О признании незаконными действий ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю в части не соблюдения условий содержания в камерах ШИЗО и общежитиях отрядов жилой зоны, и обязании устранить данные нарушения



<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

25 апреля 2012 года                                                                                                    г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Меньщиковой Е.М.,

при секретаре Ярошенко Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-166 по заявлению Прутовых Виктора Юрьевича о признании незаконным действий федерального казенного учреждения объединения исправительных колоний № 36 ГУФСИН России по Красноярскому краю в части не соблюдения условий содержания в камерах ШИЗО и общежитиях отрядов жилой зоны, и обязании устранить данные нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Прутовых В.Ю. обратился в Дудинский районный суд с заявлением о признании незаконным действий федерального казенного учреждения объединения исправительных колоний № 36 ГУФСИН России по Красноярскому краю в части не соблюдения условий содержания в камерах ШИЗО и общежитиях отрядов жилой зоны, и обязании устранить данные нарушения, указывая на то, что при водворении в ШИЗО осужденным запрещено курение не только в камерах штрафного изолятора, но и в прогулочном дворике, администрация ИУ запрещает лежать в дневное время на полу камеры ШИЗО, а сидеть на сидениях невозможно из-за того, что они обиты по краям металлической рамкой, к камерам ШИЗО не подведена горячая вода, отсутствует принудительная вентиляция, прогулочные дворики сверху закрыты металлическим настилом, с трех сторон сплошные металлические листы, и только со стороны входной двери имеется мелкая металлическая сетка. Горячая водопроводная вода отсутствует также и в общежитиях отрядов жилой зоны, так в общежитии отряда № 4 два умывальника, в одном подведена только холодная вода, в другом горячая вода подведена от центрального отопления, соответственно в летний период горячей воды нет, использование же воды с отопления противоречит всем санитарным нормам. Вышеуказанные нарушения противоречат Инструкции по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной приказом Минюста РФ от 02.07.2003 года и Инструкции по оборудованию зданий и помещений штрафного изолятора, дисциплинарного изолятора, помещений камерного типа, единых помещений камерного типа, утвержденной приказом № 8 ГУФСИН России по Красноярскому края от 29.09.2008 года, кроме того, запрет на курение в ШИЗО и запрет на лежание на полу в дневное время в камере ШИЗО создают заявителю условия содержания близкие к пыточным. В связи с чем, заявитель просит признать действия ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю незаконными и возложить обязанность по устранению вышеуказанных нарушений.

В судебное заседание заявитель Прутовых В.Ю. не явился, о дне и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, уведомление о дате и времени судебного заседания получил 20 апреля 2012 года, в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю (п. Старцево Емельяновского р-на Красноярского края). Судом с учетом характера затрагиваемых конституционных прав, было принято решение о возможности рассмотрения дела без участия заявителя в судебном заседании. Заявителю разъяснено право довести до суда свою позицию по делу путем допуска к участию в процессе его представителя, направления дополнительных письменных объяснений.

Представитель заинтересованного лица - Федерального казенного учреждения ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю по доверенности № 24/ТО/46/8-20 от 12.12.2011 года Лисовицкий Д.В. о дне и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил суду письменный отзыв на заявление Прутовых В.Ю, согласно которому порядок содержания осужденных в штрафных изоляторах регламентирован Правилами внутреннего распорядка, утвержденных приказом Минюста РФ от 03.11.2005 года № 205, штрафные изоляторы оборудуются в соответствии с Приказом ГУФСИН России по Красноярскому краю от 29.09.2008 года № 8-дсп, помещения отрядов оборудованы в полном соответствии с требованиями ведомственных приказов, содержание которых заявителю неизвестно, из-за грифа «ДСП», поэтому произвольно им трактуются, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Неявка надлежаще извещенных лиц, в соответствии со ст. 257 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Статья 55 Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт "о") тем самым наделяет федерального законодателя полномочием вводить в интересах общества и его членов подобного рода ограничения, которые могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, в качестве меры государственного принуждения уголовного наказания, в том числе в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении тех или иных прав и свобод и возложении определенных обязанностей.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности; в любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения.

В соответствии с действующим законодательством осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях.

Режим в исправительных учреждениях согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

УИК РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний (ст. 4); делегирует полномочия утверждать Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч. 3 ст. 82).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Пункт 21 Правил возлагает на начальника исправительного учреждения обязанность утверждать своим приказом распорядок дня, разработанный на основе примерного распорядка, который доводится до сведения персонала и осужденных. Данная норма корреспондируется с частью 3 статьи 82 УИК РФ, определяющей право Минюста России регламентировать и конкретизировать соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений. Необходимость обеспечения режимных требований вытекает и из пункта 19 Правил, предусматривающего, что в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.

В силу статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Пункт 159 Правил регламентирует особенности условий содержания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах.

Содержание осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах предусмотрено Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации как мера взыскания.

Согласно статье 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться такие меры взыскания, как:

водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;

перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев;

перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года.

В каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня, включающий в себя время подъема, отбоя, туалета, принятия пищи, нахождение на производстве и другие мероприятия.

Поскольку содержание осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах является мерой дисциплинарного взыскания, то и распорядок для данной категории лиц устанавливается отдельно.

Соблюдение распорядка дня для осужденных ИК-34 ОИК-30, содержащихся в штрафном изоляторе, а именно сон в отведенное для этого время, не может рассматриваться как бесчеловечное содержание осужденных к лишению свободы или пытка, и доводы заявителя о создании ему условий близких к пыточным, являются несостоятельными.

Пункты 57 и 60 Правил обращения с заключенными устанавливают основные принципы управления пенитенциарными учреждениями и не исключают обязанности администрации поддерживать дисциплину и порядок, применение наказания.

Кроме того, водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор является мерой взыскания, применяемой к осужденным к лишению свободы за нарушение установленного порядка отбывания наказания и условия содержания в штрафных изоляторах взыскания предполагают дополнительную изоляцию осужденных, ограничение конкретных прав, усиление в отношении их режимных требований (часть 1 статьи 118 УИК РФ).

Запрет на курение осужденным, водворенным в штрафной изолятор, предусмотренный пунктом 152 Правил, имеет своей целью обеспечение пожарной безопасности и соблюдение санитарно-гигиенических требований и не нарушает прав заявителя, поскольку курение табака не является охраняемым законом правом осужденного, и не может рассматриваться как пытки, насилие и другое жестокое или унижающее достоинство обращение с осужденными.

Курение табака представляет собой процесс вдыхания дыма тлеющих табачных изделий и не является конституционным или иным охраняемым законом правом гражданина.

Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях, установленные Уголовно-исполнительным кодексом РФ, не предусматривают курение в качестве необходимого элемента.

Пристрастие заявителя к курению не свидетельствует о нарушении оспариваемым положением Правил требований части 3 статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а также помещение в ШИЗО носит краткосрочный характер.

Кроме того, в штрафном изоляторе могут содержаться лица, которые не курят.

Судом не могут быть приняты доводы заявителя о том, что не подведение к камерам ШИЗО горячей водопроводной воды противоречит Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02 Минюста России), утвержденной приказом Минюста России № 130-дсп от 02.07.2003 года, поскольку пунктом 20.5 данной инструкции установлено: «допускается не предусматривать подводку горячей воды к умывальникам в общежитиях различного вида содержания, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах, карантинах, школах для осужденных, клубах, а также ….».

Не нашел своего подтверждения и довод заявителя о подаче воды, не соответствующей санитарным нормам, поскольку как видно из письменного отзыва заинтересованного лица, помещения отрядов ИК-34 и ШИЗО ИК-34 оборудованы в полном соответствии с требованиями ведомственных приказов, вентиляция соответствует СНиП 2.08.02-89.

Также не могут быть приняты доводы заявителя об отсутствии в камерах ШИЗО принудительной вентиляции, так как Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02 Минюста России), утвержденной приказом Минюста России № 130-дсп от 02.07.2003 года в помещениях зданий ИУ и СУ предусмотрена вентиляция с механическим и естественным побуждением.

Кроме того, Инструкцией по оборудованию зданий и помещений штрафного изолятора, дисциплинарного изолятора, помещений камерного типа, единых помещений камерного типа, утвержденной приказом ГУФСИН России по Красноярскому краю от 29.09.2008 года № 8-дсп, предусмотрено: «по верху прогулочных дворов крепится металлическая рама, к которой приваривается металлическая решетка с ячейками не более 170х170мм. Сверху на решетку укладывается и закрепляется металлическая сетка с ячейками не более 50х50мм. Над прогулочными дворами, вдоль стен, противоположенных помосту для младшего инспектора, устраиваются облегченные козырьки для укрытия от атмосферных осадков с выносом на 1,2м во внутрь двора со стороны наружной стены». Таким образом, установление металлических решеток и сетки предусмотрено Инструкцией.

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2 ст. 11 УИК РФ).

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.4 ст.254 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действиями ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, права, свободы и законные интересы Прутовых В.Ю. нарушены не были, и в удовлетворении заявления Прутовых В.Ю. надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 257 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Прутовых Виктора Юрьевича о признании незаконным действий федерального казенного учреждения объединения исправительных колоний № 36 ГУФСИН России по Красноярскому краю в части не соблюдения условий содержания в камерах ШИЗО и общежитиях отрядов жилой зоны, и обязании устранить данные нарушения - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с подачей жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края.

              

Судья                                                                                                                  Е.М. Меньщикова

Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2012 года.

<данные изъяты>