Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 марта 2012 года Дудинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего-судьи Маймаго Н.В., при секретаре Ивлевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Кострова <данные изъяты> к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края о признании права на получение жилищной субсидии, восстановлении в очередности на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера, суд У С Т А Н О В И Л : Костров П.Ф. обратился в суд с иском к ответчику, указав следующее. В <данные изъяты> году из <данные изъяты> летного отряда <адрес> ССР он был переведен на работу в район Крайнего Севера - в <данные изъяты> летный отряд <данные изъяты> авиапредприятия, а в <данные изъяты> году - в <данные изъяты> авиаэскадрилью, базирующуюся на <данные изъяты>. На период работы в <данные изъяты> авиэскадрильи его семье, состоящей из трех человек (жена, сын) было предоставлено ведомственное жилье. При этом было гарантировано бронирование жилья в <адрес>. После распада СССР в <данные изъяты> году, по независящим от него причинам он потерял право на бронирование квартиры в <адрес> Республики <адрес>. Работа в авиации не дала денежных накоплений, достаточных для приобретения жилья. Единственной надеждой было получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. В связи с реорганизацией авиаэскадрильи в <данные изъяты> году и отсутствия работы по специальности, в <данные изъяты> года был вынужден уволиться из авиаэскадрильи и освободить ведомственное жилье. В настоящее время жилья в Российской Федерации не имеет. Ему стало известно о том, что он снят с учета на получение социальной выплаты на основании информации экономического отдела Администрации г.<адрес>. Никаких уведомлений о снятии с учета он не получал, свое место нахождения не скрывал, возможность ознакомить его с уведомлением у Администрации была. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес> в связи с необходимостью обмена паспорта по достижению 45 летнего возраста из-за длительного отсутствия транспортного сообщения между аэропортом <данные изъяты>, необходимостью выезда в Республику <данные изъяты> по семейным обстоятельствам. При этом по ДД.ММ.ГГГГ работал в Дочернем государственном унитарном предприятии <данные изъяты> геологоразведочная экспедиция <данные изъяты>) <адрес>. Выезд гражданина Российской Федерации из России не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации. До настоящего времени ни он, ни его сын не имеют жилья в Российской Федерации. Ранее Отделом кадров <данные изъяты> авиапредприятия, где он тогда работал, в экономический Отдел Администрации г<адрес> подавался список работников, нуждающихся в переселении, информацию об очередности он смог узнать, так как сведения были скрыты. В <данные изъяты> году он подавал документы в Управление по вопросам переселения Администрации Таймырского(Долгано-Ненецкого) автономного округа в период действия Федерального Закона от 25 июля 1998 года №131 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», но документы исчезли. Заново документы были поданы в марте 2002 года, перед тем как срочно выехать в Казахстан по семейным обстоятельствам. В <данные изъяты> году он, будучи в <адрес>, зашел в Отдел по миграционной политике, просил показать документы, касающиеся постановки его в очередь по переселению, ему сообщили, что очередь его еще не подошла. В <данные изъяты> году, не имея информации по состоянию и деталям очередности, он обратился за помощью в Администрацию Президента Российской Федерации, ему был дан ответ первого заместителя министра строительства и архитектура <адрес>. О том, что он не значится в списках очередников на переселение, он узнал в <данные изъяты> года. Он относит себя к категории граждан, которые приехали на Север с соблюдение гарантий на возвращение. В период его работы была расформирована авиаэскадрилья, где он работал, был закрыт жилищный фонд предприятия, длительная летная работа в районах морей <данные изъяты> региона, связанная с повышенным риском, освобождение ведомственного жилья, отсутствие жилья в РФ, все это дает ему право состоять в первой очереди установленной Законом очередности, то есть в числе граждан, выезжающих из закрывающихся городов, поселков, полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера. Просит суд восстановить его в очереди на переселение. В судебном заседании Костров П.Ф. участия не принимал, просит дело рассмотреть в свое отсутствие, представил возражения на Отзыв ответчика. В судебном заседании представитель Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района <адрес> по доверенности ФИО7 исковые требования Кострова П.Ф. не признала. Суду пояснила о том, что Костров П.Ф. в <данные изъяты> году был поставлен на учет по переселению из районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на основании представленного заявления и документов. Однако, специалистами Отдела не взят во внимание тот факт, что Костров П.Ф. был зарегистрирован по адресу: <адрес> по месту пребывания (временно). В связи с тем, что средства на переселение пенсионеров не выделялись из федерального бюджета, то работа с гражданами данной категории лиц не проводилась. В <данные изъяты> году в связи с началом реализации на территории муниципального района долгосрочной целевой Программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе <адрес> и городском поселении <адрес> края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации на 2011-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 26 октября 2010 года № 523-п, было установлено, что Костров П.Ф. снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу. Об этом факте и смене места жительства Костров П.Ф. не ставил в известность Администрацию муниципального района. В связи с тем, что у Кострова П.Ф. закончилась регистрация в <адрес>, но он не уведомил <адрес> о смене места жительства, он был снят с учета и очередности на получение социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ. Представитель Министерства строительства и архитектуры <адрес> участия в судебном заседании не принимал, представив письменный Отзыв на заявление и ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из письменного Отзыва следует, что Законом Красноярского края от 21.12.2010 года №5582 « О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <адрес> исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <адрес> в соответствии с Федеральным Законом, включающими, в том числе и снятие гражданина с учета в случае изменения оснований, в соответствии с которыми он был поставлен на учет, и внесение соответствующих изменений в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Костров П.Ф. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес> по месту пребывания по адресу: <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Вместе с тем, право состоять на учете имеют граждане, не временно зарегистрированные по месту пребывания, а проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, в соответствии с п.9 Положения… для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным Законом, представляет заявление и прилагающиеся к нему документы в орган исполнительной власти субъекта РФ(орган местного самоуправления) по месту жительства, а не по месту пребывания. Как следует из искового заявления, в настоящее время истец не проживает, а только состоит на регистрационном учете в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Считает, что Костров правомерно был снят органом местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Просит в удовлетворении исковых требований Кострова П.Ф. отказать. Выслушав представителя Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района <адрес> по доверенности ФИО7, изучив доводы сторон, исследовав представленные материалы дела, материалы из учетного дела, проанализировав содержание представленных документов, суд приходит к следующему. Федеральным Законом №125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севере и приравненных к ним местностей» установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели… Статьей 2 Закона установлена очередность предоставления жилищных субсидий, в соответствии с которой, в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации…, в третью очередь - пенсионерам. Законом Красноярского края от 21.12.2010 N 11-5582 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края" исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления Красноярского края, в том числе Таймырский Долгано-Ненецкий район, наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <адрес> в соответствии с Федеральным Законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", включающими в себя: а) прием и регистрацию заявления и документов от гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным Законом (далее по тексту статьи - заявитель); б) проверку документов заявителя; в) принятие решения в отношении заявителя о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (далее по тексту статьи - учет), или об отказе в постановке на учет в 15-дневный срок с даты регистрации заявления; г) направление заявителю уведомления о принятии решения о постановке на учет или об отказе в постановке на учет с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения; д).формирование на каждого гражданина, поставленного на учет, учетного дела, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет, с присвоением учетному делу номера, соответствующего номеру в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по соответствующему городскому округу (муниципальному району);…к) снятие гражданина с учета в случае изменения оснований, в соответствии с которыми он был поставлен на учет, и внесение соответствующих изменений в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья; л) направление уведомления гражданину о снятии с учета в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения; … Статьями 2 и 3 этого же Закона исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления края, в том числе Таймырский Долгано-Ненецкий район, наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края "О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края", а также в соответствии с Законом Красноярского края "О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа <адрес> и городского поселения <адрес> края, указанными в Законе. Как установлено в судебном заседании Костров П.Ф. ДД.ММ.ГГГГ работал в районах Крайнего Севера, стаж работы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера составляет <данные изъяты> ( л.д.63,68-71). Как видно из ответа начальника Управления по вопросам переселения Администрации Таймырского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.20) Костров П.Ф. представлял заявление и документы для постановки на учет по переселению из районов Крайнего Севера. Как установлено в судебном заседании в настоящее время документы не сохранились. В период работы в <данные изъяты> <адрес> Костров П.Ф. также обращался в Администрацию <адрес> с вопросом о возможности постановки его на учет по переселению из района Крайнего Севера, ему было отказано в связи с тем, что он постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>, а <адрес> не входит в состав единого муниципального образования «<адрес>». (л.д.19). Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Костров П.Ф. в Управление по миграционной и жилищной политике <адрес> подал заявление установленного образца о постановке его в очередь на переселение из района Крайнего Севера, был поставлен на учет как гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представил в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства документы, предусмотренные п.9 Порядка регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Был поставлен в третью очередь (пенсионеры) по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, под номером - <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ году Костров П.Ф., зашел в Отдел по миграционной политике района, просил показать документы, касающиеся постановки его в очередь по переселению, ему сообщили, что очередь его еще не подошла. В ДД.ММ.ГГГГ году, не имея информации о продвижении очередности, он обратился за помощью в Администрацию Президента Российской Федерации, ему был дан ответ первого заместителя министра строительства и архитектура <адрес> о том, что он состоит в списках граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в третьей очередности, в настоящее время социальные выплаты получают граждане, состоящие во второй очереди (инвалиды), ему социальная выплата будет предоставлена по мере поступления средств федерального бюджета в соответствии с очередностью. О том, что он не значится в списках очередников на переселение, он узнал в <данные изъяты>. В соответствии с пунктами 2,3 Положения «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденного Постановлением правительства РФ от 10.12.2002 года № 879, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья производятся органами исполнительной власти субъектов РФ по месту их постоянного проживания. Как видно из представленных документов, Костров П.Ф. имел постоянную регистрацию по <адрес> по адресу: <адрес>, согласно свидетельства № он зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ УВД ТАО в <адрес> ему выдан новый паспорт (обмен в связи с достижением возраста 45 лет). В новом паспорте штампа о снятии с регистрации в г<адрес> нет, стоит штамп о регистрации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62). В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 17 июля 1995 года и принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства ( ст.5 указанного Закона). Согласно ст.7 названного Закона снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае изменения места жительства на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства Суд находит заслуживающими доверия доводы Кострова П.Ф. о вынужденной временной регистрации по месту пребывания в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью обмена паспорта и выезда в Казахстан в связи с болезнью и смерти его матери, поскольку, как видно из представленных документов, Костров П.Ф. до ДД.ММ.ГГГГ проживал и работал в районах Крайнего Севера ( л.д.70-71). Таким образом, в судебном заседании из представленных документов установлено, что местом постоянного проживания Кострова П.Ф. на момент постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ был район Крайнего Севера - <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года он проживает в <адрес>, имеет вид на жительство, пенсионер по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.61). Как установлено в судебном заседании Костров П.Ф., как на момент выезда из <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года, так и на момент выезда в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ году, приобрел право на получение жилищной субсидии, как в соответствии с ранее действовавшим законодательством, так и ныне действующим, так как он прибыл в район Крайнего Севера не позднее 01 января 1992 года, имел и имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее <данные изъяты> календарных лет, не имеет жилья в других регионах РФ, до настоящего времени это право не использовал, не получал субсидии на эти цели, был принят на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. И не утратил данное право и в настоящее время. Указанные установленные судом обстоятельства не оспариваются и ответчиком. В соответствии с п.21 вышеуказанного Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение жилищных субсидий в случае: б). выезда в другую местность на постоянное место жительства. Как видно из Протокола № заседания комиссии Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по распределению жилья и социальных выплат от ДД.ММ.ГГГГ Костров П.Ф. снят с учета на основании справки <данные изъяты> в связи с выездом за пределы Таймырского муниципального района ( л.д.74,75). Согласно представленной справки <данные изъяты>» Костров П.Ф. снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по окончании временной регистрации по месту пребывания (75). В нарушение пункта 22 вышеуказанного Положения Кострову П.Ф. уведомление о снятии с учета не направлялось. Как видно из доводов ответчика основанием снятия Кострова П.Ф. с учета и очереди явилось то, что у него истек срок регистрации по месту пребывания в <адрес>, он не уведомил Администрацию района о смене места жительства ( л.д.46-47). Однако, как видно из данных паспорта Кострова П.Ф., как на момент снятия Кострова П.Ф. ДД.ММ.ГГГГ с учета на получение социальной выплаты, так и по настоящее время, он зарегистрирован в <адрес> ( л.д.39). Сам по себе факт снятия гражданина с регистрационного учета по месту пребывания не может свидетельствовать о том, что он выехал в другую местность на постоянное место жительства, снят с регистрационного учета по месту жительства, служить основанием для снятия его с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Объективных данных о том, что Костров П.Ф., будучи гражданином Российской Федерации, выехал на постоянное место жительства в <адрес>, не имеется. При таких обстоятельствах, установленных и изложенных выше, суд приходит к выводу, что произвольное снятие Кострова П.Ф. с такого учета комиссией Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по распределению жилья и социальных выплат ДД.ММ.ГГГГ, при тех же обстоятельствах и в отсутствие каких-либо изменений, влияющих на возможность получения жилищной субсидии, нельзя признать законным. Кроме того, как ранее действовавшее законодательство, так и нынешнее не ограничивает граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий. Доводы Кострова П.Ф.о том, что он мог бы состоять в очереди в числе граждан, выезжающих из закрывающихся городов, поселков, полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера суд находит несостоятельными, поскольку для этого, оснований, предусмотренных законом, не установлено. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Из положений статьи 40 Конституции Российской Федерации вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года №8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой 1 и статьи 2 Федерального Закона « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобами граждан ФИО8 и ФИО9» по смыслу ч.1 ст.7, ч.2 и 3 ст.40 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 37 (части 1 и 3) которая, гарантируя свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, законодатель, регулируя труд лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вправе предусмотреть для них соответствующие государственные гарантии и компенсации, в том числе гарантии предоставления жилья для тех граждан, которые, проработав длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие регионы России, где они не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий. Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно - климатических условиях - не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации. Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями. Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (ч.3 ст.37, ст.40,ст. 27ч.1,ст.35,ч.1 и ч.2) Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите. На основании указанных положений, установленных по делу обстоятельств, гражданин Костров П.Ф. подлежит восстановлению в очередности на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ. Суд полагает, что принятие иного решения привело бы к нарушению конституционного принципа равенства. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Кострова <данные изъяты> к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района <адрес> удовлетворить. Кострова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, восстановить в очередности на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Дудинский районный суд. Председательствующий Н.В.Маймаго Решение принято в окончательной <данные изъяты>