Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 июля 2011 года Дудинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего-судьи Маймаго Н.В., при секретаре Маймаго Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ОАО «Таймырбыт» к Красноярскому государственному бюджетному учреждению «Центр занятости населения города Дудинка» о признании незаконным решения о сохранении Грицюк Валентине Владимировне средней заработной платы на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения, У С Т А Н О В И Л : Открытое акционерное общество «Таймырбыт» обратилось в суд с иском к Красноярскому государственному бюджетному учреждению «Центр занятости населения города Дудинки» о признании незаконным решения государственного органа службы занятости населения о сохранении средней заработной платы на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения Грицюк Валентине Владимировне, мотивируя следующим. Грицюк Валентина Владимировна работала в ОАО «Таймырбыт» в должности специалиста 1 категории (нормировщик) АТП, уволена 31.12.2010 года в связи с сокращением численности работников по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Грицюк В.В. с 28.04.1997 года является пенсионером по старости, удостоверение №001407 и имеет доход в виде трудовой пенсии. 03.05.2011 года Грицюк В.В.обратилась в ОАО «Таймырбыт» с заявлением о выплате среднемесячной заработной платы за четвертый месяц, на основании справки от 03.05.2011 №669, выданной Красноярским государственным бюджетным учреждением «Центр занятости населения города Дудинки». Поскольку в статье 318 ТК РФ при установлении гарантии в виде сохранения среднего заработка работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на четвертый, пятый шестой месяцы трудоустройства указано условие обращения в орган службы занятости населения, необходимо учитывать положения Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Порядок регистрации безработных граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 года N 847н "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан". Из пункта 3 статьи 3 Закона №1032-1 следует, что граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, не могут быть признаны безработными. Аналогичная норма прописана в п. 4 указанного Порядка. Соответственно, служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, так как пенсионер уже социально защищен государством посредством назначения пенсии, следовательно, у нее не возникает обязанности по трудоустройству. Да и выдача решений, предоставляющих сокращенным пенсионерам возможность получения среднего месячного заработка, осуществляется службой занятости в соответствии с существующим вышеуказанным Порядком. Других оснований и способов выдачи там решений действующим законодательством не предусмотрено. Данная норма является мерой социальной защиты безработных граждан и не может распространяться на пенсионеров. Кроме того, ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как указывается в п.2 Постановления Конституционного суда РФ от 16.12.97 года N 20-П, перечень случаев (социальных рисков), с которыми названная конституционная норма связывает право каждого человека на социальное обеспечение, не носит исчерпывающего характера. Вместе с тем, относя установление таких фактов к сфере регулирования законом, она подтверждает конституционное значение существования социального обеспечения в каждом из названных в ней и предусмотренных законом случаев. Они обычно характеризуются невозможностью иметь заработок (трудовой доход) или его утратой либо недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Пункт 3 ст. 37 Конституции РФ закрепляет право каждого на защиту от безработицы. Такая защита обеспечивается наряду с иными мерами материальной поддержки граждан, не имеющих работы и заработка, трудового дохода и официально признанных безработными. Пунктами 2, 3 указанного выше Порядка регистрации безработных граждан предусмотрена регистрация граждан в качестве безработных на основании решений о признании граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы безработными. Решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан принимаются государственными учреждениями службы занятости населения в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов. Абзац 3 п. 2 ст. 3 Закона "О занятости населения в РФ" гласит, что при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов в уполномоченный орган. Принимая во внимание изложенное, исходя из анализа приведенных выше правовых норм, следует, что ст. 318 ТК РФ не распространяется на граждан, которым выплачивается пенсия, так как указанная в ней выплата по своей сути является мерой социальной защиты безработных. А поскольку из содержания п. 4 Порядка вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, а значит и в качестве граждан, ищущих работу, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии, то служба занятости не должна выдавать им решения о сохранении среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Указание, на наличие исключительности обстоятельств, вследствие возникновения которых у Грицюк В.В. возникло право на получение заработной платы за четвертый месяц, в решении Красноярского государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения города Дудинки» - справке от 03.05.2011 №669 отсутствует. С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 24, 28, 131-133 ГПК РФ истец просит признать незаконным решение Красноярского государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения города Дудинки» о сохранении гражданке Грицюк Валентине Владимировне средней заработной платы на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения, отраженное в Справке от 03.05.2011 №669, взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины при подаче иска в суд в сумме 4000(четыре) тысячи рублей. В судебном заседании представитель ОАО «Таймырбыт» Тополь А.В. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям. Пояснил о том, что социальные гарантии, предусмотренные ст.318 ТК РФ гр. Грицюк В.В. были предоставлены в полном объеме, соблюдение месячного срока после увольнения для обращения в орган службы занятости населения не является исключительным случаем, дающим право на сохранение за уволенным работником среднего месячного заработка. в течение 4,5,6 месяцев со дня увольнения. Ответчиком не представлено доказательств наличия исключительности обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом службы занятости решения о сохранении среднего заработка Грицюк В.В. за четвертый месяц. Представитель ответчика по доверенности Гракова Н.Д. исковые требования не признала по следующим основаниям. Ст. 318 ТК РФ не указывает на то условие, что лица находящиеся на пенсии не могут получать выплаты по сокращению, так как выплаты по сокращению социальная гарантия, которая предоставляется работающим гражданам и уволенным по п. 2 ст. 81 ТК РФ, соответственно Грицюк В.В., работавшая в ОАО «Таймырбыт», имеет право на гарантии, предусмотренные ТК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ «О занятости населения в РФ» Грицюк В.В. не может быть признана безработной, так как получает трудовую пенсию по старости, однако эта выплата ей полагается за отработанный ею стаж и никак не должна влиять на гарантии, полагающиеся уволенным по сокращению работникам. Грицюк В.В. не была признана безработной, но состоит на учете с целью поиска работы, при наличии статуса безработного выплачивается пособие по безработице после окончания выплат по сокращению, а при статусе ищущего работу выплата пособия по безработице не производится во время всего периода поиска работы. Гражданин, уволенный из организации в связи с сокращением должен выполнить только строго те условия, которые прямо предусмотрены в трудовом законодательстве, а именно: обратиться в месячный срок после увольнения, заниматься самостоятельно и посредством услуг службы занятости поиском работы, проходить в указанные сроки перерегистрацию в службе занятости, а в случае трудоустройства сообщить об этом работодателю и службе занятости. Грицюк В.В. выполняет все вышеуказанные условия. Главным условием получения компенсации по сокращению 4,5,6 месяцы является постоянный поиск работы, которым Грицюк В.В. может заниматься и без статуса безработного. Статус безработного несет свои социальные гарантии тем гражданам, которые могут быть признаны безработными, не имеющие статуса безработного имеют права и обязанности наравне с безработными. Считает, что социальная защита граждан государством не является основанием для не выполнения своих законных обязанностей работодателями. Работодатель обязан выполнять те гарантии и компенсации, которые предусмотрены Законами Российской Федерации, независимо от того является ли гражданин пенсионером, инвалидом и т.п. Кроме того, предоставление государственных гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, предусмотренных ст. 318 ТК РФ, не связано с наличием или отсутствием факта признания данного уволенного работника безработным. Исходя из смысла редакции ч. 2 ст. 318 ТК РФ органы службы занятости населения своим решением вправе охарактеризовать случай, когда уволенный по сокращению работник не был трудоустроен за промежуток времени, в течение которого за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, при условии что это работник обратился в орган службы занятости населения в месячный срок после увольнения (Грицюк В.В.уволена 31.12.10 года, обратилась 21.01.2011года), как исключительный, и сохранить за уволенным работником в течение 4,5,6 месяцев со дня увольнения средний месячный заработок. Служба занятости принимает решение о сохранении за уволенным работником в течение 4,5,6 месяцев со дня увольнения среднего месячного заработка при соблюдении в совокупности следующих условий: обращение работника в месячный срок; факт не трудоустройства уволенного работника; факт отсутствия отказов уволенного работника от подходящей работы. Данный перечень условий является исчерпывающим. В соответствии со ст. 20 ТК РФ Грицюк В.В. является физическим лицом, у которого до расторжения трудового договора в связи с сокращением численности или штата имели место трудовые отношения с ОАО «Таймырбыт». Учитывая вышеизложенное, считает, что у центра занятости населения нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними среднего месячного заработка в течение 4,5,6 месяцев со дня увольнения и выдаче пенсионерам соответствующих документов (справок) при соблюдении изложенных в ч. 2 ст. 318 ТК РФ условий. Просит суд в удовлетворении иска отказать. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Грицюк В.В. в своих письменных возражения, представленных суду, просит суд в иске ОАО « Таймырбыт» отказать, по основаниям и доводам ответчика, изложенным выше. Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Согласно ч.2 ст.318 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Как установлено в судебном заседании Грицюк Валентина Владимировна с 28.04.1997 года является пенсионером по старости, состояла в трудовых отношениях с ОАО «Таймырбыт», работала в должности специалиста 1 категории, уволена 31.12.2010 года в связи с сокращением численности работников по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. 21.01.2011 года она обратилась в КГКУ «Центр занятости населения города Дудинки». На нее заведена карточка персонального учет гражданина, ищущего работу № 021012/1183 от 21.01.2011 года. Согласно Отчетам о текущей работе КГКУ «Центр занятости населения города Дудинки» по состоянию на 31.01.2001 года - 01.07.2011 года подходящая работа для Грицюк В.В. отсутствовала, что подтверждается представленными ответчиком и исследованными судом данными из дела персонального учета, заведенного на Грицюк В.В. Ответчиком - Красноярским государственным бюджетным учреждением «Центр занятости населения города Дудинки» 03 мая 2011 года принято решение о сохранении среднего месячного заработка за уволенной Грицюк В.В. в течение четвертого месяца со дня увольнения, согласно ст. 318 ТК РФ, что подтверждается справкой №669 от 03.05.2011 года (л.д.8). Не согласившись с решением Красноярского государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения города Дудинки» 03 мая 2011 года, ОАО «Таймырбыт обратилось в суд с исковым заявлением о признании незаконным указанного решения. Установив фактические обстоятельства по делу, проанализировав представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям. Статья 318 ТК РФ предусматривает предоставление государственных гарантий работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, то есть четко определяет круг лиц, имеющих право на предоставление указанных гарантий. Согласно п.3.13 Коллективного договора ОАО «Таймырбыт» на 2009-2011 годы работникам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата, предоставляются льготы, предусмотренные ст.318 ТК РФ. Как видно из раздела «Денежные обязательства администрации» Порядка выплат работникам среднего заработка при расторжении трудового договора в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности и штатов ОАО «Таймырбыт» (Приложени№4) средняя заработная плата работнику сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия ( стр.7,30 Коллективного договора). Как установлено в судебном заседании и не оспаривается истцом, Грицюк В.В. является уволенным работником (ч.1,2 ст. 318 ТК РФ), у которой до расторжения с ней трудового договора в связи с сокращением численности работников организации ( п.2 ст. 81 ТК РФ) имели место трудовые отношения с работодателем, то есть с истцом, а именно с ОАО « «Таймырбыт». Таким образом, рассматриваемый спор возник из трудовых отношений. Как установлено в судебном заседании Грицюк В.В. не была трудоустроена по занимаемой профессии и образованию за промежуток времени, в течении которого за ней сохранялся средний месячный заработок на период трудоустройства и не могла найти работу по причинам от нее независящим, в орган службы занятости она обратилась в месячный срок после увольнения. При соблюдении работником условия об обращении в органы службы занятости населения в установленный законом срок после увольнения, любой случай нетрудоустройства работника через службу занятости по причине отсутствия подходящей для него работы в течение, в данном случае, четырех месяцев со дня увольнения является исключительным, позволяющим сохранить за ним средний месячный заработок в течение четвертого месяца. Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений права на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства (в порядке исключения) в течение третьего, четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости в отношении увольняемых пенсионного возраста по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата работников организации. Данные граждане не лишены права вновь трудоустроиться как самостоятельно, так и с помощью службы занятости. Они не претендуют на регистрацию в качестве безработных и могут быть зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, что и было сделано в данном случае. В соответствии со ст. 12 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам РФ бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Нет оснований также утверждать, что органы службы занятости могут и должны оказывать содействие в трудоустройстве только гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными. Кроме этого, предоставление государственных гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, предусмотренных ст. 318 ТК РФ, не связано с наличием или отсутствием факта признания данного уволенного работника безработным. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что доводы представителя истца о недоказанности наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате за счет средств работодателя среднемесячной заработной платы Грицюк В.В. за четвертый месяц со дня увольнения и сам факт того, что Грицюк В.В. является пенсионером, получающим трудовую пенсию по старости, в связи с чем она не может быть признана безработной, а также о том, что она социально защищена государством в виде гарантированной выплаты пенсии, не могут служить основанием для вывода о том, что за Грицук В.В. не может сохраняться средний месячный заработок в течение четвертого месяца со дня увольнения. Кроме того, суду были представлены документы, подтверждающие предложение органом службы занятости Грицюк В.В. в установленном Законом порядке имеющихся вакансий, факта нетрудоустройства ее через службу занятости по причине отсутствия подходящей для нее работы по независящим от работника причинам. Таким образом, орган службы занятости вправе был вынести решение о сохранении среднего заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения Грицюк В.В. в порядке ч. 2 ст. 318 ТК РФ и выдать соответствующий документ (справку). На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований ОАО «Таймырбыт» к к Красноярскому государственному бюджетному учреждению « Центр занятости населения города Дудинка» о признании незаконным решения о сохранении Грицюк Валентине Владимировне средней заработной платы на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в кассационном порядке в Красноярский краевой суд со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через канцелярию Дудинского районного суда. Судья (подпись) Н.В. Маймаго Решение принято в окончат. форме 05.08.2011 года