Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Дудинка 16 апреля 2012 года Судья Дудинского районного суда Красноярского края А.А.Калмыков, при секретаре Мостовой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-144 по заявлению Прутовых В.Ю. о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения и социального развития России по не предоставлению ему ответа на обращение, перенаправлении его обращения в ФСИН России, признании незаконным и необоснованным бездействия Федеральной службы исполнения наказания России по не предоставлению ему ответа на обращение, не направлению обращения в компетентный орган, У С Т А Н О В И Л : Прутовых В.Ю., отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в суд с заявлением, в котором указал, что им было подано заявление в Минздравсоцразвития России, которое 12.08.2011 года было перенаправлено в ФСИН России с указанием на то, что обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных относится к компетенции ФСИН РФ, а Минздравсоцразвития РФ не вправе осуществлять функции по контролю в указанной сфере деятельности. 06.09.2011 года, ФСИН РФ направило ему письменный ответ с указанием, что вопросы, затронутые в обращении, не входят в компетенцию медслужбы ФСИН РФ. Ответы на поставленные в своем обращении вопросы Прутовых В.Ю. не получил, что считает нарушением требований Закона РФ № 59 от 02.05.2006 года. Прутовых В.Ю. полагает, что разрешение вопросов, которые содержались в его обращении, входит в компетенцию Минздравсоцразвития РФ, поэтому перенаправление его заявления в ФСИН РФ, а равно действия ФСИН РФ, не перенаправившего обращение обратно в Минздравсоцразвития, считает незаконным и необоснованным. Поэтому просит суд признать незаконным действия и бездействие Минздравсоцразвития: по не предоставлению ему ответов на вопросы, указанные в его обращении; по перенаправлению его обращения в ФСИН РФ, то есть в орган, не уполномоченный на разрешение данных вопросов; в части не направления его обращения в орган, компетентный на разрешение обращения. Также, просит суд признать незаконными и необоснованными действия и бездействие ФСИН РФ по: не предоставлению ему ответов, вопросы на которые содержались в его обращении; в части не направления его обращения в орган, уполномоченный на рассмотрение и разрешение его обращения. Также, Прутовых В.Ю. просит суд обязать ФСИН РФ: направить его обращение в орган, уполномоченный на его разрешение (Минздравсоцразвития РФ) и более не допускать таких нарушений. Обязать Минздравсоцразвития РФ: перенаправить его обращение в орган, уполномоченный на его разрешение, либо предоставить ему ответы на поставленные в обращении вопросы и более не допускать подобных нарушений. О времени и месте судебного разбирательство Прутовых В.Ю., отбывающий наказание в виде лишения свободы в ОИК-36 ИК-34 ГУФСИН России по Красноярскому краю, уведомлен надлежащим образом, о своем участии в рассмотрении дела не ходатайствовал, его участие не признано судом обязательным, судом ему предоставлена возможность ознакомиться со всеми материалами дела, поэтому рассмотрение дела в его отсутствие не нарушит принцип состязательности гражданского процесса. Министерство здравоохранения и социального развития России в своем письменном отзыве на жалобу указало, что Прутовых В.Ю. направил в Минздравсоцразвития России обращение по вопросу действия совместных приказов МВД России и Минздравмедпрома России от 06.03.1995 года № 85/48 «О мерах по совершенствованию противотуберкулезной помощи в местах лишения свободы МВД России», МВД России и Минздрава России № 536/358 от 10.10.1996 года «О мерах по стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы МВД России», которое было перенаправлено в ФСИН России. Обращение Прутовых В.Ю. поступило в Минздравсоцразвития РФ 04.07.2011 года. Письмом Минздравсоцразвития России от 12.08.2011 года обращение Прутовых В.Ю. было перенаправлено в ФСИН России, о чем Прутовых В.Ю. в тот же день было направлено уведомление. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 321 от 30.06.2004 года, и действующим законодательством, Минздравсоцразвития России не наделено полномочиями по даче разъяснений о действии и применении приказов федеральных органов исполнительной власти, касающихся условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. В соответствии с Положением о федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ № 1314 от 13.10.2004 года, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов, относится к основным задачам ФСИН России. В соответствии с ч.3 ст.8 Закона РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006 года, государственный орган вправе направить поступившее письменное обращение по компетенции в другой орган власти или соответствующему должностному лицу с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, что и было обоснованно сделано Минздравсоцразвития, поскольку в обращении затрагивался вопрос о действии нормативных правовых актов об условиях содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, в ФСИН России. Поэтому просит суд в удовлетворении требований, предъявленных к Минздравсоцразвития, полностью отказать. Минздравсоцразвития России о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, в письменном отзыве на заявление просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Заинтересованное лицо - Федеральная служба исполнения наказаний о времени и месте рассмотрения дела, также извещена надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыва на заявление суду не представило, дело рассмотрено в его отсутствие. Изучив позиции сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. При этом, к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из материалов дела, 20.06.2011 года, Прутовых В.Ю. обратился с заявлением в Министерство здравоохранения и социального развития России, в которым указывал на якобы имеющее место неисполнение руководством Управления Росздравнадзора по Красноярскому краю Письма Минздрава РФ № 2510/3493-03-32 от 04.04.2003 года в части ускорения решения вопроса о переводе судебно-психиатрических экспертных стационаров (отделений) из следственных изоляторов в учреждения здравоохранения. В связи с изложенным, Прутовых В.Ю. просил Минздравсоцразвития РФ принять меры к исполнению руководителем Управления Росздравнадзора по Красноярскому краю Мелеховым А.А. вышеуказанного письма от 04.04.2003 года о переводе судебно-психиатрического стационара отделения КГБУЗ «ККПНД №1», находящегося на территории СИЗО № 1 г.Красноярска, в помещение КГБУЗ «ККПНД №1» не находящееся на территории следственного изолятора, а также дать ему ответ о принятых по его заявлению мерах. 04.07.2011 года, заявление Прутовых В.Ю. поступило в Минздравсоцразвития России, что подтверждается представленной в материалах дела копией регистрационно-контрольной карточки № 350678. 12.08.2011 года, заявление Прутовых В.Ю., со всеми приложенными к нему документами, заместителем директора департамента организации медицинской профилактики, медицинской помощи и развития здравоохранения, было перенаправлено в Федеральную службу исполнения наказаний, со ссылкой на п.3 ст.8 Закона РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 года, а также на то, что в соответствии с Положением о ФСИН России, к ее основным задачам относится обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также создание таким лицам условий содержания, соответствующих нормам международного права, международных договоров и федеральных законов. 06.09.2011 года, первым заместителем начальника управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России, Прутовых В.Ю. был направлен ответ, в котором указано, что вопросы, затронутые в обращении, не входят в компетенцию медицинской службы ФСИН России. В соответствии с ч.1 ст.2 Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006 года, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (ст.4 Закона). Согласно п.3 ч.1 ст.5 Закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. В соответствии с п.4 ч.1 ст.10 Закона, государственный орган, обязан дать ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случае, указанных в ст.11 Закона. Аналогичные положения, касающиеся порядка рассмотрения и обращения граждан содержались также в действовавшем на момент рассмотрения обращения Прутовых В.Ю. Административном регламенте Минздравсоцразвития, утвержденного Приказом Миназдравсоцразвития № 293н от 11.04.2011 года. Согласно пп.1, 2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 321 от 30.06.2004 года, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере здравоохранения, в том числе по вопросу организации судебно-медицинских м судебно-психиатрических экспертиз. Минздравсоцразвития осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 323 от 30.06.2004 года, данная служба находится в ведении Минздравсоцразвития РФ и осуществляет свою деятельность, в том числе через свои территориальные органы (пп 1,4 Положения). Как следует из Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации (Управлении Росздравнадзора по субъекту РФ), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 205 от 22.11.2004 года, деятельность Управления возглавляется руководителем, назначаемым на должность Министром здравоохранения и социального развития по представлению Руководителя Росздравнадзора. Таким образом, заявление Прутовых В.Ю., в котором тот ссылался на якобы имевшее место неисполнение со стороны руководителя территориального органа Росздравнадзора актов Министерства здравоохранения и просил принять меры к исполнению данным руководителем этих актов, напрямую касалось компетенции Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Поэтому, направление данного обращения в ФСИН России, не наделенного полномочиями по организации деятельности руководителя территориального управления Росздравнадзора, было произведено заинтересованным лицом - Минздравсоцразвития в нарушение ч.3 ст.8 Закона РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 года. Соответственно, исходя из вышеуказанных положений Закона РФ № 59-ФЗ, ФСИН России, в который поступило обращение Прутовых В.Ю., был обязан либо дать ответ по существу поставленных в нем вопросов, либо направить его по подведомственности с обязательным уведомлением об этом заявителя. Предоставление Прутовых В.Ю. ответа о том, что вопросы, затронутые в его обращении, не входят в компетенцию медицинской службы ФСИН России, без каких-либо действий по направлению обращения по подведомственности, является незаконным. Данные действия заинтересованных лиц повлекли нарушение прав Прутовых В.Ю. на получение письменного ответа по существу поставленных в его обращении вопросов, предусмотренных п.3 ч.1 ст.5 Закона РФ № 59-ФЗ. В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Признать незаконными действия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по направлению обращения Прутовых Виктора Юрьевича от 20.06.2011 года по вопросу неисполнения руководителем Управления Росздравнадзора по Красноярскому краю Письма Минздрава РФ № 2510/3493-03-32 от 04.04.2003 года в Федеральную службу исполнения наказаний. Признать незаконным бездействие Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по не направлению обращения Прутовых Виктора Юрьевича от 20.06.2011 года по вопросу неисполнения руководителем Управления Росздравнадзора по Красноярскому краю Письма Минздрава РФ № 2510/3493-03-32 от 04.04.2003 года по подведомственности. Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральную службу исполнения наказаний Министерства юстиции Российской федерации устранить допущенное нарушение прав Прутовых Виктора Юрьевича на получение ответа по существу его обращения от 20.06.2011 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 20.04.2012 года, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда. Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2012 года. Судья /подпись/ А.А.Калмыков Копия верна_____________ А.А. Калмыков