им был завизирован указанием рассмотреть на комиссии (л.д. 41), заседание которой состоялась в тот же день (л.д. 42). Из представленного Протокола № заседания комиссии видно, что Прутовых В.Ю. присутствовал на заседании комиссии, однако, не усматривается сам ход заседания, какие материалы были доложены и исследованы, кто из сотрудников выступал по поставленному вопросу, а также была ли предоставлена возможность осужденному Прутовых В.Ю. для дачи объяснений в соответствии с требованиями пункта 31 Инструкции. Фактически в Протоколе указана повестка дня, список осужденных, приглашенных на комиссию с кратким изложением оснований для постановки их на учет, дальше идет изложение постановленного решения комиссии в отношении ряда указанных лиц. В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При таких обстоятельствах, в связи с нарушением вышеуказанной Инструкции при постановке Прутовых В.Ю. на профучет, решение комиссии Учреждения ИЗ-24/4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законными, в связи с этим, требования Прутовых В.Ю. подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконными решение комиссии ФБУ ИЗ-24/4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на профучет Прутовых Виктора Юрьевича. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы через канцелярию Дудинского районного суда. Председательствующий Н.В. Маймаго Решение принято в окончат. форме ДД.ММ.ГГГГ