Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 июля 2011 года г.Дудинка Дудинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего - судьи Улановой О.К., при секретаре Козловой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-326 по иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Дудинка и ОАО «Таймырбыт» о признании незаконным бездействие Администрации г. Дудинки по непринятию мер к предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации, выразившейся в отсутствии финансирования проведения ремонтных работ, а именно по выносу трубопроводов ТВС из коллектора по ул. Строителей, ТВС из коллектора по ул. Горького, ТВС из коллектора по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации из коллекторов по ул. Островского-Горького, обязании Администрации г. Дудинки профинансировать работы по выносу трубопроводов ТВС из коллектора по ул. Строителей, ТВС из коллектора по ул. Горького, ТВС из коллектора по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации из коллекторов по ул. Островского- Горького в срок до 01.02.2012 года; признать незаконным бездействие ОАО «Таймырбыт» по не проведению ремонтных работ аварийных коллекторов в виде выноса трубопроводов ТВС из коллектора по ул. Строителей, ТВС из коллектора по ул. Горького, ТВС из коллектора по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации из коллекторов по ул. Островского-Горького, и обязании ОАО «Таймырбыт» провести работы по выносу трубопроводов ТВС из коллектора по ул. Строителей, ТВС из коллектора по ул. Горького, ТВС из коллектора по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации из коллекторов по ул. Островского- Горького, в срок до 01.09.2012 года У С Т А Н О В И Л: Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Дудинка и ОАО «Таймырбыт» о признании незаконным бездействие Администрации г. Дудинки по непринятию мер к предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации, выразившейся в отсутствии финансирования проведения соответствующих ремонтных работ в коллекторе по ул. Строителей, ТВС в коллекторе по ул. Горького, ТВС в коллекторе по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации в коллекторах по ул. Островского-Горького, понуждении Администрации г. Дудинки профинансировать указанные работы в срок до 01.06.2011 г., о признании бездействие ОАО «Таймырбыт» по не проведению необходимых ремонтных работ в коллекторе по ул. Строителей, ТВС в коллекторе по ул. Горького, ТВС в коллекторе по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации в коллекторах по ул. Островского-Горького незаконным и понуждении провести указанные в заявлении работы в срок до 01.09.2011 года, мотивируя свои требования следующим. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131 - ФЗ одним из вопросов местного значения органов местного самоуправления поселений является участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Аналогичный вопрос местного значения определен ст. 16 Устава города Дудинка. Как следует из ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68 - ФЗ, предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно, и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. В силу ст. 7 настоящего закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Как следует из ст. 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68 - ФЗ, финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Организации всех форм собственности в силу ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» также обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных, объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. Из приведенных норм следует, что органы местного самоуправления и организации, эксплуатирующие объекты социального назначения, обязаны совместно принимать комплекс мер по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации на определенной территории и финансировать их проведение. Согласно сводному акту технического состояния сетей тепло - и водоснабжения, канализации (ТВС и К), составленного специалистами Администрации г. Дудинка и ОАО «Таймырбыт», по результатам осмотра признано, что эксплуатация ТВС и К в коллекторе по ул.Строителей в г. Дудинка является опасной вследствие просадки коллекторных блоков, возможно возникновение аварийной ситуации, в том числе в зимний период. Для предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации необходим вынос трубопроводов. Аналогичное положение с ТВС и К в коллекторе по ул. Горького, по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ул. Матросова, 14 «а». Для устранения необходим также вынос трубопровода. Наружные распределительные трубопроводы ТВС и К по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3 эксплуатируется с 1986 г. и в результате протечек произошло растепление грунтов основания под опорами. Трубопроводы корродированны, местами провисли, имеются множественные каверны и подваренные свищи. Аварийные ситуации возникают постоянно. Подобное может привести к остановке данного трубопровода. Чугунные квартальные трубопроводы канализации по ул. Горького - Островского в результате просадки разошлись, коллекторные блоки в районе ул.Островского, 8 «А», 5 «А» деформировались и сложились. При дальнейшем обрушении могут возникнуть непредсказуемые последствия. Указанное по мнению прокурора, способствует возникновению чрезвычайной ситуации, в том числе в зимний период, для предотвращения которой необходим срочный ремонт приведенных выше участков ТВС и К. 30 июля 2010 г. между Администрацией г. Дудинка и ОАО «Таймырбыт» заключен договор аренды объектов инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса г. Дудинка, куда также входят указанные выше трубопроводы. До передачи указанных трубопроводов в аренду ОАО «Таймырбыт» осуществление ремонтных работ чугунных квартальных трубопроводов канализации по ул. Горького - Островского, вынос ТВС и К в коллекторе по ул. Горького, по ул.Матросова на участке от камеры «Север» до ул. Матросова, 14 «а», а также вынос трубопровода на ул. Строителей были включены в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на 2010 - 2015 годы, утвержденную решением Городского Собрания г. Дудинки от 29.01.2010 № 05-0198 «Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Город Дудинка» на 2010 - 2015 годы». Исходя из ресурсного обеспечения данной программы в 2011 году финансирование ремонтных работ из бюджета г. Дудинка и за счет собственных средств ОАО «Таймырбыт» не предусмотрено. Не проведены указанные работы и в 2010 году, когда Программой предусматривалось финансирование. На проведение ремонтных работ по ул. Строителей Администрацией г. Дудинка направлялась заявка в Администрацию района на финансирование в 2011 году. Однако она не удовлетворена. В 2012 году планируется повторное направление. Администрация г. Дудинка и ОАО «Таймырбыт», ссылаясь на отсутствие достаточных средств для проведения указанных мероприятий - ремонтных работ на трубопроводах, не принимая достаточных совместных мер к предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации на территории г. Дудинка в виду аварийного состояния трубопроводов, по которым подаются энергоресурсы в жилой сектор и социальные объекты, не исполняют обязанность, возложенную на них федеральным законодательством, что свидетельствует о бездействии. Вместе с тем, как полагает прокурор Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68 - ФЗ не освобождает от исполнения обязанности по проведению мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации в виду отсутствия финансовых средств. В соответствии со ст. 28 указанного Федерального закона виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В силу ст. 1065 ГК РФ предотвращение причинения вреда в будущем может являться основаниям для иска. В связи с чем прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации г. Дудинка по непринятию мер к предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации, выразившейся в отсутствии финансирования проведения соответствующих ремонтных работ в коллекторе по ул.Строителей в г. Дудинка, ТВС и К в коллекторе по ул. Горького, по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ул. Матросова, 14 «а», ТВС и К по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации по ул. Горького - Островского, незаконным, и учитывая социальную значимость указанных работ обязать Администрацию г.Дудинка профинансировать указанные в заявлении ремонтные работы в срок до 01 июня 2011 года; признать незаконным бездействие ОАО «Таймырбыт» по не проведению необходимых ремонтных работ в коллекторе по ул.Строителей в г. Дудинка, ТВС и К в коллекторе по ул. Горького, по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ул. Матросова, 14 «а», ТВС и К по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации по ул. Горького - Островского, и обязать ОАО «Таймырбыт» провести указанные в заявлении работы в срок до 01 сентября 2011 года. В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района Матюхина М.В., выступающая на основании доверенности исковые требования уточнила, просит признать незаконным бездействие Администрации г. Дудинки по непринятию мер к предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации, выразившейся в отсутствии финансирования проведения ремонтных работ, а именно по выносу трубопроводов ТВС из коллектора по ул. Строителей, ТВС из коллектора по ул. Горького, ТВС из коллектора по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации из коллекторов по ул. Островского-Горького, учитывая социальную значимость указанных работ обязать Администрацию г. Дудинки профинансировать работы по выносу трубопроводов ТВС из коллектора по ул. Строителей, ТВС из коллектора по ул. Горького, ТВС из коллектора по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации из коллекторов по ул. Островского- Горького в срок до 01.02.2012 года.; признать незаконным бездействие ОАО «Таймырбыт» по не проведению ремонтных работ аварийных коллекторов в виде выноса трубопроводов ТВС из коллектора по ул. Строителей, ТВС из коллектора по ул. Горького, ТВС из коллектора по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации из коллекторов по ул. Островского-Горького, и обязать ОАО «Таймырбыт» в срок до 01.09.2012 года провести работы по выносу трубопроводов ТВС из коллектора по ул. Строителей, ТВС из коллектора по ул. Горького, ТВС из коллектора по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации из коллекторов по ул. Островского- Горького, по указанным выше основаниям. Представитель ОАО «Таймырбыт» - Булгаков В.В., выступающий на основании доверенности, иск не признал, пояснив, что имущество, предназначенное для обслуживания объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса г.Дудинка было передано ОАО «Таймырбыт» в аренду по договору 30 июля 2010 года в удовлетворительном техническом состоянии, позволяющем их нормальную эксплуатацию. По условиям договора ОАО «Таймырбыт», как арендатор, обязалось содержать объекты в полной технической исправности; обеспечивать сохранность переданных объектов; в течение срока договора поддерживать объекты в надлежащем (рабочем) состоянии, производить текущий ремонт, устранять любые аварийные ситуации; производить капитальный ремонт переданных объектов; проводить дополнительный капитальный ремонт объектов, предусмотренный в производственной, инвестиционной и иных программах Арендатора. Взятые на себя обязательства ОАО «Таймырбыт» выполняет в полном объеме, проводит все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы, устраняет возникающие аварийные ситуации на арендуемых объектах, проводит подготовительные мероприятия для проведения запланированных работ капитального характера в рамках плана мероприятий на 2011 год. За 2010 год силами ОАО «Таймырбыт» было выполнено ряд строительно-монтажных работ систем коммунальной инфраструктуры на сумму 50 438 565,20рублей. Ряд работ было выполнено за счет средств бюджетов города и района, за счет установленных надбавок к ценам (тарифам) на коммунальные услуги в рамках плана мероприятий в соответствии с условиями договора аренды. Капитальные работы по замене трубопроводов тепловой сети в коллекторе по ул.Всесвятского - Щорса были выполнены ОАО «Таймырбыт» за счет собственных средств. Выполнение работ, которые запланированы на 2011 год, начато. Финансирование производится частично за счет собственных средств и средств бюджета города и района. В настоящее время решен вопрос по выделению 13 000 000 руб. из бюджета города в виде субсидий. Однако, арендуемые объекты, имеют очень большой износ систем водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, который составляет более 70 процентов. При этом основная доля износа приходится на сетевую инфраструктуру. Состояние систем теплоснабжения, водоснабжения находится в неудовлетворительном состоянии. Для надежного и безопасного тепловодоснабжения потребителей, требуется капитальный ремонт и модернизация всей инженерной системы коммуникаций. В мае 2011 года произошло проседание асфальтного покрытия на коллекторе, расположенном на ул.Строителей, ремонт которого был запланирован на 2012 год, но в связи с возникшей ситуацией будет проведен в летний период 2011 года. Также будут отремонтированы магистральные сети. Ремонтные работы на других коллекторах проведены не будут в связи отсутствием достаточного финансирования, проектно-сметной документации, и сжатых сроков возможности проведения работ с учетом условий Крайнего Севера. По мнению представителя ОАО «Таймырбыт», ими выполняются все необходимые мероприятия по поддержанию сетей ТВС и К в работоспособном состоянии. Ремонтные работы по объектам, указанным в исковом заявлении, не включены в перечень работ, утвержденных планом мероприятий по капитальному ремонту, обязанность по проведению которого возложена на арендатора. Выполнить работы по выносу трубопроводов ТВС и чугунных квартальных трубопроводов канализации из коллекторов своими силами не предоставляется возможным, из-за отсутствия достаточного финансирования. Нарушений условий договора аренды со стороны ОАО «Таймырбыт» не допускается. Представитель Администрации г.Дудинка Сухарь Н.А., выступающая на основании доверенности иск не признала, пояснив, что требования прокурора не могут быть удовлетворены, так как отсутствует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также бездействие Администрации города. Как полагает представитель ответчика состояние отдельных частей систем коммунального хозяйства признано истцом как угроза возникновения чрезвычайной ситуации без достаточных оснований лишь на основании акта весеннего осмотра систем коммунального хозяйства, без выяснения целей составления такого документа, и без предоставления документов, подтверждающих факты, изложенные в акте. Научно- исследовательскими или какими-нибудь другими инженерными изысканиями в отношении наличия угрозы ЧС истец не располагает. Акт осмотра был составлен для того, что бы подготовить предприятие к предстоящему осенне-зимнему периоду, а также для обращений за финансовой помощью в районные и региональные уровни власти. По всем недостаткам, указанным в акте, должны быть проработаны мероприятия по ликвидации аварий и других негативных ситуаций. Для поддержания системы в рабочем состоянии есть множество мероприятий, наряду с таким кардинальным как реконструкция системы. Четкие планы ликвидации аварий, планирование, задействование резервных временных источников тепла, проведение учений и т.д. на протяжении многих лет обеспечивают бесперебойное теплоснабжение города. И именно этот акт служит основой подготовки систем в надлежащее состояние. В соответствии с Постановлением Правительства для подготовки коммунальных систем к зимнему периоду образуется комиссия из компетентных органов, которая имеет перед собой одну задачу оценить готовность коммунальной инфраструктуры к работе в условиях низких температур. Согласно акту указанной комиссии в городе Дудинке вся коммунальная система, обслуживаемая ОАО «Таймырбыт», отвечает требованиям безопасности в работе в осенне-зимний период, о чем выдан паспорт готовности на 2010-2011 годы. Составление акта весеннего осмотра не предусмотрено законодательством, следовательно, он не может быть положен в основу обвинений в бездействии. Законодательством предусмотрено обязательность наличия паспорта готовности работы в осенне-зимний период и порядок его составления. Как полагает представитель Администрации г.Дудинка, истец, обосновывая полномочия Администрации города, бессистемно выдергивает из общего контекста нормативных правовых актов о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций отдельные предложения, что приводит к некорректному восприятию общей правовой идеи, заложенной в законе. Ссылаясь на статью 24 Федерального закона №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которой органы местного самоуправления обязаны финансировать предупреждение ЧС в границах (на территории) муниципального образовании, истец не упоминает ст. 5 и пункте «ж» статьи 10, которые предусматривают наличие классификации чрезвычайных ситуаций, определенных Постановлением Правительства РФ №304; игнорирует норму закона №68, согласно которой целями указанного закона является разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и не упоминает, что обязанность финансировать предупреждение ЧС регионального характера относиться к полномочию субъекта РФ. В соответствии с нормой 7 Федерального закона №68 истец должен был, перед тем как сформулировать требования, определиться с вопросом о наличии у Администрации города сил и средств для предупреждения, якобы, возникшей угрозой ЧС. Этой же статьей закреплено, что планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Из заявления следует, что истец проигнорировал экономические характеристики возникшей ситуации, а также не изучил степень реальной угрозы возникновения ЧС. Существенным для разрешения вопроса о существовании угрозы ЧС является то, что признание ситуации угрозой ЧС подчиняется определенной законом и подзаконными актами процедуре. Истец не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794. Согласно указанному Постановлению, в случае угрозы возникновения ЧС устанавливается режим повышенной готовности. Именно в рамках указанного режима проводятся мероприятия по предупреждению ЧС (п.п. «б» п.28 Постановления). Данный режим устанавливается в зависимости от классификации ЧС, уполномоченными органами публичной власти, к которым прокуратура не относиться. В рассматриваемой ситуации органы местного самоуправления города Дудинки, также не смогли бы установить данный режим, так как если бы была бы реальная угроза ЧС, то в соответствии с классификации ЧС, ее может установить только краевая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Администрация г.Дудинка в соответствии с законодательством не уполномочена на предупреждение ЧС регионального характера или ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения. Как считает представитель ответчика, только при объявлении указанного режима и установлении местного характера угрозы ЧС можно говорить о бездействии Администрации по предупреждению угрозы ЧС; если бы и имелась угроза ЧС, то иск подан к ненадлежащему ответчику. Даже если ситуация не признана угрожающей ЧС, это все равно отнесено к полномочиям региональных органов власти, так как согласно подпункту 5.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, относится к региональному уровню ответственности. Администрацией города вопросы финансирования, в том числе предупреждения и ликвидация ЧС решена путем заключения договора аренда, по условиям которого все указанные мероприятия должны финансироваться ОАО «Таймырбыт». Что касается формулировок, содержащихся в акте, то иногда администрация города вынуждена завышать реальную угрозу возникновения ЧС для того, что бы повлиять на региональные и районные органы власти с целью выделения средств на модернизацию и ремонт объектов городского хозяйства. Это подтверждается и наличием данных формулировок в договоре аренды, так как именно договор аренды является основным документом для защиты в органах региональной власти объемов средств на капитальный ремонт коммунальных объектов. В связи с чем, представитель Администрации считает, что если предположить, что есть угроза ЧС, обязанность по финансированию города Дудинки для ее предупреждения должна быть возложена на региональные и районные власти. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований -Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Головнев М.Н. в судебном заседании пояснил, что в соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В соответствии со ст.ст.9,139,140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ. ОАО «Таймырбыт» является арендатором объектов инженерной инфраструктуры. Договором аренды №22 от 30 июля 2010 года предусмотрено поэтапное выполнение работ по капитальному ремонту переданных объектов и поэтапное финансирование этих работ. Таким образом, при выборе подрядчика на внеплановое выполнение работ за счет бюджетных средств, необходимо применять положения Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Выслушав объяснения представителя истца - прокуратуры Таймырского Долгано-Ненецкого района, представителей ответчика - Администрации г.Дудинка и ОАО «Таймырбыт», представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктами 4 и 8 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Решением Совета городского поселения Дудинка от 22.12.2005 года №02-0043 (в ред. от 28.10.2010) принят Устав городского поселения Дудинка, согласно которому вопросы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций отнесены к вопросам местного значения города Дудинки. Как следует из ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68 - ФЗ, предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно, и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. В силу ст. 7 настоящего закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Как следует из ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68 - ФЗ, финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Организации всех форм собственности, в силу ст. 14 вышеуказанного Закона также обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств. Из приведенных норм следует, что органы местного самоуправления и организации, эксплуатирующие объекты социального назначения, обязаны совместно принимать комплекс мер по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации на определенной территории и финансировать их проведение. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как установлено, в апреле 2010 года специалистами Администрации г.Дудинка и ОАО «Таймырбыт» был проведен технический осмотр состояния сетей ТВС и К, находящихся в муниципальной собственности Администрации г.Дудинка, которым установлено, что объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса города Дудинки находятся в аварийном состоянии, которое может привести к возникновению в городе чрезвычайной ситуации. Так согласно сводному акту технического состояния сетей ТВС и К по результатам весеннего осмотра 2010 года (л.д.19-20 том 1), является опасной эксплуатация ТВС и К в коллекторе по ул.Строителей в г. Дудинка вследствие просадки коллекторных блоков, из-за вымывания грунта из-под основания, возможно возникновение аварийной ситуации, в том числе в зимний период. Для предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации необходим вынос трубопроводов. Нижний ярус коллектора по ул.Горького заполнен водой, коллекторные блоки ушли вниз по глубину до 1 метра от проектного положения, потянув за собой трубопроводы. В результате просадки постоянно происходит разрыв труб, из них поступает вода в коллектор. Коллекторные блоки нижнего и верхнего яруса сложились, уменьшив просвет между низом и верхом коллектора. Возможно дальнейшее обрушение с непредсказуемыми последствиями. Необходимо принять срочные меры по выносу трубопроводов ТВС. В коллекторе по ул.Матросова на участке от камер «Север» до ул.Матросова, 14 «а», имеются значительные деформации коллекторных блоков. В коллектор поступают грунтовые воды. В результате просадки коллекторных блоков происходят порывы трубопроводов. Опоры под трубопроводами разрушены, трубопроводы местами провисли и опустились. Изоляция разрушена, и восстановить ее не представляется возможным. На трубопроводах множественные хомуты и подваренные свищи, сварочные швы корродированны. На коллекторе постоянно возникают аварийные ситуации. Дальнейшая эксплуатация трубопроводов ТВС в коллекторе опасна. Необходимо принять срочные меры по выносу трубопроводов ТВС. Наружные распределительные трубопроводы ТВС и К по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3 эксплуатируется с 1986 года. За время эксплуатации в результате аварийных протечек произошло растепление грунтов основания под опорами, что привело к смещению и разрушению опорной части. Трубопроводы корродированны, местами провисли, имеются множественные каверны и подваренные свищи. Аварийные ситуации возникают постоянно. Возникновение аварийной ситуации в зимний период времени может привести к остановке распределительного трубопровода, замерзанию теплоносителя, как следствие, многочисленным порывам не только распределительного трубопровода, но и вводных, внутридомовых сетей. Жилые дома, подключенные к данной магистрали, останутся без тепла и горячей воды, возникнет чрезвычайная ситуация. Чугунные квартальные трубопроводы канализации в коллекторах по ул. Горького - Островского: в результате просадки коллекторных блоков стыки чугунной канализации разошлись, коллекторные блоки в районе ул.Островского, 8 «А», 5 «А» деформировались и сложились. Возможно дальнейшее обрушение с непредсказуемыми последствиями. Необходимо принять срочные меры по выносу магистрального трубопровода самотечной канализации из аварийного коллектора. Несмотря на это, надлежащие меры по выполнению работ по выносу сетей ТВС и К из аварийных коллекторов, с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации до настоящего времени не приняты. 30 июля 2010 года между Комитетом по управлению имуществом Администрации города Дудинка и ОАО «Таймырбыт» заключен договор аренды на срок с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2015 года (л.д.10-14 том 1), согласно которому ОАО «Таймырбыт», зная о состоянии принимаемых в аренду объектов, приняло во временное владение и пользование объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса города Дудинки, и обязалось в течение срока договора содержать объекты в полной технической исправности и надлежащем санитарном состоянии; поддерживать объекты в надлежащем (рабочем) состоянии, производить текущий ремонт, устранять любые аварийные ситуации, в том числе, если имущество требует проведения капитального ремонта; производить капитальный ремонт переданных объектов; проводить дополнительный капитальный ремонт объектов, предусмотренный в производственной, инвестиционной и иных программах Арендатора (пункты 2.3.3., 2.3.5., 2.3.6. и 2.3.7. договора аренды). Решением Городского Собрания города Дудинка от 29 января 2010 года №05-01198 (л.д.28-38 том 1) утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Город Дудинка» на 2010-2015 годы, в которой также запланированы работы по выносу ТВС и К из аварийных коллекторов. Вместе с тем, несмотря на необходимость принятия срочных мер для устранения возникновения чрезвычайной ситуации на объектах ТВС и К Программа рассчитана на длительный срок, что при сложившейся ситуации не соответствует требованиям Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Кроме этого, как следует из ресурсного обеспечения мероприятий Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «город Дудинка» на 2010-2015 годы, на 2010 и 2011 год финансирование из бюджета города и средств предприятий, в том числе ОАО «Таймырбыт» запланировано не запланировано; и фактически в 2010 году денежные средства на выполнение работ по реконструкции коллекторов, в том числе выносу сетей ТВС и К из аварийных коллекторов, не выделялись; запланированные Программой работы на 2010 год не выполнены. При утверждении бюджета на 2011 год финансирование ремонтных работ в рамках утвержденной Программы из бюджета города предусмотрено не было, собственные средства ОАО «Таймырбыт» на выполнение данных работ также не выделяло. Таким образом, надлежащие меры для решения вопроса по выносу ТВС и К из аварийных коллекторов в 2010 году, в течение первого полугодия 2011 года Администрацией г.Дудинка и ОАО «Таймырбыт» приняты не были. Проведенные ОАО «Таймырбыт» ремонтные работы при подготовке к отопительному сезону 2010-2011 годов, не устранили опасность возникновения аварийных ситуаций на ТВС и К, которые могут привести к чрезвычайным ситуациям, что следует из письма генерального директора ОАО «Таймырбыт» от 31 января 2011 года (л.д.16-17 том 1). 22 июня 2011 года решением Городского Совета депутатов города Дудинка №07-0343 внесены изменения в бюджет города на 2011 год: принято решение о выделении юридическим лицам субсидий на мероприятия в области коммунального хозяйства в размере 13 000 000 руб. Данные субсидии, согласно распоряжению Руководителя Администрации города от 05.07.2011 года №192-Р выделены ОАО «Таймырбыт» для выполнения работ по аварийному выносу теплосети и холодного водоснабжения из коллектора в районе жилого дома №10 по ул.Строителей, что является недостаточным для устранения аварийной ситуации, которая сохраняется на объектах инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса г.Дудинка, и не исключает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на других аварийных коллекторах. Вышеизложенное, свидетельствует о бездействии Администрации города и ОАО «Таймырбыт» в принятии надлежащих мер для предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации в городе, выразившемся в отсутствии достаточного финансирования со стороны Администрации города на проведении работ по выносу сетей ТВС и К из аварийных коллекторов, и не принятии ОАО «Таймырбыт» необходимых мер по выполнению указанных работ, в том числе с привлечением собственных средств, что, в условиях Крайнего Севера, создает угрозу жизни, здоровью и имуществу населению города. Наличие паспорта готовности ОАО «Таймырбыт» к осенне-зимнему периоду 2010-2011 года (л.д.62-93 том 1) не свидетельствует о ликвидации угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на сетях ТВС и К, поскольку работы по выносу сетей из аварийных коллекторов выполнены не были, угроза возникновения чрезвычайной ситуации на наружных сетях г.Дудинки существует, что следует из письма генерального директора ОАО «Таймырбыт» от 31 января 2011 года (л.д.16-17 том 1), 17 марта 2011 года (л.д.15). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурором заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Доводы представителя администрации г.Дудинки о том, что сведения в сводном акте технического осмотра состояния сетей ТВС и К об их аварийном состоянии преувеличены, являются не состоятельными и опровергаются письмами генерального директора ОАО «Таймырбыт» от 31 января 2011 года (л.д.16-17 том 1), 17 марта 2011 года (л.д.15); сведениям, указанным в Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования г.Дудинка на 2010-2015 годы (л.д.28-38 том 1), согласно которым износ системы водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения в городе Дудинка составляет более 70%, при этом основная доля износа приходится на сетевую инфраструктуру. Вследствие отсутствия организованного отведения паводковых и грунтовых вод коллекторы превратились в водосборные и водонаправляющие каналы. Трубопроводы тепловодоснабжения и канализации затоплены, что затрудняет производство ремонтных работ в случае возникновения аварийных ситуаций на сетях. Происходит растепление грунтов, что влечет просадку коллекторов и расположенных в них труб. В результате просадки произошли деформации конструкций коллекторов - сдвиг, осадка, разрушение блоков, нарушение связей сварных соединений, крен коллекторных блоков, трещины, разрушение бетона монолитных камер, монолитных примыканий вводных коллекторов, трещины и разрушения защитного слоя бетона вентиляционных колодцев; нарушена зачеканка раструбов чугунных труб. В наиболее критическом состоянии находится коллектор по ул.Горького, просадка коллектора составляет более метра. Для предотвращения возникновения аварийной ситуации на магистральных сетях тепло-водоснабжения и проникновения канализационных стоков в грунтовые воды, аварийные участки коллекторных сооружений по улицам Горького, Матросова и Строителей нуждаются в срочной реконструкции, необходимо вынести трубопроводы тепло- водоснабжения из аварийных коллекторов и т.д. Доказательства, опровергающие достоверность сведений об аварийном состояния сетей ТВС и К, которое может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в городе, представителями ответчика суду не представлены. Доводы представителя ОАО «Таймырбыт» о том, что ремонтные работы по объектам, указанным в иске, не включены в перечень работ, утвержденных в плане мероприятий по капитальному ремонту, обязанность по проведению которого возложена на ОАО «Таймырбыт», в связи с чем, данные работы ОАО «Таймырбыт» обязана выполнять, только в случае финансирования указанных работ собственником объектов инженерной инфраструктуры, является не состоятельными. Согласно пунктам 2.3.3., 2.3.5., 2.3.6. и 2.3.7 договора аренды объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса г.Дудинка, ОАО «Таймырбыт» в течение срока договора обязано содержать объекты в полной технической исправности и надлежащем санитарном состоянии; поддерживать объекты в надлежащем (рабочем) состоянии, производить текущий ремонт, устранять любые аварийные ситуации, в том числе, если имущество требует проведения капитального ремонта; производить капитальный ремонт переданных объектов; проводить дополнительный капитальный ремонт объектов, предусмотренный в производственной, инвестиционной и иных программах Арендатора. Заключая договор аренды, ОАО «Таймырбыт», знало о состоянии принимаемого в аренду имущества, и выступило в этих отношениях как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами, в том числе предоставление коммунальных услуг, с использованием арендованных инженерных сетей ТВС и К, в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре аренде перечня мероприятий по текущему и капитальному ремонту сетей ТВС и К, и размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание, текущий и капитальный ремонт сетей является их предпринимательским риском. Отсутствие в договоре аренде обязанности арендатора выполнить работы по выносу сетей ТВС и К из аварийных коллекторов, не является основанием не выполнения данных работ с привлечением собственных средств, в связи с имеющейся угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, с компенсированием расходов собственником сетей ТВС и К. Что также следует из смысла ст.ст.14 и 24 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которым органы местного самоуправления и организации, эксплуатирующие объекты социального назначения, обязаны совместно принимать комплекс мер по предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации на определенной территории и финансировать их проведение. Доводы ответчиков об отсутствии необходимых средств для проведения работ по выносу ТВС и К из аварийных коллекторов не является основанием для отказа в иске, поскольку отсутствие необходимых средств для выполнения мероприятий, направленных на предотвращение угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, не является обстоятельством непреодолимой силы, освобождающим ответчиков от выполнения обязанностей, возложенных на них федеральным законодательством и договором, и не освобождает их от ответственности, в случае причинения в результате аварийной ситуации на ТВС и К вреда здоровью, жизни и имуществу граждан. Не состоятельны и доводы представителя Администрации г.Дудинка о том, что участие в предотвращении угрозы возникновения чрезвычайной ситуации не является расходными обязательствами Администрации г.Дудинка, поскольку это противоречит Уставу г.Дудинка, пунктам 4 и 8 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения отнесена к вопросам местного значения. С учетом необходимости решения вопроса финансирования, а также учитывая порядок формировании бюджета, непродолжительный период подготовки к отопительному сезону, суд приходит к выводу, о необходимости установить срок для выполнения возложенных обязанностей для Администрации г.Дудинка до 01.04.2012 года, для ОАО «Таймырбыт» до 15.09.2012 года. На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие Администрации г. Дудинки по непринятию мер к предотвращению возникновения чрезвычайной ситуации, выразившейся в отсутствии финансирования проведения ремонтных работ по выносу трубопроводов ТВС из коллектора по ул. Строителей, ТВС из коллектора по ул. Горького, ТВС из коллектора по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации из коллекторов по ул. Островского-Горького. Обязать Администрацию г.Дудинки в срок до 01.04.2012 года решить вопрос по выделению бюджетных средств на производство работ по выносу трубопроводов ТВС из коллектора по ул. Строителей, ТВС из коллектора по ул. Горького, ТВС из коллектора по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации из коллекторов по ул. Островского- Горького. Признать незаконным бездействие ОАО «Таймырбыт» по не проведению ремонтных работ аварийных коллекторов в виде выноса трубопроводов ТВС из коллектора по ул. Строителей, ТВС из коллектора по ул. Горького, ТВС из коллектора по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации из коллекторов по ул. Островского-Горького. Обязать ОАО «Таймырбыт» в срок до 15.09.2012 года выполнить работы по выносу трубопроводов ТВС из коллектора по ул. Строителей, ТВС из коллектора по ул. Горького, ТВС из коллектора по ул. Матросова на участке от камеры «Север» до ПНС № 3, чугунных квартальных трубопроводов канализации из коллекторов по ул. Островского- Горького. Взыскать с ОАО «Таймырбыт» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб. Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через канцелярию Дудинского районного суда. Председательствующий О.К.Уланова Решение принято судом в окончательной форме 14 июля 2011 года.