о признании бездействия по предупреждению (профилактике) терроризма на котельной № 7 незаконным и обязании в срок до 01 сентября 2011 года оборудовать котельную № 7 системоой видеонаблюдения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2011 года                                                                                                     г. Дудинка

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Меньщиковой Е.М.,

при секретарях Козловой А.С., Мостовой О.О.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района Идимешева В.Л.,

представителя ответчика ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» по доверенности Сергеевой Э.У., Метешова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района С.В. Карпешина в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» в лице предприятия тепловых и электрических сетей ОАО «НТЭК» о признании бездействия ОАО «НТЭК» по предупреждению (профилактике) терроризма на котельной № 7 г. Дудинки незаконным, возложении обязанности по оборудованию котельной № 7 системой видеонаблюдения в срок до 01.09.2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого района С.В. Карпешин обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» в лице предприятия тепловых и электрических сетей ОАО «НТЭК» о признании бездействия ОАО «НТЭК» по предупреждению (профилактике) терроризма на котельной № 7 г. Дудинки незаконным, возложении обязанности по оборудованию котельной № 7 системой видеонаблюдения в срок до 01.09.2011 года, указывая на то, что котельная № 7, расположенная в г. Дудинке, и принадлежащая ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания является одним из объектов, подлежащих антитеррористической защите. Эксплуатирует данный объект филиал ОАО «НТЭК» - предприятие тепловых и электрических сетей. Контролирующими органами проводятся проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму на данном объекте. С 2007 год выявляется нарушение режима безопасности объекта - отсутствие системы видеонаблюдения. Наличие системы видеонаблюдения является действенной мерой по защите объекта от преступных посягательств, профилактике возникновения террористического акта и возникновения чрезвычайной ситуации. В связи с тем, что ОАО «НТЭК» не принимаются меры по предупреждению терроризма, что создает угрозу жизни и здоровью жителей города, истец просит признать бездействие ОАО «НТЭК» по предупреждению (профилактике) терроризма на котельной № 7 г. Дудинки незаконным, возложении обязанности по оборудованию котельной № 7 системой видеонаблюдения в срок до 01.09.2011 года.

Представитель истца прокуратуры Таймырского Долгано-Ненецкого района Идимешев В.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что котельная № 7 является объектом, подлежащим антитеррористической защите, и включена в перечень критически важных объектов муниципального значения, находящихся в зоне ответственности Таймырской муниципальной антитеррористической группы. В ходе неоднократных проверок выявлено такое нарушение режима безопасности объекта как отсутствие системы видеонаблюдения. Так в октябре 2008 года в ходе проведения антитеррористической защищенности котельной было осуществлено беспрепятственное проникновение в помещение котельной постороннего лица и закладка муляжа взрывного устройства. В результате бездействия ОАО «НТЭК» создается угроза жизни и здоровью жителей города, возможность осуществления террористического акта и возникновения чрезвычайной ситуации.

Представитель ответчика ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» Сергеева Э.У. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено возложение обязанности по оборудованию системы видеонаблюдения, а также в предписании Ростехнадзора отсутствует информация о несоблюдении ОАО «НТЭК» требований промышленной безопасности ПТЭС г. Дудинка, заключающихся в необеспечении обязанности по предотвращению проникновения посторонних лиц на опасный производственный объект. Кроме того, ОАО «НТЭК» принимает меры направленные на охрану котельной № 7 ПТЭС г. Дудинка ОАО «НТЭК», объем имеющихся технических средств охраны, размещенных на объектах ПТЭС г. Дудинки ОАО «НТЭК» обеспечивает безопасность и предотвращает проникновение на охраняемые участки. При эксплуатации котельной № 7 руководство и персонал ПТЭС г. Дудинки руководствуются «Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ» и «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», согласно требованиям данных документов и в соответствии с проектом, выполнено ограждение территории котельной № 7 с размещенным на ней тепломеханическим оборудованием для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарно-технического состояния территории, зданий и сооружений котельной, для предотвращения воздействия на окружающих опасных производственных факторов.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 05.10.2009), к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

При этом пунктом 22 Концепции, установлено, что выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз, для устранения которых вводятся соответствующие правовые режимы, включающие в себя административно-режимные, оперативно-разыскные и иные мероприятия, реализуемые оперативными штабами в субъектах Российской Федерации во взаимодействии с антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, а также временные ограничения, направленные на недопущение совершения террористического акта и минимизацию его последствий.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Судом установлено, что Таймырской муниципальной антитеррористической группой 29.05.2008 года утвержден перечень критически важных и потенциально опасных объектов, находящихся в зоне ответственности Таймырской МАГ, в число которых вошла котельная № 7 ПТЭС ОАО «НТЭК».

Прокуратурой Таймырского Долгано-Ненецкого района совместно с работниками ФСБ, ОВД, ОГПН, 23.03.2007 года, 11.09.2008 года, 03.03.2011 года, проводились проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в котельной № 7 ПТЭС г. Дудинка ОАО «НТЭК».

В ходе последней проверки котельной № 7 ПТЭС г. Дудинка ОАО «НТЭК» 03.03.2011 года было установлено, что отсутствует тревожная кнопка, система видеонаблюдения, экстренная связь с дежурной частью ОВД района.

Однако в Приказе Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" и в Приказе Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации", которыми руководствуется персонал ПТЭС г. Дудинки ОАО «НТЭК» при эксплуатации котельной № 7 не указано на обязанность по установке системы видеонаблюдения на территории и в производственных зданиях котельных.

Так, Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" установлено, что для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и сооружений организации для размещения тепловых энергоустановок выполняют и содержат в исправном состоянии:

- ограждение соответствующей части территории;

- системы отвода поверхностных вод со всей территории от зданий и сооружений (дренажи, контажи, канавы, водоотводящие каналы и т.п.);

- сети водопровода, канализации, тепловые, транспортные, газообразного и жидкого топлива и др.;

- сети наружного освещения, связи, сигнализации;

- источники питьевой воды, водоемы и санитарные зоны охраны источников водоснабжения;

- железнодорожные пути и переезды, автодороги, пожарные проезды, подъезды к пожарным гидрантам, водоемам, мосты, пешеходные дороги и переходы и др.;

- противооползневые, противообвальные, берегоукрепительные, противолавинные и противоселевые сооружения;

- базисные и рабочие реперы и марки;

- пьезометры и контрольные скважины для наблюдения за режимом грунтовых вод;

- системы молниезащиты и заземления.

При этом, устройство, эксплуатация и ремонт тепловых энергоустановок и тепловых сетей должны соответствовать требованиям правил пожарной безопасности в Российской Федерации. Организации должны быть оборудованы сетями противопожарного водоснабжения, установками обнаружения и тушения пожара в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.

Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации", также установлено, что для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарно-технического состояния территории, зданий и сооружений энергообъекта должны быть выполнены и содержаться в исправном состоянии:

системы отвода поверхностных и подземных вод со всей территории, от зданий и сооружений (дренажи, каптажи, канавы, водоотводящие каналы и др.);

глушители шума выхлопных трубопроводов, а также другие устройства и сооружения, предназначенные для локализации источников шума и снижения его уровня до нормы;

сети водопровода, канализации, дренажа, теплофикации, транспортные, газообразного и жидкого топлива, гидрозолоудаления и их сооружения;

источники питьевой воды, водоемы и санитарные зоны охраны источников водоснабжения;

железнодорожные пути и переезды, автомобильные дороги, пожарные проезды, подъезды к пожарным гидрантам, водоемам и градирням, мосты, пешеходные дороги, переходы и др.;

противооползневые, противообвальные, берегоукрепительные, противолавинные и противоселевые сооружения;

базисные и рабочие реперы и марки;

контрольные скважины для наблюдения за режимом подземных вод;

комплексы инженерно-технических средств охраны (ограждения, контрольно-пропускные пункты, посты, служебные помещения);

системы молниезащиты и заземления.

В соответствии с п. 2 Правил регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371 (ред. от 04.02.2011) "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", Государственный реестр опасных производственных объектов представляет собой реестр, в котором на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и эксплуатирующих их организациях.

Регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов.

Согласно ответа и.о. заместителя руководителя Енисейского межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора (ЕМТУ Ростехнадзор) «Система теплоснабжения г. Дудинки «Предприятия тепловых электрических сетей ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» в состав которого входит котельная № 7 ПТЭС г. Дудинки - зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов как опасный производственный объект.

Статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Таким образом, данной статьей установлены обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, по обеспечению готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Так, эксплуатирующая организация обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Перечень обязанностей, установленных в ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, является исчерпывающим, поэтому иными нормативными правовыми актами, а также органами исполнительной власти не могут быть установлены дополнительные требования промышленной безопасности.

В указанной статье, в частности под мерами наблюдения понимаются не видеонаблюдение, а, например, производственный мониторинг, осуществляемый в рамках производственного контроля.

Ссылка истца на объяснения начальника ПЦО ОВО при ОВД по Таймырскому району Лой М.В. как на специалиста в сфере обеспечения имущественной безопасности с помощью технических средств охраны не состоятельна, в связи с тем, что как пояснил свидетель Лой М.В. в судебном заседании специального образования в области безопасности с помощью технических средств он не имеет, специалистом в данной области не является.

В судебном заседании установлено, что на периметральном ограждении котельной № 7 установлены запрещающие аншлаги «Посторонним вход воспрещен», котельная охраняется местными системами охранно-пожарной сигнализации: восточная часть периметрального ограждения территории котельной вместе с хранилищем жидкого топлива находится под охраной ФГУП «Охрана» МВД России, внутриобъектовый и пропускной режим обеспечивается в соответствии с «Инструкцией об организации пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах ПТС г. Дудинки ОАО «НТЭК». Территория котельной № 7 имеет сплошное периметральное ограждение с тремя выездными воротами, которые запираются на замок и оснащены запрещающими информационными знаками и входной калиткой, оснащенной электрическим замком и дистанционным переговорным устройством со сменным оператором котельной. Въездные ворота постоянно закрыты и заперты на замок и открываются лишь в случаях въезда-выезда автотранспорта в обязательном присутствии персонала района котельных. В 2008 году произведен монтаж козырьков с колючей проволокой, входная калитка дополнительно оборудована электронной системой контроля доступа на базе интегрированной системы «Орион». Обход территории котельной, и осмотр основного и вспомогательного оборудования осуществляется оперативным персоналом с установленной периодичностью, и согласно должностной инструкции оператора котельной 6 разряда (старшего смены) котельной № 7 происходит не менее 4-х раз в смену, с записью результатов обхода и осмотра в оперативный журнал. Ответственными лицами регулярно проводится инструктаж персонала котельной по вопросам безопасности.

Так судом исследован оперативный журнал ОАО «НТЭК» РК ПТЭС, согласно которому старшим смены (оператором котельной 6 разряда) котельной № 7, выполняются возложенные на него должностной инструкцией обязанности по обходу и осмотру основного и вспомогательного оборудования котельной № 7, ХАЖТ и территории с записью результатов обхода и осмотра в журнал.

После обследования антитеррористической защищенности объекта котельной № 7 ОАО «НТЭК» 11.09.2008 года, в ходе которой была произведена закладка муляжа взрывного устройства, уже в декабре 2008 года в котельной № 7 ПТЭС г. Дудинка ОАО «НТЭК» было произведено усиление периметрального ограждения территории путем монтажа на нем козырьков с колючей проволокой, входная калитка дополнительно оборудована электронной системой контроля доступа на базе интегрированной системы «Орион».

Вышеуказанные меры суд находит достаточными для обеспечения безопасности, объекта - котельной № 7 ПТЭС ОАО «НТЭК», поскольку истцом не представлено доказательств, возложения законодательством Российской Федерации на ответчика обязанности по установке систем видеонаблюдения.

В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст. ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района С.В. Карпешина в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» в лице предприятия тепловых и электрических сетей ОАО «НТЭК» о признании бездействия ОАО «НТЭК» по предупреждению (профилактике) терроризма на котельной № 7 г. Дудинки незаконным, возложении обязанности по оборудованию котельной № 7 системой видеонаблюдения в срок до 01.09.2011 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края.

Судья                                                                                                                  Е.М. Меньщикова

Решение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2011 года.