РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 декабря 2011 года г. Дудинка Дудинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего - судьи Е.М. Меньщиковой, при секретаре Л.А. Ярошенко, с участием представителя заявителя прокуратуры Таймырского Долгано-Ненецкого района И.И. Гончарова, представителя заинтересованного лица - Администрации г. Дудинки Д.Е. Иванова, представителя заинтересованного лица - Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - А.А. Панова, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района С.В. Карпешина в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации г. Дудинки и Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по неисполнению обязанности сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном в 3-3,5 км от въезда в г. Дудинка справа по ходу движения из г. Норильска - незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений в шестимесячный срок с момента вынесения решения, установил: Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого района С.В. Карпешин обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации г. Дудинки по неисполнению обязанности сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном в 3-3,5 км от въезда в г. Дудинка справа по ходу движения из г. Норильска - незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений в шестимесячный срок с момента вынесения решения мотивируя тем, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на земельном участке, расположенном примерно в 3-3,5 км от въезда в г. Дудинку, справа по ходу движения из г. Норильска, на территории которого располагалась бывшая звероферма, размещается свалка бытовых отходов - металлические трубы, канистры, жестяные банки, стеклянные и пластиковые бутылки, размер захламления участка составляет примерно 600 кв.м. Постановлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого автономного округа от 07.10.1999 года № 565 указанный участок местности был предоставлен в аренду для эксплуатации звероводческой фермы ГОУП «Таймырбыт» сроком на 10 лет. На данный момент предприятие ликвидировано. Указанный участок местности в собственности Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района не значится. Таким образом, установленная в указанном месте свалка является несанкционированной. Обязанность по сбору и вывозу бытовых отходов федеральным законодательством возложена на муниципальное образование г. Дудинка, однако со стороны администрации г. Дудинки меры по устранению указанной свалки не принимаются, что свидетельствует о бездействии при решении вопросов местного значения и исполнении норм природоохранного законодательства. Данное бездействие создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. Определением Дудинского районного суда Красноярского края от 02 декабря 2011 года в качестве заинтересованного лица по данному делу привлечена Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Представитель заявителя прокуратуры Таймырского Долгано-Ненецкого района помощник прокурора И.И. Гончаров первоначально требования изменил, просил признать незаконным бездействие администрации города Дудинки по неисполнению обязанности по сбору и вывозу отходов и мусора незаконным, возложить обязанность по уборке всей территории земельного участка от бытового и производственного мусора, затем, уточнив требования, поддержал, как и в исковом заявлении требования о признании бездействия Администрации г. Дудинки по неисполнению обязанности сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельном участке, расположенном в 3-3,5 км от въезда в г. Дудинка справа по ходу движения из г. Норильска - незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений в шестимесячный срок с момента вынесения решения. Представитель заинтересованного лица администрации г. Дудинки Иванов Д.Е. в судебном заседании требования прокурора не признал, пояснил, что в 1999 году данный земельный участок был предоставлен администрацией г. Дудинки в аренду ГОУП «Таймырбыт» для эксплуатации и обслуживания зверофермы в целях получения пушной продукции на срок до 07 октября 2009 года. Площадь свалки бытовых отходов на данном земельном участке не является крупномасштабной, и занимает не 600 кв.м., а 2х3 метра, так как остальная площадь занята отходами от производственной деятельности ГОУП «Таймырбыт» и остатками от строений и сооружений звероводческой фермы. Администрация г. Дудинки о несанкционированной свалке знала, в 2010 году в целях исключения складирования строительного и бытового мусора на данном участке были установлены заграждения в виде железобетонных конструкций на въезде со стороны автодороги Дудинка-Норильск. Земельный участок не находится в собственности муниципального образования «город Дудинка», и в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.04.2006 года № 53-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Представитель администрации г. Дудинки возражает против признания бездействия администрации города Дудинки незаконным, в данном случае речь идет о недостаточных действиях муниципального образования по земельному контролю. Кроме того, территория поселения г. Дудинки является самым большим поселением на территории РФ, мусор накапливался годами, объекты на которых располагаются бытовые отходы не оформлены надлежащим образом, не идентифицированы. Администрация города Дудинки готова заниматься сбором и вывозом бытового мусора, комплексные мероприятия проводятся, но убрать все сразу не получается, в связи с чем, не могут быть удовлетворены требования прокурора в части признания бездействия администрации города Дудинки незаконными. Представитель заинтересованного лица Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Панов А.А. в судебном заседании пояснил, что земельный участок на котором располагается несанкционированная свалка относится к землям поселений, администрацией города проводятся мероприятия по сбору и вывозу мусора, но убрать все сразу невозможно. Кроме того, в администрацию города Дудинки никто с обращением о ликвидации свалки не обращался, в связи с чем, требования о признании бездействия администрации города Дудинки удовлетворению не подлежат. Выслушав помощника прокурора, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено и в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Прокуратура Российской Федерации осуществляет, в числе прочего, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления. На основании ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Органы местного самоуправления вправе принимать собственные нормативные акты, регулирующие вопросы обращения с отходами производства и потребления на территории соответствующих муниципальных образований. Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, согласно которым: 1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. 2. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; Согласно ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статьей 13 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. Статья 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Также ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Статьей 13 данного Закона установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, согласно которым: 1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. 2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность. В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 25.05.1994 N 160 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России" захламление земель - это размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.). В результате захламления поверхность земельных участков покрывается различными предметами, отходами производства - кирпичом, деталями и запчастями автомашин, цементом, стройматериалами или оборудованием. В результате захламления качественные характеристики земельного участка не изменяются, как при загрязнении, тем не менее, использовать участок по назначению без предварительных работ по его восстановлению невозможно. Прокуратурой Таймырского Долгано-Ненецкого района в октябре 2011 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, в результате которой установлено, что на земельном участке, расположенном примерно в 3-3,5 км от въезда в г. Дудинку, справа по ходу движения из г. Норильска, на территории которого располагается бывшая звероферма, размещается свалка бытовых отходов - металлические трубы, канистры, жестяные банки, стеклянные и пластиковые бутылки. Факт наличия указанной свалки бытовых отходов представителем заинтересованного лица не отрицается, и подтверждается актом обследования земельного участка, представленными фотографиями, и данными в зале суда показаниями свидетеля Самойлова С.Г. В судебном заседании достоверно установлено, что земельный участок, расположенный в 3-3,5 км от въезда в г. Дудинка справа по ходу движения из г. Норильска находится в территориальных границах города Дудинки. Постановлением администрации г. Дудинки от 07.10.2009 года № 565 Государственному окружному унитарному предприятию «Таймырбыт» в аренду на 10 лет был предоставлен земельный участок площадью 92880 м2, занятый строениями и сооружениями звероводческой фермы, для эксплуатации и обслуживания производственных объектов в целях получения пушной продукции. Договор аренды заключен на срок до 07 октября 2009 года. Согласно п. 4.2. договора аренды земли, арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на занимаемой и прилегающей территории. Звероферма ГОУП «Таймырбыт» прекратила свою деятельность. Согласно предоставленных сведений Межрайонной ИФНС России № 2 по Красноярскому краю - ГОУП «Таймырбыт» прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования - 30 июня 2005 года, правопреемником данной организации является ОАО «Таймырбыт». Как пояснил в судебном заседании представитель администрации города Дудинка Иванов Д.Е., администрация г. Дудинки о досрочном расторжении договора, либо с исковым заявлением в суд с требованиями об уборке отходов производства и мусора к ОАО «Таймырбыт» не обращалась. Администрация города Дудинки о несанкционированной свалке знала, в целях исключения складирования строительного и бытового мусора на территории бывшей зверофермы, администрацией г. Дудинки в 2010 году был перекрыт доступ на данную территорию, установлены преграды в виде железобетонных конструкций на въезде со стороны автодороги Дудинка-Норильск. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 года № 144 «О введении в действие СП 2.1.7.1386-03 установлено, что отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности: - 1 класс - чрезвычайно опасные; - 2 класс - высоко опасные; - 3 класс - умеренно опасные; - 4 класс - мало опасные. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», "твердые и жидкие бытовые отходы" - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.); В соответствии с Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 ноября 2011 г. N ВК-03-03-36/14757, причинение вреда окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.). Отходы потребления (включая твердые бытовые отходы) - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации. К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей П. 3.12 ГОСТ 30772. Мусор - мелкие неоднородные сухие или влажные отходы П. 3.47 ГОСТ 30772. Согласно Уставу МО «Город Дудинка» город Дудинка является самостоятельным муниципальным образованием. Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 03.11.2004 года № 308-ОкЗ «Об установлении границ муниципальных образований Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа городу Дудинке присвоен статус городского поселения. Полномочия МО «г. Дудинка» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора установлены в пункте 18 статьи 16 Устава муниципального образования «город Дудинка». В нарушение указанных выше норм, администрация города Дудинка не организовала своевременный сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, что привело к возникновению свалки. В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.05.2001 года «О введении в действие санитарных правил 2.1.7. почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01», несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов. Размещение отходов запрещается на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; а также запрещается сброс отходов производства и потребления, в недра и на почву. Несанкционированное размещение отходов и мусора свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не исполняет обязанности, возложенные на него действующим законодательством и Уставом муниципального образования «Город Дудинка». Ссылка представителя администрации города Дудинки на то, что наличие бытового мусора на данном земельном участке не причиняет вреда окружающей среде, поскольку бытовой мусор относится по классификации к 5 классу опасности по видам отходов «практически не опасен» не состоятельна, так как в настоящее время существует несколько классификаций отходов - по Критериям их опасности для окружающей природной среды (данные Критерии утверждены Приказом МПР России от 15 июня 2001 г. N 511); по степени воздействия токсичных отходов на человека и окружающую среду (в соответствии с Санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2003 г. N 144); по комплексному критерию - общности их классификационных признаков (по происхождению, агрегатной и физической форме, опасным свойствам и их комбинациям, по степени опасности для окружающей природной среды), данное деление закреплено в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. Приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 786). И отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования как юридического лица, что создает последующую обязанность по их сбору и вывозу. Образование несанкционированной свалки на территории муниципального образования привело к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих загрязнению среды обитания объектов животного мира, а также нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. Тем самым положения действующего законодательства направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду не соблюдены. Установление ограждения на дороге, ведущей к заброшенной звероферме, организация сбора мусора на других территориях земель поселения, не освобождает муниципальное образование «Города Дудинка» от обязанности по текущей и своевременной организации сбора и вывоза бытовых отходов, возложенной на нее законом, а лишь свидетельствует о том, что указанные действия недостаточны для предотвращения образования несанкционированных свалок на территории поселения. В соответствии со ст. 11,12 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости восстановления нарушенных прав, их судебной защитой, в их число входит присуждение к исполнению в натуре. Тем самым возложение обязанности на местную администрацию исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением. В соответствии со ст. 78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке. Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда при признании действия (бездействие) незаконными необходимо указать и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод. При установлении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд исходит из необходимости возложения на заинтересованное лицо обязанности по устранению скопления и вывозу бытовых отходов и мусора на специализированный полигон в срок до 01 октября 2012 года, в связи с тем, что данные действия не могут быть выполнены в силу объективных причин в зимний период, что связанно с особенностями погодных условий. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать бездействие Администрации города Дудинки по неисполнению обязанности сбора и вывоза бытовых отходов и мусора - незаконным. Обязать Администрацию города Дудинка ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке примерно в 3-3,5 км от въезда в г. Дудинку справа по ходу движения из г. Норильска на территории которого располагается бывшая звероферма, путем сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на специализированный полигон твердых бытовых отходов - в срок до 01 октября 2012 года. В удовлетворении требований к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней с подачей жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края. Судья Е.М. Меньщикова Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2011 года.