размещение сведений о доходах муниципальных служащих



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

г. Дудинка          08 августа 2012 года                                                                                       

Дудинский районный суд Красноярского края, в составе председательствующего судьи Кобец А.В., при секретаре Молодовец Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-628/2012, по заявлению прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района, поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконными бездействия Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по несоблюдению законодательства о противодействии коррупции, выразившегося в неразмещении на официальном сайте в сети Интернет сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011 год супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы категории руководители, наложении обязанности устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Таймырского района с использованием сети «Интернет» на официальном сайте органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района проверено соблюдение обязанности разместить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальными служащими Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Таким образом, муниципальные нормативные правовые акты, являясь одним из уровней системы законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, должны приниматься в пределах и объемах нормотворческих полномочий, определенных федеральным и региональным законодательством по этому вопросу.

Одним из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ, лица, замещающие муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, помимо сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, должны также предоставлять представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно ч. 6 указанного закона сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В развитие настоящей нормы Указом Президента РФ от 18.05.2009 №561 (далее - Указ Президента РФ №561) утвержден порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

В силу данного Указа, лица, замещающие муниципальные должности муниципальной службы также должны предоставлять сведения не только о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для обнародования, но и такие же сведения в отношении своих близких родственников - супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Как следует из ст. 2 Закона Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3542 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы, а также замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее - Закон Красноярского края №8-3542), сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера глав муниципальных образований и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы категории «руководители», подлежат размещению представителем нанимателя на сайте органов местного самоуправления.

При этом порядок размещения указанных сведений устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Исходя из системного толкования приведенных выше норм, законодатель, указывая категории муниципальных служащих, обязывает этих служащих представлять для размещения на сайте сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения, касающиеся близких родственников - супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Изучением официального сайта органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Таймыр24.ру» установлено, что по ссылке «органы местного самоуправления» имеется ссылка на сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в которых располагается в виде таблицы информация о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, замещающих должности категории «руководители», полученных в 2011 году.

В нарушение приведенных выше требований законодательства сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей указанных служащих на официальном сайте не размещены.

В соответствии с п. 7 Порядка размещения на сайте Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного постановлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 24.12.2009 № 73, размещение представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляет Управление общественных связей Администрации муниципального района.

Таким образом, не исполнив обязанность по размещению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011 год указанных близких родственников муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы категории «руководители», Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района допустила бездействие по исполнению государственной политики по противодействию коррупции и нарушает права граждан на получение полной информации о деятельности органов местного самоуправления.

Прокурор просит признать бездействие Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по несоблюдению законодательства о противодействии коррупции, выразившегося в не размещении на официальном сайте органов местного самоуправления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011 год супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы категории «руководители», незаконным, обязать Администрацию      Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте органов местного самоуправления сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011 год супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы категории «руководители».

В представленных возражениях Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого района с заявлением прокурора не согласилась по следующим основаниям.

Из системного анализа, положений статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ следует, что существует информация, которая:

- подлежит представлению нанимателю (работодателю);

- подлежит размещению в сети Интернет.

При этом необходимо учитывать, что информация представляемая работодателю не обязательно размещается в сети Интернет, и информация, размещенная в сети Интернет не идентична информации, представленной работодателю.

Из конструкции части 6 статьи 8 во взаимосвязи с пунктом 4 части 1 статьи 8 вышеназванного законодательного акта следует, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким нормативным правовым актом является Указ Президента РФ № 561.

Однако Указ Президента РФ №561 отношения к лицам, замещающим должности муниципальной службы, не имеет, так как из прямого предписания статьи 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Тем более пунктом 1 Указа Президента РФ №561, определены органы, на которые распространяется действие самого указа.

Следовательно ни Федеральный закон №273-ФЗ, ни Указ Президента РФ №561, да и любой иной федеральный нормативный правовой акт, не возлагают обязанность размещать сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей глав муниципальных образований, муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы категории «руководители» в сети Интернет.

Вместе с тем, частью 5 статьи 2 Закона Красноярского края № 8-3542 определено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера глав муниципальных образований и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы категории «руководители», подлежат размещению представителем нанимателя на сайте органов местного самоуправления.

Порядок размещения указанных сведений устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Порядок размещения на сайте Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержден постановлением Администрации муниципального района № 734.

Согласно данному муниципальному правовому акту, размещению подлежат сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Главы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы категории «руководители» в Таймырском Долгано-Ненецком районном Совете депутатов, Контрольно-Счетной палате Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Администрации муниципального района (органах Администрации муниципального района).

При этом названный муниципальный правовой акт не регламентирует размещение информации в отношении близких родственников - супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. И это не является каким-либо упущением.

Таким образом, речь идет не о системном толковании, а о неверном применении норм федерального и краевого законодательства. Прокурором сделан завуалированный вывод, однако не указана норма федерального закона, которую нарушила Администрация муниципального района.

На основании изложенного, просит в заявленных требованиях отказать.

В судебном заседании заместитель прокурора района Боднарчук О.М. поддержал заявленные требования, пояснил, что не размещение на сайте указанной в заявлении информации препятствует контролю в области борьбы с коррупцией со стороны обычных граждан.

Представитель ответчика Гук О.Б. (доверенность от 02 мая 2012 года №35) заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, пояснил, что муниципальные служащие категории «руководители» предоставляют сведения о доходах супругов и несовершеннолетних членов семьи работодателю, который в свою очередь, посредством кадровых служб, осуществляет контроль за соответствием предоставляемых сведений. То есть отсутствие полученных сведений на сайте в сети Интернет к каким-либо коррупционным проявлениям не приводит.

Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Согласно ст.5 Конвенции ООН против коррупции, принятой 31 октября 2003 года на 51 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицированной Российской Федерацией на основании Федерального закона от 08.03.2006 года №40-ФЗ, каждое Государство-участник, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности.

Во исполнение требований Конвенции Российской Федерацией принят Федеральный закон №273-ФЗ, которым устанавливаются основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Таким принципами являются:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Организационные основы противодействия коррупции, в пределах своих полномочий осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, правоохранительные органы, Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, Счетная палата Российской Федерации.

Одной из мер по противодействию коррупции ст.8 Федерального закона №273-ФЗ предусматривает предоставление нанимателю (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей:

1) гражданами, претендующими на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) гражданами, претендующими на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

3) гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1 - 3 настоящей части.

Согласно ч.6 ст.8 Федерального закона №273-ФЗ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для граждан, замещающих должности государственной гражданской службы этот порядок определяется Указом Президента РФ № 561, а для лиц замещающих должности муниципальной службы - нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Для Красноярского края таким актом является Закон Красноярского края №8-3542.

Указанным актом предусмотрено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы высшей, главной, ведущей, старшей группы, подлежат размещению представителем нанимателя на сайте органа местного самоуправления.

Порядок размещения указанных сведений устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления (ст.5 Закона Красноярского края №8-3542), что согласуется со ст.12 Конституции РФ, в соответствии с которой в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Постановлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района №734 утвержден порядок размещения на сайте Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, согласно п.2 которого размещению подлежат сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Главы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы категории «руководители» в Думе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Контрольно-Счетной палате Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Администрации муниципального района (органах Администрации муниципального района).

Изложенное свидетельствует, что каким-либо нормативно-правовым актом на Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обязанность публиковать на официальном сайте в сети Интернет сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы категории «руководители», не возложена.

При этом суд учитывает, что ни Закон Красноярского края №8-3542, ни постановление Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района №734 в установленном законом порядке не оспаривались.

По мнению суда неопубликование на официальном сайте указанных сведений не препятствует противодействию коррупции или ее проявлениям, поскольку в данном случае не отменяется контроль за расходами членов семей указанных категорий муниципальных служащих, а лишь изменяется его форма, в то же время опубликование данных сведений, в нарушение требований краевого и местного законодательства, может повлечь нарушение конституционных прав супругов и несовершеннолетних детей указанных категорий служащих на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст.23 Конституции РФ), а также на запрет распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст.24 Конституции РФ).

К тому же согласно ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

На основании ч.4 ст.198 ГПК РФ в решении суда должен быть указан закон, которым руководствовался суд.

Из разъяснений Верховного суда РФ, содержащихся в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59 - 61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Из приведенных норм следует, что при возложении какой-либо обязанности на одну из сторон суд должен руководствоваться конкретным законом, предусматривающим подобную возможность.

Такого рода нормативно-правового акта в заявлении прокурора не приведено, при рассмотрении дела не установлено.

Согласно ч.4 ст.254 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При таких обстоятельствах полагаю, что в действиях Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района нарушения требований какого-либо нормативно-правового акта не содержится, то есть основания для удовлетворения заявленных требований, отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района, поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконными бездействия Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по несоблюдению законодательства о противодействии коррупции, выразившегося в неразмещении на официальном сайте в сети Интернет сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2011 год супругов и несовершеннолетних детей муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы категории руководители, наложении обязанности устранить выявленные нарушения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы или представления прокурора через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья                                                                                      А.В. Кобец

В полном объеме решение изготовлено 13 августа 2012 года.