Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Дудинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Маймаго Н.В., при секретаре Ивлевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комплекс бытовых услуг» об обязании устранить нарушения санитарного законодательства, У С Т А Н О В И Л: Начальник Территориального Отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе <адрес> А.Ю. Першин обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комплекс бытовых услуг» об обязании устранить нарушения санитарного законодательства, мотивируя свои требования следующим. Поводом для обращения в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц является возбуждение дела об административном правонарушении в связи с невыполнением Предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе было проведено плановое мероприятие по надзору в отношении муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг», расположенного по адресу: <адрес>. По результатам планового мероприятия по контролю было выявлено 26 нарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта; в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. За выявленные нарушения действующих нормативно-правовых актов, санитарных правил и гигиенических нормативов юридическое лицо муниципального унитарное предприятие «Комплекс бытовых услуг» было привлечено к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 6.4, ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях. С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе было вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения: ДД.ММ.ГГГГ Ответственность за выполнение настоящего предписания возлагалось на юридическое лицо. В соответствии с ч.2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Руководствуясь данным положением, в отношении муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг» по истечении срока исполнения Предписания территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения Предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проведения внепланового мероприятия по надзору было обнаружено невыполнение в установленный срок пунктов 1, 2 вышеуказанного Предписания, а именно: 1. Устранить нарушения п. 1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в части разработки и проведения предприятием санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. Копии протоколов лабораторных исследований и испытаний, договора на проведение производственного контроля с аккредитованной организацией представить в срок до ДД.ММ.ГГГГ - не выполнен. Предприятием не представлены протоколы лабораторных исследований и испытаний, договора на проведение производственного контроля с аккредитованной организацией. 2. Устранить нарушения п.2.6 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в части разработки программы производственного контроля на объектах муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг»: ТК «Заполярник», гостиница «Енисейские огни», ДБ «Заполярье», ТК «На Строителей», ТК «Торговый центр», офисные помещения, склад № 3, утвержденной руководителем предприятия. Срок исполнения: ДД.ММ.ГГГГ -не выполнен. Предприятием не представлена программа производственного контроля на объектах муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг»: ТК «Заполярник», гостиница «Енисейские огни», ДБ «Заполярье», ТК «На Строителей», ТК «Торговый центр», офисные помещения, склад № 3, утвержденная руководителем предприятия. Нарушенные требования санитарного законодательства юридическим лицом не устранены, требование об их устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица. Дело передано на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка №. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Однако, вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что до настоящего времени санитарно-эпидемиологическое состояние муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг» не приведено в соответствие с предъявляемыми требованиями. Доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства на момент подачи настоящего иска не представлено. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Данные положения Конституции развиваются в ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ, № 52-ФЗ согласно которой, граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Таким образом, несоблюдение санитарного законодательства, оказывает негативное воздействие на среду обитания человека. Согласно ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ч. 1 ст. 24 Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Допущенные ответчиком нарушения свидетельствует о невыполнении данного требования и создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Указанные выше нарушения действующих санитарных правил и нормативов являются серьезными нарушениями требований санитарного законодательства, влекущими нарушение прав человека на обеспечение безопасной среды обитания. Не проведение в объектах муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг» санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при оказании услуг, отсутствие разработанной программы производственного контроля, утвержденной руководителем предприятия, способствуют осуществлению деятельности без соблюдения требований санитарно-гигиенических норм, нарушению санитарно-гигиенических режимов, реализации некачественной и небезопасной продукции, ведет к возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний. В связи с тем, что состав лиц, получающих услуги муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг» является непостоянным, индивидуализировать их не представляется возможным, то необходимо применение нормы права о нарушении интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В данном случае главным распорядителем бюджетных средств (денежных средств) муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг» является Администрация <адрес>, и вынесенное судебное решение может существенно повлиять на его права и обязанности. В этой связи Администрация <адрес> привлечено по настоящему иску в качестве третьего лица без самостоятельных требований. Просит суд признать бездействия муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг» по устранению нарушений санитарного законодательства незаконными в отношении неопределённого круга лиц. Обязать муниципальное унитарное предприятие «Комплекс бытовых услуг» устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил, а именно: Устранить нарушения п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в части разработки и проведения предприятием санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. Представить копии протоколов лабораторных исследований и испытаний, договора на проведение производственного контроля с аккредитованной организацией. Устранить нарушения п.2.6 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в части разработки программы производственного контроля на объектах муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг»: ТК «Заполярник», гостиница «Енисейские огни», ДБ «Заполярье», ТК «На Строителей», ТК «Торговый центр», офисные помещения, склад № 3, утвержденной руководителем предприятия. Обязать устранить вышеуказанные нарушения санитарных правил в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель МУП «КБУ» по доверенности ФИО2 пояснила, что нарушения были не устранены по той причине, что у МУП «КБУ» не имелось денежных средств, договор в настоящее время заключен, но очередь МУП «КБУ» на проведение испытаний не подошла, так как в Центре гигиены только один специалист, который проводит исследования и испытания. Просила дать срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании с иском не согласилась, полагает, что Администрация <адрес> должны быть исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по делу по следующим основаниям. Доводы истца о том, что главным распорядителем бюджетных средств МУП «КБУ» является Администрация <адрес>, не обоснованы. МУП «КБУ» является коммерческим предприятием, осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность исходя из необходимости выполнения работ и оказания услуг в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов предприятия (п.7.1 Устава МУП «КБУ»). Как следует из ст.16 Положения об управлении собственностью <адрес>, утвержденным Решением Городского Собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Администрация <адрес> принимает решение о создании муниципального унитарного предприятия, об определении предмета и целей его деятельности, о его реорганизации и ликвидации, утверждает Устав предприятия, производит оплату уставного фонда, принимает решение о закреплении за предприятием имущества на праве хозяйственного ведения. В соответствии с п.6 указанной статьи муниципальным унитарным предприятием решение на совершение крупной сделки и о заимствовании принимается с согласия Администрации города. Таким образом, устранение нарушений санитарного законодательства осуществляется предприятием самостоятельно, какие-либо операции со средствами предприятия, полученными в результате финансово-хозяйственной деятельности, никаких последствий для бюджета города не влекут. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе вправе обращаться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц. Федеральный орган исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека, подавший заявление в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, пользуется всеми процессуальными правами, и несет все процессуальные обязанности истца. Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе согласно разделу I «Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе» является территориальным органом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители уполномочены предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Как установлено в судебном заседании в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе было проведено плановое мероприятие по надзору в отношении МУП «КБУ», расположенного по адресу: <адрес>. По результатам планового мероприятия по контролю было выявлено 26 нарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта; в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. За выявленные нарушения действующих нормативно-правовых актов, санитарных правил и гигиенических нормативов юридическое лицо муниципального унитарное предприятие «Комплекс бытовых услуг» было привлечено к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 6.4, ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях. С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе было вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения: ДД.ММ.ГГГГ Ответственность за выполнение настоящего предписания возлагалось на юридическое лицо. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Нарушение требований санитарного законодательства юридическим лицом не устранены, требование об их устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица. Дело передано на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка №. Ответчиком доказательства устранения выявленных нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не представлены. Таким образом, установлено, что МУП «Комплекс бытовых услуг» не принимает достаточных мер к устранению вышеуказанных нарушений санитарных правил и гигиенических нормативов, что является серьезным нарушением требований санитарного законодательства, влекущими нарушение прав человека на обеспечение безопасной среды обитания, создается угроза для здоровья неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца о признании бездействия МУП «Комплекс бытовых услуг» по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным и обязывании устранить нарушения санитарных правил обоснованны и подлежат удовлетворению. Что касается срока устранения указанных нарушений, то истец в судебном заседании не возражает против предложенных ответчиком вариантов срока исполнения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,196-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать бездействия муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг» по устранению нарушений санитарного законодательства незаконными в отношении неопределенного круга лиц. Обязать муниципальное унитарное предприятие «Комплекс бытовых услуг» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил, а именно: 1. Устранить нарушения п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в части разработки и проведения предприятием санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. Представить копии протоколов лабораторных исследований и испытаний, договора на проведение производственного контроля с аккредитованной организацией. 2. Устранить нарушения п.2.6 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в части разработки программы производственного контроля на объектах муниципального унитарного предприятия «Комплекс бытовых услуг»: ТК «Заполярник», гостиница «Енисейские огни», ДБ «Заполярье», ТК «На Строителей», ТК «Торговый центр», офисные помещения, склад № 3, утвержденной руководителем предприятия. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через канцелярию Дудинского районного суда. Председательствующий Н.В. Маймаго Решение принято в окончат. форме ДД.ММ.ГГГГ