о признании действия по заключению договоров аренды земелных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения общинам коренных малочисленных народов Севера путем проведения торгов



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

г. Дудинка          04 апреля 2012 года                                                                                       

Дудинский районный суд Красноярского края, в составе председательствующего судьи Кобец А.В., при секретаре Обороча Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-217/2012, по иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района, поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконными действий Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по заключению договоров аренды земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения при поступлении заявлений общины коренных малочисленных народов Севера для целей сохранения и развития традиционного образа жизни и иных хозяйствующих субъектов для этих же целей на один и тот же земельный участок путем проведения торгов, наложении обязанности заключать указанные договоры в соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ без проведения торгов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Проведенной прокуратурой Таймырского Долгано-Ненецкого района проверкой установлено, что Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в нарушение ст.34, ч. 1 ст. 78, ст.82 Земельного кодекса РФ, п.2, п.5 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предоставляет земельные участки общинам коренных малочисленных народов Севера для сохранения и развития традиционного образа жизни путем проведения торгов на общих основаниях с иными хозяйствующими субъектами, чем нарушает права указанных общин, а также их членов на устойчивое развитие традиционного хозяйствования и промыслов.

Прокурор просит признать незаконными действия Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по заключению договоров аренды земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения при поступлении заявлений общины коренных малочисленных народов Севера для целей сохранения и развития традиционного образа жизни и иных хозяйствующих субъектов для этих же целей на один и тот же земельный участок путем проведения торгов, наложить обязанность заключать указанные договоры в соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ без проведения торгов.

В представленных возражениях Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района иск не признала, пояснив, что во исполнение ч.1 ст.34 Земельного кодекса РФ постановлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 30.10.2009 № 616 утвержден порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

Пунктом 4.1 постановления определены случаи, при которых земельные участки предоставляются посредством проведения торгов.

То есть проведение торгов, по мнению ответчика, не противоречит статье 34 Земельного кодекса РФ, которая не содержит запрета на их проведение при наличии нескольких заявлений. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Кроме этого полагает, что иск прокурора не направлен на урегулирование конкретных общественных интересов (индивидуальный характер), а направлен на установление общих правил, регулирующих определенный круг общественных отношений (общий характер), то есть прокурор просит суд принять решение не входящее в компетенцию судов общей юрисдикции. К тому же иск подан не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах общин коренных малочисленных народов, являющихся самостоятельными юридическими лицами.

На основании изложенного просит в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании заместитель прокурора района Сердюк Е.А. поддержал заявленные требования, пояснил, что проведенная прокурором проверка была общей, не связана с каким-либо поступившими заявлениями или обращениями. Конкретными фактами уже проведенных в таком порядке торгов прокурор не располагает.

Представитель ответчика Головнев М.Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ) иск не признал, пояснил, что в части 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» законодателем указано, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В данном случае ключевым является слово «могут», то есть данный вопрос находится на усмотрении Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, которая разработала порядок, указанный в постановлении от 30.10.2009 № 616, полагая, что такой порядок обеспечивает сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со ст. 44 Устава Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.

Таким образом, Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района является органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен ст.34 Земельного кодекса РФ, частью 1 которого предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Во исполнение указанной нормы Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района принято постановление от 30.10.2009 года №616 «О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района».

Пунктом 4.1 принятого постановления предусмотрено, что предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется с проведением торгов:

- в случае если в отношении одного земельного участка подано два и более заявления;

- в иных случаях, установленных законодательством.

В судебном заседании установлено, что указанное постановление и утвержденный им порядок не оспаривалось, принято уполномоченным органом в пределах его полномочий, служит основанием для назначения Управлением имущественных отношений Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района в определенных случаях торгов, то есть действия Управления имущественных отношений Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района по организации торгов незаконными быть признаны не могут.

Соответственно суд не может обязать ответчика заключать договоры аренды земельных участков без торгов, поскольку такого рода обязанность каким-либо законом не установлена.

Утверждения прокурора о нарушении ответчиком прав общин коренных малочисленных народов Севера, являются необоснованными, поскольку в п.5 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» федеральный законодатель не обязывает уполномоченный орган предоставлять указанные земельные участки определенных категориям лиц без торгов, указывая лишь на такую возможность, предоставляя органам местного самоуправления достаточно широкую свободу усмотрения, то есть в каждом конкретном случае уполномоченный орган самостоятельно определяет способ распределения земельных участков, учитывая при этом интересы не только общин коренных малочисленных народов, но и совокупные интересы других физических и юридических лиц, а также собственные интересы, реализуя принципы заложенные в ст.34 Земельного кодекса РФ: эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Сам по себе факт проведения торгов не свидетельствует о невозможности получения земельного участка в аренду соответствующей общиной, поскольку согласно ст.447 ГК РФ торги могут проводиться как в форме аукциона, так и в форме конкурса, при это победившим в конкурсе признается лицо, предложившее, по мнению конкурсной комиссии, лучшие условия. Порядок проведения торгов строго регламентирован, его результаты могут быть оспорены заинтересованным лицом.

При этом суд учитывает, что прокурор обращается в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В этом случае прокурор обладает полномочиями истца.

Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав.

Рассматриваемый иск прокурора носит абстрактный характер в нем не указано, права какого конкретного лица нарушены или оспариваются, заявление не содержит требования о признании какой-либо правовой нормы незаконной, при том, что в случае нарушения прав и законных интересов конкретного объединения коренных малочисленных народов Севера, оно вправе обратиться в суд за защитой своих прав самостоятельно.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района, поданного в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района по заключению договоров аренды земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения при поступлении заявлений общины коренных малочисленных народов Севера для целей сохранения и развития традиционного образа жизни и иных хозяйствующих субъектов для этих же целей на один и тот же земельный участок путем проведения торгов, наложении обязанности заключать указанные договоры в соответствии со ст.34 Земельного кодекса РФ без проведения торгов, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья                                                                                      А.В. Кобец

В полном объеме решение изготовлено 09 апреля 2012 года.