Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 16 января 2012 года г. Дудинка Дудинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Меньщиковой Е.М., при секретаре Ярошенко Л.А., с участием истца Лой Н.В., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края Котлярова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № по иску Лой Нины Валерьяновны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края о возложении обязанности по применению повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере коэффициента 1,7, и произведении перерасчета ранее выплаченной пенсии с 01.05.2004 года, У С Т А Н О В И Л : Лой Н.В. обратилась в Дудинский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края о возложении обязанности по применению повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере коэффициента 1,7, и произведении перерасчета ранее выплаченной пенсии с 01.05.2007 года, указывая на то, что она является пенсионером с 01.05.2004 года. При назначении истице пенсии, ответчиком был применен коэффициент 1,2 - отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ. На территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района к заработной плате применяется коэффициент 1,6. 09.12.2008 года истица обратилась к ответчику с заявлением о произведении перерасчета пенсии о применении повышенного коэффициента 1,7. 26.12.2008 года истицей был получен отказ, причиной которого явилось то обстоятельство, что на 01.01.2002 года она не проживала в районах Крайнего Севера, так как факт проживания подтверждается регистрацией по месту жительства, а истицы в указанный период была регистрация по месту пребывания. С данным отказом истица не согласна. Так свою трудовую деятельность истица начала осуществлять с 01.09.1970 года, в районах Крайнего Севера истица работает с 06.12.1985 года, о чем имеется запись в трудовой книжке. 11.09.1995 года истца уволилась и временно не работала до 03.02.2003 года. Кроме того, то обстоятельство, что на 01.01.2002 года истица проживала на территории г. Дудинки могут подтвердить свидетели, а также факт проживания в г. Дудинке подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания, согласно которого Лой Н.В. пребывала по адресу: <адрес> в период с 18.07.2001 года по 18.07.2004 года. С 22.07.1987 года и по настоящее время, Лой Н.В. состоит в зарегистрированном браке с Лой А.П. и проживает с ним совместно. С 03.02.2003 года по настоящее время истица осуществляет свою трудовую деятельность в г. Дудинке. Истица считает, что факт регистрации по месту пребывания, а не по месту жительства не может служить основанием для отказа в произведении перерасчета трудовой пенсии с применением повышенного коэффициента. Согласно сведениям, имеющимся в трудовой книжке общий трудовой стаж истицы по состоянию на 03.12.2011 года составляет 34 года 6 месяцев 14 дней, в том числе стаж работы на Крайнем Севере составляет 19 лет 7 месяцев и 5 дней. Истца считает, что отказ ответчика в произведении перерасчета с применением отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,7 неправомерен, поскольку право на применение коэффициента 1,7 возникло 28.04.2007 года (15 лет стажа в районах Крайнего Севера), таким образом, перерасчет необходимо произвести с 01.05.2007 года. Определением Дудинского районного суда Красноярского края от 10.01.2012 года приняты к производству измененные исковые требования Лой Н.В. о возложении на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края обязанности по произведению перерасчета ранее полученной пенсии с применением коэффициента 1,7 начиная с 01 мая 2004 года, то есть с момента назначения пенсии. В судебном заседании истца Лой Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что все это время, и в том числе и по состоянию на 01.01.2002 года, проживала в <адрес> с супругом и детьми. В г. Одесса была зарегистрирована по месту жительства, поскольку не хотела потерять квартиру родителей. Все это время она работала у предпринимателей без оформления, а также продавала пирожки по организациям. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края Котляров В.В. в судебном заседании исковые требования Лой Н.В. не признал, пояснив, что для исчисления трудовой пенсии с применением повышенного отношения заработков следует принимать во внимание только регистрацию по месту жительства. Для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в качестве документа, подтверждающего место жительства гражданина, обратившегося за пенсией, предъявляется паспорт (свидетельство о регистрации по месту жительства). Основанием для предоставления гражданину повышенного отношения заработка является отметка о регистрации по месту жительства на территории конкретного региона Крайнего Севера. Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 1, часть 1; статья 7; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Как следует из статей 7, 39, 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на получение пенсии относится к компетенции федерального законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты. Вместе с тем осуществляемое им правовое регулирование должно базироваться на конституционно значимых принципах пенсионного обеспечения, учитывать социальную ценность в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой трудовой и иной общественно полезной деятельности, особое значение пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров. Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 2; статья 17; статья 18; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вступил в силу с 1 января 2002 г. (статья 31 Федерального закона), с этой даты размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона. В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом законодатель установил, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, установлено более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав, а именно: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше (пункт 2 статьи 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Базой для определения страховой части трудовой пенсии по старости является расчетный пенсионный капитал по состоянию на день установления трудовой пенсии. При этом сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица состоит из двух частей: расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года (оценка пенсионных прав) на момент вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после вступления в силу данного Федерального закона. В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оцениваются пенсионные права, заработанные в ранее действовавшей пенсионной системе. Оценка путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал производится по состоянию на 1 января 2002 года (дату начала пенсионной реформы). Повышенное отношение заработков устанавливается для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, и для лиц, независимо от места их жительства, - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона от 17 декабря 2001 г. при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям используется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г., т.е. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 г., повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица. Лицам, по состоянию на 1 января 2002 г. проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г., т.е. за 2000 - 2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца. На территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края (ранее Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа) к заработной плате применяется коэффициент 1,6. Согласно записей в трудовой книжке, трудовую деятельность Лой н.В. начала осуществлять с 01.09.1970 года. С 06.12.1985 года Лой Н.В. работает в районах Крайнего Севера. 11.09.1995 года была уволена по ст. 31 КЗОТ РФ по собственному желанию. С 01.05.2004 года Лой Н.В. является пенсионером. При расчете отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, Лой Н.В. данное отношение применялось в размере не свыше 1,2. 09 декабря 2008 года Лой Н.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе с заявлением о произведении перерасчета трудовой пенсии и применении повышенного отношения среднего заработка к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,7. 26.12.2008 года истицей был получен отказ в произведении перерасчета, в связи с тем, что по состоянию на 01.01.2002 года, у Лой Н.В. была регистрация по месту пребывания, а не по месту жительства на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, а также в связи с тем, что стаж работы в районах Крайнего Севера составил 09 лет 09 месяцев 07 дней, а для применения повышенного отношения необходимо 15 лет. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Институт регистрации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а потому уведомление гражданином органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным порядком является не только его правом, но и обязанностью. Согласно Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства. В целях регулирования гражданских правоотношений ст. 20 Гражданского кодекса РФ определяет место жительства гражданина как "место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает", Верховный Суд РФ в своем Определении от 16 апреля 2002 г. N КАС02-176 о признании не соответствующим федеральному законодательству и не подлежащим применению абзаца 1 пункта 8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335, отметил, что регистрация не входит в понятие "место жительства", а является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания (жительства). Если у гражданина отсутствует регистрация, это не исключает возможности установления судом места жительства гражданина, основываясь на иных данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета. Дискриминация при реализации гражданами Российской Федерации своих прав и свобод по месту жительства, недопустима, поскольку ст. 19 Конституции РФ гласит, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Так, Конституционный Суд РФ в своих постановлениях неоднократно указывал на недопустимость ограничения прав и свобод граждан в связи с их местом жительства. Отсутствие регистрации не должно быть препятствием реализации социальных прав, поскольку согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законодательством. Поскольку место жительства является юридическим фактом, а его регистрация - лишь одним из подтверждений, при отсутствии регистрации место жительства может быть удостоверено и другими доказательствами, в том числе судебным решением. В зале суда были допрошены свидетели Губин Г.В., Лой А.П., Машталер И.В., которые подтвердили, что Лой Н.В. действительно постоянно с 1985 года по настоящее время проживает в г. Дудинке с семьей. Таким образом, судом установлено, что Лой Н.В. по состоянию на 01.01.2002 года и по настоящее время проживает в г. Дудинке Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Разъяснение N 3 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей". Из смысла данного Разъяснения следует, что отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться лицам, проживавшим на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. При этом, возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 г. или остались там проживать. Таким образом, требования истицы о возложении обязанности по выплате трудовой пенсии с учетом отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ в размере коэффициента 1,7 подлежит удовлетворению. В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В связи с чем, требования истицы о перерасчете ранее полученной пенсии с применением повышенного отношения в размере коэффициента 1,7 с 01.05.2004 года также подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Лой Нины Валерьяновны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края о возложении обязанности по применению повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере коэффициента 1,7, и произведении перерасчета ранее выплаченной пенсии с 01.05.2004 года, удовлетворить в полном объеме. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края производить выплату трудовой пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ в размере не свыше 1,7 - Лой Нине Валерьяновне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края произвести перерасчет ранее выплаченных сумм пенсии Лой Нине Валерьяновне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере не свыше 1,7 с 01 мая 2004 года по день вступления настоящего решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня приятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края. Судья Е.М. Меньщикова Мотивированное решение изготовлено 19 января 2012 года.