РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2011 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Е.М. Меньщиковой,
при секретаре А.С. Козловой,
с участием истца Мезенцева Р.М., представителя ответчика ОАО «Таймырбыт» Лавыш О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Мезенцева Романа Михайловича к Обществу с ограниченной ответственностью «Таймырбыт» об установлении причины и виновника залития квартиры,
УСТАНОВИЛ :
Мезенцев Р.М. обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Таймырбыт» об установлении вины и причины залития квартиры, указывая на то, что 12 декабря 2010 года в <адрес>, принадлежащей истцу на праве собственности, произошло залитие. В связи с тем, что истец в данной квартире не проживает, квартира была вскрыта комиссионно, о чем составлен акт с указанием причин залития. Согласно акта от 12.12.2010 года причиной залития квартиры стало перемерзание стояка канализации, работниками ОАО «Таймырбыт» стояк был отогрет. 17 декабря 2010 года истец обратился к ответчику с просьбой обследования квартиры после залития, 21.12.2010 года было произведено техническое обследование квартиры и составлен акт, в акте от 21.12.2010 года, согласно которому, причиной залития квартиры стало засорение канализации между первым и вторым этажом, также сделан вывод об отсутствии вины ответчика в залитии. Истец считает, что в акте составленном 21 декабря 2010 года отражена причина залития не соответствующая действительности, в связи с чем, истец просит признать причиной залития квартиры перемороженный стояк канализации, как указано в акте от 12 12.2010 года, и признать вину ответчика в залитии квартиры.
В судебном заседании истец Мезенцев Р.М. исковые требования поддержал, пояснил, что, судя по журналу выполнения сменных заданий, 12 декабря 2010 года стояки отогревали не только в его доме, на улице был мороз, и в связи с тем, что канализационный стояк в его доме не утеплен должным образом, по вине ОАО «Таймырбыт» произошло перемерзание канализационного стояка, что привело к залитию его квартиры.
Представитель ответчика ОАО «Таймырбыт» Лавыш О.О. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что причиной залития квартиры истца стала ненадлежащая эксплуатация канализации гражданами дома, согласно акту от 21.12.2010 года из стояка канализации была вытащена тряпка.
Выслушав мнение сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права Мезенцеву Р.М. на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 21,70 кв.м., по адресу: <адрес> (л.д. 8).
Из акта от 12 декабря 2010 года видно, что в связи с заявкой аварийной службы ПТЭС по причине течи в электрощитовую, комиссионно вскрыта <адрес>, обнаружено, что прессует канализация, произведены работы - отогрели стояк канализации (л.д.5).
Актом № 1025 от 21.12.2010 года установлено, что залитие квартиры произошло по причине засорения стояка канализации между первым и вторым этажом. Прочистили стояк канализации с <адрес>, вытащили тряпку. Заявка поступила в ПТЭС в 17 часов 25 минут, начало работы в 19 часов 15 минут, заявка выполнена в 22 часа 00 минут (л.д.6).
Из акта от 21.12.2010 года технического обследования <адрес>, составленного ОАО «Таймырбыт» следует, что необходим текущий ремонт пола в коридоре и комнате, имеется деформация и вздутие ДВП и линолеума, а также нарушение окрасочного слоя, и плинтусов в 2-х помещениях. При этом указано, что вина ОАО «Таймырбыт» отсутствует (л.д.7).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что квартира истца нуждается в ремонте, необходимость возникновения которого произошла из-за залива его квартиры.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату "обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность". Таким образом, деятельность по содержанию общего имущества дома является одной из основных обязанностей управляющей компании, что обусловливает значимость понятия общего имущества дома при решении вопроса о границах ее ответственности.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ "собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке".
Уточнение перечня объектов, которые включены в состав общего имущества многоквартирного дома, содержится в Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. В соответствии с Правилами, утвержденными данным Постановлением:
- "в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях".
Пункт 1 Правил, часть 3 статьи 162 ЖК РФ предусматривают, что в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан определяемый собственниками помещений состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление.
Согласно п. 5 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, а также Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ), в состав общего имущества в многоквартирном доме, обслуживание которого входит в плату за содержание жилья и ответственность за технический надзор за которым несет обслуживающая организация,входит канализационный стояк, то есть следить за его надлежащим состоянием и производить своевременный ремонт или замену должна обслуживающая организация. Таким образом, в связи с тем, что канализационный стояк относиться к общему имуществу жилого дома, обязанность следить за его исправностью возложена на управляющую компанию, а не на собственника квартиры.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако в силу пункта 4 статьи 13, пункта 5 ст. 14, пункта 6 статьи 28 Закона РФ "О защите прав потребителей", бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на исполнителе.
На основании ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
При этом в соответствии со ст. 14 Закона РФ "О защите прав потребителей" вред, причиненный имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем. Исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Аналогичная норма содержится в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, в которых сказано, что исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Ответчиком не представлено доказательств, что залитие квартиры истца и причинение вреда его имуществу произошло вследствие грубых нарушений пользования общим имуществом со стороны истца и других жильцов многоквартирного дома, также не представлено доказательств того, что управляющая компания надлежащим образом и в полном объеме представляла услуги.
Также ответчиком не представлено доказательств наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Судом допрошен свидетель Малышев Н.И., работающий слесарем сантехником в ОАО «Таймырбыт», который пояснил суду, что причин залития квартиры он на самом деле не устанавливал и не видел, так как до окончания своей смены в 19 часов 30 минут, они со своей бригадой успели только прогреть стояк. Тряпку он не видел, ее, как ему сказали, вытаскивала вторая смена аварийной бригады, акт и объяснительную с указанием причин залива квартиры, он писал, в связи с тем, что так ему сказал начальник РВДС Шевчук.
Свидетель Машкарудный А.Б. работающий старшим мастером в ЖЭУ ОАО «Таймырбыт», суду пояснил, что причиной залития квартиры стал перемороженный стояк, данный стояк отогревали с электрощитовой, дальше он участвовать в устранении аварии не стал, к устранению аварии приступила вторая смена.
К показаниям свидетелей Тихонова В.М. и Климушкина О.В. сантехников второй бригады, приступившей к ликвидации аварии после первой бригады, суд относиться критически, данные свидетели пояснили, что тряпку вытащили они, при этом свидетель Тихонов В.М. пояснил, что для того, чтобы узнать стекает вода или нет, он залазил под дом, так как от этого зависит установление причины, потому что при замерзании стояка, вода вообще не бежит, а при засорении потихоньку стекает. Свидетель Климушкин О.В. суду пояснил, что под дом никто никогда не залазит, о наличии воды узнают с ревизии. При этом свидетели пояснили, что данные в журнал вызовов записывает диспетчер со слов мастера, а мастера на момент устранения причин аварии с ними не было.
Судом также исследована копия журнала выполнения сменных заданий, согласно записи № 50 в 17час. 25 мин.: топит сверху эл. щитовую, с плотником Мударисовым, мастером ЖЭУ Машкарудным, сотрудником милиции вскрыли дверь <адрес>, прессует канализация, нужно греть на 1 этаже, заварили дверь. При передаче смены, произведена запись, что на Линейной 21-А нужно греть канализационный стояк. После передачи смены в журнале имеется уже запись № 1 в 19 часов 15 минут о том, что заморожен стояк канализации, с элекрощитовой прочистили стояк канализации, вытащили тяпку. К данной записи суд также относиться критически, так как исполнителями записаны Тихонов и Климушкин, которые как установлено судом вышли на смену только в 20 часов 10 минут, а с 19 часов 15 минут до 19 часов 30 минут работала первая смена, которая только прогрела стояк, и о наличии либо отсутствии тряпки в стояке канализации не могла знать.
Кроме того, согласно журнала выполнения сменных заданий 12 декабря 2010 года в аварийную службу по причине замерзших стояков либо отсутствия изоляции обращались граждане г. Дудинки более 40 раз.
Утверждения ОАО «Таймырбыт» относительно причины засора по вине жильцов дома, которые бросали в канализацию предметы домашнего обихода, бездоказательны. Найденный предмет - тряпка, никому из незаинтересованных лиц предъявлена не была.
Акты от 12.12.2010 года и от 21.12.2010 года подписывались работниками ОАО «Таймырбыт», не участвующими в установлении причин залива квартиры, данными работниками также написаны объяснительные записки, как они поясняют по распоряжению начальника, где они со слов руководителя написали причину залития квартиры.
В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать профилактическую прочистку сетей канализации в многонаселенных домах, как правило, не реже одного раза в три месяца, а также прочистку ливневой канализации не реже двух раз в год до периода наибольшего выпадения атмосферных осадков в районе.
А также согласно п. 5.8.3.: а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;
При этом в соответствии с п. 5.8.7. работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны разъяснять потребителям необходимость соблюдения настоящих правил пользования водопроводом и канализацией:
В перечень работ, выполняемых при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов, входит прочистка канализационного лежака. Закрепление в строительных нормах и правилах при проектировке внутреннего водопровода и канализации зданий в п. 17.23. обязательного условия по установке ревизий или прочисток также говорит о необходимости в дальнейшей эксплуатации производства работ, не только связанных с исправлением аварийных ситуаций, но и работ по предотвращению их наступления (т.е. профилактических мероприятий - прочисток канализационного стояка -Постановление Государственного комитета СССР по делам строительства от 4 октября 1985 г. N 189 "Об утверждении СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий").
В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 29.07.2010), «Коммунальными услугами надлежащего качества" являются коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Исходя из п. 49 исполнитель обязан:
б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором;
г) самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
д) устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором;
Анализируя изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии вины жильцов дома и о виновности обслуживающей организации в заливе <адрес>, по причине предоставления услуг ненадлежащего качества, так как ответчиком не представлено доказательств того, что в указанном доме проводились профилактические мероприятия, ремонт или промывка канализации, в соответствии с требованиями к содержанию и ремонту жилых зданий в районе вечной мерзлоты, в связи с чем требования об установлении вины ОАО «Таймырбыт» в залитии квартиры являются законными и обоснованными.
В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.
В случае причинения исполнителем или третьими лицами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель (или его представитель) и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг, и за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что причиной залития квартиры истца явилось ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по содержанию инженерных коммуникаций, в связи с чем ответственность за причинение ущерба, причиненного истцу в результате залития его квартиры лежит на ОАО «Таймырбыт».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мезенцева Романа Михайловича к ОАО «Таймырбыт» удовлетворить.
Признать причиной залития <адрес> - перемерзание канализационного стояка вследствие ненадлежащего исполнения ОАО «Таймырбыт» обязанностей по содержанию инженерных коммуникаций.
Признать вину ОАО «Таймырбыт» в залитии <адрес>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение десяти дней с момента его изготовления в полном объеме с подачей жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.
Судья Е.М. Меньщикова
В полном объеме решение изготовлено 29 марта 2011 года.