о возмещении денежных средств на содержание несовершеннолетнего подопечного



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2011 года                                                                                                     г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Е.М. Меньщиковой,

при секретаре О.О. Мостовой,

с участием истицы Хританковой Т.П.,

представителя ответчика Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района Панова А.А., Головнева М.Н.,

представителя ответчика Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района Мутовиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Хританковой Тамары Павловны к Министерству образования и науки Красноярского края, Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Управлению образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о возмещении денежных средств на содержание несовершеннолетнего подопечного Рафаэльского Алексея Олеговича,

УСТАНОВИЛ:

Хританкова Т.П. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Красноярского края о возмещении денежных средств на содержание несовершеннолетнего подопечного Рафаэльского Алексея Олеговича, указывая на то, что она является попечителем над несовершеннолетним Рафаэльским А.О., 08 июля 1993 года рождения. Предварительная опека была установлена постановлением Администрации ТДН района от 04.08.2009 года №449, в связи с тем, что ранее назначенный опекун Мандрусов А.А. по состоянию здоровья был вынужден отказаться от воспитания внука. В августе 2011 года истица представила в орган опеки и попечительства Управления образования почти полный пакет документов для назначения ее попечителем, не смогла предоставить только справку о санитарном состоянии жилого помещения. Специалистом по опеки ей было разъяснено, что Администрацией района не может быть принято решение о назначении ее попечителем на постоянной основе по причине отсутствия данного документа, и что на территории Красноярского края не определен уполномоченный орган для выдачи справок о соответствии жилых помещений установленным санитарным нормам. Такой орган был определен только в конце августа 2009 года, о чем органы опеки были информированы в сентябре 2009 года. Истица в начале сентября 2009 года выехала в г.Сочи для прохождения лечения, и вернулась в конце ноября 2009 года., так как скоропостижно скончался ее супруг. После похорон она сразу попала в больницу в тяжелом состоянии, откуда была выписана в январе 2010 года. После этого обратилась в орган опеки для оформления документов постоянную опеку. Ей был выдан запрос в отделение Роспотребнадзора на выдачу заключения, которое было получено 15.12.2010 года, но в связи с заболеванием истица не смогла пройти медицинское освидетельствование кандидата в попечители, закончила медосмотр только 12.01.2010 года. Попечительство на Рафаэльским А.О. было назначено на постоянной основе Постановлением Администрации муниципального района от 22.01.2010года с 04 сентября 2009 года, после истечения месячного срока предварительной опеки. В феврале 2010 года истица снова попала в больницу и вынуждена была выехать на лечение в санаторий. Вернулась она в апреле 2010 года, и сразу же были назначены выплаты на содержание внука. Пакет документов специалистами органа опеки и попечительства был направлен в Министерство науки и образования Красноярского края. Так как деньги на содержание внука не поступали, в августе 2010 года истица обратилась в орган опеки, где было установлено, что пакет документов был утерян вместе с письмом Министерства об отказе в выплате денежных средств за период с 04.08.2009 по 21.01.2010 года. На основании данного письма она написала заявление об изменении даты выплаты, которая была установлена Постановлением Администрации ТДН района с 21 января 2010 года. Истица полагает, что имеет право на возмещение расходов на содержание подопечного Рафаэльского А.О. за указанный период и просит обязать ответчика возместить ей денежные средства на содержание подопечного за период с 04.08.2009 по 21.01.2010 года.

Истица Хританкова Т.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени слушания дела был уведомлен надлежащим образом. Представил возражения на исковые требования Хританковой Т.П., пояснив, Министерство из краевого бюджета перечисляет денежные средства на лицевые счета опекунов на основании решения органа опеки и попечительства о назначении денежных средств на подопечного. Истица имела право на получение денежных средств на ребенка, так как несовершеннолетний проживал с ней, и не был помещен на полное государственное обеспечение, однако, по мнению Министерства образования и науки Красноярского края права истицы нарушены органом опеки и попечительства Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района.

Представитель ответчика Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района Головнев М.Н. в судебном заседании исковые требования истицы признал, пояснили, что денежные выплаты истице должно произвести Министерство образования и науки.

Представитель ответчика Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района Мутовина Ю.А. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что несовершеннолетний Рафаэльский А.О. с лета 2009 года проживал у истицы, она несла расходы на его содержание, и значит, имеет право на возмещение расходов.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 145 СК РФ, опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Законом Красноярского края от 20.12.2007 N 4-1089 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних", исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, включающими в себя:

выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведение учета таких детей, избрание формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования;

осуществление защиты прав и интересов детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

назначение (временное назначение) опекунов (попечителей), а также освобождение и отстранение опекунов (попечителей) в соответствии с действующим законодательством от исполнения ими своих обязанностей;

принятие решения о назначении или прекращении выплаты денежных средств опекунам (попечителям), приемным родителям (родителю) на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплате вознаграждения приемным родителям (родителю) за счет средств краевого бюджета, единовременных пособий при всех формах устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и размерах, установленных действующим законодательством;

Судом установлено, что Хританкова Т.П. является попечителем над несовершеннолетним Рафаэльским А.О., 08.07.1993 года рождения.

Родители несовершеннолетнего Рафаэльского А.О. лишены родительских прав в отношении него в 2001 году.

Первоначально опекуном Рафаэльского А.О. был назначен его дедушка Мандрусов А.А., который в связи с тяжелым заболеванием был вынужден отказаться от воспитания внука.

С осени 2009 года Рафаэльский проживает со своей бабушкой Хританковой Т.П., постановлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 04.08.2009 года № 449 Хританкова Т.П. была предварительно назначена попечителем над несовершеннолетним Рафаэльским А.О., с правом получения и распоряжения доходами подопечного, в том числе ежемесячными выплатами, производимыми уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством (л.д.6).

В августе 2009 года Хританкова Т.П. представила в орган опеки и попечительства Управления образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района необходимые документы для назначения ее попечителем, за исключением справки о санитарном состоянии жилого помещения, поскольку на тот момент федеральным законодательством не были установлены порядок, сроки выдачи и форма указанных справок.

Разъяснение по вопросу оформления справок о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам были даны Письмом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 01/14387-9-32 только 29 сентября 2009 года.

Однако в начале сентября Хританкова Т.П. выехала по путевке для прохождения лечения в г. Сочи на 20 дней, оттуда поехала в отпуск.

Из отпуска вернулась только в конце ноября 2009 года, так как 29.11.2009 года у истицы в г. Дудинке умер супруг Хританков Н.Н. после похорон супруга, истица проходила лечение в больнице до января 2010 года.

Санитарно-эпидемиологическое Заключение Роспотребнадзора было выдано 15 декабря 2009 года (л.д.22).

Но к этому времени трехмесячный срок действия медицинского заключения о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, истек. Медосмотр истица прошла только 12 января 2010 года, после чего обратилась в орган опеки и попечительства о назначении ее попечителем над несовершеннолетним Рафаэльским А.О.

Постановлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 22.01.2010 года № 19 Хританкова Т.П. назначена попечителем над несовершеннолетним Рафаэльским А.О. с 04.09.2009 года с правом получения и распоряжения доходами подопечного, в том числе ежемесячными выплатами, и иными доходами подопечного (л.д.9).

Постановлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 23.04.2010 года № 260 Хританковой Т.П. назначены выплаты денежных средств на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря для несовершеннолетнего подопечного Рафаэльского А.О. Пунктом 2 данного постановления установлено о производстве причитающихся выплат с 04 августа 2009 года (л.д.11-12).

Постановлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 24.09.2010 года № 634, внесены изменения в п.2 постановления Администрации района от 23.04.2010 года № 260 в части изменения даты «04 августа 2009 года» на дату «22 января 2010 года» (л.д.13).

Денежные средства на содержание несовершеннолетнего подопечного Рафаэльского А.О. Хританковой Т.П. были получены за период с 22 января 2010 года.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опекуном или попечителем в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин. Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни. Проведение предварительной проверки сведений о личности опекуна или попечителя не требуется. Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев. В случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 26.07.2010) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном;

б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

з) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);

и) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном, в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии);

к) автобиография.

Статья 17-2 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (ред. от 30.06.2011) "О защите прав ребенка", устанавливает, что выплата денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря опекунам (попечителям) осуществляется органом исполнительной власти края, уполномоченным Правительством края.

При этом назначение и выплата указанных денежных средств производится на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), родители которых не известны или не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи, в том числе и с лишением их родительских прав.

Для получения денежных средств на ребенка опекун (попечитель) представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства с опекаемым ребенком:

заявление о назначении денежных средств с указанием номера банковского счета или вклада до востребования, открытого опекуном в российских кредитных организациях, или номера отделения федеральной почтовой связи;

копию свидетельства о рождении ребенка;

копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (решение суда о лишении родителей родительских прав, свидетельство о смерти и другие);

документ, подтверждающий совместное проживание ребенка с опекуном (попечителем);

выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства);

справку органа социальной защиты населения о прекращении выплаты ежемесячного пособия.

Назначение и выплата денежных средств на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь для детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется на основании постановления (распоряжения) органа опеки и попечительства со дня установления опеки (попечительства).

Орган опеки и попечительства в 15-дневный срок с момента обращения опекуна (попечителя) устанавливает обоснованность его просьбы, принимает решение о назначении денежных средств или об отказе в их назначении, копия которого выдается опекуну (попечителю).

Органы опеки и попечительства направляют решение о назначении денежных средств или прекращении их выплаты в орган исполнительной власти края, уполномоченный Правительством края (данным органом является Министерство образования и науки Красноярского края), в течение 5 дней с момента принятия, а также представляют иную информацию, имеющую значение для осуществления выплаты указанных денежных средств.

Денежные средства на подопечного выплачиваются опекуну (попечителю) ежемесячно в полном размере органом исполнительной власти края, уполномоченным Правительством края, не позднее 15-го числа следующего месяца. Выплата денежных средств осуществляется по выбору опекуна через отделения федеральной почтовой связи или российские кредитные организации на открытый им банковский счет или вклад до востребования.

Статьей 17-1 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (ред. от 30.06.2011) "О защите прав ребенка", установлено, что денежные средства опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваются в размере стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, которыми обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в краевых государственных образовательных учреждениях.

После установления порядка выдачи справок о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам в сентябре 2009 года Хританкова Т.П. с заявлением о выдаче данной справки не обратилась, так как в это время находилась в отпуске.

По прибытии с отпуска в конце ноября 2009 года для назначения ее попечителем несовершеннолетнего Рафаэльского А.О. ей не хватало справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам и медицинского заключения о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданного в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Как пояснила истица в судебном заседании, в период сбора документов о назначении ее попечителем, она не захотела отдавать несовершеннолетнего внука на гособеспечение.

Все необходимые документы для назначения ее попечителем, установленные Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" Хританкова Т.П. предоставила в орган опеки и попечительства лишь 12 января 2010 года, орган опеки и попечительства в установленные законом сроки (15 дней с момента предоставления документов) приняло решение о назначении Хританковой Т.П. попечителем с 22 января 2010 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 423 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами.

Данными Правилами впервые введен единый общефедеральный перечень документов, которые должен представить в орган опеки и попечительства гражданин, выразивший желание стать опекуном или попечителем.

Перечень документов, предусмотренный пунктом 4 указанных Правил, является обязательным для граждан, выразивших желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего. При отсутствии одного из указанных документов установить опеку или попечительство невозможно. Предоставление указанных документов обусловлено необходимостью всестороннего соблюдения прав и законных интересов ребенка.

Поскольку в законе четко указано, что документы о назначении опекуном или попечителем в орган опеки и попечительства предоставляет сам гражданин, выразивший желание стать опекуном либо попечителем, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств на содержание подопечного Рафаэльского А.О. с 04.08.2009 года по 21.01.2010 года отказать, так как Хританкова Т.П. предоставила все необходимые документы для назначения ее попечителем только 12.01.2010 года.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковое заявление удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Хританковой Тамары Павловны к Управлению образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Министерству образования и науки Красноярского края и Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней с подачей жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края.

Судья                                                                                                                  Е.М. Меньщикова

Решение в окончательной форме изготовлено 19 августа 2011 года.