РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 мая 2012 года г. Дудинка Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Кузнецовой О.В., при секретаре Усольцевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-234 по иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района в защиту прав и законных интересов субъекта Российской Федерации Красноярского края в лице Министерства архитектуры и строительства Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края к Разумовой Валентине Александровне о взыскании ущерба, УСТАНОВИЛ: Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого района обратился в суд в защиту прав и законных интересов субъекта Российской Федерации - Красноярского края в лице Министерства строительства и архитектуры Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края с исковым заявлением к Разумовой В.А. о взыскании ущерба, причиненного незаконными действиями в размере <данные изъяты>, ссылаясь на то, что прокуратурой Таймырского района проведена проверка исполнения законодательства о национальных проектах в части переселения граждан из районов Крайнего Севера. В рамках реализации национального проекта «Жилище» постановлением Правительства Красноярского края от 26.10.2010 года № 523-п утверждена долгосрочная целевая программа «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятным природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации» на 2011-2020 годы». В силу п.2 раздела 2.3.1 целевой программы гражданин при подаче документов на признание участником программы должен подтвердить отсутствие у него жилого помещения за пределами указанных районов. 29 ноября 2010 года Разумова В.А. обратилась в Администрацию района с заявлением о включении ее совместно с мужем Разумовым А.А. и дочерью Разумовой Е.А. в состав участников программы, указав в заявлении на предоставление социальной выплаты об отсутствии у неё и членов семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации, за исключением квартиры по месту проживания: <адрес>. 17 июня 2011 года Разумова В.А. получила в Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района свидетельство Министерства строительства и архитектуры Красноярского края от 15.06.2011 №0347/2011 о предоставлении ей совместно с мужем Разумовым А.А. и дочерью Разумовой Е.А. социальной выплаты на приобретение жилья на территории Краснодарского края в размере <данные изъяты>. 08.08.2011 денежные средства, предназначенные по свидетельству Разумовой В.А., Министерством строительства и архитектуры Красноярского края перечислены на ее расчетный счет № Предгорного отделения № Юго-Западного банка Сбербанка России, расположенного по адресу: <адрес>. 09.08.2011 полученные по программе денежные средства в указанной сумме использованы Разумовой В.А. на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>. Впоследствии, в соответствии с требованиями раздела 2.3.2 программы по договору безвозмездной передачи жилого помещения Разумова В.А. передала в собственность Администрации Таймырского района квартиру <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, рыночная стоимость которой на момент передачи составила <адрес>. Таким образом, вследствие того, что Разумова В.А. обратилась с заявлением на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья 29.11.2010 имея в собственности жилое помещение на территории Краснодарского края, она в силу п. 2 раздела 2.3.1 программы не подпадала под требования условии программы и не имела права на получение соответствующей социальной выплаты. Скрыв от органов местного самоуправления и органов власти субъекта РФ указанный факт, ответчик незаконно получила свидетельство от 15.06.2011 № о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на территории Краснодарского края в размере <данные изъяты>., учитывая, что занимаемое ответчиком на территории г. Дудинки жилое помещение передано в собственность Администрации Таймырского района, просит взыскать с Разумовой В.А. <данные изъяты>. (<данные изъяты>), поскольку неправомерными действиями Разумова В.А. причинила субъекту Российской Федерации - Красноярскому краю, в лице Министерства финансов Красноярского края и Министерства архитектуры и строительства Красноярского края материальный ущерб на сумму <данные изъяты>. В порядке подготовки дела к слушанию от материальных истцов Министерства архитектуры и строительства Красноярского края и Министерства финансов Красноярского края поступили заявления об увеличении исковых требований. Истцы просили взыскать с ответчика ущерб в сумме <данные изъяты>. В порядке подготовки дела к слушанию прокурор Таймырского района увеличил исковые требования, просил взыскать с ответчика Разумовой В.А. <данные изъяты> (л.д.98). В судебном заседании заместитель прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района Боднарчук О.М. исковые требования поддержал в размере <данные изъяты>. по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель истца Министерства финансов Красноярского края, участия в судебном заседании не принимал, представив отзыв на исковое заявление прокурора, заявление об увеличении исковых требований и ходатайство о рассмотрении иска в отсутствие представителя. Из отзыва следует, что 15.06.2011 г. Разумовой В.А. выдано свидетельство №0347/2011 о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на сумму <данные изъяты>. Взамен полученной социальной выплаты Разумова В.А. передала безвозмездно в собственность Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района квартиру стоимостью <данные изъяты>. Согласно положениям Долгосрочной целевой программы расходы на предоставление гражданам социальных выплат несет краевой бюджет: согласно разделу 2.3. ДЦП главным распорядителем средств, предусмотренных на реализацию программы в части предоставления социальных выплат, является Министерство строительства и архитектуры Красноярского края, которое согласно пункту 10 раздела 2.3.4 ДЦП перечисляет средства социальной выплаты на банковский счет, открытый в соответствии с договором об открытии банковского счета, заключаемым между участником программы и банком. За счет средств местных бюджетов городского округа город Норильск и Таймырского Долгано- Ненецкого муниципального района финансируется оказание мер социальной поддержки граждан по оплате расходов по проезду и провозу багажа (контейнера) из расчета не более 5 тонн на семью. Разумова В.А. не имея на то законных оснований, получила из краевого бюджета социальную выплату на приобретение жилья на сумму <данные изъяты>., следовательно, указанными действиями Разумова В.А. причинила ущерб на эту сумму бюджету Красноярского края. Тот факт, что Разумова В.А. передала в собственность Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района квартиру, не является основанием для уменьшения суммы ущерба. Согласно ст.41 Бюджетного кодекса РФ средства, полученные в результате применения мер гражданско- правовой ответственности, в том числе в возмещение вреда, причиненного субъекту Российской Федерации, являются неналоговыми доходами бюджета. Согласно принципу общего покрытия расходов бюджета (ст.35 Бюджетного кодекса РФ) расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета, средства, взысканные с Разумовой В.А., подлежат взысканию на счет Министерства строительства и архитектуры Красноярского края (л.д.49-55, 67-70, 105-107). Представитель истца Министерства строительства и архитектуры Красноярского края участия в судебном заседании не принимал, представив заявление об увеличении исковых требований и согласие на рассмотрение иска в свое отсутствие. Из отзыва следует, что Разумова В.А. не имея законных оснований, получила из краевого бюджета социальную выплату на приобретение жилья на сумму <данные изъяты> Социальная выплата, незаконно полученная Разумовой В.А., должна квалифицироваться как неосновательное обогащение и подлежит возврату Красноярскому краю в полном объеме, так как Разумова В.А. не имела права участвовать в программе, обязательство о сдаче жилья и последующая передача жилья в муниципальную собственность являются недействительными. Факт передачи квартиры не имеет значения для определения размера материального ущерба, поскольку в рамках программы гражданам предоставляются социальные выплаты на переселение за счет средств краевого бюджета (л.д. 74-77). Представитель третьего лица на стороне истца Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого района участия в судебном заседании не принимала, представив отзыв на исковые требования и ходатайство о рассмотрении дела, в свое отсутствие, указав в отзыве, что Разумова В.А. была участником долгосрочной целевой программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно - климатическими условиями на территории Российской Федерации на 2011 -2020 годы», с 18 мая 1992 года состояла в очередности на получение социальной выплаты. 17 июня 2011 г. ответчик получила в Администрации муниципального района свидетельство о предоставлении социальной выплаты на сумму <данные изъяты>. и приобрела жилое помещение по адресу: <адрес>. В соответствии с требованиями раздела 2.3.2 Программы и в связи с подписанием обязательства о сдаче жилого помещения 02.11.2011 г. Разумова В.А. по договору безвозмездной передачи передала квартиру по адресу: <адрес> собственность Таймырского муниципального района. Администрация района не имеет предложения о сумме подлежащей взысканию с Разумовой В.А., так как согласно предостережению, выданному прокурором Таймырского района о недопустимости нарушения закона, Администрации муниципального района запрещено осуществлять расчет размера социальной выплаты гражданам - участникам программ переселения из районов Крайнего Севера (л.д.45). Ответчик Разумова В.А. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив суду, что в 2011 г. ей и её семье с бюджета Красноярского края была предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты>., предназначенная для приобретения жилья на материке. По условиям соглашения она обязана была сдать в администрацию ТДН района, находящуюся в её собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, стоимость которой оставляет <данные изъяты>. Она выполнила свое обязательства сдала вышеуказанную квартиру, поэтому считает, что за счет другого лица сберегла имущество лишь в размере <данные изъяты>. Полагает, что квартиру сдала по условиям соглашения о предоставлении ей социальной выплаты и в случае взыскания с неё суммы <данные изъяты>. она окажется в положении, когда будет лишена права собственности на жилое помещение, сданное безвозмездно. Выслушав представителя истца заместителя прокурора Боднарчука О.М., ответчика Разумову В.А. и её представителя адвоката Магрета Н.П., поддержавшего позицию ответчика по основаниям, указанным ответчиком, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 1 Федерального Закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (в редакции от 15.10.2007 года № 681), государственный жилищный сертификат является временным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилого помещения. Целью программы, согласно паспорта программы, является переселение граждан, проживающих в районах отселения, состоящих на регистрационном учете в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также инвалидов с детства, родившихся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в случае, если на дату их рождения местом постоянного проживания матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера. Постановлением Правительства Красноярского края от 26.10.2010 года № 523-п утверждена долгосрочная целевая программа «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации на 2011-2020 годы». В соответствии с подразделом 2.3.1. целевой программы, право на участие в программе имеют граждане Российской Федерации, соответствующие следующим требованиям: а) имеющие место жительства в городском округе город Норильск или городском поселении город Дудинка Красноярского края; б) состоящие на учете в соответствии с Федеральным законом; в) переселяющиеся в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера; г) прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года; д) имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет; е) не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении. Частью 5 подраздела 2.3.2 целевой программы, предусмотрено, что несоответствие гражданина требованиям, указанным в пункте 1 подраздела 2.3.1 программы является основанием для отказа во включение в списки граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат. Таким образом, гражданин при подаче документов на признание его участником целевой программы, должен подтвердить отсутствие у него жилого помещения за пределами указанных районов. Как установлено в зале суда и не оспаривается сторонами, Разумова В.А. с 18 мая 1992 года состояла в очередности на получение социальной выплаты с целью переселения из районов Крайнего Севера. 29 ноября 2010 года Разумова В.А. обратилась в Администрацию района с заявлением о включении ее совместно с мужем Разумовым А.А. и дочерью Разумовой Е.А. в состав участников долгосрочной целевой программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно -климатическими условиями на территории Российской Федерации» на 2011-2020 года», указав в заявлении на предоставление социальной выплаты об отсутствии у неё и членов семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации, за исключением квартиры по месту проживания: <адрес>, тогда как фактически 01 июня 2005 г. Разумова В.А. заключила с продавцом Дергуновой М.А. договор купли -продажи, согласно которому приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, 4 июля 2005 года зарегистрировала право собственности на эту квартиру (л.д.6, 23-25, 32). С условиями участия в долгосрочной целевой программы «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации на 2011 - 2020» годы, Разумова В.А. была ознакомлена и обязалась их выполнять. 17 июня 2011 года Разумова В.А. получила в Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района свидетельство Министерства строительства и архитектуры Красноярского края от 15.06.2011 №0347/2011 о предоставлении ей совместно с мужем Разумовым А.А. и дочерью Разумовой Е.А. социальной выплаты на приобретение жилья на территории Краснодарского края в размере <данные изъяты>. 08.08.2011 денежные средства, предназначенные по свидетельству Разумовой В.А., Министерством строительства и архитектуры Красноярского края перечислены на ее расчетный счет № Предгорного отделения № Юго-Западного банка Сбербанка России, расположенного по адресу: <адрес>. 09.08.2011 полученные по программе денежные средства в указанной сумме использованы Разумовой В.А. на приобретение жилого помещения по адресу: <адрес>.(л.д.13, 27-29, 37-39). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконном получении Разумовой В.А. денежных средств в сумме <данные изъяты>. 02 ноября 2011 г. в соответствии с требованиями раздела 2.3.2 программы по договору безвозмездной передачи жилого помещения Разумова В.А. передала в собственность Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района, квартиру, принадлежащую ей на праве собственности, расположенную по адресу: <адрес>, рыночной стоимостью в <данные изъяты>. По факту незаконного получения денежных средств в рамках вышеуказанной программы в отношении Разумовой В.А. было возбуждено уголовное дело. Приговором Дудинского районного суда Красноярского края от 14 февраля 2012 г. Разумова В.А. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ за совершение хищения чужого имущества путем обмана, с причинением ущерба в крупном размере, в сумме <данные изъяты>. министерству строительства и архитектуры Красноярского края. Указанная сумма была определена стороной обвинения, путем вычета из полученной суммы <данные изъяты>. стоимости сданной Разумовой В.А. квартиры в размере <данные изъяты>. Вместе с тем, указанная в приговоре сумма не имеет преюдициального значения при разрешении данного спора. Согласно положениям Долгосрочной целевой программы расходы на предоставление гражданам социальных выплат несет краевой бюджет: согласно разделу 2.3. ДЦП главным распорядителем средств, предусмотренных на реализацию программы в части предоставления социальных выплат, является министерство строительства и архитектуры Красноярского края, которое согласно пункту 10 раздела 2.3.4 ДЦП перечисляет средства социальной выплаты на банковский счет, открытый в соответствии с договором об открытии банковского счета, заключаемым между участником программы и банком. За счет средств местных бюджетов городского округа город Норильск и Таймырского Долгано- Ненецкого муниципального района финансируется оказание мер социальной поддержки граждан по оплате расходов по проезду и провозу багажа (контейнера) из расчета не более 5 тонн на семью. В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Согласно статьи 1103 ГК РФ правила о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица Разумова В.А. не имея на то законных оснований, получила из краевого бюджета социальную выплату на приобретение жилья на сумму <данные изъяты>., следовательно, указанными действиями Разумова В.А. причинила ущерб на сумму <данные изъяты>. Министерству архитектуры и строительства Красноярского края. При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора о взыскании с Разумовой В.А. ущерба в сумме <данные изъяты>. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Ссылка ответчика на то, что квартиру она сдала по условиям соглашения о предоставлении ей социальной выплаты и в случае взыскания с неё суммы <данные изъяты>. она окажется в положении, когда будет лишена права собственности на жилое помещение, сданное безвозмездно, несостоятельна, поскольку она незаконно участвовала в программе, право требовать возврата квартиры либо её стоимости от Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района она не утратила. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, государственная пошлина должна быть взыскана с ответчика. На основании ст. 50 БК РФ государственная пошлина (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) - по нормативу 100 процентов зачисляется в федеральный бюджет. В соответствии со ст. 333.19 НК РФ размер пошлины составляет <данные изъяты>, исходя из следующего расчета: свыше 1 000 000 руб. - 13 200 руб. плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб. (<данные изъяты>-1000 000 х 0, 5% +13200) Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района в района в защиту прав и законных интересов субъекта Российской Федерации Красноярского края в лице Министерства архитектуры и строительства Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края к Разумовой Валентине Александровне о взыскании ущерба удовлетворить. Взыскать с Разумовой Валентины Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес> в пользу Министерства строительства и архитектуры Красноярского края УФК по Красноярскому краю (Министерство строительства и архитектуры Красноярского края) №, возмещение на лицевой счет № № КБК №) денежную сумму в размере <данные изъяты>. Взыскать с Разумовой Валентины Александровны в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 30 дней с даты вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда. Председательствующий О.В. Кузнецова Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.