о признании недействующим и не подлежащим применению Решение городского Собрания



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 января 2012 года                                                                                                       г.Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Улановой О.К.,

при секретаре Мостовой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района о признании недействующим и не подлежащим применению с 18.06.2008 года Решения Городского Собрания города Дудинка от 26.05.2008 года №07-0357 «Об утверждении Порядка определения порогового значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого района обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению с 18.06.2008 года Решения Городского Собрания города Дудинка от 26.05.2008 года №07-0357 «Об утверждении Порядка определения порогового значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», мотивируя свои требования следующим.

Решением Городского Собрания г.Дудинка от 26.05.2008 №07-0357 утвержден Порядок определения порогового значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Изучением Порядка установлено, что им по приведенным формулам определяется пороговое значение дохода и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина - заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению для целей признания граждан малоимущими.

Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Жилищного кодекса РФ установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы Жилищного кодекса РФ Законом Красноярского края от 20.06.2006 №19-4833 определен единый на территории края порядок определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими.

В силу ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признании граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Таким образом, Порядок, по мнению прокурора, принят за пределами компетенции органов местного самоуправления. В связи с чем, заявитель просит признать вышеуказанное Решение недействующим и не подлежащим применению с 18.06.2008 года.

В судебном заседании заместитель прокурора Боднарчук О.М. требования прокурора поддержал по основаниям указанным в заявлении.

Представитель Дудинского городского Совета депутатов Мойсюк Е.В., выступающий на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился и пояснил, что Решение №07-0357 от 26.05.2008 года Городским Собранием города Дудинка принято в рамках предоставленных органу местного самоуправления полномочий, не противоречит федеральному законодательству и законодательству органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку не устанавливает порядок определения размера дохода, а закрепляет определение порогового значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи. Пороговый доход - расчетный показатель, используемый при расчетах в целях признания граждан малоимущими. В соответствии со статьей 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Для исполнения части этого полномочия - установления размера дохода, органы местного самоуправления используют такой показатель как пороговый доход. В соответствии с пунктами 10.2 и 10.3 Приказа Минрегиона РФ от 25.02.2005 №17 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" пороговые значения дохода и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, органам местного самоуправления рекомендуется определять с учетом социально-экономического положения муниципального образования, бюджетных возможностей, состояния жилищного фонда и других факторов. Пороговые значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для целей признания граждан малоимущими рекомендуется устанавливать нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Порядок же определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества находящегося в собственности членов семьи включает себя соблюдение условий, определенных Законом края - какие виды доходов и имущества учитываются или не учитываются при проведении расчета, как определяется состав семьи и др.

Выслушав объяснения представителя заявителя - заместителя прокурора Боднарчука О.М., представителя Дудинского Городского Совета депутатов Мойсюк Е.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, а органы местного самоуправления нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные правоотношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно пункту 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в силу пункта 2 части 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.

На федеральном уровне имеются утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года №17 Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признании граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (введены в действие с 01 марта 2005 года), которые содержат рекомендации по установлению: органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и другие; органом местного самоуправления - размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктами 10.1 - 10.3, 10. 7 Методических рекомендаций, органам местного самоуправления предложено нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, с учетом социально-экономического положения муниципального образования, бюджетных возможностей, состояния жилищного фонда и других факторов, установить пороговые значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина - заявителя, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими.

Как установлено, 26 мая 2008 года Городским Собранием города Дудинки Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в соответствии с положениями статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормами Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 01 июня 2005 года №42-ОкЗ «О признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (утратил силу с 01 января 2009 года в связи с принятием Закона Красноярского края от 10 июля 2008 №6-1988), и с учетом Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года №17, принято решение №07-0357 «Об утверждении порядка определения порогового значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

Из данного решения следует, что представительным органом муниципального образования установлено пороговое значение дохода (размер дохода), приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для целей признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, с указанием формулы его расчета.

При этом, порядок (процедуру) определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, что федеральным законом отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указанное решение не регламентирует.

До 01 января 2009 года на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района действовал порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, установленный Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 01 июня 2005 года №42-ОкЗ «О признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».

Законом Красноярского края от 10 июля 2008 года №6-1988 «О распространении действий отдельных законов края в области жилищных отношений на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Красноярского края» с 01 января 2009 года на территорию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района распространено действие Закона Красноярского края от 20 июня 2006 года №19-4833 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края», которому оспариваемое решение, принятое в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий, не противоречит.

Таким образом, оспариваемое решение принято представительным органом муниципального образования в рамках предоставленных ему полномочий, не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании Решения Городского Собрания города Дудинка от 26.05.2008 №07-0357 недействующим и не подлежащим применению с 18.06.2008 года заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района о признании недействующим и не подлежащим применению с 18.06.2008 года Решения Городского Собрания города Дудинка от 26.05.2008 года №07-0357 «Об утверждении Порядка определения порогового значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» отказать.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

        Судья                                                                                     О.К.Уланова

Решение принято судом в окончательной форме 12 января 2012 года в совещательной комнате.