о признании незаконными и необоснованными действия ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

01 июня 2012 года                                                                                                           г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Васильева А.В., при секретаре Гонштейн С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-395 по заявлению Прутовых Виктора Юрьевича о признании незаконными действий ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Прутовых В.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ссылаясь на следующие обстоятельства.

С 30 июня 2011 года заявитель отбывает наказание в ИК-34 ОИК-36. Приказом № 160 начальника ОИК-36 от 23.03.2011 года утверждены распорядки для учреждений входящих в ОИК - 36, в частности, распорядки дня ИК - 34 для осужденных, не привлекаемых к оплачиваемому труду, для осужденных привлекаемых к оплачиваемому труду в первую смену, во вторую смену и третью смену, для осужденных содержащихся на строгих условиях содержания, в карантинном отделении, в ШИЗО, одиночных камерах и т.д. Заявитель не привлечен к оплачиваемому труду и на него распространяется распорядок дня, согласно которому, проверка наличия осужденных проводится с 06 часов 20 минут до 06 часов 40 минут; с 09 часов 30 минут до 10-00 часов; с 15 часов 50 минут до 16 часов 30 минут; с 21-00 часа до 21 часа 30 минут. Проверки проводятся путем построения всех осужденных каждого отряда ИК-34 на улице, их пересчета путем прочтения сотрудником ИК-34 фамилии каждого осужденного по карточкам. На подготовку к проверке уходит 10 минут, сама проверка занимает от 30 до 40 минут, после чего в строю приходится стоять ещё 10-15 минут, пока в дежурной части сверят количество осужденных. Таким образом, общее время составляет около 50 минут - 1 час. В связи с тем, что у заявителя большой объем переписки с государственными органами, должностными лицами, судами, правозащитными организациями, ему не хватает времени на составление всех необходимых обращений, а также на написание писем родственникам, иным лицам, что, по мнению заявителя, угрожает поддержанию социально-полезных связей, препятствует поиску места работы по освобождению и т.п., то есть противоречит целям и задачам уголовно-исполнительного законодательства. Согласно Правил внутреннего распорядка ИУ, утвержденных приказом № 205 МЮ РФ от 03.11.2005 года, проверки наличия осужденных в ИУ осуществляются ежедневно утром и вечером, в часы, определенные распорядком дня (п. 33 ПВР ИУ). Согласно п. 21 Правил внутреннего распорядка ИУ, распорядок дня каждого ИУ разрабатывается на основе примерного (приложение № 4 к ПВР ИУ) и утверждается за подписью начальника ИУ. В свою очередь, примерный распорядок дня осужденных предусматривает также две проверки (утреннюю и вечернюю), а не четыре. Внеплановые проверки допустимы только в случае побега осужденных и в других исключительных случаях. Таким образом, Прутовых В.Ю. полагает, что установление в           ОИК - 36 четырех проверок осужденных ежедневно является неправомерным и излишним. Кроме того, столовая ИК-34 оборудована датчиками, фиксирующими осужденных, что также, своего рода является проверкой. Итого, происходит по семь проверок в день, что не соответствует п. 33 ПВР ИУ, п. 21 ПВР ИУ и приложению № 4 к ПВР ИУ. Впоследствии, с            20 февраля 2012 года, проверки наличия осужденных стали проводиться трижды в день, то есть в 09 часов 30 минут, в 16-00 часов и в 21-00 час, однако, заявитель полагает, что проведение ежедневных проверок более двух раз (утром и вечером) противоречит требованиям ПВР ИУ, в связи с чем, просит признать незаконными и необоснованными действия ОИК-36 в части установления более двух ежедневных проверок наличия осужденных и обязать ОИК-36 не проводить более двух ежедневных проверок без наличия исключительных обстоятельств.

Заявитель Прутовых В.Ю. в судебном заседании участия не принимал в связи с осуждением к лишению свободы, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чём свидетельствует расписка в получении уведомления о назначении судебного заседания от 12.05.2012 года. С учетом характера затрагиваемых прав, подробного и полного изложения требований и доводов в заявлении, судом принято решение о возможности рассмотрения дела без участия заявителя в судебном заседании. Заявителю также было разъяснено право довести до суда свою позицию по делу путем допуска к участию в процессе его представителя, направления дополнительных письменных объяснений.

Представитель ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю Лисовицкий Д.В., действующий на основании доверенности № 24/ТО/46/8-20 от 12.12.2011 года, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, а также письменный отзыв на заявление Прутовых В.Ю., из которого следует, что согласно п. 19-21 Гл. 5 правил внутреннего распорядка ИУ, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 года № 2051 в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях и т.д. Предусматривается непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. В соответствии с п. 33 Гл. 9 ПВР ИУ, проверки наличия осужденных в исправительных учреждениях осуществляются ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня. Одновременно проверяется внешний вид осужденных. В необходимых случаях проверки могут проводиться в любое время суток. В ИК-34 ОИК-36 в период времени с 23.03.2011 года по 27.12.2011 года действовал распорядок дня, утвержденный приказом ОИК-36 от 23.03.2011 года № 160. С 28.12.2011 года в ИК-34 ОИК-36 действует распорядок дня, утвержденный приказом ОИК-36 от 28.12.2011 года № 718, согласно которому проверки наличия осужденных проводятся 3 раза в день с 09 часов 30 минут до 10-00 часов, с 16-00 часов до 16 часов 30 минут, с 21-00 часа до 21 часа 30 минут. Осужденным Прутовых В.Ю. неверно толкуются нормы правил внутреннего распорядка, поскольку п. 33 гл. 9 ПВР ИУ не ограничивает количество проведения проверок наличия осужденных двумя в день. Количество проверок устанавливается в соответствии с распорядком дня исправительного учреждения, который разрабатывается с учетом местных условий и других конкретных обстоятельств. ИК-34 ОИК-36 является колонией особого режима, в которой содержатся неоднократно судимые осужденные, с длительными сроками лишения свободы, и с целью исключения подготовки и организации злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также преступлений, в том числе побегов из мест лишения свободы, проверки наличия осужденных проводятся 3 раза в день. Кроме того, приказ ОИК-36 от 28.12.2011 года № 718 «Об утверждении распорядка дня исправительной колонии № 34 ОИК-36» в январе 2012 года проверялся прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, при этом, прокурором не было указано на незаконность проведения проверок наличия осужденных три раза в день. Кроме того, Прутовых В.Ю. ошибочно считает, что отметка при помощи системы «Биосмарт» является проверкой наличия осужденных, поскольку в соответствии с п. 34 гл. 9 ПВР ИУ, проверки проводятся в установленном месте на общем построении путем количественного подсчета и пофамильной переклички. На основании изложенного, просит в удовлетворении жалобы Прутовых В.Ю. отказать в полном объёме.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что приказом начальника ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю № 718 от 28 декабря 2011 года утвержден распорядок дня исправительной колонии № 34 ОИК-36. Как видно из текста указанного приказа, распорядок дня разработан для различной категории осужденных, а именно: не привлекаемых к оплачиваемому труду (приложение № 1), привлекаемых к оплачиваемому труду ( приложение № 2 ), привлекаемых к оплачиваемому труду во 2-ю смену (приложение № 3), привлекаемых к оплачиваемому труду в 3-ю смену ( приложение № 4 ), для осужденных содержащихся в штрафном изоляторе (приложение № 5), для осужденных содержащихся в одиночных камерах (приложение № 6), для осужденных содержащихся в карантинном отделении (приложение №7).

В период с 30 июня 2011 года заявитель отбывает наказание в виде лишения свободы в            ИК - 34 ОИК-36. Как следует из заявления Прутовых В.Ю., к оплачиваемому труду он не привлечен, следовательно, на него распространяется распорядок дня для осужденных ИК-34 ОИК-36 не привлекаемых к оплачиваемому труду (приложение № 1 к приказу ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 28.12.2011 года № 718), который предусматривает три ежедневных проверки - с 09 часов 30 минут до 10-00 часов, с 16-00 часов до 16 часов 30 минут, с 21-00 часа до 21 часа 30 минут.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Согласно ч. 3 ст. 82 УИК РФ, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Согласно п.п.19-21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012), в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях и т.д. Предусматривается непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Распорядок дня, разработанный на основе примерного (приложение N 4), утверждается приказом за подписью начальника ИУ и доводится до сведения персонала и осужденных.

На основании п.п. 33-34 вышеназванных Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, проверки наличия осужденных в исправительных учреждениях осуществляются ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня. Одновременно проверяется внешний вид осужденных. В необходимых случаях проверки могут проводиться в любое время суток. Проверки проводятся в установленном месте на общем построении путем количественного подсчета и пофамильной переклички. От построения освобождаются осужденные, отдыхающие после работы, занятые на работах, оставление которых невозможно, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), а также инвалиды первой или второй группы с учетом медицинских показаний. Их проверка проводится по местам пребывания.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений не устанавливают ограниченное количество проверок наличия осужденных, так как в необходимых случаях проверки могут проводиться в любое время суток.

Примерный распорядок дня осужденных (приложение № 4) к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, также не может рассматриваться как ограничивающий количество проверок до двух в день, так как данный примерный распорядок носит рекомендательный характер при разработке исправительными учреждениями своего распорядка дня.

При таких обстоятельствах суд находит доводы заявителя Прутовых В.Ю. в части незаконности установления ИК-34 ОИК-36 более двух ежедневных проверок наличия осужденных, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Помимо этого, ч. 1 ст. 83 УИК РФ предусматривает, что администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.

Таким образом, установленные в столовой ИК-34 ОИК 36 технические средства надзора являются правомерными и их нельзя расценивать как дополнительную проверку наличия осужденных, поскольку установленный порядок отбывания наказания в виде лишения свободы предусматривает необходимость проводить проверки наличия осужденных только на общих построениях путем количественного подсчета и пофамильной переклички (п. 34 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).

При таких обстоятельствах, доводы Прутовых В.Ю. о том, что он подвергается дополнительным проверкам в столовой исправительного учреждения, не предусмотренным распорядком дня, также являются необоснованными.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 257 ГПК РФ,                                                     

                                                    РЕШИЛ:

Отказать Прутовых Виктору Юрьевичу в удовлетворении заявления о признании незаконными действий ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.

Судья                                                                          А.В. Васильев