О признании бездействия незаконным, наложении обязанности пометить 5-тонный контейнер, расположенный в районе контрольного поста милиции `19 пикет` в г. Дудинке



Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Дудинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего- судьи Маймаго Н.В., при секретаре Ивлевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Таймырского Долгано-<адрес> в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Правительству Красноярского края о признании незаконным бездействия по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации, наложении обязанности устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Таймырского Долгано-<адрес> обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, просил признать бездействие Администрации <адрес> по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации незаконным, обязать Администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по доставлению химических реактивов, содержащихся в 5-ти тонном контейнере, расположенном в районе поста КПМ «19 пикет» на специализированный полигон.

В ходе судебного разбирательства по делу прокурор изменял требования и просил наложить обязанность поместить 5-ти тонный контейнер, расположенный в районе контрольного поста милиции «19 пикет» в <адрес> с содержащимися в нем химическими реактивами в безопасное для окружающей среды, человека, охраняемое и недоступное для посторонних лиц место.

В настоящем судебном заседании заместитель прокурора района Сердюк Е.Е. представил заявление об уточнении требований, в котором просит: - признать бездействие Администрации <адрес> в сфере предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации в связи с непринятием мер по прекращению доступа неопределенного круга лиц к контейнеру в районе контрольного поста милиции «19 пикет» в <адрес>, в котором находятся опасные промышленные отходы незаконным; - обязать Администрацию <адрес> провести мероприятия, направленные на устранение доступа посторонних к указанному контейнеру в срок до ДД.ММ.ГГГГ; - признать бездействие Администрации Таймырского <адрес> и <адрес> в сфере предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации в связи с непринятием мер по транспортировке и утилизации опасных промышленных отходов в специально приспособленные места, находящиеся в контейнере в районе контрольного поста «19 пикет» в <адрес> незаконным; - обязать Администрацию Таймырского <адрес> и <адрес> обеспечить транспортировку и утилизацию 27 наименований опасных промышленных отходов, находящихся в контейнере в районе контрольного поста «19 пикет» в специально приспособленное для этих целей место в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования прокурор мотивировал следующим.

ДД.ММ.ГГГГ в районе контрольного поста милиции «19 пикет» в <адрес> обнаружен 5-ти тонный контейнер с химическими реактивами, в котором находятся, в том числе, 80 кг. азотной кислоты, 40 кг. фторофосфорной кислоты, 13 кг. толуола, 120 кг. четыреххлорного углерода (яд), 6 кг. экзоссиэтана, 2 кг. бария хлористого (яд) и другие химические реактивы. Указанные реактивы хранятся в не поврежденной заводской упаковка, в виде стеклянной тары и пакетов.

По результатам проведенной проверки, старшим следователем СО по <адрес> СУ СК при прокуратуре РФ по <адрес> ФИО1 принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием событий преступлений, предусмотренных ст. ст. 247, 254 УК РФ. В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий собственник контейнера не установлен.

В соответствии с Законом ТАО от ДД.ММ.ГГГГ -ОкЗ «Об установлении границ муниципальных образований Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и наделении их статусом городских, сельских поселений, муниципального района», район контрольного поста милиции «19 пикет» относится к территории подведомственной администрации <адрес>.

Из ответов и.о. руководителя администрации <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , руководителя администрации <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работа администрации <адрес> по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения ограничивается лишь направление запросов в ОВД по <адрес> и Управление ГО и ЧС администрации <адрес>.

По сообщению начальника территориального отдела Управления <адрес> в Таймырском Долгано- Ненецком муниципальном районе ФИО7 хранение химических реактивов на неохраняемой территории, в случае не санкционированного доступа создает угрозу причинения существенного вреда здоровью человека, ввиду того, что большая часть химических реактивов относится к ядовитым веществам и их утилизация должна производиться на полигонах обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.

Из ответа и.о. руководителя <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> предприняты меры по недопущению возникновения чрезвычайной ситуации - в целях невозможности проникновения посторонних лиц в контейнер сотрудниками Управления ГО и ЧС <адрес> двери контейнера заварены электросваркой.

Однако, данная мера, не исключает проникновение внутрь контейнера, его повреждение иными факторами, не устраняет угрозы для жизни и здоровья населения и окружающей среды, требует принятия немедленных конкретных мер по недопущению чрезвычайной ситуации. С августа 2009 года до настоящего времени указанный контейнер с химическими реактивами находится в районе контрольного поста милиции «19 пикет» на неохраняемой площадке.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Из приведенной нормы следует, что указанные химические реактивы относятся к отходам производства.

Приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» толуол, лом и отходы, содержащие алюминий отнесены к опасным производственным отходам. Из ГОСТОВ 5789-78,4461-77,4462-78 следует, что вещества, обнаруженные в контейнере, обладают токсическими свойствами, при попадании которых в окружающую среду создается угроза жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения поселений является участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона обязанность по участию в предупреждении возникновения чрезвычайной ситуации на территории района также возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов. Также к вопросам местного значения района отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.7 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации.

В силу ст. 11 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны принимать совместные последовательные меры, направленные на предотвращение возникновения чрезвычайной ситуации. Полагает, что в результате нахождения на территории муниципального образования опасных производственных отходов сложилась угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст.1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно ст.6 указанного Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

Из приведенных выше норм следует, что с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации органы местного самоуправления <адрес> должны обеспечить условия нахождения контейнера, исключающие доступ к нему посторонних лиц. В свою очередь, органы местного самоуправления муниципального района и <адрес> принять меры к транспортировке указанного контейнера на специальный полигон для утилизации опасных промышленных отходов.

Приведенные меры до настоящего времени указанными органами не проведены, что свидетельствует о бездействии, нарушении права неопределенного круга лиц. В результате бездействия со стороны указанных органов власти создается реальная угроза жизни и здоровью жителей город, района и окружающей среде.

Представитель Администрации <адрес> по доверенности Иванов Д.Е. с требованиями прокурора не согласен. Готов требования прокурора об обеспечении прекращения доступа к контейнеру признать, предложения прокурора в требуемый им срок будут выполнены, об этом он переговорил с уполномоченными должностными лицами. Все необходимые мероприятия будут проведены. Однако, каких-то специальных требований по охране и ограждению таких объектов, как данный контейнер, не нашел, установлены требования для промышленных объектов, где производятся химические вещества (СНИПы и различные требования). Полагает, что предварительно будет достаточно возвести ограждающие конструкции из колючей проволоки, установить яркие таблички с указанием «Опасно, токсично», такие таблички готовы изготовить. Не согласен в части требования прокурора о признании незаконным бездействия Администрации города в сфере предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации в связи с непринятием мер по предотвращению доступа неопределенного круга лиц к указанному контейнеру. Администрацией города была проведена определенная работа, по факту обнаружения контейнера была создана комиссия по вопросу предотвращения чрезвычайной ситуации, были проведены заседания комиссий с участием руководителя ГО ЧС района, занимались поисками организации, которая может перевезти контейнер. Администрацией города в переделах своей компетенции был выполнен весь необходимый комплекс мероприятий, чтобы быстро организовать обращение с этими отходами. Кроме того, все силы и средства, необходимые для устранения ЧС, находятся в муниципальном районе, город как муниципальное образование не располагает такими силами и средствами.

Согласно Постановлению правительства РФ от 21.05. 2007 года «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ЧС природного и техногенного характера подразделяются на 6 видов ситуаций, начиная от локальной и до ЧС федерального характера. На заседании комиссии, организованной Администрацией города по факту обнаружения указанного контейнера пришли к решению, что ситуация грозит оказаться чрезвычайной. Полагает, что без специальных исследований понятно, что если химикаты попадут в воды рек Дудинка и Енисей, то вымрет поколение рыб, ЧС будет регионального характера, предотвращение которой относится к компетенции <адрес>. Полагает, что <адрес> должно было организовать предупреждение ЧС, обеспечить участие в мероприятии муниципального района и <адрес>. Считает также, что установление опасности обнаруженных химикатов не повлияет на компетенцию органа, который должен заниматься предотвращением ЧС. В данном контейнере больше всего химического вещества - толуола - 6 кг, по федеральному классификационному каталогу отходов он второй, после азотной и фосфорной кислот, у него 3 класс опасности. В соответствии с <адрес> район наделен государственными полномочиями по предупреждению и ликвидации ЧС, имеющих региональное значение, поэтому он должен заниматься мероприятиями по предупреждению ЧС.

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами, является расходным обязательством субъекта РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом к полномочиям поселения в области обращения с отходами относится лишь сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

В соответствии с преамбулой Федерального закона №89-ФЗ он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. В соответствии с преамбулой Федерального закона №68-ФЗ, этот правовой акт определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Таким образом, Федеральный закон №89-ФЗ является специальным по отношению к Федеральному закону №68-ФЗ, и реализация последнего полностью зависит от реализации первого (в части защиты населения и окружающей среды от опасного воздействия отходов производства).

Таким образом, компетенция органов публичной власти в области обращения с опасными отходами, а равно в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, связанных с обращением с опасными отходами, ограничивается лишь полномочиями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов).

Рассматривая полномочия органов местного самоуправления поселения по исполнению вопроса местного значения «участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения», в разрезе ситуации, возникшей в связи с нахождением на территории опасных отходов, можно сделать вывод лишь о следующем необходимом действии Администрации города: уведомление уполномоченного органа о необходимости утилизации опасного отхода. Такое действие было предпринято (копии материалов переписки имеются в материалах дела) и является достаточным в рамках имеющейся компетенции. При этом, без определения конкретных необходимых действий органов местного самоуправления <адрес> в возникшей ситуации, не принимая во внимание необходимость совместного, комплексного способа ее решения, (исходя из формулировки полномочия «участие в...»), не определив степень и особенности такого участия каждого из его субъектов, заявителем сделан необоснованный вывод о недостаточности принимаемых Администрацией города мер. При сложившихся обстоятельствах, незаконным следует признать бездействие органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, которые, учитывая компетенцию субъектов РФ, не обеспечили надлежащего информирования органов государственной власти <адрес> о необходимости предупреждения чрезвычайной ситуации. Указанную обязанность органов местного самоуправления муниципального района, в первую очередь должны были выполнить, реализуя полномочие по утилизации опасного отхода производства. И впоследствии, установив угрозу возникновения чрезвычайной ситуации при обращении с этим отходом, немедленно информировать уполномоченный орган государственной власти <адрес> в рамках единой системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территории <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В свою очередь, уполномоченный орган государственной власти <адрес> в рамках компетенции, предоставленной ст. 6 Федерального закона №89-ФЗ, обязан принять соответствующие меры по предотвращению чрезвычайной ситуации. И в рамках принятия таких мер, безусловно, должны быть реализованы вопросы местного значения поселения и муниципального района по участию в них, в той степени, которая будет определена указанным краевым органом власти.

Кроме того, основные параметры использования и хранения химических веществ, их номинальные потребительские свойства, а также сроки хранения, использования и годности установлены государственными стандартами. Химические вещества, хранящиеся в контейнере, несмотря на нахождение их в заводской упаковке, таре, не являются годными для использования по назначению, то есть потеряли свои потребительские свойства и являются опасными отходами.

При этом ни Федеральный закон №68-ФЗ, ни Федеральный закон №131-ФЗ, не содержит градации, разделения полномочий в зависимости от места возникновения угрозы чрезвычайной ситуации. Вопрос местного значения муниципального района сформулирован следующим образом: «участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района» (т.е. не на межселенных территориях, а на всей территории муниципального образования). Заявителем, иными лицами, участвующими в деле, не представлены доказательства отнесения угрозы чрезвычайной ситуации к масштабу местной, локальной, региональной. Таким образом, правовые основания утверждать, что предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации в данном случае является полномочием поселения, отсутствуют.

По мнению представителя, факт принадлежности рассматриваемых химических веществ к опасным отходам производства, является доказанным. Измененные прокурором требования напрямую связаны с обращением с отходами.

Представитель Администрации Таймырского <адрес> по доверенности Апанасюк Н.И. заявленные требования также не признал, мотивируя следующим. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду классифицированы на пять классов опасности, более того, данная классификация закреплена в положениях Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» На отходы 1-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Отсутствие паспорта на отходы, находящиеся в контейнере не дает прокурору оснований предполагать об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации при доступе к ним неопределенного круга лиц. Прогнозируя возможность возникновения чрезвычайной ситуации, прокурор не приводит показателей степени риска для населения, поражающие факторы, продолжительность и масштаб воздействия, что отмечено в кассационном определении суда. Считает, что без установления класса опасности отходов, находящихся в контейнере и определения опасности чрезвычайной ситуации для населения, которая может возникнуть при хранении химических реактивов в закрытом контейнере, суд не имеет законных оснований признать бездействие <адрес> в сфере предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации в связи с непринятием мер по транспортировке и утилизации опасных промышленных отходов в специально приспособленные места незаконным и возложить обязанность обеспечить транспортировку и утилизацию вышеуказанных 27 наименований опасных промышленных отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> полномочия в области ГО И ЧС переданы району только на межселенных территориях, но никак на границах МО «г.Дудинка».

Также пояснил о том, что поддерживает ранее представленные суду доводы <адрес>, которые заключаются в следующем. В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Находящиеся в контейнере химические реактивы к отходам производства и потребления не относятся, то есть нормы Федерального закона №89-ФЗ в данном случае применяться не могут. Решение заявленного прокурором спора должно решаться в рамках Федерального закона №131-ФЗ, согласно которому к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Довод представителя Администрации <адрес> о том, что решение одного вопроса местного значения посредством реализации другого вопроса местного значения, а именно предупреждение чрезвычайной ситуации посредством утилизации и переработки отходов в рассматриваемой ситуации, считает ошибочным, поскольку организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не включает в себя сбор этих отходов, что в рассматриваемом случае необходимо, так как утилизация и переработка отходов производятся на специальных объектах.

Так же полагает, что отношения в области оборота отходов относятся к обычному, сложившемуся гражданскому обороту отходов, то есть когда у отходов имеется собственник, когда отходы организованно собираются и вывозятся на полигоны, мусорные заводы и т.д., где уже утилизируются и подвергаются переработке, и не применимы в рассматриваемом деле. Как было установлено в ходе судебного разбирательства, для оборота отходов нужен паспорт, однако законодательством на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по изготовлению указанных паспортов не возложено.

При этом в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно статьи 1 Федерального закона №68-ФЗ, предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств (статья 7 Федерального закона №68-ФЗ).

Из анализа приведенных норм следует, что мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций не могут и не должны ограничиваться (применительно к рассматриваемому делу) только утилизацией и переработкой вредных отходов.

Учитывая указанные принципы, считает, что в сложившейся ситуации достаточно размещения муниципального заказа на вывоз химических реактивов специализированной организацией в безопасное место, что Администрация <адрес> и должна была осуществить в рамках решения вопроса местного значения.

Федеральным законом №131-ФЗ к вопросам местного значения и муниципального района и поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Совпадение определений или даже тождественность вопросов местного значения поселений и муниципального района означают, что данные вопросы местного значения должны решаться как органами местного самоуправления муниципального района, так и органами местного самоуправления входящих в его состав поселений. Разграничивать вопросы местного значения в случаях их тождественного значения какими-либо нормативными актами не требуется, поскольку разграничение предметов ведения между муниципальными районами и входящими в их состав муниципальными образованиями уже осуществлено Федеральным законом №131-ФЗ. При этом вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно исходя из уровня спроса населения на общественные услуги по таким вопросам местного значения, а также финансовых и экономических возможностей. Органы местного самоуправления муниципального района могут направлять на решение вопросов местного значения более значительные средства, чем поселения, с тем, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей всех жителей муниципального района, а также обеспечить удовлетворение отдельных потребностей на качественно более высоком уровне. На общественные услуги по некоторым вопросам местного значения в отдельных муниципальных образованиях спрос может отсутствовать полностью. Так если на территории района только в одном поселении имеется необходимость в решении проблемы возникновения угрозы для безопасности людей и предотвращение этой угрозы не потребует значительных финансовых затрат, очевидно, нужно считать, что в масштабе территории района спрос на такую услугу не велик и должен удовлетворяться органами местного самоуправления поселения.

Таким образом, учитывая обстоятельства сложившейся ситуации, а именно незначительный объем химических реактивов, что в свою очередь предполагает незначительные финансовые затраты, отсутствие аналогичной проблемы в других поселениях Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, считает, что решение вопроса по предупреждению чрезвычайной ситуаций, рассматриваемой в настоящем деле, должно удовлетворяться Администрацией <адрес>. Учитывая изложенное, Администрация Таймырского <адрес> просит в удовлетворении заявления к ней отказать.

Представитель Правительства Красноярского края С.В. Бородавкин (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ), в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия. В ранее представленном Отзыве полагает, что требования прокурора к Администрации <адрес> являются обоснованными, поскольку истечение срока хранения находящихся в контейнере химикатов, в свете Федерального закона №89-ФЗ, не свидетельствует об утере ими своих потребительских свойств. При этом заявленное прокурором требование о помещении содержимого контейнера в безопасное место, не относится к обращению с отходами, поэтому не может возлагаться на <адрес>.

Привлеченный в дело для дачи заключения Территориальный отдел в Таймырском <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, в лице представителей ФИО7, ФИО6, сообщили, что обнаруженные в контейнере вещества относятся к 1-4 классу опасности. При этом способ их хранения не обеспечивает герметичность, не исключает возможность причинения вреда окружающей среде и населению.

Привлеченный в дело для дачи заключения Таймырский отдел по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по <адрес>, в лице представителей ФИО5, ФИО4, сообщили, что находящиеся в контейнере вещества являются отходами, так как срок их хранения истек, то есть они потеряли свои потребительские свойства.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, установив фактические обстоятельства по делу, суд находит вышеуказанные доводы прокурора обоснованными, а уточненные им в настоящем судебном заседании требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах поселения ( п.8 ч.1 ст.14), к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС на территории муниципального района ( п.7 ч.1 ст.15).

Согласно ст.24 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: регионального и межмуниципального характера(за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах ( на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ « об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в частности проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

В силу ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, в районе контрольного поста милиции «19 пикет», находящегося в пределах границ населенного пункта Дудинка обнаружен 5-тонный контейнер, внутри которого хранятся следующие химические элементы (смеси):

Наименование химического элемента

тара

количество

1

Азотная кислота

20 кг

4

2

Фторофосфорная кислота

20 кг

2

3

Фторофосфорная кислота

1 кг

н/уст

4

Толуол

0,9 кг

9

5

Толуол

5 кг

н/уст

6

4-х хлорный углерод (яд)

20 кг

6

7

Кобальт сернокислый

0,9 кг

1

8

Аммоний лимоннокислый

0,5 кг

4

9

Барий хлористый (яд)

0,7 кг

<-> о

10

Алюминий сернокислый 18-и водный

0,9 кг

2

11

Кислота сульфасилициловая 2-х водная

0,7 кг

2

12

Калий хлористый

0,8 кг

2

13

СНЗ(СШ) OS03Na

0,7 кг

1

14

Кобальт хлористый 6-и водный

0,9 кг

1

15

Железно-амониевые квасцы

0,8 кг

1

16

Натрий фосфорнокислый 2-х замещенный безводный

0,9 кг

1

17

NaOH

0,9 кг

1

18

Дифенилкарбазол

0,1 кг

1

19

Аммоний хлористый

0,9 кг

1

20

Соль.динатриевая этилен диамин тетрауксусной к-ты

0,8 кг

1

21

Na2S03

0,5 кг

1

22

Натрий металл оси ликатный 9-ти водный

0.5 кг

1

23

Магний хлористый 6-и водный 98 проц.

0,5 кг

1

24

Калий-натрий тартрат 6-и водный

0,5 кг

1

25

Натрий сернистокислый

0,5 кг

1

26

Бензойная кислота

0,9 кг

1

27

Экзосиэтан

0.9 кг

6

При этом тара и упаковка не нарушена, стеклянные колбы с кислотами и другими элементами стоят в корзинах установленного образца. Разлива, рассыпания на пол контейнера и по почву не имеется (служебная записка комиссии сотрудников ГОиЧС Администрации Таймырского <адрес>).

Согласно статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Из заключения Роспотребнадзора и Росприроднадзора следует, что находящиеся в контейнере химические элементы (смеси) отнесены к 1-4 классу опасности, следовательно, их попадание в окружающую среду может создать существенную угрозу причинения вреда здоровью людей или окружающей среды, то есть чрезвычайную ситуацию.

Согласно протокола осмотра места происшествия, произведенного старшим следователем СО по <адрес> СУ СК при прокуратуре РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на упаковке веществ имеются бирки, с указанием года их производства: 1985-1989 гг.

В Российской Федерации в отношении указанных реактивов используются следующие ГОСТы, с указанными в них гарантийными сроками хранения:

1. Азотная кислота - 6 месяцев. (ГОСТ 4461-77 от ДД.ММ.ГГГГ)

2. Толуол - 1 год со дня изготовления. (ГОСТ 5789-78 от ДД.ММ.ГГГГ)

3. Углерод четыреххлористый - 3 года со дня изготовления (ГОСТ 20288-74).

4. Кобальт сернокислый - 1 год со дня изготовления. (ГОСТ 4462-78).

5. Барий хлористый - 2 года со дня изготовления (ГОСТ 742-78).

6. Алюминий сернокислый - 2 года со дня изготовления (ГОСТ 3758-75).

7. Кислота сульфациловая - 6 месяцев со дня изготовления (ГОСТ 4478-78).

8. Калий хлористый - 3 года со дня изготовления (ГОСТ 4234-77).

9. Кобальт хлористый 6-водный - 1 год со дня изготовления ( ГОСТ 4525-77).

10. Натрий фосфорнокислый - шесть месяцев со дня изготовления (ГОСТ 11773-76).

11. Бензойная кислота - 2 года со дня изготовления (ГОСТ 10521-78).

12. Аммоний хлористый - 3 года со дня изготовления (ГОСТ 3773-72).

Таким образом установлено, что срок хранения веществ (смесей), хранящихся в контейнере истек.

Фактами, указывающим на потерю химическими веществами (смесями) потребительских свойств, является нарушение условий хранения и (или) окончание срока хранения, установленного действующими ГОСТами или ТУ.

Изложенное, с учетом длительности периода (более 20 лет) и характера условий (открытый для существенного перепада температур) хранения, свидетельствует, что находящиеся в контейнере вещества (смеси), утратили свои потребительские свойства, в то же время, не перестав быть опасными для населения и окружающей среды.

В статье 2 Федерального закона №89-ФЗ приведено понятие отходов производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» представляет следующие определения:

Отходы - остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

Примечание - Под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельность, в том числе, - потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления.

Отходы производства: остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Отходы потребления: остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

Более общее понятие отходов приведено в действующих в России актах международного права, в частности в Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №49-ФЗ.

Согласно ст.2.1 Конвенции, «отходы» представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.

Из приведенного в Базельской конвенции критерия опасности, обнаруженные в контейнере отходы являются опасными, поскольку в их число входят, в частности, кислотные растворы.

Понятию отходов посвящен также Модельный закон «Об отходах производства и потребления» (Новая редакция), принят на 29 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому:

Отходы производства и потребления - (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также утратившие свои потребительские свойства товары (продукция), которые не могут в дальнейшем использоваться в месте их образования или обнаружения и от которых их собственник избавляется, имеет намерение или должен избавиться путем утилизации или удаления.

Отходы опасные - отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и (или) окружающей среды. К опасным отходам относятся категории отходов, признаваемые опасными и подлежащие контролю в соответствии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, ДД.ММ.ГГГГ).

Обращение с отходами - все виды деятельности, связанные со сбором, хранением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, захоронением отходов.

Хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей ликвидации.

В Российской Федерации критерии отнесения отходов к определенному классу опасности указаны в приказе МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

При этом в Приложении 2, в котором приведены отдельные опасные отходы, содержится, в частности, толуол. Из ГОСТа 5789-78 следует, что толуол токсичен, является легковоспламеняющейся жидкостью, при увеличении предельно допустимой концентрации действует раздражающе на слизистые оболочки и кожу, а также вызывает поражение жизненно важных органов и систем. При работе с препаратом следует применять индивидуальные средства защиты.

ГОСТ 4461-77 свидетельствует о том, что азотная кислота при непосредственном контакте с кожей, вызывает ожоги, дым содержащий азотную кислоту, раздражает дыхательные пути, вызывает разрушение зубов, конъюктивиты.

Согласно ГОСТ 4462-78 Кобальт серно-кислый может вызывать нарушения пищеварения, дыхания, кровеносной системы, а также острый дерматит и т.д.

Приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 786, утвержден федеральный классификационный каталог отходов, в который, в том числе входят остатки толуола, потерявшего потребительские свойства (553 553 025 01 02 07 3), лом и отходы, содержащие алюминий (353 101 00 01 00 0).

Изложенное дает основания суду признать находящиеся в контейнере вещества (смеси) опасными отходами, относящимися к различным классам опасности, поскольку собственник от контейнера отказался (информация о прибытии контейнера в базе данных ЗТФ ОАО «ГМК «Норильский никель» отсутствует, 13-ти значные номера, имеющиеся на контейнере не используются с 1995 года), содержимое контейнера утратило свои потребительские свойства и не может участвовать в процессе производства. По мнению суда, нахождение указанного контейнера в районе контрольного поста милиции «19 пикет» в <адрес> может привести к возникновениею ЧС как регионального или межмуниципального характера, так и федерального, в зависимости от способа проникновения в контейнер посторонних лиц, их целей, от места (вода, почва воздух), времени, количества, характера и степени проникновения химотходов, обектов поражения.

Нахождение указанного контейнера с опасными промышленными отходами на неохраняемой, неогороженной территории, наличие опасности проникновения в него, опасности проникновения химикатов на почву, воздух, воду, непринятие мер по его вывозу для утилизации создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, что подтверждается вышеуказанными установленными фактическими обстоятельствами по делу.

        Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является одной из обязанностей органов местного самоуправления всех уровней (Федеральный закон №68-ФЗ, Федеральный закон №131-ФЗ, постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О единой государственной системе предупреждения чрезвычайных ситуаций»).

        При этом используется принцип субсидиарности, закрепленный в ст.7 Федерального закона №68-ФЗ и заключающийся в том, что объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Учитывая характер, количество и степень опасности хранящихся в контейнере опасных отходов, при обращении с которыми требуется особая осторожность, которая должна достигаться путем привлечения специалистов, специально подготовленных организаций, обладающих необходимыми разрешениями, исходя из полномочий указанных органов государственной власти, суд приходит к выводу, что полномочия по обращению с ними должны осуществляться за счет сил и средств района и субъекта Российской Федерации.

Изложенная позиция корреспондирует ст. 6 Федерального закона №89-ФЗ, относящей к полномочиям субъектов Российской Федерации проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

При этом опасность возникновения чрезвычайной ситуации является реальной, поскольку контейнер располагается на неохраняемой территории, в условиях, не исключающих возможности доступа посторонних лиц, что подтверждается результатами проверки, проведенной прокуратурой Таймырского <адрес>. Тот факт, что в настоящий момент вход в контейнер заварен, не свидетельствует о том, что содержащиеся в нем химические элементы (смеси) перестали представлять опасность для населения и окружающей среды.

Кроме этого, суд учитывает, что на рассматриваемые правоотношения также распространяется действие Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть такого состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находящуюся, согласно ст.72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку возникновение чрезвычайной ситуации, связанной с содержимым контейнера, как установлено в судебном заседании, может повлечет угрозу окружающей среде. Часть 2 статьи 2 указанного Федерального закона относит вопросы охраны окружающей среды к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации

Возражения <адрес> относительно того, что понятие перемещение не является обращением с отходами, суд считает необоснованным, так как действующие на территории Российской Федерации и международные и внутрироссийские правовые акты, относят к понятию «обращение» любые действия, связанные с перемещением и хранением отходов.

Кроме того, в данном случае недостаточно решения вопроса только о перемещении контейнера, необходимо его транспортировка и утилизация, то есть принятие достаточных мер для предотвращения возникновения ЧС государственными органами власти в рамках их полномочий в этой сфере.

В то же время суд считает, что основания для признания бездействия незаконным отсутствуют, поскольку требования о принятии мер направлялись прокурором не уполномоченному на это лицу. Также суд считает недостаточным предложенный прокурором срок для удовлетворения заявленных требований, и считает возможным установить срок для выполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 254-256 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Таймырского Долгано-<адрес> удовлетворить частично.

Обязать Администрацию <адрес> провести мероприятия, направленные на устранение доступа посторонних лиц к указанному контейнеру в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию Таймырского <адрес> и <адрес> обеспечить транспортировку и утилизацию 27 наименований опасных промышленных отходов, находящихся в контейнере в районе контрольного поста «19 пикет» в специально приспособленное для этих целей место в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении других требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

                                       

Судья                                                Н.В. Маймаго

Решение принято

в окончат форме

ДД.ММ.ГГГГ